Родительское собрание: «Мы и наши старшие дети»
план-конспект урока (6 класс) по теме

Искусство воспитания имеет ту особенность, писал К.Д.Ушинский, «что почти всем оно кажется делом знакомым и приятным, и иным даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком». Нередко причиной неудач семейного воспитания является наша элементарная педагогическая неграмотность. Прежде всего, ребёнка нужно уважать, видеть в нём человека и верить в него. Если к ребёнку подходить по принципу «как можно больше уважения, как можно больше требований», он и на самом деле станет таким, что заслужит наше уважение. Когда мы с доверием относимся к нашим детям, они сами о себе всё рассказывают. И этим следует руководствоваться в воспитании (и так с первых дней сознательной жизни ребёнка). Замечательный педагог А.С.Макаренко говорил, что подходить к человеку следует с оптимистической гипотезой, т.е. с верой в него, с уважением в нём пусть маленького, но человека. Надо понимать его душу, уважать его настроение, надо понимать, что у подростка, как правило, повышенное чувство своей самостоятельности, особая чувствительность и ранимость. Уважать ребёнка – не значит баловать его, уважать – значит требовать. Требовательность должна быть педагогически оправданной. Во многих семьях всё ещё царит множество приказаний, окриков: «нельзя», «не смей», «а ещё ученик», «ты должен!». Это ничего не даёт. Необходимо научиться находить то единственное слово, единственную интонацию, в которой каждая фраза, адресованная ребёнку, должна быть сказана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_nashi_starshie_deti.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское

собрание:

«Мы и наши старшие дети»

Классный

руководитель:

Насырова Р.Н.

Камышла

План:

  1. Доклад: «Мы и наши старшие дети».
  2. Итоги  II  четверти.
  3. Выступления:
  1. Тухвачина А.Г. – зам.директора по воспитательной части;
  2. Хайруллина М.Г. – зам.директора по учебной части;
  3. Костюкевич Г.И. – приёмная мама  Журавель Н.;
  4. Мухаметзянова Н.И. – приёмная мама Денисова Д.
  1. Новый год – год Белого кролика. Поздравления.
  2. Чаепитие в кабинете СБО.

Мы и наши старшие дети.

Искусство воспитания имеет ту особенность, писал К.Д.Ушинский, «что почти всем оно кажется делом знакомым и приятным, и иным даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком».

Нередко причиной неудач семейного воспитания  является наша элементарная педагогическая неграмотность. Прежде всего, ребёнка нужно уважать, видеть в нём человека и верить в него. Если к ребёнку подходить по принципу «как можно больше уважения, как можно больше требований», он и на самом деле станет таким, что заслужит наше уважение. Когда мы с доверием относимся к нашим детям, они сами о себе всё рассказывают. И этим следует руководствоваться в воспитании (и так с первых дней сознательной жизни ребёнка). Замечательный педагог А.С.Макаренко говорил, что подходить к человеку следует с оптимистической гипотезой, т.е. с верой в него, с уважением в нём пусть маленького, но человека. Надо понимать его душу, уважать его настроение, надо понимать, что у подростка, как правило, повышенное чувство своей самостоятельности, особая чувствительность и ранимость. Уважать ребёнка – не значит баловать его, уважать – значит требовать. Требовательность должна быть педагогически оправданной. Во многих семьях всё ещё царит множество приказаний, окриков: «нельзя», «не смей», «а ещё ученик», «ты должен!». Это ничего не даёт. Необходимо научиться находить то единственное слово, единственную интонацию, в которой каждая фраза, адресованная ребёнку, должна быть сказана. Только тогда будут действенными слова. Ведь, что значит сказать ребёнку: «дай честное слово, что ты никогда не будешь так делать», или «дай слово, что ты исправишься», или «сделай это для меня», причём сказать, не имея при этом никаких оснований поверить в то, что давая слово, ребёнок может его выполнить? Это значит потребовать невозможного. Нельзя требовать от ребёнка обещания вдруг, сразу «исправиться». Родители должны научиться анализировать не только ребячьи промахи, поступки, но и собственные ошибки и просчёты. Воспитывая ребёнка, необходимо ставить себя в его положение, уметь разбираться в мотивах его поступка. Это и поможет в выборе воспитательных средств.

Где бы вы ни были – на работе, на отдыхе, дома или в дороге – стоит заговорить о взаимоотношениях нас, взрослых, и наших старших детей, как беседа сразу оживляется, становится взволнованной и общей. Нередко приходится слышать боль, раздражение и растерянность в тоне родителей, когда они говорят о своих приёмных детях. Ещё чаще чувствуешь затаённую покорную грусть, когда приёмные матери говорят как о должном, что даже у шестиклассников уже своя, совсем особая жизнь, они скрытны и подчас непонятны.

Все родители любят своих детей и, кажется, создают им условия для счастливой жизни, а дети…дети, когда вырастают, отдаляются от них, становятся чужими. Возникают недоразумения, ссоры. Словно два враждующих лагеря. Родители не понимают, в чём дело. И даже когда молодёжь сбивается с пути и попадает на скамью подсудимых, даже тогда в зале суда часто слышатся полные недоумения оправдания: «Уж как мы их любили, как заботились, делали буквально всё, чтобы они были счастливы». Так говорят те, кто считает, что любить ребёнка – значит вовремя накормить его, одеть, заботиться о его здоровье, следить за отметками в школе и вообще делать всё, чтобы детство было беззаботным. Дошкольник ещё может удовлетвориться такой любовью. Но когда ребята вырастают, когда они переходят в так называемый старший возраст, одной такой любви им недостаточно.

Вот разговор двух старшеклассников. Они мечтали: «Эх, хорошо бы летом удрать подальше от родителей!». Мальчики отдавали должное той любви и заботе, которой окружали их. И всё же… «До чего же надоела их опека и забота, мочи нет. Куда бы удрать?».

Наши старшие дети уже почти взрослые. Они понимают, что им надо готовиться к самостоятельной жизни и поэтому страстно стремятся разобраться в тех сложных проблемах, которые встают перед ними, выработать собственные взгляды. Они понимают, что без этого будут безоружными в дальнейшем. Для молодёжи это становится главным вопросом жизни. Те родители, которые далеки от внутреннего мира своих детей, в этом главном помочь им не могут. А чрезмерная опека и ласка воспринимаются часто старшеклассниками как покушение на их самостоятельность и поэтому раздражает.

Возмущают молодёжь и те, кто стремится навязать им готовые рецепты поведения. Дети старшего возраста остро чувствуют: им жить, они сами должны выработать свои взгляды. В этот период жизни ребятам становится близок и дорог тот, кто вместе с ними будет решать все эти проблемы. От нас зависит, станем ли мы в это время близкими для наших детей людьми. Тогда эта близость сохранится на всю жизнь. Когда же родители упускают эту возможность, то ребята отдаляются от них, замыкаются в своих переживаниях, иногда даже противопоставляют себя взрослым. А взрослые в свою очередь перестают понимать детей. Нередко родители, оправдывая себя, перекладывают ответственность за воспитание детей на школу. Но ведь у педагога несколько учеников, он просто не в состоянии внимательно следить за каждым отдельным учеником, быть в курсе его исканий. Именно родители, которые хорошо знают своего ребёнка, могут направить его искания на верный путь.

Воспитание чувств, воспитание характера происходит в основном в повседневной семейной жизни. Поэтому мы, родители, ответственны за то, какими людьми они вырастут, что они могут дать обществу и людям.

Перед каждым поколением молодёжи встают всегда одни и те же проблемы – проблемы долга, чести, труда, дружбы, любви, семьи, проблемы взаимоотношений людей. Всё это каждый раз заново решает для себя молодой человек, вступая в жизнь.

Но многие ли родители знают, как говорить со своими взрослыми детьми, как передать им свой нравственный опыт? Знают ли, как и при каких условиях их речи будут восприниматься детьми, а личный пример будет заразителен? Не должно быть  у нас горьких слов: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Пусть молодёжь знает всё, что знаем мы, и дерзко ищет нового. Пусть своими дорогами несёт к той же цели взятую у нас эстафету. Для этого нам, взрослым, надо научить наших детей всему, что мы сами узнали, и не только в науке, но и в области этики.

Можно требовать повиновения, вежливости, ответственного отношения к своему делу. Но заставить уважать, как и заставить любить, – невозможно. Между тем часто и педагоги, и родители придерживаются мнения, что уважение к ним со стороны детей должно проявляться автоматически, независимо ни от чего. Когда говоришь на эту тему с родителями, они возмущаются, говорят примерно так:

- Как это дочь или сын может меня не уважать? Я её или его выкормила, человеком сделала, сколько мук с нею или с ним перенесла. Да какое право она или он имеет меня не уважать?

Мать явно спутала два понятия – чувство долга и уважение, а это – разные вещи. Истинное уважение выражает признание высоких человеческих качеств, которыми мы обладаем. И если нас не уважают, то причину этого мы должны искать прежде всего в нас самих. Живой пример взрослого – величайшая сила в воспитании. Мы все знаем эту педагогическую аксиому, но каждый раз, когда дело касается наших приёмных детей, мы об этом забываем. Мы забываем, что всюду и всегда рядом с нами зоркие и внимательные глаза наших детей. Они всё видят, всё замечают: нашу принципиальность или половинчатость, наше трудолюбие или отвращение к труду, наш такт или грубость в отношении к людям – все наши качества, привычки, взгляды. И судят нас, конечно, в меру собственного опыта и понимания жизни, но судят. И все мы в своё время так судили. И наших детей так будут судить их дети. Это закон жизни. Поэтому не будем прятаться за звания «отец», «мать». Они нам дают право лишь на вежливость и корректность, которые можно и должно требовать. Уважение каждый должен заслужить.

Ключ к пониманию психики наших старших детей – взаимное уважение.

Первое. Уважать наших старших детей – это значит не повторять давно известные истины.

Второе. Если мы уважаем человека, мы не будем ему лгать.

Третье. Уважать детей – значит признавать, что и они могут иметь свои взгляды.

И тогда они не будут говорить нам: «Не учите нас», потому, что мы будем  учить тому, чему сами учимся,  – быть новыми людьми нового мира. И это будет большое счастье и для нас, и для молодёжи. Но, хотя и сказал Короленко, что «человек создан для счастья, как птица для полёта», человеку не так легко быть счастливым, как птице летать. Как всякое счастье, и счастье настоящих взаимоотношений с молодёжью даётся с большим трудом. Легко сказать «взаимное уважение», но везде для этого надо прежде всего иметь общий язык. Что такое «общий язык»? это образное выражение. Конечно, мы все говорим одни и те же слова, состоящие из тех же звуков. Но часто понятия в эти слова вкладываем настолько разные, что иногда не понимаем друг друга. Вот пример.

В магазине очередь. Толстый мужчина сердито преградил дорогу женщине с ребёнком: «Нет, в очередь! Одна с ребёнком пришла, теперь другая. Принципиально не пущу!». А на них смотрит хохочущий студент: «Принципиально?»  –  «Принципиально». – «Какой высокий принцип», – заливается студент, а на него удивлённо  смотрит, не понимая, чем вызван этот смех, толстый мужчина. У этих тоже нет общего языка. Или –«Нет, дайте жалобную книгу. Я не могу оставить так эту возмутительную историю, это вопрос принципа», говорит одна женщина. – «Подумаешь, принципиально»,  –  отвечает другая. Даже слова одни и те же говорят, но безнадёжно не понимают друг друга. Нет общего языка.

Для того, чтобы был «общий язык», нужны общие взгляды, мировоззрение, мироощущение. Вот это и должно быть главной целью нашего воспитания. И много надо приложить для этого сил, труда. Да, счастье нелегко даётся.

Не думайте, что строгость, требовательность, если они справедливы, оттолкнут ребёнка от вас, заставит меньше любить. Вот рассказ матери о единственной дочери. Она бесконечно любила свою девочку. Была её другом, поверенной её тайн, товарищем её игр. Но в то же время была с дочерью очень строга и требовательна. Соседки даже осуждали её за излишнюю, с их точки зрения, строгость. Мать очень мучилась из-за этого. Как-то сказала дочери: «не обижайся, доченька, что я строга к тебе, часто сержусь на тебя». Олечка удивлённо протянула: «Строга? А я не замечала». Мать облегчённо вздохнула.

Если строгость справедливая, требования последовательны и постоянны, соединены с любовью, вниманием, то строгость ребёнка не оттолкнёт, не заставит  любить вас меньше. А уважать он вас будет больше. Любить ребёнка – это не только холить его и вызывать его улыбку. Любить ребёнка – это с ранних лет готовить его к жизни, думать о его будущем счастье.

Старший возраст. Возраст, когда определяется окончательно характер. Самое интересное время. Подросток превращается во взрослого. Познать себя. Познать жизнь. Познать своё место в жизни – вот те сложнейшие задачи, которые стоят перед нашими детьми в это время.

Ребёнку среднего возраста ещё не под силу познать себя. Он идёт от более лёгкого – от стремления понять других. Узнавая других людей, он как бы подготавливает свою психику к тому, чтобы понять себя. Замечает девочка, что подружка её вызывает отвращение окружающих своей нечистоплотностью, и начинает с испугом проверять себя, не похожа ли сама на неё. Возмутится подросток некрасивым поступком товарища, и вдруг мелькнёт мысль: «А я не такой?». И вспоминает свои  собственные поступки. Так начинается самоанализ и постепенно нарастает интерес к моральным проблемам. Но нравственные идеалы воплощаются для подростков в образы конкретных людей. Причём они ещё не могут понять всей сложности характера человека. Достаточно, чтобы их поразила и привлекла какая-нибудь одна черта, чтобы они оказались пленены этим человеком, идеализировали его, подчинялись. В этом секрет, почему иногда хорошие ребята среднего возраста попадают под плохое влияние и власть товарищей.

Юность уже способна на критическое мышление. В это время молодёжь любит спорить со взрослыми. Умение найти ошибки в суждениях взрослых радует их, так как доказывает им самим их зрелость, самостоятельность. Ссоры с родителями довольно часты в этом возрасте, и это понятно. Самоутверждение, стремление к самостоятельности пронизывают все поступки старшеклассников. Нужно человеку верить в себя, когда он определяет свою дорогу в жизни. Очень нужно. А юность этой уверенностью не обладает. Поэтому молодёжь инстинктивно, защищая себя, встречает враждебно всё, что, по её мнению, посягает на их самостоятельность, самоутверждение.

Вот пример. Пришла учительница по просьбе матери домой к девятикласснику Саше. Сначала говорили все вместе, а потом она обратилась к Саше: «Ты прости меня, пожалуйста, но у меня к тебе просьба. Мне как-то легче говорить о тебе без тебя. Может быть, ты уйдёшь?». «Пожалуйста» - с готовностью ответил Саша и вышел. Мать удивлённо переглянулась с дедом и сказала отцу: «Видишь, стоило один раз сказать, и он тут же ушёл». Учительница поразилась: «Ну, а что же ему оставалось делать?» - «О, вы не знаете, как у нас бывает. Стоит сказать: «Саша, сядь», - он встанет, «Саша, встань» - он сядет. Всё наоборот делает». В этой семье борьба за самостоятельность у юноши приняла просто нелепые формы. Но ведь даже при учительнице родители говорили с ним таким тоном, точно он маленький. Часто мы, родители, не замечаем, что дети выросли, и считаем возможным выросшего человека втискивать, как в детские башмаки, в старые формы отношений. Распоряжаемся, как маленькими!  Не считаемся с их мнениями. Это вызывает у старших дете6й недовольство.

Если вы решите начать перевоспитание детей старшего возраста, то нужно не постепенно усиливать свои требования, как это делают с маленькими. У старших ребят это вызывает такое же постепенное нарастание сопротивления. Педагоги считают, что надо поставить их сразу перед фактом полного изменения стиля  жизни, сразу переменить форму обращения с ними. Хорошо отправить  сначала от себя его летом в поход, в деревню на как можно большой срок, чтобы был какой-то временный перерыв между старым тоном в воспитании и новым. Потом встретить бодро, весело. Может быть, устроить торжественную встречу. Может, при других (гостях, родных) объявить: «Вот, друг, теперь ты вырос. Теперь всё. Отношусь как ко взрослому». И действительно, резко переменить обращение. Если раньше была резкость, приказ, то теперь подчёркнутая вежливость, только просьба. Подчёркнуто считаться с мнением, советоваться, как со взрослым. Если он по старой памяти встанет в оборонительную позицию, то мягко удивиться: «Что это ты вспомнил детство?» и перевести разговор на другое. Только нельзя допустить, чтобы вы стали вежливы, а они остались грубы. Здесь дело такта и выдержки взрослых. Обычно ребята бывают рады такой перемене в их жизни и стараются сами следить за собой. Постепенно вырабатывается новый стиль отношений. Достаточно изменить тон, обратиться к старшекласснику, как ко взрослому, и он совершенно по-другому будет воспринимать ваши слова. Если ребята увидят, что вы не повторяете уже надоевших им наставлений, а подходите со всей серьёзностью к тем сложным вопросам, которые ставит перед ними современность, они сами потянутся к вам. Поэтому, не пугайтесь, товарищи родители, самоуверенного вида ваших детей. Им очень нужна ваша помощь, может даже больше, чем это было нужно ребятам предыдущих поколений.

В детстве человек познаёт мир не только разумом, но и сердцем; всё, что происходит в жизни, пробуждает в детской душе самые разнообразные переживания, порывы, стремления. Среди этих душевных движений детства особенно глубокий отпечаток оставляют чувства сострадания, участия. Чтобы быть самому счастливым, надо бережливо, чутко, заботливо прикасаться к сердцу других людей. Мы живём в то замечательное время, когда каждый из нас с радостью и воодушевлением создаёт что-то важное и нужное для своих соотечественников – хлеб и машины, одежду или космические корабли, новую породу продуктивного скота или симфонию. Но вместе с тем все мы выполняем и такую великую и счастливую миссию, как созидание нового человека, его разума и чувств, взглядов и убеждений.  

 

Ребята! Скоро наступает Новый год – год Белого Кролика. Близится к завершению год бесстрашного и сильного Тигра. Ему на смену приходит новый хозяин – хрупкий пушистый зверёк, Кролик (Кот).

По Восточному календарю, следующий, 2011-й год, будет годом металлического Белого Кролика или Кота.

Кролик – существо спокойное и доброе. Поэтому в Новогоднюю ночь настройтесь на позитив, спокойствие и доброту – таким обязательно будет весь год. Кролик – романтик и дипломат, ценитель домашнего уюта. Поэтому, ребята, и наши дорогие родители, никаких ссор!  Кролик – неисправимый романтик, поэтому мы дарим вам приятные мелочи, которые должны вам  поднять настроение.

Самое главное при встрече Нового 2011 года – это настроение, постарайтесь оставаться в позитивном расположении духа, будьте добродушны, гостеприимны и милы, тогда 2011 год будет для вас удачным!

Оборудование занятия:  новогодние открытки, конверты с раздаточным геометрическим материалом.

Гости:   рисунки вертолёта, Снеговика, зайца, Снегурочки, Деда Мороза, красавицы ёлки, спички и родители.

  1. – Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в сказочный зимний лес в гости к Деду Морозу. Он прислал каждому из вас пригласительный билет – новогоднюю открытку. Но путь предстоит не из лёгких. Сначала нам нужно отгадать ребусы. Отгадав ребусы, мы узнаем, в каких словах прячется число 100.     

РАС100ЯНИЕ,    ЛИ100К,    100Л,     100ЛБ,     ПИ100ЛЕТ,    ТЕ100,    Э100НИЯ,    РО100К,      ВО100К,      СВИ100К…        

                                                                           

  1. Путь к Деду Морозу – долгий, поэтому мы отправимся туда на вертолёте в сопровождении весёлого Снеговика. (на доске появляются рисунки вертолёта и снеговика).                                    

  – Ребята, из каких геометрических фигур состоят вертолёт и снеговик? У каждого ученика конверт с различными геометрическими фигурами. Они должны составить из этих фигур вертолёт. У кого лучше?

  1.  Для того, чтобы получить право занять места в вертолёте, мы должны выполнить задание, приготовленное для нас Снеговиком. Снеговик предлагает вам «подумать» руками. Как вы считаете, можно ли «думать» руками? Конечно, думать вы будете головой. Но руки помогут вам в этом.    Сложить из 19 спичек фигуру:

Дети работают парами. Уберите 7 спичек так, чтобы осталось 3 квадрата. Чья работа получилась лучше?

Пока вы «думали» руками, вертолёт доставил нас к месту посадки. Но вот беда: в лесу нет посадочной площадки. Придётся прыгать с парашютом. Но приземлиться может только тот из вас, кто решит пример, записанный на парашюте. (У каждого ученика разноцветный парашют – там записаны примеры).

Вы все верно нашли ответы, приземлились мы точно в заданном месте, и мы отправляемся по лесной тропинке на поляну.                                             – Смотрите, нам навстречу спешит заяц. Он показывает нам дорогу.  

И вот, наконец, мы на сказочной, занесённой снегом поляне. Нас встречают Дед Мороз, Снегурочка, зверята и красавица-ёлка. Но, как вы думаете, ребята, чего не хватает на ёлке? Правильно, игрушек. Давайте украсим ёлку. У каждого из вас на пригласительном билете записаны примеры. Украсить ёлку сможет только тот, кто решит их правильно. (У каждого ученика на пригласительном билете записаны разные примеры). Дед Мороз и Снегурочка на память об этом занятии приготовили вам сюрприз. (Подарить подарки). Сделать из красивой бумаги огромную конфету, оклеить её блестящими звёздами из фольги, а внутрь спрятать игрушки, конфеты и мандарины. Все получили подарки, сделанные руками учеников.

Все мы прощаемся с Дедом Морозом и его друзьями и возвращаемся в кабинет СБО для чаепития с одноклассниками и родителями, воспитателями и учителями, приглашёнными гостями. В кабинете СБО всех  ожидает красиво накрытый стол со вкусными салатами, сладостями и блинами. Блины дети сами испекли во время урока СБО с учительницей Мухтарама Габдулхаковной. На этом уроке они научились накрывать праздничный стол и печь блины, угощать приглашённых гостей. Все остались очень довольными. Родители поблагодарили детей и организаторов этого праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Наше будущее - дети"

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от 3ех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. ...

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

наши творческие дети

В марте в школе проходил отчетный концерт среди учащихся 1-11 классов. Он состоял из нескольких этапов: песенный этап "Свободный микрофон", танцевальный этап....

Родительское собрание "Наши трудные дети"

Сценарий  родительского собрания...

ИГРОВОЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ ДЕТЕЙ "Я ШАГАЮ ПО УЛИЦЕ"

Цель: Закрепить у ребят знания правил дорож­ного движения. Зал, где проходит игра, напоминает пере­кресток большого города, в центре которого — светофор....

Внеклассное мероприятие по музыке для старших детей школы

Этот материал будет полезен музыкальным руководителям, учителям музыки, пед. организаторам для урока музыки или внеклассного мероприятия....

Классный час для старших детей

Классный час на тему "Взаимоотноешния в коллективе"...