Тренинг: «Голос доверия»
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7 класс)

Богданова Татьяна Николаевна

Детский телефон доверия – это возможность в любой момент получить бесплатную анонимную консультацию профессионального психолога. Иногда в твоей жизни могут происходить события, с которыми сложно справиться самому. Ты не знаешь к кому обратиться за помощью и поддержкой. Хорошо, когда в семье есть взаимопонимание и можно поделиться своими переживаниями с родителями, братом или сестрой. Некоторыми переживаниями можно поделиться с другом или подругой. Но бывают такие ситуации, когда не хочется, чтобы о них знали друзья или близкие. У тебя есть возможность позвонить по телефону, рассказать о своих чувствах, переживаниях, проблемах и получить помощь психологов, которые окажут профессиональную помощь и поддержку. Невозможно переоценить важность службы детского телефона доверия, который дает возможность обсудить возникшую ситуацию с понимающим его собеседником, может выслушать, не критикуя и не обвиняя, помогает разобраться в проблеме, не навязывая советов. Это та помощь, которую оказывает служба детского телефона доверия в становлении самостоятельности детей и подростков, их способностей к управлению собственной жизнью, принятию осознанных решений, предупреждению конфликтов, трудностей, опасностей. От специалистов детского телефона доверия помощь приходит сразу же. Быстро, доступно, бесплатно, анонимно. Это особенно важно, если дети срочно нуждаются в поддержке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_golos_doveriya.docx304.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг: «Голос доверия»

Выполнила:  Богданова Татьяна Николаевна,                                                                             педагог-психолог ГАУ КО для обучающихся,                        

 нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи,

«Центр диагностики и консультирования

детей и подростков» (ОЦДиК),

руководитель службы ЭПП ДТД.

Цель:  для повышения уровня информированности о возможности получения экстренной психологической помощи на Общероссийском  детском телефоне доверия.

Задачи:

  1. Информирование участников занятия о службе детского телефона доверия и возможности получения экстренной психологической помощи.
  2. Формирование мотивации у подростков в консультативных услугах Детского телефона доверия, к доверительному общению с психологами-консультантами, сотрудничеству со службой телефонного консультирования.
  3. Обучение  подростков заботе о своем психологическом здоровье. Формировать умение находить позитивное решение в трудной ситуации и навык принятия решения.

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов

Необходимые материалы:  колонки, компьютер

Ручки по количеству участников, листочки А-4.

Раздаточный материал:

- рекламные материалы по детскому телефону доверия.

Ход занятия:

  1. Вступление.

Ведущий:

Сегодня мы поговорим о  службе детского телефона доверия. Детский телефон доверия – это возможность в любой момент получить бесплатную анонимную консультацию профессионального психолога. Иногда в твоей жизни могут происходить события, с которыми сложно справиться самому. Ты не знаешь к кому обратиться за помощью и поддержкой. Хорошо, когда в семье есть взаимопонимание и можно поделиться своими переживаниями с родителями, братом или сестрой. Некоторыми переживаниями можно поделиться с другом или подругой. Но бывают такие ситуации, когда не хочется, чтобы о них знали друзья или близкие. У тебя есть возможность позвонить по телефону, рассказать о своих чувствах, переживаниях, проблемах и получить помощь психологов, которые окажут профессиональную помощь и поддержку. Невозможно переоценить важность службы детского телефона доверия, который дает возможность обсудить возникшую ситуацию с понимающим его собеседником, может выслушать, не критикуя и не обвиняя, помогает разобраться в проблеме, не навязывая советов. Это та помощь, которую оказывает служба детского телефона доверия в становлении самостоятельности детей и подростков, их способностей к управлению собственной жизнью, принятию осознанных решений, предупреждению конфликтов, трудностей, опасностей. От специалистов детского телефона доверия помощь приходит сразу же. Быстро, доступно, бесплатно, анонимно. Это особенно важно, если дети срочно нуждаются в поддержке.

  1. Обсуждение и принятие правил работы.

Психолог предлагает участникам поговорить о правилах работы.

Для того, чтобы нам было комфортно общаться и мы могли бы успешно взаимодействовать, необходимо поговорить и принять  правила работы. Участники занятия  совместно в групповом взаимодействии обсуждают правила.

 Некоторые из них озвучивает ведущий:

•        Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.

•        Уважительно относиться к мнению другого участника.

•        Говорить от своего лица «Я думаю», «Мне хочется» и т.д.

•        Дополнительно можно предложить еще варианты правил.

3. Упражнение «Ассоциации»

Цель: создание основы для более глубокого содержания работы и дискуссии, развитие творческого потенциала, включение всех участников в работу.

Дается задание: «Назовите 2-3 слова, приходящие вам на ум, в момент, когда вы слышите словосочетание «голос доверия». После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины подобных ассоциаций.

Обсуждение:

 -Легко ли вам было подобрать ассоциации?

 -Были ли вы удивлены своими ассоциациями?

  1. Творческое задание.  Написание синквейна на тему «Доверие»

Цель: развитие творческого потенциала, включение всех участников в работу.

Участникам напоминают (или знакомят их) о правилах написания синквейна (на доске, карточках) и предлагают составить синквейн о доверии.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

-Первая строка. 1 слово – кто? что? (существительное).

-Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

-Третья строка. 3 слова – действия (глаголы) в рамках темы

-Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

-Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Желающие зачитывают свои синквейны или ведущий сам зачитывает их, не называя автора.

Ведущий: «Представьте, что в ваш мир вторглась сложная жизненная ситуация, и вам хочется кому-то довериться и рассказать об этой ситуации».

 - Кому бы вы доверили и обратились за помощью?

-Какие можно дать рекомендации своим друзьям, знакомым в трудной ситуации?

- Куда можно обратиться за поддержкой?

Комментарии для ведущего: среди вариантов ответов сделать акцент на службе ДТД, проинформировать о принципах ее работы.

Информирование: Служба создана для того, чтобы помогать детям и подросткам в трудной жизненной ситуации. Достаточно часто дети, подростки и их родители все чаще нуждаются в психологической помощи. Роль службы экстренной психологической помощи сегодня многократно возросла. Причины разные – это и самоизоляция, семейные конфликты в замкнутом пространстве, потеря привычного общения с друзьями и родными, подготовка к сдаче экзаменов, расставания с близкими, сложности в организации очного приема у психолога, проживание в удаленном районе и др. Справляться со стрессом и психологическими проблемами помогут консультанты службы детского телефона доверия. Помощь специалистов бесплатная и все беседы конфиденциальны.

5.Упражнение "Закончи предложение"

Цель: создание основы для более глубокого содержания работы, развитие творческого потенциала, включение всех участников в работу, обучение  подростков заботе о своем психологическом здоровье.

Психолог раздает всем участникам бланки, на которых нужно закончить предложения:

 - «Я могу обратиться за помощью, оказавшись в трудной  ситуации ….».

 - «Если у меня возникают проблемы, то я могу доверить …»

 - «Главное, что я хотел бы в себе изменить, — это...»

- «Мне  в особенности не нравится ...»

-«Даже близкие мне люди иногда не понимают меня  …»

  -«Я могу позаботиться о себе, когда нахожусь в трудной ситуации …»

Психолог собирает бланки через 5–10 минут. Обсуждение (говорить можно по желанию)

-Легко ли вам было говорить о своих трудностях и проблемах?

Комментарий ведущего: всегда помните, что в трудную минуту вы можете обратиться за помощью к сотрудникам службы  телефона доверия. Знайте, что Телефон доверия – работает для вас!!!

6. Релаксация «Путешествие в волшебный лес»

Цель: снятие эмоционального напряжения.
(Звучит спокойная расслабляющая музыка)
Ведущий: «Сядьте удобно.  удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее…..Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

7. Психологическая игра «В поисках Башни»

 Ребятам предлагаю вам самостоятельно пройти игру «В поисках Башни».  Вариант игры «В поисках Башни» для самостоятельного прохождения в онлайн-формате доступен по ссылке https://telefon-doveria.ru/vpoiskahbashni/.

Участники отметили, что тема доверия оказалась для них особенно важна. Игра предлагает задуматься над важными вопросами, поверить в себя и не бояться трудностей. Фантастическое путешествие позволит каждому участнику выявить типичную для себя стратегию принятия решений, осознать неоднозначность выборов в сложных жизненных ситуациях.

PS. По мнению авторов, тысячи детей и подростков, смогут оценить свои социальные установки и модели поведения в общении с людьми, научатся просить о помощи и узнают где всегда можно получить поддержку.

8. Итог занятия:

Ведущий: Ребята, известный французский писатель-романист Марк Леви однажды сказал: «Доверие - вот самая ценная и самая хрупкая вещь на свете. Без него ничего не получится».

Сейчас каждый из вас может поделиться своими впечатлениями о полученном опыте, высказать свое мнение, т.е. дать обратную связь.

Участники тренинга обмениваются впечатлениями, ведущий обобщает высказывания участников и завершает встречу.

Если вам необходима будет помощь, понимание, поддержка, вы можете обратиться за помощью в службу Детского телефона доверия.  Знайте, что на Телефоне доверия вас всегда выслушают, помогут советом или добрым словом и дадут почувствовать уверенность в себе.

              В конце занятия  информирую детей о конкурсе рисунков о деятельности Детского телефона доверия с единым общероссийским номером 8-800- 2000 -122,  предлагаю поучаствовать в конкурсе детского рисунка и раздаю рекламный материал ( рисунки победителей за 14 лет работы службы ДТД - листовки, наклейки и т.п.)

Спасибо всем за отличную работу!

Список литературы

  1. Журналы «Вестники практической психологии образования».
  2.  Тренинг общения для подростков / Грецов А.Г.- СПб.: Питер, 2009
  3. Васильева Т.Н. Саногенное мышление – путь к успешности ребенка/ Калининград:  Янтар. сказ, 2005.- 227 с.
  4. Интернет ресурсы:  

  Ссылка: https://telefon-doveria.ru/vpoiskahbashni/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Доверие"

Психологический тренинг-профилактика эмоционального "сгорания" педагогов...

Тренинг "Доверие"

Психологический тренинг для педагогов, направленный на профилактику эмоционального "сгорания"...

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия"....

Семинар-тренинг Голосуем за жизнь

Цель: изучение актуальности проблемы суицида.Задачи:1) Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства;2) Рассмотреть меры профилактики и пре...

Детско-родительский тренинг «Путь доверия»

В игровой форме родители и дети осознают важность доверия в детско-родительских отношениях. В ходе занятия будут вместе искать ключи от такой ценности как доверие....

Детско-родительский тренинг «Путь доверия» (в форме морского путешествия)

В игровой форме родители вместе с детьми осознают важность доверия в детско-родительских отношениях. В ходе занятия вместе будут искать "ключи" от такой семейной ценности как доверие. Помогу...