Проблемы девиантного поведения в современной сельской школе
статья по психологии

Василий Владимирович Мельченков

Подростковый возраст характеризуется стремительным развитием эмоций, характеризующихся резкой сменой настроения, повышением возбудимости, интуиции и различных полярных эмоций. Изучение мотивации и личности подростка показывает, что в мотивации происходят значительные изменения: отношения родителей и учителей утрачивают актуальность, важны отношения сверстников, необходимо общение принадлежность группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

ФИО

Организация

1

Проблемы девиантного поведения в современной сельской школе

Мельченков Василий Владимирович

Муслюмовская СОШ

2

Социокультурная деятельность в профилактике девиантного поведения

Шакирова Алина Азатовна

Кунашакская СОШ

3

Методы противостояния негативному влиянию таких интернет платформ как тик-ток, лайк, ютуб

Матвеева Юлия Викторовна

Саринская СОШ

4

Методы и формы работы психолога с родителями девиантных подростков

Сагитова Эльвира Ильдусовна

Кунашакская СОШ

5

Как ограничить школьника от вредоносного интернет-контента в рамках цифровизации школ

6

Как найти подход к подростку с аддиктивным поведением (психологические способы, методы присоединения к подростку отрицающему социальные правила)

Мельченков Василий Владимирович

Муслюмовская СОШ

Программа

Время

Мероприятие

Ответственный

11:00

Вступительное слово. Представление участников заседания

11:10

Теоретическая часть семинара

12:00

Практическая часть

12:30-13:00

Кофе брейк

Проблемы девиантного поведения в современной сельской школе

Подростковый возраст характеризуется стремительным развитием эмоций, характеризующихся резкой сменой настроения, повышением возбудимости, интуиции и различных полярных эмоций. Изучение мотивации и личности подростка показывает, что в мотивации происходят значительные изменения: отношения родителей и учителей утрачивают актуальность, важны отношения сверстников, необходимо общение принадлежность группы.

Тут важно отметить, что изначально ориентация ребенка направленна на взрослого.

Первая стадия привязанности – это ощущения. Ребёнок стремится быть с теми, к кому он привязан: чтобы к нему прикасались, видели его, слышали, ощущали его запах. Этот тип связи лежит в основе всей привязанности, но он особенно необходим, когда другие способы сохранения привязанности ещё не развиты. Современные электронные средства связи так популярны, потому что дают мгновенный ответ на основную проблему людей — на физическую сепарацию. Однако технологический ответ — это не тот ответ, который задумала природа, и, расширяя пределы досягаемости, мы рискуем помешать настоящему решению этой человеческой дилеммы, которое заключается в полноценно развитой способности к отношениям. Всё новые и новые исследования говорят о том, что виртуальная «близость» не только не напитывает, но, более того, замещает собой глубокую личностную связь и препятствует её возникновению.

Другой проблемой виртуальной близости является то, что она оттягивает детей от присутствующих в их жизни взрослых, заменяя их ровесниками. Явление ориентации на ровесников на самом деле предшествовало технологической революции, подготовив почву для нынешней вездесущности электронных средств коммуникации. Когда дети ориентированы на ровесников, они предпочитают проводить время с ними, а не со взрослыми, которые за них отвечают. Хотя ориентация на ровесников довольно обычна для современного общества, это явление «сбившейся с пути» привязанности совершенно противоречит условиям, необходимым для человеческого роста и развития, что приводит к массовой задержке развития. Это именно то, что обнаруживают наши исследования, — многие современные дети и подростки не взрослеют по мере роста. Эпидемия незрелости распространяется.

Далее дети стремятся имитировать, подражать, изображать тех, к кому они привязаны. Дети от года до двух понимают близость как похожесть, а не просто физический контакт. Эта динамика позволяет нам «отлить» ребёнка по своему подобию без особых усилий. Также это ключ к овладению речью. Всё очень просто: как все живые существа, мы повторяем звуки за теми, к кому мы привязаны. Простое понимание этого, будь оно более распространено, произвело бы революцию в сфере образования. Общепринятым мнением сегодня является то, что мы проигрываем войну с безграмотностью. Сегодня подростки обладают более скудным словарным запасом, чем подростки прошлых лет. Если посмотреть через призму привязанности, причина становится очевидной: сегодняшние подростки чаще ориентированы на своих сверстников, а не на присутствующих в их жизни взрослых, чем подростки предыдущих поколений. Они подражают друг другу не только в речи, но и выглядят похожими друг на друга, одинаково одеваются, одинаково ходят. Секрет грамотности в таком случае был бы простым и действенным: создание рабочих привязанностей между учениками и учителями.

В идеальном случае к третьему году жизни ребёнок начинает понимать близость как принадлежность или ощущение себя частью другого или группы.

На четвертом году жизни раскрывается четвертый способ сохранения связи. К этому времени ребенку должно стать понятно, что мама и папа близки с тем, кем/чем дорожат. В ответ на это ребёнок начинает стараться, чтобы им дорожили те, к кому он привязан, старается быть особенным, иметь значение, быть значимым для них. Привязанность всегда делает нас ранимыми, но, когда мы хотим иметь для кого-то значение, нас глубоко ранит любой признак того, что мы безразличны. Если глубокая привязанность небезопасна, «корни» привязанности остаются поверхностными. Платой за это является более низкая способность привязываться и подбирать нужное питание для роста и благополучия.

Если все идёт так, как надо, и отношения могут углубляться без серьёзных травм, на пятом году жизни раскрывается удивительное явление ребёнок начинает отдавать своё сердце тем, к кому он привязан. Мы называем это эмоциональной близостью. Как ни грустно, многие взрослые не достигли способности к таким глубоким отношениям. Когда мы владеем сердцами наших детей, это позволяет им сохранять чувство близости с нами, если других способов привязанности недостаточно. Это также справедливо для брака и дружбы. Эта эмоциональная близость значительно расширяет пределы нашей досягаемости, так как позволяет поддерживать связь друг с другом в разлуке разными способами. Однако в отличие от виртуальной близости этот способ требует благоприятных условий и многих лет для того, чтобы развиться.

Это стремление к привязанности через сердце не только даёт ребёнку возможность глубокого питания, также оно предоставляет нам, взрослым, среду, в которой мы можем растить детей до полного раскрытия их потенциала. Это утверждение справедливо также и для школьной системы. Исследования подтверждают, что отношения между учеником и учителем являются единственным важнейшим фактором, определяющим успеваемость и поведение ученика. Если бы к этой простой истине прислушались, она изменила бы наш подход к образованию. Главным вопросом в образовании всегда было то, до какой степени преподавание влияет на обучение ребёнка. Несмотря на значительные улучшения в программе обучения, педагогике и технологиях, преподавание даёт все меньше и меньше результатов в обучении учеников. Виновата в этом утрата отношений между учениками и учителями. Проще говоря, учителям нужно завладеть сердцами учеников, чтобы получить доступ к их умам.

Подводя итог: дети должны привязываться к ответственным за них взрослым. Это не только поддерживает у ребёнка жизненно-важное ощущение связи, но и создает психологическую «пуповину», через которую мы можем питать своих детей, и психологическую утробу, в которой мы можем их растить. Хотя благополучие детей и общества зависит от того, до какой степени происходит взросление, привязанность необходима для взросления, а следовательно должна стать самым высоким приоритетом и главной заботой успешного общества.

В действительности можно сказать, что у большинства детей должной привязанности ко взрослому не сформировано. Более того ориентация на сверстников начинает смешиваться с уходом в социальные сети, которые оказывают колоссальное влияние на подростков. Контент социальных сетей с нейтрального, переходом по ссылкам ведет к крайне негативному и экстремистскому. Исследователи отмечают, что примерно за сорок до попыток суицида большинство подростков попадали на сайты с жестоким обращением с животными и убийствами их. В интернете пропагандируется не только насилие, но и беспорядочные половые связи. Обширные научные данные показывают, что насилие в и интернете способствует агрессивному поведению, снижению чувствительности к насилию, кошмарам и страху стать жертвой. Замечают три эффекта этого контента: десенсибилизация: человек постепенно учится терпеть все более заметные уровни насилия, не моргнув глазом; 2) «синдром большого злого мира»: у человека возникает убеждение, что окружающий мир враждебен и опасен; 3) агрессивность в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Посещение порно сайтов искажает их представление о сексуальности, давая представление о ее извращенных формах раньше, чем о нормальных, приравнивая образ человека к телу, а тела к простому объекту, представляя сексуальность как проявление чисто физиологического поведения, нацеленного на достижение индивидуального удовольствия и никак не связанное с понятиями уважения и любви.

В интернете много сайтов поощряющих суицидальные наклонности. Руководители их пользуются тем, что подростки эмоционально нестабильны, ранимы, склонными к самоанализу, неспособными принимать себя в новом состоянии, стыдятся своей новой внешности, сталкиваются с различными трудностями. Они уводят их в решение проблем с помощью суицида.

Кроме вышеперечисленного, большинство исследователей сходятся во мнении, что использование новых медиа приводит к ухудшению успеваемости в школе в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Николас Карр описывает негативное воздействие не только на сам процесс мышления, но и на форму его выражения (язык), обуславливающие его свойства (внимание и сосредоточенность), а также его внешние (стиль) и внутренние (непрерывность, четкость и связность) формальные качества.

Изображения занимают все больше и больше места в ущерб текстам. Концептуальному мышлению противопоставляется то, что лингвисты называют «визуальным мышлением», т.е. формой доязыкового, рудиментарного, первичного мышления, которым пользуются дети до овладения речью, или взрослые, которые находятся в состоянии засыпания. Эта элементарная форма мышления, которая в основном задействует чувства и воображение, апеллируя к эмоциям в непрерывном потоке постоянно сменяющих друг друга изображений. Образы не оставляют пространства для человеческой мысли. Наряду с этим, мы являемся свидетелями постепенного разрушения языка , вытесняемого изображениями. Обеднение словарного запаса влияет на успеваемость учащихся в школе, следовательно, дополнительными проблемами. Из-за интернета происходит уничтожение чтения, что приводит к спаду письменной культуры. Постоянное использование телефона приводит к гипернапряжению, которое не оставляет достаточно времени, внимания и сосредоточенности, необходимых для чтения. Чтение требует усилий, которые человек все меньше и меньше способен приложить. Чтение с экрана становится менее серьезным, более поверхностным и в целом менее результативным. Происходит ухудшение памяти, ослабление, а в некоторых случаях утрата способности внимания и концентрации.

В этих условиях происходит у подростка процесс формирования «образа самого себя» - его нравственности, мироощущения. Усугубляют сложность подросткового периода различные социальные факторы: сложные межличностные отношения с родителями, которые иногда применяют физическую силу, сложные отношения с учителями, сложные отношения со сверстниками. Не находя поддержки у взрослых, подросток уходит девиантное поведение.

Девиантность подростков - следствие формирования негативных личностных ориентаций, социальных направленностей под воздействием индивидуальных типологических и личных психологических факторов развития личности подростков. Девиантного поведения подростков – это поведение, отклоняющее от моральных норм общества человека и проявляющееся в разных формах социальной патологии.

Девиантное поведение подростков состоит в курении, употреблении алкоголя, беснадзорности, насилии, азартных играх, бродяжничестве, предосудительном поведении, преступности, пристрастия к наркотикам и проституции, психических расстройствах, таких как алкоголизм и самоубийство. Зависимость от алкоголя, наркомании и других химических зависимостей проявляется не только в качестве поведенческого феномена, способствующих агрессивным, самоуничтожительным поведением, но также в качестве способа уйти от реальных и проблемных ситуаций.

Работа с подростком подразумевает следующую последовательность не всегда линейную, но обязательно с началом установления отношений.

Установление взаимоотношений. Мы встречаемся как две разные личности, ни одна из которых ничем не лучше другой. В этих отношениях необходимо уважать сопротивление подростка как один из способов самозащиты.

Контакт. Важно определить, может ли подросток устанавливать и поддерживать контакт с окружающими. Контакт – это способность полного присутствия в конкретной ситуации и готовность использовать все стороны своего организма: ощущения, телесность, эмоции, интеллект. Хороший контакт- это способность вовремя отойти, чтобы не застрять в точке соприкосновения.

Сопротивлением подростки пытаются справиться с трудностями, выжить и научиться максимально эффективно контактировать с окружающим миром. Цель сопротивления – самозащита. Сопротивление – союзник, способ позаботиться о себе.

Сенсорика. Детям, растущим в дисфункциональных семьях или переждившим травму, свойственно взрослеть очень быстро. Они перешагивают через важные этапы развития. Работа с сенсорикой в этом плане очень важна (например, глиной).

Тело. У детей реакции тела начинают проявляться рано, и именно в это время закладываются нарушения осанки, которые становятся столь заметными у подростков. Если подросток подавлен или несчастен, он ограничивает свободу своего тела и не распознает его реакций. Нужно помочь снять напряжение, помочь расслабиться, научить глубоко дышать, узнавать свой собственный организм.

Для укрепление самости необходимо: самоопределение; умение делать выбор; овладение навыками; осознание проекций; определение границ и норм поведения; умение играть и использовать воображение; знакомство с чувством контроля и власти; умение справляться с агрессивной энергией.

Самоопределение выражается в познании себя. Это можно сделать через рисование, создание коллажей, работе с глиной, куклами, в театральных постановках, музыке, придумывании метафор, т.е. любом занятии, позволяющем сконцентрироваться на собственном «Я».

Выбор. Многие опасаются принимать даже самые незначительные решения из страха сделать что-то неправильно.

Овладение навыками. В неблагополучных семьях взросление происходит слишком быстро, пропускается множество важных упражнений и навыком. В других чадо слишком опекается, подавляя в нем потребность к борьбе и старанию.

Овладение проекциями связано с присвоением отдельных аспектов проекций (например, элементов творчества, рисунков и т.д.).

Границы и ограничения. Подросток должен уметь устанавливать свои границы и не преступать границы другого человека.

Игра, воображение и чувство юмора призваны раскрепостить подростка и укрепить его самосознание.

Власть и контроль. Большинство подростков невластны над своей жизнью, они могут сражаться за право контролировать ситуацию, вступая в борьбу за влияние, но в реальной жизни они чувствуют ужасное бесправие. Во взаимодействии подросток получает опыт управления ситуацией.

Агрессивная энергия. Агрессивный- это ведомый мощной энергией или инициативный. Эта сила, напор и самоподдержка, необходимые для выполнения тех или иных действий. Эту силу нужно научиться использовать.

Выражение эмоций. Необходимо помочь выпустить на свободу спрятанные чувства и научить здоровым способам выражения эмоций.

Забота о себе. Чтобы научиться заботиться о себе, следует начать с выявления ненавистных частей своей самости. Понимание того, что ненавистная часть – это всего лишь один из аспектов его личности, как правило, оказывается в новинку для ребенка.

Устойчивое проявление неадекватности. Поведение- это лишь симптом глубоко скрытого недуга. Перемены, часто парадоксальные, начинаются именно в результате осознания и приобретения действенного опыта. Должны присутствовать упражнения, направленные на чувства самоподдержки и собственной значимости, а также умение адекватно выражать свои чувства.

Профилактическая работа по поведенческим отклонениям должна быть двусторонней и взаимозависимой. Необходимо создавать оптимальные условия, способствующие социализации и устранению влияния социальной среды, а также развивать экзистенциальную сферу подростка и формировать его рефлексивную позицию. Наибольшие результаты можно получить, используя сочетание методов взаимодействия: арт-терапии, дидактики, групповых дискуссионных и ролевых игры. Применение вышеперечисленных методов профилактического действия способствует укреплению защитных факторов личности. Описания истории помогают дать необходимые теоретические сведения, беседы помогают выяснить свои сомнения, выразить свои отношения к полученным сведениям.

Не менее важной частью профилактических мероприятий является исследовательская деятельность, развитие кругозора подростков, формирование здоровых стереотипов поведения. Профилактика девиантного поведения подростков помогает социальному и психологическому осмыслению и сохранению информации, развитию знаний об особенностях личности, других психических и техногенных навыков, устранению барьеров, навыкам саморегуляции в развитии учебных, диагностических и воспитательных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения детей

Материал по теме "Социально - педагогическая профилактика и реабилитация детей с девиантным поведением"...

Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования

Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования....

Проблемы девиантного поведения у детей подросткового возраста.

Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное ...

Проблема девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение  (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся обществен...

Проблемы девиантного поведения в современной сельской школе

Рекомендовано педагогам сельских школ....