Доклад "Путь к себе"
статья по психологии
Сегодня ни для кого не секрет, что подавляющее число учащихся имеет зависимость от гаджетов, в последних методических рекомендациях озвучивалось, что 85% учащихся в возрасте 16-18 лет не могут обходиться без смартфонов. Это поколение по праву считается цифровым поколением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Путь к себе»
Сегодня ни для кого не секрет, что подавляющее число учащихся имеет зависимость от гаджетов, в последних методических рекомендациях озвучивалось, что 85% учащихся в возрасте 16-18 лет не могут обходиться без смартфонов. Это поколение по праву считается цифровым поколением.
Но чем можно охарактеризовать это явление. Дети сидят в гаджетах, где потребляют много информации. Но эта информация с основном состоит из коротких и ярких роликов, порой не связанных и не связанных по смыслу. Объемы доступной информации огромны, желание, а иногда и необходимость, получить и переработать её в кратчайшие сроки велики, поэтому кажется, что чем ярче картинка и короче текст, тем легче и быстрее человек улавливает суть и готов листать дальше. Такая легкость и скорость употребления провоцируют потреблять ещё больше, причем из разных источников. Источники эти сомнительны, соответственно смысловую нагрузку, как правило, не несут.
Информация, особенно в текстовом формате, воспринимается поверхностно, анализ, обобщение, сравнение, выделение главного и подведение итогов не производится, даже внимание концентрируется и удерживается с трудом. Для более сложных мыслительных операций, кроме как воспринять и отреагировать, банально не хватает ресурсов. В результате, человек съедает много, а выхлопа – ноль: получаемые знания поверхностны, без системы и цельности.
Как результат – снижение критичности мышления. Учащийся с одинаковой готовностью потребляет как полезную информацию, так и информационный мусор, поскольку не вникает глубоко в суть и смысл. Он оказывается внушаем, подвержен манипуляциям и влиянию «авторитетного», экспертного мнения. Проверять, оценивать и анализировать - что это за эксперт, откуда и как получена информация, существуют ли противоречащие или опровергающие факты – нет ни сил, ни времени. Поэтому уже неоднократно говорилось об опасности вовлечения подростков в деструктивные группы.
Но это еще не все. Потребляя яркие образы в коротких роликах, подросток испытывает такие же яркие эмоции. После этих эмоций обычная жизнь уже так не привлекает. Она не такая насыщенная и интересная. Это явление поведенческой дофаминовой зависимости.
Зависимость от телефона — это номофобия. Она подразумевает под собой предвкушение от положительных эмоций, полученных в результате общения с виртуальными друзьями в соцсетях, пролистывания смешных картинок, участия в различных обсуждениях и т.д. Распознать номофобию можно по таким признакам:
- ощущение страха и возбуждения при недоступности телефона;
- привычка проверять гаджет каждые полчаса-час;
- смартфон мешает сосредоточиться на учебе, работе и важных делах.
Номофобия нуждается в работе с психологом. Она свидетельствует о том, что человек испытывает сложности с самоконтролем и не умеет получать удовольствие от других повседневных занятий.
Дофаминовые рецепторы могут отвечать на времяпровождение в социальных сетях. Человек ощущает всплеск положительных эмоций во время общения с друзьями и другой виртуальной активности. Память об этом побуждает его все чаще сидеть в гаджетах, чтобы повторить приятные ощущения.
Зависимость мешает человеку получать удовольствие от реального общения и вытесняет все остальные радости жизни. Частое использование гаджетов негативно влияет на физическое здоровье. Самые частые последствия — туннельный синдром, искривление позвоночника и поражение зрительного аппарата.
Есть уже реальные жертвы этой зависимости. Некоторые педиатры сталкиваются с неговорящими детьми. При выяснении причин выявляется, что у здорового ребенка неговорящая мама, которая предпочитает общению с ребенком телефон. Ребенок, созданный беззащитным и милым, не вызывает в матери эмоций, более сильные эмоции она испытывает в телефоне.
То же можно сказать про учащихся, им не интересны занятия, при любой удобной возможности они списывают с телефона, так же делается и домашнее задание.
Что же мы можем с этим сделать? Взрослым предлагается информационный детокс с переходом на книги. Но если мы сами себе зададим вопрос о последней прочитанной книге, то большинство не вспомнит то время, когда это было. Соответственно, этот вариант не сработает и на подростках.
Дети имеют плохой контакт со своим телом, не понимают своих чувств и эмоций. Моя работа направлена на возвращение нормального восприятия себя. Здесь я смогу показать только элементы этой работы.
Для здорового существования человеку необходимо осознавать себя и свои базовые эмоции.
Радость, печаль, гнев и страх должны присутствовать в нашей жизни. Все они важны, все должны проявляться в равной степени в адекватных формах.
Что можно использовать.
Рисование различными способами и материалами.
Поделки (глина, тесто, коллажи, картинки, карты).
Сочинение рассказов.
Разыгрывание сцен.
Игровые техники (песочница, игры).
Главное - работа с ребенком без интерпретаций и навязывания своего видения, что может быть доступно более широкому кругу психологов.
Практика
Эмоции играют большую роль в жизни человека. Мы грустим, радуемся огорчаемся, восхищаемся тоскуем, гневаемся, тревожимся или веселимся – все это проявление эмоций.
Чувства не бывают плохими или хорошими – это часть нас самих, они влияют на наши поступки. Эмоции оказывают большое влияние на наше поведение, поэтому важно знать, чем отличаются эмоции от мыслей и поведения.
Инструкция: Читая список ситуаций, попробуйте разделить «Мысли», «Чувства» и «Поведение», то есть обозначьте ситуации так: «я думаю», «я чувствую», «я делаю»:
• Ты пробуешь разные способы решения уравнения
• Ты радуешься хорошей отметке
• Ты волнуешься перед экзаменом
• Ты отвечаешь на вопросы теста
• Ты решаешь, куда пойти учиться
• Ты едешь с инструктором в учебном автомобиле
• У тебя потеют ладони, когда ты здороваешься с девушкой
• Ты обедаешь в столовой
• Ты выбираешь компьютерную игру в магазине
• Ты моешься в душе
• У тебя холодеет спина при мысли о визите к стоматологу
• Ты включаешь свет в комнате
• Ты бежишь по дорожке стадиона
• Ты решаешь, как лучше обогнать бегущего впереди
• Ты злишься, что он тоже «прибавил ходу»
Упражнение на связь с телом. Изобразите ходьбу: в спешке, лениво, через лужу, по траве, босиком по горячему тротуару, в гору, по снегу, по гальке в бухте, с раненой ногой.
Изображение эмоций с помощью музыкальных инструментов.
Инсценировка сказки «Курочка Ряба» при помощи музыкальных инструментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"
Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-209370-1362029968.jpg)
Проверить себя и поверить в себя!
Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-131748-1365326606.jpg)
Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"
Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-701300-1460315113.jpg)
"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")
научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-48797-1357227336.jpg)
Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683053-1444317139.jpg)
Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.
Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...