Советы родителям
занимательные факты на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям. Как относиться к школьной оценке:
Эта статья - для родителей школьников, которым не безразличны школьные успехи их детей.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ?
Обучение
"Отличники", "Хорошисты", "Средние"...
Школьная отметка – некая цифра, поставленная за письменное или устное выполнение задания по учебной программе, призванной поэтапно передать детям знания по разным предметам – является связующим звеном в сообществе «школа, ребёнок, родители». В этом сообществе иногда бушуют страсти радости, а иногда негодования, и почти всегда присутствует напряжённое ожидание родителей: «Что принесёт ненаглядное чадо в дневнике своём из школы?». А чадо, получившее отметку низкую – цифру нехорошую, бредёт домой с ногами отяжелевшими, предчувствуя угрозу наказания и гнев родных воспитателей…
Ни для кого не секрет, что школьная отметка в журнале не только оценивает успеваемость, но и создаёт штамп для каждого учащегося: кто-то «отличник», кто-то «хорошист», кто-то «средний», кто-то «неуспевающий». Оценки, получаемые ребёнком за день, неделю, месяц накапливаются, влияя на его психологическое состояние, на уверенность и осознание своих возможностей. Дети, слабо успевающие с первых лет обучения в школе, могут надолго задержаться на этом уровне успеваемости, если им не помогут взрослые.
Мнение учителя о каждом школьнике, как правило, дети в классе безошибочно угадывают, и отношения одноклассников зачастую складываются в зависимости от оценки взрослого.
Низкая оценка вызывает отрицательные ожидания, и таким образом зарождается неуспех, иногда серьёзно сказывающийся на развитии. В школе ценят знания, и ученик неуспевающий там не уважается. А он, отрицая школьные ценности, теряет учебный интерес, нарушает дисциплину, ищет самоутверждение вне стен учебного заведения. И, если родители в возбуждённом состоянии крикнут вслед ребёнку, отправляющемуся в школу: «Получишь двойку – не приходи!», он и не придёт – дети не понимают переносных значений слов. И будут потом взрослые ругать себя за глупые, бездумные угрозы, в отчаянии мотаясь в поисках своего чада ненаглядного…
А ещё иногда произносится в общении с неуспевающим ребёнком страшная фраза: «Ничего хорошего от тебя не дождёшься …». Не спешите произносить её, дорогие родители, даже если в дневнике сплошные двойки и замечания. Есть удивительный способ подтягивания ученика – «эффект Пигмалиона». И заключается он в вере взрослого и терпеливом ожидании. Родители и учителя, верящие в неуспевающего ученика, потерявшего интерес к учёбе, уподобляются Пигмалиону, создавшему статую и вдохнувшему в неё жизнь.
Детям очень нужны сочувствие и поддержка родителей при неуспехе, однако важно не только их любить, но и знать их особенности, интересы и склонности, учитывая обязательно при этом физическое состояние. Нереально и небезопасно ждать от ребёнка, ослабленного постоянными болезнями, отличной учёбы по всем предметам – нужен щадящий режим и внимание в первую очередь к здоровью малыша.
Младший школьный возраст благоприятен для влияния родителей на формирование личности, поэтому очень важно не пропустить это время, так как с каждым годом значимость для него ожиданий взрослых уменьшается. Конечно же, и сами родители должны быть авторитетны, и мнение их для ребёнка должно быть ценно. Дети в начальных классах, как правило, обращают внимание не столько на уровень оценки, сколько на её справедливость. И для них очень важна моральная поддержка родителей.
Если ученик старался и вложил много труда в выполнение задания, а оценку получил посредственную или плохую, то она может восприниматься им как несправедливая. В этом случае тщательный и объективный анализ родителя совместно с ребёнком его проделанной работы может определить, насколько расходятся ожидания с оценкой учителя. Очень полезно и плодотворно для родителей учиться вместе с детьми оценивать выполненные ими школьные задания.
Но встречаются случаи, когда оценка учителем действительно занижена из-за его отрицательных ожиданий. Это происходит, когда у него уже возникла отрицательная установка, и он не верит в прочность знаний ученика, считая успех случайным. Тогда приходится запастись терпением, сосредоточить усилия и хорошо подготовить задание, а может быть и не одно, чтобы удивить учителя с его отрицательными ожиданиями. И делать это никогда не поздно, но чем дальше, тем может быть труднее.
Завышенные оценки, как правило, не воспринимаются самим учеником, как незаслуженные, однако обострённо могут реагировать на них одноклассники, считающие их обладателя любимчиком учителя. Но завышенная оценка может быть и щадящей, поддерживающей неуспевающего ребёнка, и это доверие может стать стимулом для дальнейшего совершенствования.
Важно научить ребёнка относиться с уважением к чужому труду и способностям, видеть продвижение к поставленной цели. Если Вы, дорогие родители, будете оптимистично и трезво оценивать школьные успехи своего ребёнка, отмечать все его даже самые незначительные достижения, радоваться вместе с ним, то поможете ему справляться с неуверенностью и слабостями. Уделяйте больше внимания своим детям, не забывайте об «эффекте Пигмалиона» поддерживайте их морально, не теряя чувства реальности, проявляя сострадание и сочувствие при неуспехе. Поверьте по-настоящему в силы ребёнка, и Ваши ожидания непременно начнут сбываться.
Берегите, дорогие взрослые, своих детей, никогда не отчаивайтесь из-за плохих оценок, учитесь вместе с ними оценивать их учебную работу и исправлять недостатки.
Школьникам, желающих учиться победно! Как ставить цели и достигать их.:
КАК СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ
Что такое успех для школьника? Это, например:
• Бодрость и тонус в течение всего учебного года;
• Эффективная работа на уроках;
• Хорошие отношения с учителями и одноклассниками;
• Взаимопонимание с родителями;
• Умение справляться с любыми возникающими проблемами;
• Как итог – хорошие отметки в аттестате, а потом поступление в избранное учебное заведение без чрезмерных нервных и финансовых затрат.
Любое из этих положений можно определить как одну из целей на данном отрезке жизни, и при желании их можно дополнить тем, что вы считаете важным. Однако в любом случае цель должна быть поставлена правильно. Каковы же критерии правильной постановки целей? Их несколько.
1. Позитивность. (чего я хочу?).
Цель должна быть сформулирована в позитивной форме и описывать результат, которого вы хотите достигнуть, а не того, чего избегаете. В формулировке цели не должно быть слов «избавиться от…», частицы «не». Чем яснее поставлена цель, тем короче путь к ней, потому что подсознание будет подсказывать вам наиболее правильные шаги и наиболее сильные решения в любой ситуации.
2. Ориентация на себя (Что в этом зависит от вас? Как бы вы хотели измениться?)
Цель находится в сфере вашего контроля. Это результат, который вы ждете от себя, а не от других людей. Даже если результат требует участия других людей, вы можете выбирать, как вы будете себя вести.
3. Сенсорная очевидность (что вы увидите, услышите, почувствуете, сможете сделать, когда добьетесь результата?)
Здесь надо постараться определить конкретные признаки достижения результата, которые можно четко ощутить.
4. Экологичность (Как желаемый результат повлияет на вашу жизнь?)
Определяем последствия, которые вызовет достижение цели в вашей жизни. Все они должны быть для вас позитивными и желательными.
5. Ресурсы (какие ресурсы нам нужны, чтобы добиться результата?)
Ресурсами мы называем все то, что поможет достичь цели. К ним можно отнести собственное физическое и психическое здоровье, добрые взаимоотношения в семье, собственное жизненное пространство (отдельная комната или рабочий уголок), хорошую память, умение концентрироваться на выполнении работы и доводить ее до успешного итога, книги, компьютер и умение уверенно работать с ним, а также круг знакомых, способных и готовых помочь в случае необходимости. Этот список можно дополнить приятной внешностью, развитой речью, умением без страха общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, быстрой реакцией на ситуацию, умением организовать себя и свое время. Короче говоря, ресурсы – это все то, что мы можем использовать в своих интересах.
6. Препятствия. (Что мешает вам достичь желаемого результата уже сейчас?)
Здесь список каждый составляет сам для себя, и важно сделать это максимально честно – себя, конечно, тоже можно обмануть, но это потом выйдет боком. Можно отметить:
• лень – неспособность заставить себя сделать то, что нужно, но не хочется;
• внешнюю непривлекательность: лишний вес, дефекты внешности, плохая осанка;
• неряшливость, неопрятность;
• несобранность, неумение организовать свое время и свое жизненное пространство;
• неумение спокойно, с достоинством и дружелюбно общаться с родителями, другими родственниками и просто знакомыми;
• страх выйти к доске или первым подойти к незнакомому или малознакомому человеку и заговорить с ним;
• неспособность отстоять собственное мнение в споре;
• страх попросить совета или помощи;
• неумение довести до конца начатое дело
и еще многое другое – у каждого свое. Если вчитаться повнимательнее и немножко подумать, то окажется, что в этом списке практически нет ничего, чего нельзя было бы изменить, если поработать с этим. Даже маленький рост, кривые ноги и редкие зубы.
Итак, критерии правильно поставленной цели определены. Что же дальше?
1. Одно из важных условий первого этапа работы с целями – думать на бумаге. Не записанная цель – всего лишь доброе намерение или элемент фантазии, она лишена энергии. Поэтому обязательно запишем цель: «Я хочу …»
2. Определимся с целями в каждой сфере нашей жизни: здоровье, внешний вид, отношения с родственниками и друзьями, учеба, самовоспитание и т.п.
3. Определяем сроки достижения цели. Например: я пробегаю стометровку не более, чем за столько-то секунд к такому-то сроку. Или осваиваю раздел учебника, новую технику на компьютере, достигаю нужного объема талии. Цель без срока выполнения – всего лишь мечта.
4. Составляем список того, что предстоит сделать для достижения цели. Постоянно пересматривать и расширять его.
5. Преобразуем этот список в план: упорядочим его элементы в соответствии с их важностью, приоритетностью, и расположим в хронологическом порядке – в том, в каком легче работать. Минута, потраченная на планирование, экономит не менее 10 минут в ходе практического воплощения идеи.
6. Решаем для себя каждый день делать хоть что-нибудь, что приблизит нас к цели. Это должно быть частью ежедневного плана. Важно не давать себе останавливаться: даже крошечный шаг лучше, чем застой или откат назад. И еще помним: довести до конца важное дело легче, чем бросить его на полпути.
7. Постоянно держим в голове свои цели и при необходимости меняем их – разумеется, в сторону совершенствования. Однако важно не переусердствовать в этом: не стоит прекрасно выполнять работу, которая мало кому нужна или скоро потеряет актуальность. Например, до зеркального блеска намывать полы. Здесь не забудем о золотой середине.
И еще способы организовать самого себя на пути к цели.
Генеральный список – все, что приходит в голову в связи с планируемым на будущее. Идея потом станет целью или задачей.
Месячный список – составляется в конце каждого месяца на перспективу следующего. В него включаем те пункты генерального списка, которые реально можем осуществить в предстоящем месяце.
Недельный список составляется в течение текущей недели на следующую.
Ежедневный план включает дела только данного дня.
Планируя дела, стараться осознавать, в какой мере они приблизят вас к достижению цели. Кроме того, чтобы не утонуть в потоке дел, полезно использовать метод АБВГД, то есть расставить дела в порядке их важности:
А – самое важное, невыполнение чего принесёт серьёзные проблемы (уроки на завтра, срочные домашние дела, пришивание внезапно оторвавшейся пуговицы на видном месте, лечение в случае нездоровья и т.п.);
Б – то, что следовало бы сделать, но серьёзные проблемы маловероятны, и пока это можно отложить (начать подготовку к зачету или сочинению, поискать нужные книги, поговорить с кем-либо, начать бегать для здоровья или делать гимнастику по утрам);
В – то, что хорошо было бы сделать, но не обязательно (посмотреть фильм, сходить в гости);
Г – то, что можно поручить другому;
Д – то, что можно не делать вообще (что уже не важно или работа по привычке).
Далее расставляем дела, намеченные на день или неделю в порядке: А1 – А2 – А3 –Б1 – Б2 – Б3 и т.п.
И самое главное – выбрать дело № 1 и начать его выполнять немедленно, а выполнив – радостно вычеркнуть из списка. Это ваша первая победа.
Главное – не останавливаться, и успех станет неизбежным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение Родителям.Детские советы родителям.
Лирическое стихотворение-напутствие родителям о том, что нужно беречь детскую душу....
для родителей. книга-психолог.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
рассматриваютмя интересные вопросы и пути их решения....
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Консультация для родителей "Советы родителям, как общаться с детьми 4-5лет"
Советы родителям...
Консультация для родителей "Советы родителям по воспитанию"
Родители – первая общественная среда ребёнка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образо...
Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ «Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями. Советы родителям»
Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ «Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями. Советы родителям»...
Презентация для работы с родителями "Школьная мотивация: 10 советов родителям"
Эта презентация может быть использована классными учителями при проведении родительских собраний. Она включает в себя описание основных ошибок, которые допускают родители, пытаясьповысить у своих днтн...
Комментарии
Как относиться к школьной оценке своего ребенка?
Отличная статья, Ирина Николаевна! Много практических заданий(запиши, обдумай, ответь), которые, при их выполнении, действительно приводят к успеху!Будучи классным руководителем, использовала в работе с детьми и записи, и анализ достигнутого. Детям очень это нравилось, они ощущали результат на себе. Приходил действительно УСПЕХ!Спасибо!