Тренинг.
материал по психологии (9 класс)

Платонова Оксана Георгиевна

Снятие эмоционально – психического и телесного напряжения; развитие умения анализировать и определять свои психологические характеристики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_stressoustoychivosti.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для подростков
«Как вести себя в стрессовых ситуациях?»

Цель: снятие эмоционально – психического и телесного напряжения; развитие умения анализировать и определять свои психологические характеристики.

Задачи:

1.Объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития.

2.Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения.

1. Приветствие и игра – разминка.

Игра КОЛЕЧКО Добрый день ребята! Прежде чем мы с вами начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру, которую вы все знаете и, наверняка, любите: «Колечко».
Ход игры: выбирается водящий. У него в руках спрятано колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой» и держат их перед собой на коленях. Водящий по очереди подходит к каждому и проводит своими ладошками по ладошкам играющих. В какой-то момент он незаметно передаёт колечко игроку. После того, как водящий пройдёт возле всех играющих все хором говорят: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот игрок, у кого колечко должен выскочить в центр круга, а остальные должны попытаться его поймать. Если его не поймали, то он становится водящим.

Да, чувствуется напряжение, которое вы все испытывали в ходе игры, пытаясь отгадать и схватить того, у кого было колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных перемен. Всё чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому и поговорим мы сегодня о том, что такое «СТРЕСС».

Упражнение  "Ассоциации к слову "СТРЕСС".

   (1 слайд)   Далее участникам предлагается поиграть в ассоциации. Для этого им напоминается правило выполнения данного задания: как только будет названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово "СТРЕСС" и прикрепляет к доске карточку с его написанием, а затем записывает рядом слова-ассоциации участников группы к данному слову.

Затем организовывается обсуждение полученных результатов данного задания: как правило, это большинство ассоциаций, несущих негативную окраску. Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:

- Как вы считаете, почему большинство наших ассоциаций к слову  "Стресс" негативно окрашены?

- Как для вас выглядит  "Стресс"? Если бы «стресс» был едой, мебелью, одеждой.

Психолог: Мы с вами почти сформулировали понятие стресса, введённого в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения заключается в следующем:

      (2 слайд)   Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

          Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

( 3 слайд) Виды стресса: Физический (физиологический). Возникает от физической перегрузке организма и (или) воздействия на него вредных факторов окружающей среды (температура, удушье, кровопотеря, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

(4 слайд) Психоэмоциональный (психологический). Стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: оскорбленного самолюбия, неприятностей в школе и многого другого. Кроме того, такой стресс может быть результатом психологического перегрузки человека: выполнение слишком большой работы и ответственности за качество сложной и длительной работы.

( 5 слайд) В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги.  На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

         Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

         Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.

       (6 слайд)  Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «эустресс». Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс».

Мозговой штурм " Стресс - это плохо (хорошо), потому что…".

       Далее участникам ранее образованных подгрупп предлагается выполнение следующего задания методом "мозгового штурма": найти "плюсы"  (одной подгруппе) и "минусы" стресса (другой подгруппе).

Упражнение  "Скульптура стресса".

      Психолог: "Представьте, что вы пришли в музей скульптур, связанных с жизнью человека. Ваше внимание привлекли 2 скульптуры: 1 скульптура уверенного в себе человека. Как бы она выглядела? 2 скульптура – человек в состоянии стресса. Как бы она выглядела?  Что в этой скульптуре кажется вам самым важным? "

Психолог: Ребята вы сейчас находитесь в подростковом возрасте. Подростковый возраст очень важный и сложный период в жизни человека. Именно в этот период закладывается характер, образ жизни, привычки и т. д. От того, как прошёл этот период зависит будущее человека. Это очень бурный и противоречивый жизненный этап. Особое значение на развитие подростка оказывает умение ребёнка переживать психологический стресс и правильно выходить из него. Стрессы в подростковом возрасте - явление сложное и может протекать довольно бурно на фоне гормональной перестройки организма.

Любой конфликт, малейшее недопонимание может вывести подростка из состояния равновесия. Пустяковый конфликт с одноклассниками, учителями, непонимание в семье, незаслуженно низкая самооценка и т. д. Взрослому покажутся эти события пустяковыми, а у подростка они могут вызвать серьёзный стресс. Стресс у подростков является угрожающим фактором в их развитии, социализации и адаптации, поэтому каждая проблема особо остро отражается на психике ребенка.

(7, 8 слайд) СИМПТОМЫ СТРЕССА

  • Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.
  • Плохой, беспокойный сон.
  • Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.
  • Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.
  • Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.
  • Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.
  • Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.
  • Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

( 9 слайд) Как влияет стресс на организм человека?

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА

(10 слайд) А что такое стрессоустойчивость? Защитная реакция, которая позволяет нам защитить себя от повсеместно атакующих нас стрессовых раздражителей, называется стрессоустойчивостью. Начиная с подросткового возраста молодые люди практически ежедневно сталкиваются со стрессами, уже тогда начинают учиться справляться с ними.

Стрессоустойчивость подростка – это необходимое для эмоционального здоровья качество, которое необходимо развивать.

Устойчивость к стрессу – это своего рода психологический иммунитет!

( 11 слайд)  А зачем нужно вырабатывать стрессоустойчивость? Что даст подростку стрессоустойчивость?

  • Поможет преодолевать проблемы и трудности, не впадая в депрессию, не опуская руки.
  • Благодаря этому качеству человек себя чувствует психологически комфортно.
  • Есть сила держать свои эмоции под контролем.
  • Появляется возможность достигать результатов там, где сдаются остальные.
  • Повышает выносливость.
  • Гармоничные отношения с окружающими людьми.
  • Защита психического и телесного здоровья от пагубного воздействия стрессов.

Стрессоустойчивость подростка – это важное качество, которое поможет ему перенести этот непростой период физического и психологического созревания.

Благодаря устойчивости к стрессу старшеклассник сможет практически безболезненно выходить из различных ситуаций, сохраняя позитивный настрой, радуясь светлому будущему.

(12 слайд) Психолог: Одним из способов преодоления стрессов является тренинг. А вы знаете, что такое «тренинг»? Слово тренинг образовано от английского training — тренировка. Этот термин впервые был предложен в начале XX века Дейлом Карнеги.

Тренинг — это интенсивная форма обучения, в ходе которой основной упор делается на приобретение практических навыков. Основная задача тренингов — получение практических навыков, которые могут потребоваться в дальнейшей жизни.

Существует множество тренингов с различными упражнениями для  преодоления стрессовых ситуаций и выработки стрессоустойчивости у подростков. Сегодня познакомимся с несколькими упражнениями.

И так рассмотрим правила тренинга:

(13 слайд) ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА

Приходить вовремя  

Приходите вовремя после перерывов, а лучше за несколько минут до окончания. К началу тренинга желательно приходить за 10-15 минут.

Отключить мобильный телефон  

Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим.

Правило активности  

Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

Здесь и сейчас  

Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

Правило круга  

Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

1 микрофон  

Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

  Я-высказывания  

Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

Принцип доброжелательности  

Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь.

  1. УПРАЖНЕНИЕ  «КОМПЛИМЕНТ»

Цель: повысить самооценку участников тренинга.

Резюме: В каждом человеке есть положительные качества, но чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу.

Психолог: Передавая клубок, участник озвучивает положительное качество соседа, тот в свою очередь повторяет сказанное в свой адрес и делает комплимент следующему участнику. Например: – Вера  ты умная. Таня ты очень общительная.

Упражнение "Ладошка  моего стресса".

      Для проведения данного упражнения подросткам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и  подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание: "На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость - стрессовую для вас ситуацию".  Далее участникам игры предлагается  вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.

      Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.

Упражнение "Мой ответ стрессу".

     Для данного упражнения необходима "ладошка моего стресса"», сделанная участниками игры в предыдущем задании. Следующее задание: Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем "мой ответ стрессу", то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.

Мозговой штурм, «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

Наша нервная ткань – это физическая материя, которую над поддерживать, заботиться о своей нервной системе.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».

(14 слайд) Записать на доске все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину словесные действия  -  аутогенная тренировка, письмо обидчику, позитивные настрои, самоприказ, голосовые техники (прием  "а-у-о-ы-и-е"), плач и смех как способы снижения напряжения, прогулка на природе, посидеть в тишине или послушать приятную спокойную музыку, покинуть помещение и др…).

Упражнение "Мой способ".

     Детям предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу - самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.

     Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.

Упражнение "Громкость телевизора".

       С участниками игры проводится упражнение, направленное на снижение психоэмоционального напряжения с помощью голоса. Задание: ведущий с помощью поворота своей руки регулирует громкость звука, который будут произносить участники. Подросткам объясняются все положения руки и громкость, которую они обозначают и предлагается звук "А, О, И". Далее в течение 1 минуты подростки то тихо, то очень громко произносят требуемый звук, регулируя его громкость с помощью ведущего.  

Успокаивающее дыхание.

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

Дышите таким образом несколько минут.

Расслабляющее дыхание.

К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоится.

Дыхание «Квадрат».

Счёт 5 – вдох, счёт 5 – задержка, счёт 5 – выдох.

Упражнение «Улыбка».

Улыбнуться 200 раз в день. Мозг думает, что всё хорошо и вырабатывается гормон борьбы со стрессом. Смех лучшее лекарство.

«Достань звезду»

Цель: снятие чувства тревоги, рефлексия.

Материалы и оборудование: музыкальный проигрыватель.

Техника проведения: участники удобно садятся, психолог включает спокойную расслабляющую музыку и рассказывает упражнение.

Инструкция: сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза. «Представь себе, что вы стоите на поляне. Над вами – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой вашей мечте она напоминает? Хорошенько представьте себе, чего бы вы хотели. А теперь откройте глаза, глубоко вдохните, затаив дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это не просто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки. Так, еще немного, вы уже почти достали ее. Есть! Ура! Выдохните и расслабьтесь, ваше счастье в ваших руках! Положите свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйтесь, глядя на нее. Вы сделали что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие вам о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотритесь к выбранному светилу. А теперь откройте глаза, вдохните и тянитесь к своей новой цели!».

Анализ:

  • Понравилось ли вам это упражнение?
  • Легко ли было выполнять упражнение?
  • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?

Обратная связь. Психолог спрашивает у ребят, что нового, интересного они узнали во время этого тренинга. Что им понравилось, что не понравилось.

Заключительное слово: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний тренинг. Надеюсь, что вы узнали про стресс то, что поможет вам в будущем с ним бороться и успешно. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами  Дейла Карнеги, который является известным специалистом в области человеческих взаимоотношений:

"Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...