Как добиться взаимопонимания в семье
методическая разработка (7 класс) на тему
Рекомендации для родителей и, быть может, для учащихся, которые стараются найти общий язык со своими родителями, наладить взаимопонимание в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimoponimanie_v_sem1.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимопонимание в семье, как его добиться. Родительское собрание, 6 класс
Цели
- Проанализировать основные причины конфликтов, возникающих между родителями и подростками;
- как добиться взаимопонимания – советы психологов, педагогов, родителей.
Формы проведения
- Беседа, практикум.
План проведения
- Сообщение по данной теме классного руководителя.
- Практикум (работа по группам 3-4 человека).
- Подведение итогов.
1. Сообщение по данной теме классного руководителя
Отношения в семье между детьми и взрослыми должны быть демократичными, т.е. воспитание ребёнка должно учитывать интересы ребёнка, его дарования, склонности, строить взаимоотношения с ребёнком нужно на взаимопонимании, взаимоуважении, сопереживании и сочувствии, необходимо также создать условия для свободного развития ребёнка, предоставить ему право выбора такого вида деятельности, который отвечает его потребностям. Важно, чтобы общение с детьми строилось на принципах равенства и уважения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия ребёнок легко и охотно принимает родительские советы.
Половина опрошенных подростков в различных регионах России на вопросы о взаимоотношениях в семье отмечают, что в семьях царит искренность и доверие, у всех членов семьи есть общие увлечения. Однако треть опрошенных недовольна отношениями в семье; между родителями часто возникают конфликты, в семье царит озабоченность, нервозность, озлобленность, в этом случае семья для подростка перестаёт быть источником радости, объектом привязанности.
Школьники из семей, где поддерживаются добрые, уважительные отношения, высоко оценивают свою семью, они хотели бы в будущем унаследовать специальности родителей и их человеческие качества.
Какие же существуют проблемы между родителями и детьми?
Большинство подростков утверждают, что родители мало дают им свободы, постоянно контролируют их действия. Можно предположить, что, получив свободу, подростки будут счастливы. На самом деле это не так, получив свободу, подростки начинают вести себя ещё хуже, этим самым они пытаются вынудить родителей вернуться к контролю за ними. Одной частью своего существа ребёнок стремится к свободе, для того, чтобы иметь возможность принимать ответственные решения, другая часть существа боится этой свободы и не готова самостоятельно принимать решения. В подростковом возрасте ребёнок чаще всего со стороны родителей получает отрицательное внимание: осуждение, разного рода свидетельства неодобрения его поведения, попытки усиленного контроля. Родителям можно дать следующий совет: не нужно контролировать решения, которые на самом деле принадлежат вашей дочери или вашему сыну (сходить в кино, к подруге или другу и т.д.). От контроля надо отказываться постепенно, если родители искренно и последовательно претворяют своё решение в жизнь, то постепенное ослабление контроля, основанное на доверии, благоприятно влияет на взаимоотношения между детьми и родителями.
Нужно всегда помнить, что у взрослых и детей, различные сферы занятий, различная деятельность. Это закономерно, поэтому нужно взрослым научиться считаться с интересами детей и научить детей считаться со своими интересами.
Подростковый возраст – это время конфликтов с родителями. Результаты опросов свидетельствуют, что двое ребят из каждых пяти, постоянно конфликтуют со своими родителями, причём «пик» конфликтов приходится на подростков 12-13 лет. В подростковом возрасте сила эмоций преобладает чаще, чем сила разума. Подросток ещё не в состоянии спокойно и чётко обосновать свои требования. Вихрь чувств захлёстывает его, он хочет сказать правду, а получается грубость, пытается настоять на своём, а выглядит упрямцем. Самый незначительный конфликт может привести к вспышке, взрыву. Советы родителям: в момент такого взрыва помолчать, а когда страсти утихнут, сказать: «Ну, а теперь давай поговорим спокойно», а может быть дать подростку возможность уединиться. И вы заметите, что ему становится стыдно за своё поведение, и он в дальнейшем будет задумываться над формой выражения своих чувств и мыслей. Конфликты между родителями и подростками происходят в основном потому, что они обусловлены физическим и духовным ростом подростков, поэтому родителям нужно избегать неоправданных конфликтов. Не надо дёргать детей по ничтожным поводам, не надо постоянно опекать их, но родители должны постоянно следить за мировоззрением детей, и где это необходимо, вести убедительные разговоры с детьми.
Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков, нужно помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать им при необходимости правильные советы. Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростков, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентрическое поведение, и новый лексикон, и неудачные начинания. Если то, в чём вы ограничиваете своих детей, не является запрещённым, аморальным или дорогим удовольствием, откажитесь от запретов, покажите подросткам разумные пути для претворения в жизнь их энергии.
Чтобы между родителями и детьми сложились хорошие отношения нужно придерживаться следующих советов:
- Если вы чего-то боитесь, чётко изложите сыну или дочери в конкретной форме свои страхи и опасения.
- Постоянно показывайте сыну или дочери свою готовность его (её) выслушать и понять. Понимание не означает прощение неправильных поступков.
- Помните, что ваш сын или дочь не обязательно должны следовать всем вашим советам.
- Будьте честны перед детьми, подростки не доверяют тем старшим, которые не искренни с ними. Не давайте обещаний, пока не уверены, что сможете их выполнить.
Только при учёте всего этого возможен осмысленный диалог между родителями и детьми, ведь подростки ценят в родителях, прежде всего:
- умение понимать сына или дочь;
- умение поддержать и подсказать в трудную минуту;
- умение быть заботливым, любящим, добрым, отзывчивым, часто улыбающимся;
- умение уважать своих детей, считать их равноправными членами семьи.
2. Практикум
Родителям предлагается ответить на вопросы
- Помните ли вы, как вас наказывали в детстве?
- Что вы при этом чувствовали? Попробуйте представить, что испытывает ваш ребёнок, когда вы его наказываете.
- Как вы относитесь к наказаниям? В каких случаях и как вы наказываете ребёнка?
- Как вы поощряете в семье успехи своих детей?
- Какие бы вы дали свои советы родителям, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье.
3. Подведение итогов
Советы родителям
- Мы привыкли, что дети просят о чём-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
- Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А ещё мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормили, поили…».
- Когда ребёнок что-то рассказывает вам, дайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не надо в это время заниматься своими делами, т.к. ребёнок чувствует, что не в центре вашего внимания, и у него пропадает охота говорить.
- Имейте мужество предстать перед детьми со всеми своими человеческими чувствами и слабостями, исследования показывают, что когда один человек в чём-то признаётся другому, он, как правило, получает в ответ аналогичное признание.
- В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы научите своих детей уступать, признавать ошибки и поражения.
- Помните, что, повышая голос или поднимая руку на ребёнка, вы каждый раз сокращаете возможность взаимопонимания.
- Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребёнок должен знать, что вы рады его возвращению, даже если он и провинился.
- Подростки – ужасные скептики, не затевайте с ними бесконечных споров. Относитесь к скептицизму терпимо. Со временем пройдет.
- Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «сделай», «сходи» не заставало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть свои важные дела.
- Когда вам хочется сказать ребёнку: «не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «кажется, кто-то говорит неправду».
- Когда вы раздражены, начните говорить с ребёнком тихо, едва слышно. У многих родителей раздражение сразу проходит.
- Когда вы что-то запрещаете ребёнку, объясняйте причину запрета, при этом требования родителей должны быть согласованы.
- Помните, что в любом конфликте как минимум двое участников и ребёнку нелегко, ведь он слабее и неопытнее.
Используемая литература
- Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Родительский всеобуч». «Родительские собрания 5-7 классы», Брянск, Курсив, 2006.
Шульгина В.П. «25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя», Ростов
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ВЫ ТОЧНО ЗНАЕТЕ, ГДЕ ВАШИ ДЕТИ?»
Цели:
1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме проведения свободного времени современного подростка.
2. Показать роль родителей в разумной организации свободного времени подростков.
3. Формировать активную педагогическую позицию родителей.
Участники: родители, классный руководитель, социальный педагог; приглашенные специалисты: врач-нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый милиционер, детский врач, психолог и др..
Предварительная работа:
1. В целях активизации работы родителей на родительском собрании классным руководителям предлагаем использовать презентацию по данной теме (приложение электронной версии).
2. Анкетирование учащихся и родителей (приложение 1,2).
3. Обработка анкет и интерпретация результатов проводится социальным педагогом. По результатам обработки анкет вычерчиваются диаграммы.
3. Подготовка приглашений родителям на собрание (готовит группа учащихся под руководством классного руководителя).
Оформление, оборудование и инвентарь.
«Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает».
(Л.А. Сенека)
1. Результаты анкетирования учащихся оформляются в виде диаграмм, на бумажном или электронном носителе (презентация).
2. Готовятся ксерокопии плана общественной жизни класса на очередной период (планы на каждый стол готовит актив класса по решению классного собрания).
3. Столы и стулья расставляются для групповой работы родителей или по кругу.
Ход собрания.
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о свободном времени ваших детей. В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями. Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. Статистические данные УВД по области свидетельствуют о том, что за 10 месяцев 2007 года несовершеннолетними совершено 741 преступление (428 -кражи, 92 - грабежи, 18 - разбои, 32 - неправомерное завладение транспортным средством и т. д.) и около 5 тысяч административных правонарушений, из которых 70 % связано с употреблением спиртных и алкогольных напитков, 15 % - с мелким хулиганством, 6 % - с употреблением наркотических и психотропных веществ. Более 60 % преступлений и административных правонарушений совершено после 23-00 часов. Как показывает практика, данные преступления можно было бы предотвратить при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей. В Белгородской области принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на снижение уровня правонарушений несовершеннолетних, привлечение родительской общественности к проблемам воспитания несовершеннолетних: закон Белгородской области от 13 декабря 2000 года № 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области», закон области от 31 января 2005 года № 176 «Об ответственности родителей за воспитание детей», закон области от 4 июля 2002 года № 53 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области (ст. 6.7 закона «Не обеспечение безопасности ребенка в общественных местах»).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
2. Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, факультативов, спортивных секций?
3. Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа учащимся?
4. Каковы причины вступления ребят в группировки?
5. Знакомы ли Вы с друзьями вашего ребёнка?
6. Просит ли Вас ваш ребёнок провести с ним свободное время?
7. Что можете сделать вы, взрослые, чтобы ваш сын или дочь не попали в плохую компанию?
8. Как помочь ребёнку организовать свободное время?
Прежде чем мы начнем работу, я предлагаю вам написать свое имя отчество на бейджах и прикрепить их у себя . Спасибо!
А сейчас теснее встаньте в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Давайте сядем. Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение. (Родители высказываются по кругу).
Для эффективной работы нам необходимо разработать правила работы (родители формулируют пункты правила):
Правила работы
(пример)
1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
2. У нас нет зрителей, работают все.
3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.
4. Доверьтесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на сегодня.
Принимаем правила? Давайте работать.
«Только время ускользающее и текущее, дала нам природа во владение, но и его, кто хочет, тот и отнимает».
(Л.А.Сенека)
Вы видите перед собой удивительное по точности замечание древнего мудреца Сенеки о времени, которое проживает по-своему каждый из нас: и мы, взрослые, и наши дети. Тот же Сенека советовал «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего». Это касается не столько нас с вами, сколько наших которые вступили в сложную пору отрочества. Для них умение сегодня организовать свое свободное время - завтрашний характер, а значит - судьба. Научатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.
Условия проведения детьми своего свободного времени последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор. Родители много времени проводят на работе, иногда много времени отнимают поездки к месту работы. В результате непосредственные контакты детей и взрослых сводятся к минимуму. Если раньше при посещении друг друга семьями взрослые не только общались с детьми, но и организовывали совместные прогулки и игры, то сегодня картина иная. Даже в застолье, в то время, как взрослые выпивают в одной компании, дети (даже младшего возраста) веселятся на своей «лимонадной» вечеринке в другой.
Вопрос для обсуждения с родителями
1.Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер. Давайте рассмотрим плюсы и минусы телевидения и компьютера в свободном времени детей.
ВЫВОД: родители должны быть в курсе, ненавязчиво контролировать ребёнка (пример).
Вопрос для обсуждения с родителями
2.Почему современные дети не любят читать?
У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
Вопрос для обсуждения с родителями
3.Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, факультативов, спортивных секций?
У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хочу отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, ни ив школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции. Если вы видите, что ваш сын тянется, к примеру, к футболу, помогите ему вступить в футбольный клуб. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу. Очень часто в практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что родители контролируют ребёнка в учёбе - это, конечно, хорошо. Но родители допускают ошибку, если запрещают своему ребёнку посещать, к примеру, спортивный клуб за полученную «двойку». Если ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.
Вопрос для обсуждения с родителями
4.Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа и учреждения дополнительного образования учащимся?
(перечень услуг дополнительного образования)
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.
Вопрос для обсуждения с родителями
5.Каковы причины вступления ребят в группировки?
Но для начала я зачитаю рассказ о девочке, которая попала в «плохую» компанию. «Маша – ученица 8-го класса – была очень одинока. Мама с папой постоянно были на работе, были заняты зарабатыванием денег, стремились к материальному достатку. С девочкой родители мало общались, не интересовались её внутренним миром. Им казалось, что воспитание ребёнка ограничивается тем, что дочка должна быть хорошо одета, обута и т.д. Маше казалось, что родные в семье её не любят, а она мечтала иметь подруг, друзей, чтобы её окружали люди, уважающие и любящие её. Маша была очень обрадована, когда девочки пригласили её в свою компанию. Наконец-то у неё будут настоящие друзья! Маша знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, весёлые, ничего не боялись, такие смелые, независимые.
Когда Маша пришла на место, где собиралась эта компания, ей сразу сказали, что если она хочет быть с ними, то для этого ей надо сделать всё, что её попросят, «проявить» себя. Маша была готова на всё, только бы её приняли в эту группу. Лидер компании дал ей следующее задание: на стене дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определённых подростков. Маша сочла это задание пустяковым и с готовностью выполнила его, после чего она была официально принята в члены этой компании. Машиной радости не было предела.
Наконец-то свершилось то, о чём она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, иногда выпивали, посещали дискотеки, несколько раз отбирали деньги у младших, писали непристойные слова на лестничных клетках и т.д.» Можно только представить, что может произойти дальше: и алкоголь, и, возможно, появятся наркотики. Уважаемые родители! Можем ли мы обвинять только девочку, в том, что она попала в плохую компанию?
ЗАПИСЬ на доске:
Давление
Угрозы
Запугивание
Подражание
Желание казаться взрослее
Быть нужным в «коллективе»
Чувство одиночества
Таких причин попадания подростков в антиобщественную группировку, как давление, угрозы, запугивание можно избежать, если:
родители знают, с кем общается сын или дочь;
если у родителей и детей откровенные взаимоотношения, и ребёнок может поделиться с родными своими проблемами.
Такой причины попадания в антиобщественную группировку, как чувство одиночества, можно тоже избежать, если в семье ребёнку комфортно и хорошо.
Казаться взрослее, быть нужным ребёнок может и в семье. В любом возрасте ребёнку можно давать различные поручения, но необходимо не забывать и хвалить, поощрять ребёнка после выполнения дела.
Последствия участия ребёнка в антиобщественной группировке могут быть самые плачевные. Это и грабёж, разбой, употребление и распространение наркотиков, распитие спиртных напитков и т.д. Всё, что делает группировка, может являться нарушением закона.
Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые родители, на то, что в критической ситуации ребёнок не всегда обращается за помощью к родным и родителям. Причины могут быть разнообразные. Часто бывает так, что сами взрослые отталкивают своего сына или дочь.
НАПРИМЕР:
непонимание взрослыми проблем ребёнка;
критика со стороны родителей в адрес подростка, ругань, крики;
растерянность подростка, отсутствие конструктивной помощи родителей;
поток обвинений со стороны взрослых.
Уважаемые родители! Давайте с вами выработаем меры, которые бы предупредили попадание ребёнка в антиобщественную группировку.
Что можете сделать вы, взрослые, чтобы ваш сын или дочь не попали в плохую компанию? (работа в малых группах по разработке мер)
Меры, предупреждающие попадание ребёнка в антиобщественную группировку:
1. Родители должны стараться общаться с ребёнком так, чтобы он доверял им, открывался в своих проблемах;
2. Родителей и ребёнка должен объединять не только совместный труд, но и совместные увлечения и праздники.
3. Родители должны поощрять посещение ребёнком учреждений дополнительного образования;
4. Родители должны контролировать увлечения ребёнка, с кем общается их ребёнок;
5. Дома родители должны создавать ребёнку «ситуацию успеха», чтобы он чувствовал собственную значимость;
6. Исключить в общении с сыном или дочерью ругань, крики, скандалы, критику и т.д.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: по мнению детей
Моё свободное время - это общение с друзьями, это возможность совершенствовать собственную личность, собственный потенциал.
Я мечтаю, что с родителями я буду:
…проводить больше свободного времени;
…отравлюсь в путешествие;
…чаще бывать на природе;
…организую своё дело (по мнению детей)
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
• Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).
• Привлекать ребёнка к чтению книг.
• Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.
• Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.
• Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.
• Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.
• Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
Литература
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1993.
2. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания. Хрестоматия для родителей. М., 1998.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
4. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.. 1987.
5. Рабочая книга социального педагога. ЧастьII: Социальная педагогика и социальная работа. Пособие для самообразования/Под ред. Н.Ф. Масловой. Орел, 1995.
6. Смирнова Е.Э. Курлов В.Ф. Мир ребенка: Некоторые черты школьной жизни. СПб., 1997.
7. Фром А. Азбука для родителей. М., 1994.
О вреде курения
Текст лекции подготовлен специалистами детско-подросткового наркологического отделения ОГУЗ «Областной наркологический диспансер»
С давних пор известны патологические состояния сознания, вызываемые с помощью наркотиков. Каждый слышал о возможных последствиях употребления этих средств: об адской зависимости от героина, о риске передозировки, об опасностях при вождении машины в состоянии опьянения, об умственной деградации человека, долгое время употребляющего наркотики, о риске заболевания раком в результате курения...
Большинство этих предостережений в некоторой степени оправданно. И тем не менее люди продолжают употреблять психотропные средства. Некоторые делают это, чтобы устранить боль, другие - чтобы обрести сон, третьи - чтобы взбодрить себя в ответственные моменты; но многие - просто для того, чтобы почувствовать себя "иным", обрести состояние внутреннего благополучия, которое помогает им преодолеть трудности жизни, а часто и избежать их. Табак, кофе, алкоголь - это, несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в нашем обществе. В нашем обществе допустимыми считаются только алкоголь и табак (оба из которых, кстати, дают привыкание)
Табак - это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба. В Европу табак был второй экспедицией Колумба, привез его монах Романо Пано в 1496 году.
Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека, - никотин и изопреноиды. Никотин является основным составляющим веществом всех видов табака. Кроме никотина в дыме табака содержится до 6000 самых различных компонентов, среди них более 30 ядовитых веществ: углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие. Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, и из 100 — лошадь. Смертельная доза для человека - 0.06 - 0.08 гр. никотина.
Почему же люди не умирают сразу, закурив первую сигарету? Дело в том, что никотин поступает в организм небольшими порциями, часть его успевает нейтрализоваться, развивается постепенное привыкание к нему.
Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще страдают болезнями сердца, в 10 раз - язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет - тяжким недугом кровеносных сосудов.
Никотин относится к нервным ядам, в малых дозах он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения. В норме пульс 65-70 ударов
в минуту, после выкуренной сигареты он увеличивается на 10-20 ударов. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.
При курении в кровь поступает большое количество угарного газа, который образует с гемоглобином карбоксигемоглобин - стойкое соединение, которое не участвует в транспорте кислорода, вследствие чего наступает кислородное голодание мозга. Кроме того, у курильщиков кровеносные сосуды постепенно становятся менее эластичными, а просвет их более узким, что также снижает питание головного мозга. На заучивание уроков курильщик тратит на 2 часа больше, чем некурящий.
Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон - адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости - импотенции! Поэтому её лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение.
Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.
В эксперименте установлено что у 70% мышей, которые вдыхали табачный дым, развились злокачественные опухоли легких. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжёлого заболевания. У курящих нередко возникает рак нижней губы в следствии канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.
Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности.
От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту.
При курении разрушается витамин С, и для его восполнения после выкуривания 20 сигарет необходимо съесть 4 кг апельсинов.
Курение сказывается на работе легких. Они не могут полноценно выполнить свою основную функцию - вдох и выдох, так как при сгорании образуется деготь, который, в конечном счете, оседает в легких и они становятся менее эластичными. У курильщика, выкуривающего 1 пачку в день, через легкие проходит до 1 л дегтя за 30 лет курения.
Примерно 25% регулярных курильщиков сигарет умрет преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20 или 30 лет дольше, т.е. в данном случае средняя потеря лет жизни является существенной. Умершие вследствие курения в среднем потеряют 10-15 лет своей жизни
Ошибочно мнение, что если выкурить одну сигарету на двоих или на троих, то вреда организму будет меньше. На самом деле , больше вреда получает тот, кто докуривает сигарету последний, так как, в последней трети сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака, таким образом оставляя своему другу или подруге докурить сигарету вы тем самым предлагаете им попробовать самой концентрированной смеси из ядовитых веществ. Поэтому задумайтесь когда просите оставить докурить или это просят сделать вас.
Курение - это не просто вредная привычка. Со временем, у человека, который вовремя не остановился развивается зависимость от никотина. Действие различных ядов на организм человека разрушающее. Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно и приводят к различным заболеваниям.
Особенно опасно приобщение к курению детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.
Необходимо подчеркнуть, что курение не является естественной потребностью организма как еда или сон. Курение табака также не является и признаком сильной личности и взрослого человека. Так что же толкает именно в подростковом возрасте к сигарете? Приобщение к курению, как правило возникает в подростковом возрасте, когда хочется экспериментировать, когда возникает потребность в самоутверждении, стремлении отождествлять себя с окружающей группой, создать свой имидж, чувствовать себя более взрослым, и наконец, в качестве протеста против установок родителей либо общества.
В процессе приобщения к курению просматривается четыре стадии. Узнавание Происходит в раннем детстве, когда ребенок видит вокруг себя курящих взрослых. Будучи пассивным курильщиком он привыкает к запаху и виду сигарет. Со временем возникает желание попробовать самому. Как правило эксперимент начинается в группе с происходит с одобрения сверстников. Боязнь быть отвергнутым ими усиливает желание. Стремление к независимости от окружающих приводит к продолжению экспериментов. Появляется вера в то, что курение успокаивает нервы, улучшает настроение. Развивается привычка, вызванная привыканием организма к действию никотина, переходящая в никотиновую зависимость.
В отличие от наркоманов и алкоголиков курильщики не склонны к антиобщественному поведению. Поэтому основными социальными последствиями являются:
1. Преждевременная смерть.
2. Рождение ослабленного потомства.
3. Нарушение взаимоотношения между людьми.
4. Увеличения риска заболевания внутренних органов.
Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение". В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина. Риск сердечных приступов и смерти на 91% выше для женщин, которые регулярно находятся среди курящих, вдыхая дым сигарет, и на 58% для тех, кто время от времени вынужден проводить время среди курящих. Таковы данные исследований, которые проводились с 1982 по 1992 год. 4.000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящим, но и тем, кто находится рядом с ними. Особенно страдает сердечно-сосудистая система. Всё в том же исследовании приведена печальная статистика, касающаяся семейных пар. Уровень смертности от сердечных заболеваний в семье, где курит один из супругов, на 20% выше, чем в некурящих семьях. Статистические данные подтолкнули многие государства на официальный запрет на курение в общественных местах.
С момента появления табака в прошлом неоднократно делались попытки запретить курение. Так, испанская королева Изабелла 1-ая прокляла его, царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит или 60 ударов по стопам, турецкий султан Мурад IV запретил курение под страхом смертной казни, в Англии, королева Елизавета 1 приравнивала курильщиков к ворам и их водили по улице с веревкой на шее. Герой произведения Гете "Фауст" Мефистофель предлагает закурить, хваля табак, говорит: "Полезная травка, не лопух какой-нибудь", на что Фауст ответил - "Не надо. Это забава для дураков".
Многие считают курение привычкой, полагая, что бросить курить очень легко, что это только вопрос волевого усилия. Это неверно по двум причинам. Во-первых, привычки иногда очень трудно изменить. Во-вторых, курение это не просто привычка, а также определенная форма наркотической зависимости. Несмотря на то, что курение табака является сильной привычкой, а также формой наркотической зависимости, миллионам людей удалось бросить курить. В Великобритании число куряших за последние 10-15 лет сократилось примерно на 10 млн. человек. А это означает, что каждый день курить бросает почти 2000 человек!
ПАМЯТКА
1. Никогда не ходи один гулять без взрослых в темное время суток.
2. Не заходи в лифт один с незнакомыми людьми.
3. Если ты один остался дома, никому не открывай дверь, даже если к тебе постучался человек, представившийся сотрудником милиции.
4. Не прячь ключи от квартиры (дома) у двери под ковриком.
5. Если ты пришел в гости и не застал никого дома, не оставляй в двери записок.
6. Не приводи домой малознакомых людей и никогда не рассказывай о новых дорогих вещах, приобретенных вашей семьей.
7. Если к тебе в квартиру ломятся грабители, вызови по телефону милицию, если нет телефона, то попытайся выбраться на балкон, чтобы привлечь внимание окриком « Помогите! » соседей, прохожих, если нет балкона, разбей окно, чтобы также привлечь внимание прохожих и соседей.
8. Не давай свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости. Нужно помнить, что, общаясь с вами, злоумышленник может придумать благовидный предлог и установить время, когда в квартире никого не будет.
9. Не садитесь к незнакомым или мало знакомым в автомобиль, даже если очень хочется покататься или вы куда-нибудь опаздыавете
ПАМЯТКА
как не быть вовлеченным в совершение преступления
1. Не бери на хранение вещи (деньги) даже от знакомых и друзей.
2. Не оказывай помощь незнакомым людям, если тебе предлагают помочь проникнуть в помещение, квартиру, дом под любым предлогом
3. Не участвуй в компаниях, где употребляют спиртное.
4. Не пей спиртное и не употребляй наркотики, даже если тебе это предлагают бесплатно.
5. Не играй в азартные игры.
6. Не бери деньги, если тебе их предлагают безвозмездно или в долг.
Памятка
как сохранить свой сотовый телефон
Не доставай без необходимости сотовый телефон в людных
местах, в общественном транспорте.
Не демонстрируй достоинства своего телефона в
общественных местах, не хвались его стоимостью.
Носи свой телефон так, что бы он был не заметен для
окружающих.
Не оставляй телефон без присмотра в общедоступных местах
(в классе, гардеробе).
Не давай свой телефон не знакомым лицам.
В темное время суток, без сопровождения взрослых на улице
не доставай телефон, пользуйся им только в случае
необходимости.
В случае кражи телефона сообщай родителям и в милицию
незамедлительно, подробно рассказывай все обстоятельства
происшествия.
Если тебе угрожают и забирают телефон, не пытайся
вступить в драку с грабителями, а постарайся привлечь
внимание прохожих и позвать на помощь.
«Первые проблемы подросткового возраста»
Я не верю, что жизнь человека
предопределяется его детством.
Я думаю, что существует ещё
очень важные периоды:
отрочество, юность…
Ж. П. Сартр.
Задачи: Помочь родителям понять значение физиологических и психологических изменений; обратить их внимание собственное поведение в этот период; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
Ход собрания
1.Вступительное слово.
Возможно, кто- то посчитает, что проблемы пола поднимать в 6 классе рано. Но мы не должны забывать, что живём в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Помимо этого, проблему легче предупредить, чем заниматься её решением, которое проходит иногда очень болезненно. Вот поэтому необходимо как можно раньше говорить о том, что период полового взросления ребенка неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе со своим ребёнком, а не по разные стороны баррикад.
Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме- теме превращения мальчиков в юношей, а девочек - в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По- разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слёзы. Однако и в том, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
Давайте обратимся к результатам исследования по классу.
2.Анализ результатов анкетирования детей.
(Анкета прилагается)
3. Анкетирование родителей.
1) Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов”да” и “нет”, что Ваш ребёнок стал больше интересоваться:
А. Своей внешностью
Б. Своим весом и ростом
В. Гигиеной собственного тела
Г. Противоположным полом
2) Что он стал больше:
А. Общаться с друзьями по телефону
Б. Проводить время у зеркала
В. Проводить время с друзьями вне дома
Г. Обращать внимание на свою одежду
3)В личностном плане он стал:
А. Скрытным
Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание
В.Чутко реагирующим на замечания в свой адрес
Г. Менее ответственным в учёбе
4. Памятка для родителей.
Ваш ребёнок входит в пору своего физического взросления. Это вносит определённые изменения в его характер. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры. Значение семьи для Вашего ребёнка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда, необходимо Ваше тепло и забота, понимание и доверие.
а)Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
б)Опасайтесь получения Вашим ребёнком информации из чужих уст.
в) Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети.
г) Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если Вы чего- то не знаете или в чём-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
д) Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением. Ребёнок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.
е) Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное.
ё) В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
ж) Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
з) Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
и) старайтесь защищать своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Анкета для учащихся.
Из предложенных вариантов ответов выбери тот, который в большей степени ближе твоему мнению:
1) В последнее время тебе больше нравиться проводить время:
А. В кругу своей семьи.
Б. С друзьями.
В. В одиночестве.
2) Изменения твоей внешности, роста, веса:
А. Радуют.
Б. Огорчают.
В. Раздражают и злят.
3) Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным.
Б. Красивым.
В. Общительным.
4) Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это :
А. Радовало.
Б. Огорчало.
В. Безразлично.
5) Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало.
Б. Огорчало.
В. Безразлично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"
Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...
Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми
Чего хотели бы от родителей подростки? Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми...
Социально-психологическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье и в социуме.
Просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствова...
Взаимопонимание в семье
Семья, это то место, где человек может укрыться от трудностей жизни, получить тепло и поддержку, ощутить любовь и принятие со стороны близких людей....
Взаимопонимание в семье как важнейшее условие успеха в воспитании ребенка
Родительское собрание в 8 классе....
Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми. Чего хотели бы от родителей подростки?
Чаще всего взрослые думают, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время анонимных опросов большинство подростков признаются, что хот...
Взаимопонимание в семье, как его добиться.
Выступление на родительском собрании о роли родителей в воспитании школьника...