Девиантное поведение
консультация по психологии

Социально-психологические причины возникновения девиантного поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-психологические причины возникновения девиантного поведения

План:

  1. Понятие «девиантное поведение», «норма», «патолагия», «индивидуальность».
  2. Проблема реагирования как сочетание определенных черт личности, темперамента, мотивации, навыков, привычек и сложившейся ситуации.
  3. Причины девиаций: типы неправильного поведения в семье; акцентуации характера; отсутствие необходимого опыта (навыков, способностей, задатков); физиологические отклонения; хроническая неудовлетворенность базовых потребностей; определенный уровень инфантилизма; эгоцентризм, склонность к резким колебаниям настроения; конфликтность личности как черта характера и другие.
  4. Роль ситуации в активизации девиантного поведения личности: российский и западный подходы.

Предметом изучения девиантного поведения являются отклоняющиеся от норм ситуационные реакции, психические состояния, приводящие к дезадаптации человека в обществе или нарушению самоактуализации и принятия себя.

Девиантное поведение – это система поступков, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонения от нравственного контроля над собственным поведением.

Нормы – могут быть: 1) правовые; которые подразумевают наказание – отраженное в форме законодательных актов; 2) нравственные; нарушение которых влечет общественное порицание; 3) эстетические.

В этой связи девиантным считается такое поведение, при котором происходит отклонение хотя бы от одной из общественных норм.

Существует несколько подходов к оценке поведенческой нормы, девиации:

  • социальный – связан с общественной опасностью/безопасностью поведения человека для общества. В этом подходе акцент делается на социально-одобряемых стандартах (нормах) поведения, бесконфликтности, подчинении личных интересов общественным; особое внимание - к внешним формам адаптации / поведения без учета внутриличностных конфликтов.
  • психологический подход – рассматривается в аспекте саморазрушении личности, внутриличностного конфликта. Суть девиантного поведения в контексте этого подхода – блокирование личностного роста и деградация личности; разрушается ее самоценность, не реализовываются ее задатки.

С точки зрения советского психиатра Петра Борисовича Ганнушкина, поведенческая патология включает следующие признаки:

  1. Склонность к дезадаптации. В межличностных отношениях проявляется в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействием с окружением, социально-психологическая изоляция, противостояние реальности; внутреннее непринятие себя, неудовлетворенность собой.
  2. Тотальность. Патологическое поведение имеет место «везде», в большинстве ситуаций.
  3. Стабильность. Отвечает на вопрос: «Как долго?»

Индивидуальность – неповторимость, уникальность различных свойств и качеств, которые отражаются в его поведенческих стереотипах. Набор этих качеств может быть очень похож у каждого из нас, а их сочетание кардинально различаться.

Различают следующие виды девиации:

  • деликвентная (преступления);
  • асоциальная (игнорирование правил и традиций);
  • саморазрушительная (вредные привычки, самоубийство);
  • психопатологическая (заболевания психики);
  • диссоциальная (ненормальное поведение);
  • парахарактерологическая (отклонения из-за неправильного воспитания).

К основным социальным причинам девиантного поведения относят:

  1. Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которое стремится к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея времени или финансов на обучение, молодежь ищет нелегальные пути заработка.
  2. Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению. Это приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой. С точки зрения окружения – важны статус человека в группе.

С психологической точки зрения различают типы ориентации девиантного поведения, мотивами которого являются:

- корысть (правонарушения ради материальной выгоды);

- агрессия (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство);

- нежелание работать и учиться;

- уровень притязаний;

- ценности;

- темперамент;

- самооценка;

- уклонение от обязанностей и долга (что ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

В целом на поведение всегда влияют две группы факторов: внутренние (индивидуально-психологические особенности – их выраженность, частота, оформленность) и внешние – то, что связано с ситуацией (особенно психотравмирующие ситуации). В науке долгое время делался главный акцент на зависимость от внутренних факторов. То есть большая ответственность за выбор поведенческих стереотипов придавалась самому индивиду («диспозиционизм»). В противовес ситуационизму – признавалась главная роль за внешними воздействиями. Это красноречиво отражается в одном из экспериментов Дж.Дарли, К.Бейтсон. Моделировалась ситуация, согласно которой семинаристы должны были по своему желанию проявить помощь. Однако изначальная установка вести себя определенным образом оказались в большинстве случаев (63%) определяющими, поведение семинаристов зависело именно от нее. Только 10 % от общего количества семинаристов, спешивших на проповедь, всё-таки проявили незапланированную помощь.

Тем не менее на девиантное поведение распространяется закономерность, согласно которой ситуация либо провоцирует, либо блокирует определенные (в нашем случае неадекватные) стили поведении.

Иногда сложно разделить социальные и психологические факторы формирования отклонений, обычно они взаимозависимы. Например, те или иные особенности характера человека (психологический фактор) могут усугубляться определенным типом семейного воспитания (социальный фактор). Выделяют целый ряд социально-психологических причин девиаций. К ним относят: типы неправильного поведения в семье; акцентуации характера; отсутствие необходимого опыта (навыков, способностей, задатков); физиологические отклонения; хроническая неудовлетворенность базовых потребностей; определенный уровень инфантилизма; эгоцентризм, склонность к резким колебаниям настроения; конфликтность личности как черта характера; отсутствие целей в жизни, недовольство собой; недовольство окружающим мироустройством и некоторые другие. Все это может вызывать протест со стороны человека, его неадекватную реакцию.

Таким образом, в центре понимания девиантного поведения – проблема реагирования, мотивация поведения и выработка определенной системы поступков. Поэтому важно определить какой слой личности доминирует в «выборе» действия, что в свою очередь поможет точнее определить способы коррекции поступков. Например, если поступок определяется свойствами темперамента, то уместны биологические методы коррекции; если поведение зависело от характерологических особенностей, то коррекция должна быть психологической и психотерапевтической. Если поступок объясняется личностными параметрами, то мерой воздействия может стать переубеждение, изменение социальных условий.

Различают следующие типы девиации:

  • инновация - соглашение с целями общества, но использование запрещённых, но действенных методов их достижения (шантажисты, преступники, учёные);
  • ритуализм - отбрасывание целей из-за невозможности их достижения и использование средств, не выходящих за рамки дозволенного (политики, бюрократы);
  • ретреатизм - бегство от реальности, отказ от социально одобренных целей и отречение от законных методов (бомжи, алкоголики);
  • бунт - отказ от принятых социумом целей и способов их достижения, замена устоявшихся правил на новые (революционеры).

Успешность приспособления человека к различным ситуациям может проявляться как в конфомности, так и в нонконформизме. Здесь мы хотим подчеркнуть, что данное приспособление в большей степени зависит от характера, его гармоничности, адаптивности -умении актуализировать свои способности и задатки.

Существует значительная зависимость девиаций от семейного воспитания. В.Я Гиндикин и В.А. Гурьева выделили шесть типов неправильного воспитания ребенка, а именно:

  1. «Кумир семьи» - восхваление, культивирование чувств исключительности, освобождение от всех проблем.
  2. Гиперопека – чрезмерное внимание и контроль, навязывание своего мнения по любому вопросу, культивирование осторожности, диктование каждого шага;
  3. Гипоопека – недостаточное внимание со стороны родителей, отсутствие целенаправленного воспитания. В своей крайности это приводит к следующему типу неправильного воспитания (№ 4):
  4. Безнадзорность как следствие высокой степени гипоопеки;
  5. «Золушка» - лишение ласки и внимания со стороны старших, постоянное унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий;
  6. Стиль «Ежовые рукавицы» предполагает диктаторство, систематические строгие наказания (избиение), отсутствие сочувствия и поощрений.

Американцы в свою очередь добавили метод «Двойного принуждения» или метод «Парадоксальной коммуникации» – непоследовательность в требованиях к ребенку. Последствия использования этого метода в том, что вследствие материнских требований ребенок не понимает что правильно, а что нет.

Акцентуации характера как причины возникновения девиантного поведения также могут быть связаны с неправильным типом воспитания в семье. Под акцентуацией характера обычно понимают слишком выраженные черты характера у определенного человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы. Термин «акцентуация» впервые ввел немецкий врач-психиатр К. Леонгард. Акцентуацией характера он называл излишне выраженные индивидуальные личностные черты, которые имеют способность переходить в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. По мнению А.Личко, который исследовал подростков, основной причиной их акцентуаций является наследственность. Также для данного возраста гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, что может проявиться в асоциальных поступках.

Часто «неправильное» воспитание соотносят с причиной неудовлетворения базовых потребностей. К базовым потребностям традиционно относят – потребность в безопасности, стабильности, защищенности, чувстве принадлежности, в уважении, принятии, собственной значимости в глазах других. Дефицит внимания со стороны взрослых и сверстников, как правило, компенсируется привлечением внимания к себе каким-либо «незаконным» способом.

К причинам возникновения отклонений в поведении также относится недостаточное количество общения в подростковом возрасте как со сверстниками, так и с родными (родителями, близкими людьми). Стрессовое состояние. Не стоит сбрасывать такую причину девиации, как физические недостатки, хронические заболевания, в особенности, поражающие нервную систему.

Таким образом все причины девиаций (девиантного поведения) можно сгруппировать в основные три основные группы:

  • Окружающая среда, в которой рос и развивался ребенок. Незрелые родители не могут организовать в семье здоровый психологический климат и дать детям хорошее, правильное воспитание. Крайний вариант неблагополучной семьи это семья, где взрослые пьют, дерутся, демонстрируют неуважительное отношение друг к другу и окружающим.

Семья, где отсутствует один из родителей, также способствует искажению детской картины мира, является причиной проблем общения с противоположным полом. Если дома детей унижают и причиняют физический вред, они становятся злыми и срывают свой гнев в обществе.

Ребенок, чьи родители ведут себя холодно и дистанцированно по отношению к нему, неосознанно используют девиантное поведение, как способ привлечь к себе внимание (отрицательное внимание в виде наказаний тоже является по своей сути вниманием).

  • Психологические особенности характера тоже могут провоцировать проявления девиации. Характерные особенности индивида в совокупности со средой иногда приводят к развитию психо- и социопатий, которые, в свою очередь, рождают поведенческие отклонения.

В западном исследовательском подходе делается акцент на влиянии ситуации, внешних обстоятельств на поведение личности. Тогда как российские исследования больше уделяли внимание взаимосвязи личностных характеристик с ее поведением. Однако в отношении причин девиации, связанных с семейным воспитанием, оба подхода совпадают.

  • Со стороны биологического обоснования девиант становится таковым ввиду врожденных или приобретенных заболеваний (телесных, физиологических). Например, если у ребенка имеются нарушения мозга, влекущие за собой угнетение интеллектуальных функций, то он просто не способен понять, что бить других плохо и наказуемо – у него просто нет для этого ресурсов.

Литература:

  1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учеб. учебное пособие /А.В. Гоголева; Рос. акад. образования; Моск. псих. - соц. ин-т. - М.: Моск. псих. - соц. ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. 240 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: концепции девиантного поведения, основные формы поведенческих девиаций, психологический анализ групповых девиаций, девиации в правоохранительной среде, диагностика и коррекция девиантного поведения. / Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. - Москва: Питер, 2010. 349 с.
  3. Григорьева С.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: монография / С.В.Григорьева; под ред. Б.Ф.Кваши; Междунар. Межакад. Союз, Междунар. ин-т независимых пед. исслед. МИНПИ-ЮНЕСКО. - СПб.; Псков: МИНПИ, 2005. 322 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения

Работа с учащимися девиантного поведения....

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...