Психолого-педагогическая программа. Внеурочной деятельности Медиация
календарно-тематическое планирование по психологии (7 класс)

Козлова Татьяна Георгиевна

Психолого-педагогическая программа психологической коррекции поведения обучающихся «Конфликт мирным путем».

 Обусловлена возрастными особенностями подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного слушания, формируют активную позитивную жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_mirnym_putem._kozlova_t.g.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

~ ~

Психолого-педагогическая программа

Психологической коррекции

поведения обучающихся

«Конфликт мирным путем»

Автор – составитель

Педагог-психолог

Козлова Татьяна Георгиевна

Аннотация

Психолого-педагогическая программа психологической коррекции поведения обучающихся «Конфликт мирным путем». Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного слушания, формируют активную позитивную жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы

Пояснительная записка

Направленность:

Программа «Конфликт мирным путем» обеспечивает подготовку и сопровождение учащихся подросткового возраста к деятельности в школьной службе медиации и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к взаимодействию с окружающими людьми, созданию условий для развития коммуникативной и социально успешной личности каждого подростка, и расширению «социальной практики» в решении конфликтных ситуаций.

Актуальность, новизна. Педагогическая целесообразность:

В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии и насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве жизни его участников. Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Создание «групп равных» на базе школ в рамках идеи школьной медиации - прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят не только «занять» детей делом, обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной психологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безопасность и комфорт - основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями.

Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая программа имеет высокую степень педагогической целесообразности. Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Таким образом, цель программы заключается в следующем: практикоориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса по средствам восстановительной медиации. Новизна данной программы заключается в том, что мы непросто готовим ведущих для восстановительных программ, мы готовим команду, способную работать совместно и эффективно. Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции.

В новом Федеральном государственном стандарте отмечено, что личностные результаты воспитания выпускника школы должны отражать «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, традициям и языкам; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания».

С целью формирования толерантных установок, навыков эффективного взаимодействия и профилактики деструктивного поведения детей и подростков разработана Программа психологической коррекции поведения обучающихся «Конфликт мирным путем», согласно требованиям следующих нормативных документов:

Типовое положение о службе медиации в образовательном учреждении

Общие положения.

Служба медиации является направлением работы в образовательной организации в виде деятельности, направленной на урегулирование и разрешения конфликтов на основе добровольный усилий педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей)

Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства, в том числе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от №273-ФЗ;
  • Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от № 19-ФЗ;
  • Настоящего положения;
  • Методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (направлены письмом № ВК844/07 от );
  • Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена расположением Правительства РФ от года № 1430);
  • Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
  • Рекомендаций Министерства образования Нижегородской области «Об организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях (приказ от года №ВК – 844/07,

Приказ Минобразования Нижегородской области от №149 «О создании служб школьной медиации»

Программа основана на следующих концептуальных подходах:

Экзистенциально-гуманистический подход (К. Роджерс, Дж. Бюджентал, В. Франкл): Толерантность - проявление сознательного, осмысленного ответственного выбора.

Толерантность – это ценность и жизненная позиция.

Личностный подход (Л. С. Выготский, А. Маслоу, Л. М. Митина): Психологической основой и ключевым измерением толерантности являются личностные измерения: ценности, личностные установки. Центральное место среди ценностей занимают самоуважение и самопринятие. Толерантность – уважительное, принимающее отношение к самому себе.

Диалогический подход (М.М. Бахтин): Межличностная толерантность – это особый способ межличностного взаимодействия с другим, это межличностный диалог. Толерантность – важнейший атрибут диалога, «здоровое начало» общения с другими людьми, в том числе и «иными».

Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев) – Личность формируется в деятельности и именно в деятельности проявляются имеющиеся ценности, установки, способы взаимодействия.

Адресат программы:

Участниками программы являются учащиеся 6,7,8 классов, заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах. Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения конфликтов в школе и в семье.

Сроки реализации программы:

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность программы 34 недели – 68 ч.

Реализация Программы: Программа «Конфликт мирным путем» осуществляется в несколько этапов. Первый этап - подготовительный: - формирование списка школьных медиаторов; - проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями. Второй этап – организационно-практический: - проведение занятий по формированию навыков коммуникативной компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов; - практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах. Третий этап - аналитический: - анализ и оценка реализации программы; - сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами, - анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых технологий и полученных результатов.

Срок реализации: Программа реализуется в течении учебного года. В МАОУ СШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижний Новгород.

Форма занятий:

При проведении занятий по темам используются разнообразные методы, формы и приемы работы, направленные на развитие у учащихся навыков посредничества в разрешении разногласий между людьми, а также социальной мобильности, гибкости и уверенности в себе: Занятия содержат интерактивные методы:

- творческие задания;

- игровые элементы;

- мозговой штурм;

- интерактивные лекции (использование видеоматериала).

А также:

- ролевые игры;

-проектирование;

- психогимнастические упражнения;

- групповую дискуссию.

Информационно-практические методы:

Уроки-лекции;

Уроки-беседы;

Дискуссии;

Семинары-практикумы;

Практические и тренинговые занятия, ролевые игры;

Обучение через опыт и сотрудничество;

Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;

Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;

Анализ статей научно-популярной литературы;

Систематическое повторение ранее изученного материала;

Проверка и самопроверка знаний.

Принципы проведения занятий:

- добровольность;

- активность;

- партнерское взаимодействие;

- конфиденциальность.

Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр-активаторов: 1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации; 2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр; 3 этап - игры для сплочения коллектива. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

Целеполагание и задачи

Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) образовательной организации.

На пути достижения указанной цели реализуются следующие

Задачи:

1. Сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;

2. Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора;

3. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся;

4. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов;

5. Развить у медиаторов – ровесников навыки коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения переговоров; необходимых для работы медиатора;

6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта;

7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта;

8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов.

Содержание Программы

Программа рассчитана на учащихся 6,7,8 классов, заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.

Учебный план Программы

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

Знакомство

1

2

Какой Я

2

3

Наш маршрут

2

4

Правила и этапы работы

2

5

Я - агрессивный

2

6

Желание или требование

2

7

Эффективное общение

2

8

Что такое медиация

2

9

Специфика школьного конфликта

2

10

Навыки коммуникации

2

11

Внимание собеседнику

2

12

Конфликт и пути его разрешения

2

13

Этапы медиации

2

14

Личность посредника

2

15

Стиль поведения в конфликте

2

16

Самообладание

2

17

Подготовительный этап медиации

2

18

Основной этап

2

19

Как закончить медиацию

2

20

Кейсы

2

21

Настоящий медиатор

2

22

Выбор лидера

2

23

Контроль достижений

2

24

Толерантная личность

2

25

Понятие «конфликт»

1

26

Сущность конфликтности

2

27

Гнев

2

28

Самоконтроль в общении

2

29

Невербальная коммуникация

2

30

Я и другой

2

31

Уверенное поведение

2

32

Практическое занятие

2

33

Разрешаем конфликты

2

34

Мы - команда

2

35

Взгляд в будущее

2

36

Примирительные процессы

2

Всего

68 часов

Рабочая Программа

Срок реализаций

Реализация

Планируемый результат

сентябрь

Сбор информации (проведение и обработка анкетирования),

Список участников медиаторов

октябрь

Знакомство:

участников друг с другом, с руководителем, с целями и задачами работы, с сущностью работы школьной службы примирения. с расписанием встреч. Просмотр и обсуждение нескольких презентаций по теме «Школьные службы медиации. Восстановительная медиация». Объявление конкурса на лучшее название и эмблему клуба. Выбор названия и эмблемы. Проведение игр, на сплочение коллектива.

Сформированная группа медиаторов. Утвержденный План и график работы. Выбранное название и эмблема.

ноябрь

Обсуждение, прояснение и написание ценностей восстановительной медиации, которые команда школьной службы примирения собирается транслировать в школу. Обсуждение вопроса, как (с помощью каких средств) она собирается транслировать эти ценности. Проведение тренинговых занятий, направленных на развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся: - умение вступать и поддерживать контакт; - умение понимать чувства собеседника.

Список ценностей восстановительной медиации, созданный учащимися. Сплочение детско-взрослого коллектива, посредством проведенных упражнений и тренингов.

декабрь

Проведение тренингов толерантности; Разыгрывание ролевых конфликтных ситуаций и их решений, с применением медиативных техник

Подведение и оформление итогов работы.

январь

Знакомство с методами работы с собственными чувствами и переживаниями. Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований), примерные темы: Что такое конфликт? Как я решаю конфликты? Медиатор – кто это? И т.п.

Проведение и подведение итогов конкурса творческих работ.

февраль

Обсуждение вопроса: что я уже сделал для принятия людьми идей восстановительной медиации и приглашения их решать конфликты в службе примирения, что еще каждый может сделать для этого. Проигрывание ролевых конфликтных ситуаций. Презентация ШСМ в начальной школе (проведение игровых занятий).

Повышение уровня знаний учащихся о восстановительной медиации.

март

Выполнение тренировочных упражнений по решению конфликтных ситуаций. Подбор тренингов и их проведение самими учениками.

Повышение коммуникативных навыков и организаторских способностей учащихся, посредством проведенных ими тренингов.

апрель

Проведение тренингов по взаимодействию в конфликте и самоконтролю в общении. Обучение невербальной коммуникации.

Повышение уровня подготовленности учеников, как начинающих медиаторов.

май

Подведение итогов работы за год «За круглым столом»: обсуждение плана Подготовленный годовой отчет по дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями. Заключительный вечер

Творческий отчет учащихся.

Условия реализации Программы:

Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.

Для проведения занятий требуется помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми, помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних. Оптимальным является вариант, если в помещении есть возможность сидеть и работать на полу. В помещении должна быть возможность крепить ватман к стенам или доске, а также возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы. Помещение должно быть оборудовано доской.

2. Планируемые результаты

В ходе подготовки по программе «Конфликт мирным путем» участники смогут:

- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- самореализоваться в социально-значимой деятельности;

- освоить навыки работы в команде;

-научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- принять ценности восстановительного подхода;

- повысить коммуникативную культуру.

Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов;

3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов. Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.

Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду.

Оценочные и методические материалы

Формы подведения итогов реализации Программы

Подведение итогов по результатам программы «Конфликт мирным путем» будет осуществляться в форме анализа анкет и письменных работ участников (особенности личности, мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера)

Форма представления результатов:

аналитические справки,

диагностические заключения;

презентации (таблицы, графики, диаграммы),

групповые и индивидуальные консультации

3. Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципыобщепсихологическогоанализа.М.

#1040;смоловА.Г.Искусство жить с непохожими людьми. Издательский дом Московия, Библиотекагазеты «Ежедневные новости. Подмосковье».2009

3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьной среде

4. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте: учеб.пособ/ Е.Н. Богданов, В.Г.Зыкин СПб: Питер 2004

#1041;иблиотека общественного центра «Судебно-правовая реформа» .

6. Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. / под ред. Л.М. Карнозовой. – М., 2001.

#1043;ригорьевД.В.Программавнеурочнойдеятельности.Игра.Досуговоеобщ ение.М.:Просвещение,2011

8. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. – М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.

#1050;апшукО.Н.Игротерапияисказкотерапия:развиваемсяиграя.Ростов-наДону:Феникс,2009

10. Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004.

#1050;онвенция о правах ребенка.

#1052;аксудов Р.Р. Восстановительная медиация: практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно-наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011.

13. Организация и проведение программ восстановительного правосудия. / под ред. Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова. - М., 2006. #1055;оленоваТ.П.Школаэффективногообщения:коммуникативныетехники, которыевсегдаработают.Ростов-на-Дону:Феникс,2009

#1057;тандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

16. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М. :Издательский центр «Академия»,2002

17. ХозиевВ.Б.Сборникзадачпопсихологии.М.:ИздательствоМосковскогоп сихологосоциальногоинститута;Воронеж:ИздательствоНПО«МОДЭК»,2006

18. Хромова С.А. Игровые уроки общения. М.:ООО«ИДРИПО Л классик»,ООО Издательство«ДОМХХ1век»,2007 #1060;опельК.Какнаучитьдетейсотрудничать?Психологическиеигрыиупраж нения:практическоепособие.М.,«Генезис»,#1058;.1

18. Шабалина В.А. пособия. Кейсовые ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательсеой деятельности школьников...

Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Психолого-педагогическое сопровождение программы внеурочной деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение программы...

Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»

В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...