Детско-родительский тренинг «Путь доверия» (в форме морского путешествия)
план-конспект по психологии

В игровой форме родители вместе с детьми осознают важность доверия в детско-родительских отношениях. В ходе занятия вместе будут искать "ключи" от такой семейной ценности как доверие. Помогут им интересные упражнения, игровые испытания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-roditelskiy_trening_put_doveriya.docx138.84 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский тренинг

«Путь доверия»

(в форме морского путешествия)

https://stihi.ru/pics/2017/02/13/10280.jpg

Детско-родительский тренинг «Путь доверия»

(в форме морского путешествия)

Цель: формирование представление о доверии и понимания его важности в общении с ребенком; совместно выработать основные рекомендации по формированию и сохранению доверия в детско-родительских отношениях.

Психолог: Дорогие дети и родители, я очень рада видеть вас всех здесь, я думаю, что встреча наша сегодня пройдёт интересно и необычно в виде тренинга, который я назвала «Путь доверия». Я надеюсь, что сегодня благодаря моим и вашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать и доверять друг другу. И просто хорошо вместе проведете свое время.

Я предлагаю провести наш тренинг в форме морского путешествия, обратили, может внимание, что и стулья расставлены в форме корабля. В ходе путешествия мы соприкоснемся с морскими пейзажами, звуками, преодолеем вместе препятствия и благополучно вернемся к родным берегам. А  без  чего нельзя отправляться в такое непростое путешествие? (правильный ответ – доверие). Именно этой семейной ценности посвящена наша встреча.

Психолог: Что это за слово такое «доверие»? Послушаем, как загадочно и нежно оно звучит (хором произносим это слово). Что чувствуете? Что представляете? Какие ассоциации, ассоциативные образы  возникают?

Психолог: Наверняка, произнося это слово, каждый из нас представляет себе что-то хорошее: надежность, открытость, искренность, честность, что рядом с нами человек, на которого можно всегда положиться. В общем, «доверие» — какое-то очень хорошее и теплое слово, как и ассоциации, возникающие при его произношении.

Прием «Ассоциации»

Уважаемые родители и дети, с чем у вас ассоциируется слово «доверие»? В виде чего его можно представить, на что похоже? (Примеры: рука в руке, щит, мама, друг, улыбка, тайна, шепчет на ушко, семья, храм, команда, банк, учитель и т.п.)

- Как много ассоциаций к этому слову вы подобрали!

Психолог: Итак, слово «доверие» - это - убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь  (словарь Ушакова). Корень в этом слове вер, вера; этим и объясняется смысл слова «доверие».

Психолог: Скажите, какие обороты речи, фразы существуют в обиходе речи со словом доверие?

Примеры: Питать к кому-нибудь доверие. Оказать доверие кому-нибудь. Заслужить доверие. Злоупотребить чьим-нибудь доверием. Лишиться доверия. Потерять чье-нибудь доверие. Нарушить чье-нибудь доверие. Слепое доверие. Вкрасться в доверие.

Психолог: А кому вообще мы доверяем в жизни и что доверяем? (членам семьи, другу, врачам, педагогам, полицейскому, водителю транспортного средства, рекламе товара, в спорте партнеру, Богу, святыням и т.д.) Что доверяем? (тайны, мечты, проблемы, секреты, жизнь, здоровье, любовь). Т.е. самое сокровенное, дорогое!

А есть ли в вашем окружении человек или люди, которому вы доверяете на все сто? Можете поделиться? Ответы участников тренинга

Ну и, безусловно, нам бы самим хотелось быть для кого-нибудь такими вот, достойными доверия. Согласны?

Психолог: На нашем  тренинге, конечно, речь пойдет о доверии в семье, доверии между родителями, взрослыми и детьми. Это самый главный вид доверия. И самое страшное, что может произойти в семейных отношениях  - это потеря, утрата доверия близкого человека, будь то мама, папа, ребенок, муж, жена и т.п. Доверие это очень хрупкая вещь; ее можно долго завоевывать, заслуживать и в то же время очень  быстро разрушить одни словом, поступком, действием и очень трудно восстановить, склеить. При этом мы как бы и продолжаем жить вместе, любить друг друга, заботиться, но не доверяем. И жизнь превращается в сплошные проверки, обманы, лицемерия, короче в кошмар и ужас. Думаю, никто нем хотел жить в такой атмосфере.

Вот сегодня мы и попробуем разобраться, как же сохранить, укрепить, не потерять это хрупкое творение. И ничто не объединяет и не укрепляет наши отношения, как совместная деятельность родителей и детей.

Собираем команду

Цель: познакомить участников друг с другом; создать атмосферу принятия и безопасности; формировать позитивный настрой на работу; снятие напряжения, создание непринужденной атмосферы в группе.

Психолог: Итак, чтобы отправиться в путь, нам нужна команда в полном смысле этого слова и капитан. Как же без капитана?!  Хочу вас обрадовать, капитан у вас уже есть, это я, прошу «любить и жаловать». А вот что же у меня сегодня за команда. Давайте познакомимся. Сделаем это следующим способом.

Упражнение на знакомство «Волшебные предметы»

Психолог выкладывает на столе разные предметы: камушки, ракушки, бусинки, перья, киндер-сюрпризы и т.д., предлагает участникам тренинга найти предметы, которые напоминают им членов их семьи, объяснить, почему они выбрали этот предмет, какие черты характера у этого предмета. Например. Я взяла пёрышко, оно напоминает мне мою дочь, оно такое же мягкое, ласковое, лёгкое.

Психолог: Отлично, все познакомились, экипаж у меня очень хороший, надежный.

А какой прогноз погоды нас ждет во время путешествия?

Упражнение «Солнце светит для тех, кто…» 

Психолог произносит фразу: «Солнце светит для тех («Попутный ветер дует для тех, …», «Небо будет ясным для тех, …», «Буря не коснется тех, …», «Осадки в виде счастья выпадут на тех…» (Например, «у кого два ребенка», «у кого хорошее настроение» и т.д.). Участники, имеющие то, что назвал ведущий, меняются местами.

Психолог: Итак, прогноз погоды на сегодня такой: всех нас ждет солнце, полный штиль, попутный ветер, хорошее настроение, море улыбок и осадки в виде счастья.

А насколько члены команды доверяют друг другу и своему капитану. Проделаем такое упражнение.

Психолог: Сейчас нам надо пришвартоваться друг к другу, т.е. сплотиться.  В этом нам поможет следующее упражнение:

Упражнение «Два корабля»

Команда родителей встают на одной половине, а команда детей, напротив, на определенном расстоянии. Одна из команд закрывает глаза. Члены другой команды по очереди голосом управляют кораблем (вправо, влево, кругом, два шага вперед/назад  и т.д.);  как только команда дошла до противоположной команды, произносится фраза «швартуемся» и открывают глаза.  Как только команда пришвартовывается, члены команд обнимаются, рады встрече (причем обнимаются не обязательно мама со своим ребенком, кто будет напротив)!

Затем команды меняются ролями.

Баллы доверия

Участники тренинга по счету "три" выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев).

Психолог: Можно отправляться в путь. В пути нас ждут разные задания, испытания.

А вот и первое задание. В пути все может случиться, в том числе и с нашим кораблем, вдруг кораблекрушение. Поэтому нам надо позаботиться о своей безопасности и изготовить шлюпки.

Упражнение «Сиамские близнецы»

 Каждая пара (родитель-ребенок) берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая рука другого участника были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать поделку – пароход или кораблик. Пара изготовляет поделку только свободными руками.

Психолог: Всем известно, что в море живут разные обитатели, давайте вспомним, кого же мы можем встретить во время путешествия.

Игра «Отгадай, кто я» (в паре родитель-ребенок)

Всем участникам на спину прикрепляются таблички с названиями (картинками) морских обитателей. Задача родителей и детей – отгадать, что написано у них на спине. Для этого они должны объяснить своей паре с помощью жестов, мимики и односложных ответов на их вопросы название морского обитателя. (Животные: кит, осьминог, дельфин, акула, морская звезда, медуза, черепаха, морской еж, морж, крокодил, рыба, тюлень, краб, морской конек, рыба-меч, пингвин, морская змея, морской котик, рыба, русалка, креветка, бегемот, скат, улитка, морской слон, белый медведь).

Психолог: Итак, наше путешествие в самом разгаре. Мы проплываем мимо красивых пейзажей, светит солнце, на море полный штиль (включить музыкальное сопровождение). Но капитан вам подготовил  очередное задание – шифровка.

Задание «Расшифруй и объясни цитату» (в паре)

 Примеры цитат:

Лучшее доказательство любви - доверие.

Доверие начинается с правды и заканчивается правдой. 

Доверие умирает, а недоверие расцветает.

Доверие, как бумага, однажды скомкав, оно больше не будет идеальным.

Доверие - это подарок. Не пытайтесь обменять его на что-нибудь другое. 

Одна капля лжи, портит океан доверия.

Доверие — это когда свои поступки не надо объяснять.

Самое подлое преступление — злоупотребление доверием друга.
Растоптанное доверие не подлежит реставрации.

Если ты бросишь ребёнка в момент нужды, в будущем он тебе не доверится.

Доверие, как тоненькая ниточка. Чуть-чуть сильнее дерни и порвешь.

Поверить или проверить? Различие в одну букву. А в этой букве и есть доверие.

В доверие войдя, сумейте задержаться.

Доверие, как ластик. Его становится все меньше и меньше после каждой ошибки.

Семейное счастье не бывает без доверия друг другу.

Психолог: Ой, посмотрите, что-то прибило к нашему кораблю. Какая-то бутылка. А что обычно кладут в бутылку и выбрасывают в море?  (просьба о помощи)

Упражнение «SOS» 

В этой бутылке  какие – то бумажки, давайте посмотрим. Родители достают из бутылки записки с ситуациями и проигрывают их с детьми. В обсуждении принимают участие все: и дети, и родители.

 Примеры историй:

 «Дочь перестала слышать меня: не искренна со мной, грубит, дерзит и хочет все сделать по-своему! Раньше она всем со мной делилась, мы были настоящими подругами. Но теперь, дочь отдалилась. Помогите, что мне делать, как наладить отношения с дочерью?»

«Я записался в студию брейк-данса. Мама категорически против и запрещает мне туда ходить, потому что боится, что я могу получить травму позвоночника. Кроме того, ей не нравятся некоторые ребята из моей студии».

Особых проблем с ребенком у нас не наблюдается, учится неплохо, все свободное время проводит дома, но прошлые доверительные отношения у вас с ним канули в лету. Обедать с нами за одним столом он не хочет, старается быстро поесть, и желательно без разговоров, и уходит в свою комнату. На любые расспросы ответ один: «Все нормально». Как быть?

Мой ребенок постоянно лжет нам, родителям о том, где был, с кем и т. д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так я узнала, что ребенок мне солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, я его сильно стала ругать, от чего стало еще хуже, он теперь совсем со мной не разговаривает. Что делать. Помогите. Может у вас была такая ситуация?»

«Мама считает, что может забрать у меня телефон и проверить соц. сети и просмотреть фотографии. Недавно я обнаружила, что она еще и проверяет рюкзак, перебирает вещи в ящиках стола. А потом отчитывает меня, если ей что-то там не понравится. Я не понимаю, почему она это делает. Я не знаю, как себя вести. Кажется, что за мной следят, и приходится врать». Подскажите, как мне поступить?

«Мне 14 лет, а мама меня не отпускает гулять с друзьями по городу или к ним домой. Говорит, что будет переживать за меня, что со мной может что-то случиться, что она не знает моих друзей, а вдруг они меня куда-то втянут и т.п. Что, когда я рядом, ей спокойно. Я лично это расцениваю, как недоверие мне, моему выборы друзей, неуважение меня как личности. Как объяснить маме, что я уже взрослый и хочу сам решать с кем дружить и где гулять.  Но при этом не испортить отношения с мамой, потому что я ее очень люблю. Подскажите?»

«Мы играли со старшим  братом дома в мяч и разбили дорогую вазу. Когда пришла мама, я все свалил на брата. Ему тогда досталось от мамы, но он промолчал все взял на себя. Теперь я чувствую себя виноватым перед братом, он больше не хочет со мной играть, избегает. Как мне исправить свою ошибку? Я так больше не могу».

«Помню еще в детстве, мама нам говорила: «Буду наказывать за вранье, а не  за поступки». Когда однажды я что-то натворила и честно в этом призналась, меня все равно наказали... С тех пор я предпочла говорить не всю правду. Не знаю, поддержите ли вы меня?»

«В школе меня обвинили в краже кошелька у учительницы, мне тогда было 11 лет. А я этого не делала, но не знаю, почему она решила, что это я. И вот меня обвинили перед всем классом. Позвали маму... Самое обидное было не то, что они все смотрели и презирали меня, а то, что мама даже не вступилась, не поверила мне.

Я уже взрослый человек, но до сих пор простить такое предательство не могу. Я знаю, что что бы мой ребенок ни сделал, я всегда буду на его стороне, я буду верить его правде».

«Когда я получал в школе плохие оценки или что-то натворю, я всегда скрывал это от мамы. Не потому, что я хочу ее обмануть, а потому, что просто не хочу ее расстраивать. Ведь мама хочет мной гордиться. Но получается все наоборот. Мама перестала мне доверять, проверяет мои слова. Короче, я запутался. Помогите распутать мою ситуацию»

Психолог: Вот такие сигналы SOS прозвучали «из бутылки». Надеюсь, у вас такого никогда не случится.

Психолог: Вы ничего не чувствуете? У нас на корабле началась качка. Родителям срочно нужно подстраховать своих детей.

Упражнение «Доверие»

Ребенок, стоя спиной к матери, падает назад. Мама удерживает от падения.

Психолог: Мы уже с вами проплыли немалое расстояние. А какие морские пейзажи нам встречались, обратили внимание?!

Арт-упражнение «Создаем общую картину «Морской пейзаж»

Психолог: Сейчас мы будем рисовать совместный рисунок. Возможно спонтанное произвольное рисование. Первая пара, мама с ребенком начинают рисовать красками и кистью все, что захотят, что представят. Далее по сигналу (звон колокольчика) передают кисти другой детско-родительской паре и те дополняют рисунок своими образами или что-то пририсовывают в полученный от предыдущей пары рисунок; затем опять  по  сигналу другая пара  вносит свою лепту: что-то исправляют, дорисовывают для создания коллективной картины «Морской пейзаж». И так все пары.
В конце презентация рисунка.

Психолог: С доверием у вас все хорошо. А вот насколько хорошо вы знаете друг друга. Ведь доверие и понимание «идут всегда в ногу».

Упражнение «Правда и ложь»

Представьте, что все мы выпили волшебный напиток. Этот напиток обладает такой силой, что все вокруг начинают говорить неправду, но добрая морская фея смягчила заклинание, и теперь каждый из вас может сказать правду только один раз. Сейчас вы скажите о себе 3 высказывания, например: « Я очень люблю мороженое…., Я хочу иметь собаку…, Я очень люблю пить таблетки»; фразы должны начинаться со слов: «Я умею, люблю, хочу».  Одно из них будет правдой, а два ложью. Задача родителя и ребенка узнать, где ложь, а где правда, и отследить свои внутренние чувства, попробовать определить, что вам подсказало, где правда, а где ложь.

Психолог: Пора размять ноги и пройтись по земле. Сейчас причалим к берегу и немного разомнемся. Но трап у нас необычный, извилистый. Но и это испытание нам по плечам.

Упражнение  «Слепой и поводырь»

Сначала мама – «слепая», ребенок – «поводырь». Мама закрывает глаза, ребенок аккуратно ведет ее между стульями, дает потрогать некоторые вещи. Затем меняются местами.

Психолог: Во время нашего морского путешествия вы все продемонстрировали высокий уровень доверия друг к другу, сплочения. Я уверена, вам есть чем поделиться с другими семьями, которые испытывают трудности в отношениях, недоверие друг к другу. Давайте им поможем советом, добрым словом, получать радость от общения.

Упражнение «Ожерелье доверия»

Инструкция: Написать на бусинках из бумаги – «жемчужинах» свои советы, умные мысли, пожелания по укреплению доверия в семье. Важны подсказки, как от детей, так и от родителей.

Примеры:

  1. Слушать друг друга
  2. Используйте зрительный контакт
  3. Будьте честными
  4. Позаботьтесь о границах
  5. Уважайте личные границы
  6. Не давайте обещания

  7. Покажите ребёнку, что вы ему доверяете
  8. Уважайте потребность вашего ребёнка в уединении
  9. Уважайте мнение друг друга
  10. Уважайте личное пространство и время
  11. Просите о помощи
  12. Расширяйте границы ребенка
  13. Совместная деятельность
  14. Попросить прощение, если ошиблись
  15. Обнимайтесь
  16. Предоставляйте выбор
  17. Будьте образцом для подражания
  18. Признавайте свои ошибки.
  19. Вести задушевные беседы
  20. Не нарушать зону комфорта.
  21. Не приставать с расспросами.
  22. Шутить
  23. Проявлять интерес к увлечениям
  24. Поддерживать, если с первого раза у кого-то что-то не получается.
  25. Не рассказывать секреты ребенка (родителя) другим людям. Закон конфиденциальности.
  26. Беседы в формате тет-а-тет.
  27. Не бояться делиться с ребенком своими страхами, неудачами, сомнениями.
  28. Не смеяться, не высмеивать, не поднимать на смех мнение, мечту, желание и т.п.
  29. Способность сопереживать. 
  30. Отвечайте за свои поступки.
  31. Помните: недоверие оскорбляет!!!

Психолог: Давайте свяжем все ваши «жемчужины» в одно большое волшебное ожерелье. (Все участники нанизывают свои бусинки с пожеланиями на общую нить). Пусть  это волшебное ожерелье станет нашим общим талисманом, который спасет  всех нас от недуга под названием «недоверие».

Психолог: Перед отплытием домой, давайте выполним небольшой ритуал.

Упражнение «Тепло свечи» (под спокойную музыку)

Психолог предлагает участникам тренинга представить, что они сидят возле костра, но это необычный костер. Это костер, который сжигает все наши проблемы, печали, горести, обиды. Участники должны постараться сжечь все плохое.

Психолог:  Наше путешествие подходит к концу. Я хочу, чтобы у вас осталось что-нибудь на память о нашем путешествии. Для этого предлагаю вам сходить на рыбалку, что поймаете, то и буде вам подарком от нашей встречи.

Упражнение «Рыбалка»

Каждая семья «вылавливает» из коробки какой-нибудь предмет. 

(предметы морской тематики: ракушка, камешки, зубная паста «Жемчуг», конфеты «Морские камешки», «Морские», шапочка для душа, гель для душа с морским названием, магнитик и т.п.)

Курс к родным берегам

Цель: развитие саморефлексии; выяснение, оправдались ли ожидания участников, остались ли проблемные вопросы.

Психолог:  Ну что ж, нам пора возвращаться домой, к родным берегам. Давайте поблагодарим друг друга за совместную работу.

Упражнение «Я хочу сказать тебе спасибо…»

Необходимо маме и ребенку по очереди продолжать фразу, возможно два варианта: «Я хочу сказать тебе (маме, ребенку) спасибо за….» или «Я хочу сказать всем спасибо за…»

Психолог:  Ваш преданный капитан говорит вам всем спасибо за ваше доверие ко мне, за вашу открытость, доброжелательность, отзывчивость.  

Психолог:  Вдохнем полной грудью свежего морского воздуха. Вдохните полной грудью ощущение того, что в вашей семье царит понимание, поддержка, доверие. А если и возникают какие-нибудь проблемы, сжигайте их, как мы это сделали в упражнении со свечой.

Психолог:  А сейчас приглашаю в камбуз (так называется столовая на корабле) и выпить по морскому коктейлю с морскими угощениями.

Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное» в форме морского путешествия

Урок русского языка  для учащихся 6 класса позволяет в  игровой форме повторить и обобщить знания, полученные  при изучении темы «Имя прилагательное»; совершенствовать  навык...

Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"

Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...

Детско-родительский клуб , как одна из форм работы с семьей.

С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за...

КОНСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ» (Дети 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)

  Современный родитель хочет знать о речевом нарушении, которое отмечается у его ребенка, о методах преодоления нарушений речи, желает получить необходимые рекомендации о том, как занимать...

Из опыта работы по теме: "Детско-родительские занятия как эффективная форма сотрудничества с семьёй"

Работа с родителями всегда была и остаётся одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения.В совместной работе детского сада и семьи используются разнообразные формы. Из них в практ...

Досуг ко Дню военно-морского флота России "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение знаний детей о военно-морском флоте России.Задачи:1. способствовать формированию интереса к профессии военного моряка;2. познакомить с новыми играми и эстафетами;3. развивать уме...

Детско-родительский тренинг «Путь доверия»

В игровой форме родители и дети осознают важность доверия в детско-родительских отношениях. В ходе занятия будут вместе искать ключи от такой ценности как доверие....