Психолого-педагогическая программа. Внеурочной деятельности Медиация
календарно-тематическое планирование по психологии (7 класс)
Психолого-педагогическая программа психологической коррекции поведения обучающихся «Конфликт мирным путем».
Обусловлена возрастными особенностями подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного слушания, формируют активную позитивную жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt_mirnym_putem._kozlova_t.g.docx | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
~ ~
Психолого-педагогическая программа
Психологической коррекции
поведения обучающихся
«Конфликт мирным путем»
Автор – составитель
Педагог-психолог
Козлова Татьяна Георгиевна
Аннотация
Психолого-педагогическая программа психологической коррекции поведения обучающихся «Конфликт мирным путем». Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного слушания, формируют активную позитивную жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы
Пояснительная записка
Направленность:
Программа «Конфликт мирным путем» обеспечивает подготовку и сопровождение учащихся подросткового возраста к деятельности в школьной службе медиации и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций.
Актуальность, новизна. Педагогическая целесообразность:
В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии и насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве жизни его участников. Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Создание «групп равных» на базе школ в рамках идеи школьной медиации - прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят не только «занять» детей делом, обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной психологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безопасность и комфорт - основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями.
Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая программа имеет высокую степень педагогической целесообразности. Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Таким образом, цель программы заключается в следующем: практикоориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса по средствам восстановительной медиации. Новизна данной программы заключается в том, что мы непросто готовим ведущих для восстановительных программ, мы готовим команду, способную работать совместно и эффективно. Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции.
В новом Федеральном государственном стандарте отмечено, что личностные результаты воспитания выпускника школы должны отражать «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, традициям и языкам; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания».
С целью формирования толерантных установок, навыков эффективного взаимодействия и профилактики деструктивного поведения детей и подростков разработана Программа психологической коррекции поведения обучающихся «Конфликт мирным путем», согласно требованиям следующих нормативных документов:
∙ Типовое положение о службе медиации в образовательном учреждении
Общие положения.
Служба медиации является направлением работы в образовательной организации в виде деятельности, направленной на урегулирование и разрешения конфликтов на основе добровольный усилий педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей)
Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства, в том числе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от №273-ФЗ;
- Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от № 19-ФЗ;
- Настоящего положения;
- Методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (направлены письмом № ВК844/07 от );
- Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена расположением Правительства РФ от года № 1430);
- Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
- Рекомендаций Министерства образования Нижегородской области «Об организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях (приказ от года №ВК – 844/07,
Приказ Минобразования Нижегородской области от №149 «О создании служб школьной медиации»
Программа основана на следующих концептуальных подходах:
Экзистенциально-гуманистический подход (К. Роджерс, Дж. Бюджентал, В. Франкл): Толерантность - проявление сознательного, осмысленного ответственного выбора.
Толерантность – это ценность и жизненная позиция.
Личностный подход (Л. С. Выготский, А. Маслоу, Л. М. Митина): Психологической основой и ключевым измерением толерантности являются личностные измерения: ценности, личностные установки. Центральное место среди ценностей занимают самоуважение и самопринятие. Толерантность – уважительное, принимающее отношение к самому себе.
Диалогический подход (М.М. Бахтин): Межличностная толерантность – это особый способ межличностного взаимодействия с другим, это межличностный диалог. Толерантность – важнейший атрибут диалога, «здоровое начало» общения с другими людьми, в том числе и «иными».
Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) – Личность формируется в деятельности и именно в деятельности проявляются имеющиеся ценности, установки, способы взаимодействия.
Адресат программы:
Участниками программы являются учащиеся 6,7,8 классов, заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах. Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения конфликтов в школе и в семье.
Сроки реализации программы:
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность программы 34 недели – 68 ч.
Реализация Программы: Программа «Конфликт мирным путем» осуществляется в несколько этапов. Первый этап - подготовительный: - формирование списка школьных медиаторов; - проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями. Второй этап – организационно-практический: - проведение занятий по формированию навыков коммуникативной компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов; - практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах. Третий этап - аналитический: - анализ и оценка реализации программы; - сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами, - анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых технологий и полученных результатов.
Срок реализации: Программа реализуется в течении учебного года. В МАОУ СШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижний Новгород.
Форма занятий:
При проведении занятий по темам используются разнообразные методы, формы и приемы работы, направленные на развитие у учащихся навыков посредничества в разрешении разногласий между людьми, а также социальной мобильности, гибкости и уверенности в себе: Занятия содержат интерактивные методы:
- творческие задания;
- игровые элементы;
- мозговой штурм;
- интерактивные лекции (использование видеоматериала).
А также:
- ролевые игры;
-проектирование;
- психогимнастические упражнения;
- групповую дискуссию.
Информационно-практические методы:
∙ Уроки-лекции;
∙ Уроки-беседы;
∙ Дискуссии;
∙ Семинары-практикумы;
∙ Практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
∙ Обучение через опыт и сотрудничество;
∙ Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;
∙ Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
∙ Анализ статей научно-популярной литературы;
∙ Систематическое повторение ранее изученного материала;
∙ Проверка и самопроверка знаний.
Принципы проведения занятий:
- добровольность;
- активность;
- партнерское взаимодействие;
- конфиденциальность.
Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр-активаторов: 1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации; 2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр; 3 этап - игры для сплочения коллектива. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.
Целеполагание и задачи
Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) образовательной организации.
На пути достижения указанной цели реализуются следующие
Задачи:
1. Сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
2. Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора;
3. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся;
4. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов;
5. Развить у медиаторов – ровесников навыки коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения переговоров; необходимых для работы медиатора;
6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта;
7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта;
8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов.
Содержание Программы
Программа рассчитана на учащихся 6,7,8 классов, заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.
Учебный план Программы
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | Знакомство | 1 |
2 | Какой Я | 2 |
3 | Наш маршрут | 2 |
4 | Правила и этапы работы | 2 |
5 | Я - агрессивный | 2 |
6 | Желание или требование | 2 |
7 | Эффективное общение | 2 |
8 | Что такое медиация | 2 |
9 | Специфика школьного конфликта | 2 |
10 | Навыки коммуникации | 2 |
11 | Внимание собеседнику | 2 |
12 | Конфликт и пути его разрешения | 2 |
13 | Этапы медиации | 2 |
14 | Личность посредника | 2 |
15 | Стиль поведения в конфликте | 2 |
16 | Самообладание | 2 |
17 | Подготовительный этап медиации | 2 |
18 | Основной этап | 2 |
19 | Как закончить медиацию | 2 |
20 | Кейсы | 2 |
21 | Настоящий медиатор | 2 |
22 | Выбор лидера | 2 |
23 | Контроль достижений | 2 |
24 | Толерантная личность | 2 |
25 | Понятие «конфликт» | 1 |
26 | Сущность конфликтности | 2 |
27 | Гнев | 2 |
28 | Самоконтроль в общении | 2 |
29 | Невербальная коммуникация | 2 |
30 | Я и другой | 2 |
31 | Уверенное поведение | 2 |
32 | Практическое занятие | 2 |
33 | Разрешаем конфликты | 2 |
34 | Мы - команда | 2 |
35 | Взгляд в будущее | 2 |
36 | Примирительные процессы | 2 |
Всего | 68 часов |
Рабочая Программа
Срок реализаций | Реализация | Планируемый результат |
сентябрь | Сбор информации (проведение и обработка анкетирования), | Список участников медиаторов |
октябрь | Знакомство: ∙ участников друг с другом, с руководителем, ∙ с целями и задачами работы, ∙ с сущностью работы школьной службы примирения. ∙ с расписанием встреч. Просмотр и обсуждение нескольких презентаций по теме «Школьные службы медиации. Восстановительная медиация». Объявление конкурса на лучшее название и эмблему клуба. Выбор названия и эмблемы. Проведение игр, на сплочение коллектива. | Сформированная группа медиаторов. Утвержденный План и график работы. Выбранное название и эмблема. |
ноябрь | Обсуждение, прояснение и написание ценностей восстановительной медиации, которые команда школьной службы примирения собирается транслировать в школу. Обсуждение вопроса, как (с помощью каких средств) она собирается транслировать эти ценности. Проведение тренинговых занятий, направленных на развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся: - умение вступать и поддерживать контакт; - умение понимать чувства собеседника. | Список ценностей восстановительной медиации, созданный учащимися. Сплочение детско-взрослого коллектива, посредством проведенных упражнений и тренингов. |
декабрь | Проведение тренингов толерантности; Разыгрывание ролевых конфликтных ситуаций и их решений, с применением медиативных техник | Подведение и оформление итогов работы. |
январь | Знакомство с методами работы с собственными чувствами и переживаниями. Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований), примерные темы: Что такое конфликт? Как я решаю конфликты? Медиатор – кто это? И т.п. | Проведение и подведение итогов конкурса творческих работ. |
февраль | Обсуждение вопроса: что я уже сделал для принятия людьми идей восстановительной медиации и приглашения их решать конфликты в службе примирения, что еще каждый может сделать для этого. Проигрывание ролевых конфликтных ситуаций. Презентация ШСМ в начальной школе (проведение игровых занятий). | Повышение уровня знаний учащихся о восстановительной медиации. |
март | Выполнение тренировочных упражнений по решению конфликтных ситуаций. Подбор тренингов и их проведение самими учениками. | Повышение коммуникативных навыков и организаторских способностей учащихся, посредством проведенных ими тренингов. |
апрель | Проведение тренингов по взаимодействию в конфликте и самоконтролю в общении. Обучение невербальной коммуникации. | Повышение уровня подготовленности учеников, как начинающих медиаторов. |
май | Подведение итогов работы за год «За круглым столом»: обсуждение плана Подготовленный годовой отчет по дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями. Заключительный вечер | Творческий отчет учащихся. |
Условия реализации Программы:
Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.
Для проведения занятий требуется помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми, помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних. Оптимальным является вариант, если в помещении есть возможность сидеть и работать на полу. В помещении должна быть возможность крепить ватман к стенам или доске, а также возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы. Помещение должно быть оборудовано доской.
2. Планируемые результаты
В ходе подготовки по программе «Конфликт мирным путем» участники смогут:
- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;
- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- самореализоваться в социально-значимой деятельности;
- освоить навыки работы в команде;
-научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;
- принять ценности восстановительного подхода;
- повысить коммуникативную культуру.
Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:
1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;
2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов;
3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов. Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.
Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду.
Оценочные и методические материалы
Формы подведения итогов реализации Программы
Подведение итогов по результатам программы «Конфликт мирным путем» будет осуществляться в форме анализа анкет и письменных работ участников (особенности личности, мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера)
Форма представления результатов:
∙аналитические справки,
∙диагностические заключения;
∙презентации (таблицы, графики, диаграммы),
∙ групповые и индивидуальные консультации
3. Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципыобщепсихологическогоанализа.М.
#1040;смоловА.Г.Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия, Библиотекагазеты «Ежедневные новости. Подмосковье».2009
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьной среде
4. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте: учеб.пособ/ Е.Н. Богданов, В.Г.Зыкин СПб: Питер 2004
#1041;иблиотека общественного центра «Судебно-правовая реформа» .
6. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. / под ред. Л.М. Карнозовой. – М., 2001.
#1043;ригорьевД.В.Программавнеурочнойдеятельности.Игра.Досуговоеобщ ение.М.:Просвещение,2011
8. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. – М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.
#1050;апшукО.Н.Игротерапияисказкотерапия:развиваемсяиграя.Ростов-наДону:Феникс,2009
10. Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004.
#1050;онвенция о правах ребенка.
#1052;аксудов Р.Р. Восстановительная медиация: практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно-наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011.
13. Организация и проведение программ восстановительного правосудия. / под ред. Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова. - М., 2006. #1055;оленоваТ.П.Школаэффективногообщения:коммуникативныетехники, которыевсегдаработают.Ростов-на-Дону:Феникс,2009
#1057;тандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.
16. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М. :Издательский центр «Академия»,2002
17. ХозиевВ.Б.Сборникзадачпопсихологии.М.:ИздательствоМосковскогоп сихологосоциальногоинститута;Воронеж:ИздательствоНПО«МОДЭК»,2006
18. Хромова С.А. Игровые уроки общения. М.:ООО«ИДРИПО Л классик»,ООО Издательство«ДОМХХ1век»,2007 #1060;опельК.Какнаучитьдетейсотрудничать?Психологическиеигрыиупраж нения:практическоепособие.М.,«Генезис»,#1058;.1
18. Шабалина В.А. пособия. Кейсовые ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательсеой деятельности школьников...
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Проектно-исследовательская деятельность школьников...
Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Психолого-педагогическое сопровождение программы внеурочной деятельности
Психолого-педагогическое сопровождение программы...
Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»
В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5 – 6 КЛАССАХ
Основные отличия стандартов образования нового поколения...
Стандартизированные протоколы дефектологического обследования обучающихся по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках деятельности ЦПМПК г. Москвы
стандартизированный протокол обследования обучающихся от 3 до 18 лет...