МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ "
учебно-методический материал по психологии (7 класс)
Рассмотрены: особенности восприятия подростками негативной информации в зависимости от пола, цель профилактической работы, рекомендации по реализации профилактической деятельности в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_oo_po_preduprezhdeniyu_upotrebleniya_pav_podrostkami.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Профилактика употребления ПАВ в системе образования направлена:
- на формирование ценностей здорового образа жизни у обучающихся,
- на совершенствование компетенций педагогов, родителей и обучающихся в вопросах сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья.
Акцентирование отрицательных последствий приема ПАВ не обеспечивает достижения поставленных целей, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.
Особенности восприятия подростками негативной информации в зависимости от пола.
У мальчиков при восприятии одновременно позитива и негатива головной мозг чаще выбирает негатив, следовательно, повышается активность моторных центров головного мозга и лобных отделов. Активизация происходит в начале эмоционального воздействия. Долго это не происходит и возникает блок, мозг перестает реагировать на эти воздействия и мальчик вас «не слышит». Кроме того, у мальчиков «понимание другого» происходит через интеллектуальное сходство. Если вы приводите доводы, и они действительно совпадают с его объективной реальностью и картиной мира, то он их принимает. В противном случае мальчикам необходимо «проверить» и убедиться, что есть истина. 80 % мальчиков демонстрируют восприятие информации по типу мальчика и 20 % по типу девочки.
В отличие от мальчиков при восприятии «эмоциональной»информации у девочек мозг реагирует менее избирательно и включаются все центры коры. Продолжительность воздействия и повторность дают «реакцию», которая усиливается через эмоциональное сопереживание. Если информация не вызывает эмоций, то у девочек не включаются ассоциативные системы, ответственные за смыслообразование. Именно поэтому, считается, что девочки лучше осознают свое поведение, умеют осмысливать свои поступки. Особенно важна для девочек фигура, которая дает оценку её действий и поведения. Большинство девочек удерживает от употребления психоактивных веществ чувство вины за «отклонения от нормы» или страха, повышенной боязливости и внушаемости. Остальная часть воспринимает информацию по типу мальчика и взрослым кажется, что никакие доводы они не воспринимают.
Мальчикам важна эмоционально положительная информация и разбор причинно-следственных связей. Девочкам - кем и в каком тоне излагается информация.
Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде предполагает воспитание гармоничной, успешно социализированной личности, формирование положительного образа Я - ребенка, навыков ответственного принятия решений, эффективного общения, стрессоустойчивых личностных установок, навыков быть успешным, значимым, способности к саморегуляции, ценности и навыков укрепления здоровья, регулирования эмоций, разрешения конфликтов, сопротивления наркогенному давлению со стороны сверстников, взрослых и рекламных компаний в СМИ, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, помощь в самореализации собственного жизненного предназначения.
Цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.
Исследования Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что у подростков для формирования зависимости требуется меньшее количество проб, чем у взрослых. Подробно данные представлены в Международном отчете по результатам обследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья».
Рекомендации по реализации профилактической деятельности в школе
- Несмотря на популярность идей здорового образа жизни, очень актуальной на сегодняшний день является профилактика употребления психоактивных веществ. Опрос обучающихся среднего звена подтвердил факты употребления табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ в школах.
- Снижение возраста «первой пробы» указывает на необходимость первичной профилактики. Важно помнить, что массовое информирование обучающихся обо всех видах психоактивных веществ может создать почву для «эффекта заразительности». Не допускается информационная работа, повышающая расширения знаний о психоактивных веществах. Информированность подростков — одна из предпосылок приобщения к их употреблению.
- Первичную профилактику с обучающимися любого возраста актуальнее проводить через занятия по ценностному отношению к своему здоровью. Например, «Мы— за здоровое настоящее!», «Здоровый образ жизни — для сильных». Профилактические мероприятия необходимо строить с учетом возрастных особенностей детей, затрагивая их интересы. Грамотная профилактическая работа позволит сформировать установку на здоровый образ жизни, встроиться в систему его ценностей, в его картину мира.
- Работа с детьми, незнакомыми с данным явлением, должна исключать педагогические воздействия, основанные на чувстве страха.
- Подача информации должна осуществляться с учетом половой принадлежности.
- Независимо от возраста большое влияние на мировоззрение школьников оказывают их одноклассники. Необходимы мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости давлению сверстников, обучение подростков освоению жизненных навыков по принятию решений. Лишь к 10 классу у подростка формируется устойчивое мнение в отношении употребления психоактивных веществ.
- Осуждение и порицание не является эффективным способом профилактики употребления психоактивных веществ.
- Подростковая зависимость проблема не только неблагополучных, но и вполне интеллигентных детей. Традиции «праздничных чаепитий», в том числе и в школе, с возрастом трансформируются в «демонстрацию взрослости». Используйте потенциал здоровьесберегающих традиций.
- Обучающиеся внутри классной параллели неоднородны: большинство никогда не употребляли психоактивные вещества, часть - от случая к случаю, и есть те, кто употребляет регулярно. При организации мероприятий важен ориентир не только на возраст, но и на вид профилактической деятельности (первичный или вторичный). Невозможно осуществлять один вид профилактической деятельности со всей параллелью.
- Ранняя диагностика регулярного употребления психоактивных веществ школьниками, вооружение окружающих подростка взрослых (педагогов и родителей) маркерами «групп риска», своевременное повышенное внимание позволят сократить количество несовершеннолетних, нуждающихся в лечении.
- Рост числа обучающихся, проходящих процедуру профилактических медицинских осмотров, и осознанное участие в них школьников будет способствовать раннему выявлению употребления наркотических средств и психотропных веществ.
- С категорией детей «группы риска» необходимо строить работу в рамках вторичной профилактики с привлечением специалистов соответствующего профиля. Необходимо разъяснять опасность «пробы», которая в итоге может иметь продолжение, что и создает предпосылки для активного и регулярного потребления и формирования зависимости.
- С точки зрения технологии проведения профилактической работы малоэффективным оказывается односторонний дидактический процесс (например, лекции), а также воздействие, основанное на чувстве стыда, или с применением мер репрессивного характера.
- Перспективными являются подходы, основанные на технологии «равный равному».
- Недопустимо в работе с обучающимися использование видео- и кинофрагментов, демонстрирующих визуальный контент употребления психоактивных веществ (в том числе табачных изделий) или процесса потребления .
- Работа с семьями продуктивно позволит объединить влияние взрослых на точку зрения подростков в отношении психоактивных веществ. Информационно-разъяснительная работа среди родителей повысит осознание важности проблемы и ориентацию на модель «взрослый — пример для подражания».
- Чем младше подросток, тем большее влияние имеют родители. Неоспоримое значение имеет уровень привязанности, авторитет родителей, мнение значимых взрослых, семейные ценности. Важно обучать родителей выстраиванию детско-родительских отношений, давать необходимые рекомендации и своевременно оказывать помощь.
- На родительских собраниях следует смещать фокус внимания родителей на реализацию потребностей подростков, так как употребление психоактивных веществ зачастую привлекательно для подростков потому, что воспринимается ими как взрослое поведение. К сожалению, большинство родителей воспринимает взросление ребенка как повод для дополнительных обязанностей, а не расширения возможностей.
- Особое внимание следует уделить организации контроля родителями за времяпровождением подростков, организации всеобщей занятости, в том числе занятости посредством вовлечения в мероприятия досуга, организованные на базе школ.
Обязательные условия результативности профилактической деятельности в отношении употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних:
-ориентир на целевую группу (особенности обучающихся и их интересов, совместной деятельности и т.п.);
-организация регулярной и цикличной работы;
-количество мероприятий и охват присутствующих автоматически не переходит в качество. Фокус внимания должен быть сосредоточен на изменении поведения обучающихся (в отличие от фокуса процессуального, заключающегося в фиксации количества мероприятий и охвата присутствия на них).
Цель профилактических занятий - привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с употреблением психоактивных веществ и формирование ценностей здорового образа жизни.
При составлении профилактических программ педагогам необходимо учитывать:
- возрастные категории обучающихся,
- степень вовлечения в проблему,
- культурные особенности контингента с применением позитивной профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
признаки употребления психоактивных веществ подростками
памятка для родителей...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Употребление психоактивных веществ"
Цели: провести беседу о пагубном влиянии вредных привычек и их последствиях;расширять кругозор учащихся;развивать чувство ответственности,творческие способности учащихся;утверждать здоровый образ жизн...
План мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся.
План мероприятий по профилактикеупотребления психоактивных веществ среди учащихся....
Методические рекомендации по проведению лекционно-информационных форм работы с родителями в аспекте первичной профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.
Педагог-психолог И.И.КуликоваПедагог-психолог А.С.ШморинаГБОУ ЦПМСС Выборгского районаСанкт-ПетербургОтдел профилактики правонарушенийструктурное подразделение «Кабинет профилактики наркозависим...
Тема: «Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»
laquo;Социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения»...
Материалы для самостоятельной работы подростков по профилактике употребления психоактивных веществ с учетом дистанционного обучения.
Данная методическая разработка направлена на самостоятельную работу подростка в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ с учетом дистанционных технологий. Подростку необходимо...
Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей, педагогов - психологов, социальных педагогов.
Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей,педагогов - психологов, социальных педагогов....