Профилактическая программа «Креатив - лаборатория «Кактус и компания»
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В практике представлена авторская программа педагога-психолога «Креатив- лаборатория «Кактус и компания» по профилактике девиантного поведения подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Креатив лаборатория "Кактус и компания" | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая программа «Креатив - лаборатория «Кактус и компания» как средство преодоления девиантного поведения подростков.
В практике представлена авторская программа педагога-психолога «Креатив- лаборатория «Кактус и компания» по профилактике девиантного поведения подростков.
Подростковый возраст – один из критических возрастных периодов в жизни человека, это переходный этап между детством и взрослостью. В возрасте 10-17 лет происходит коренная перестройка всех систем организма. На фоне физических изменений идут глубинные изменения психики. В подростковом возрасте коренным образом меняется эмоциональное и коммуникативное восприятие, закладываются будущие основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Главное, к чему стремится подросток — это самостоятельность. Он крайне чувствителен к любому вмешательству взрослых людей в его жизнь.
Поведение некоторой части молодежи выходит за границы дозволенного и общепринятого, такое поведение принято называть девиантным, отклоняющимся. Отклоняющееся поведение детей нередко служит средством самоутверждения, выражением протеста против реальной или кажущейся несправедливости.
Особенно остры и тяжелы эти проблемы для детей, лишенных попечения родителей, и воспитывающихся в государственных учреждениях. Существуют причины, которые трудно преодолеть. Материнская и социальная депривация, дефицит общения со значимым взрослым, отсутствие отношений принятия и другие объективные трудности воспитания в детском доме приводят к деформированию внутриличностных образований, искажению и нарушению взаимодействий воспитанников с социальной средой. С целью преодоления данной проблемы в Лесосибирском детском доме для воспитанников реализуется авторская профилактическая программа «Креатив – лаборатория «Кактус и компания».
Цель программы: активизация личностного развития, творческих способностей, инициативности подростков.
Задачи:
1. Создать условия для творческой самореализация воспитанников через комплексную организацию коллективно творческих дел;
2. Формировать адекватные формы утверждения самостоятельности, личностной автономии;
3. Формировать осознанную позицию, расширить возможности выбора альтернативных моделей поведения.
Программа состоит из краткосрочных проектов, объединённых одной целью, каждый проект подразумевает конкретизацию целей и задач. Подросткам предоставлены возможности: расширить ролевые репертуары, актуализировать процесс социального самоопределения, создать условия формирования позитивного самоотношения.
Краткосрочный проект «Я не боюсь», направленный на создание условий для преодоления страхов у подростков.
Краткосрочный проект «Растопим лед», целью которого является создание условий для самопознания и самовыражения.
Краткосрочный проект «Культурное Арт - пространство», формирующий положительные социальные роли и модели поведения.
Краткосрочный проект «Мульти – пульти», способствующий отреагированию собственных чувств и переживаний в процессе организации и проведении коллективно-творческих дел.
Краткосрочный проект «Я не боюсь».
Задачи проекта | Этапы проекта | Ответственные |
-Научить сбрасывать напряжение, нейтрализовать страхи и негативные эмоции в социально приемлемой форме; -формировать у воспитанников навыки адекватной психологической защиты. | 1 этап - подготовительный: Арт – терапевтическая технология работы с масками «Персона и тень» 2 этап - основной: Большая психологическая игра «Я не боюсь…» 3 этап - заключительный: «Фильм, фильм, фильм!!!» (подготовка видеоролика). | Педагог-психолог |
Краткосрочный проект «Растопим лед».
Задачи проекта | Этапы проекта | Ответственные |
-Развивать самосознание и позитивное самоотношение -формировать адекватную самооценку -развивать социальные навыки поведения и установки на самостоятельное решение проблемных ситуаций | 1 этап - подготовительный: Креатив- лаборатория «Новогодний экспресс»: 1 вагончик «Образ», 2 вагончик «Декор», 3 вагончик «Бенефис» 2 этап - основной: Голубой огонек «Растопим лёд» 3 этап - заключительный «Фильм, фильм, фильм!!!» (подготовка видеоролика). | Педагог-дополнительного образования Учитель – дефектолог Социальный педагог |
Краткосрочный проект «Культурное Арт - пространство».
Задачи проекта | Этапы проекта | Ответственные, сроки |
-Учить воспитанников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, -развивать уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение близким людям и всему окружающему миру -развивавать у детей чувство ответственности за себя, за окружающих. | 1 этап - подготовительный: Организация мастер – классов:
2 этап - основной: Культурное Арт – пространство. 3 этап - заключительный «Фильм, фильм, фильм!!!» (подготовка видеоролика). | Педагог-психолог Педагог дополнительного образования |
Краткосрочный проект «Мульти – пульти»
Задачи проекта | Этапы проекта | Ответственные |
-Развивать навыки общения и эффективного взаимодействия -повышать уверенность воспитанников в собственных возможностях -снимать психоэмоциональное напряжение. | 1 этап - подготовительный: Организация арт – событий:
2 этап - основной: Мультяшный бал – маскарад «Мульти – пульти» 3 этап - заключительный «Фильм, фильм, фильм!!!» (подготовка видеоролика). | Педагог-психолог Педагог дополнительного образования |
В ходе реализации проектов используются различные формы работы с подростками: элементы музыка терапии, телесноориентированной терапии (танцевальная терапия), арт – терапии, песочной терапии, релаксации, дыхательных техник.
Краткосрочные проекты помогают воспитанникам в преодолении страхов, барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического и эмоционального напряжения, возможности для самовыражения. Общая результативность программы наблюдается повышение положительной самооценки воспитанников на 40%, навыков бесконфликтного общения на 32%, развитие коммуникативных навыков на 56%.
Таким образом, представленная профилактическая программа «Кактус и компания» способствует формированию положительных установок к творческому и личностному саморазвитию воспитанников группы риска. Каждый ребенок получает возможность для раскрытия своего творческого и личностного потенциала. Формируется адекватная самооценка, развиваются навыки уверенного поведения. При вовлечении подростков в социально значимую деятельность воспитанники занимают активную жизненную позицию, учатся конструктивно решать проблемы, с которыми они раньше не могли справиться. Дети становятся эмоционально устойчивыми к негативным воздействиям окружающей среды и меньше подвержены влиянию неблагополучных референтных групп
Трудность состоит в том, что в силу низкой мотивации и низкой заинтересованности детей их трудно вовлечь в коллективно-творческую деятельность. Происходит блокировка желаний воспитанников и преодоление этого факта является главной и первостепенной задачей педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Проектная лаборатория «Мои жизненные планы»"
Авторская программа для индивидуально-групповых занятий 8-9 класс по профориентационной работе....
рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Общеобразовательная программа кружка «Лаборатория сценического костюма»
Данная программа разработана для учащихся 8-9 классов....
Программа курса лаборатории для обучающихся 6-7 классов «Мой первый видеофильм»
В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Да...
Программа творческой лаборатории "Истоки"
Творческая лаборатория «Истоки» – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению г...
Конкурсно-игровая программа "Большой секрет для маленькой компании"
Конкрсно-игровая программа на сплочение коллектива....