Практический семинар на тему: " Эмоциональное выгорание. Упражнения для самопомощи"
учебно-методический материал по психологии
Семинар для педагогов с упражнениями, которые помогут справиться с эмоционаольным напряжением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов:
«Эмоциональное выгорание. Упражнения для самопомощи»
Цель: создать благоприятный психологический климат в коллективе, провести профилактику эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
-познакомить педагогов с приемами саморегуляции;
-дать педагогам возможность отрефлексировать полученный опыт;
-снять психологическое напряжение.
Здравствуйте, коллеги! Нашу встречу я хотела бы начать с Суфийской притчи «Тяжелый груз».
По берегу реки шёл странный человек. Он был одет в просторный халат, на голове у он нёс тыкву, наполненную протухшей водой, в руках — тяжёлые камни, а за ногой волочилась тяжёлая цепь.
Прохожий с удивлением спросил:
— Зачем тебе эти камни? Смотри, на берегу полно камней, и, когда тебе будет надо, ты поднимешь любой!
Человек оглянулся, и, увидев, что это так, выбросил камни и поблагодарил встречного путника. Действительно, идти стало легче.
Другой прохожий, встретившийся на пути, остановил его со словами:
— Уважаемый, в этой реке очень чистая вода и ты в любой момент сможешь утолить свою жажду. Зачем тебе эта тыква?
Человек оглянулся, и, увидев, что это так, выбросил тыкву, поблагодарив прохожего. Идти стало ещё легче. Третий встречный прохожий обратил внимание на цепь.
Но тяжёлые мельничные жернова, привязанные к телу под халатом, никто увидеть не смог. И только тогда, когда он сам их заметит, он сможет сбросить с себя эту тяжесть.
Как вы думаете о чем эта притча? Чему она учит?
Упражнение «Счет до десяти»
Цель: развитие взаимопонимания между участниками группы.
Воспитатели встают в круг, не касаясь друг друга. Психолог: «Сейчас по сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т. д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Начнем?» Психолог предлагает добиться желаемого результат за 5 попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга, но переговариваться запрещается.
Мини лекция:
Вы знаете, что напряжение-основа многих болезней. Быстрый ритм, высокая интенсивность современной жизни и неумение управлять собой, приводят к тому, что человек постоянно находится в стрессе и напряжении. Поэтому так важно научиться расслабляться, ведь это главное условия здоровья. Уметь расслабляться нужно людям любой профессии, в том числе и педагогу. В тибетских монастырях учеников обучают расслаблению-ментальной релаксации, прежде всего искусству падать. Нужно уметь падать так, чтобы вставать красиво и без переломов. Вы задумывались что маленький ребенок падает часто, но в большинстве случаев встает без травм. Взрослые так не могу. Дети падают больно, а встают и идут дальше. Потому что они расслаблены. Совет для всех: будьте расслаблены, как дети. В повседневной жизни человек обычно сталкивается с умственным и физическим напряжениям. Естественный способ расслабиться, естественный способ, который мы используем это сон. Сегодня на семинаре мы познакомимся с методами и упражнениями, которые помогут снять психологические зажимы, повысить стрессоустойчивость и научимся расслабляться. Нужно постараться ощутить и запомнить состояние организма во время расслабления, запомнить соответствующие ощущения в мышцах и теле.
Упражнение «Уставшая рука»
Хочу познакомить вас с упражнением «Уставшая рука». Оно поможет развивать в себе «мышечное чувство», запомнить ощущение расслабленной мышцы. Наблюдайте за внутренним ощущением.
Начинаем упражнение. Примите удобную позу. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться внимание на утренних ощущениях. Отключитесь от всего постороннего. Поднимите правую руку на уровне плеч. Начните быстро и сильно, прямо изо всех сил сжимать и разжимать кулак. Еще и еще- пока ваша рука не устанет (не более 1 минуты).
Положите обе руки на колени, симметрично. Наблюдайте за ощущениями в руках. Постарайтесь заметить разницу ощущений правой и левой кисти. Насколько правя кисть тяжелее чем левая. Почувствуйте какая рука теплее.
Упражнение «Правильное дыхание»
Справиться с напряжением поможет правильное дыхание. Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, переживаете, паникуете, то то сконцентрируйтесь на своем дыхании. Послушайте, как вы дышите в этот момент. Дыхание состоит из трех фаз: вдох, пауза, выдох... Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнем: медленно выполняйте глубокий вдох через нос, на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделай выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить, что с каждым глубоким выдохом вы понемногу избавляетесь от стрессового напряжения.
«Вдох и выдох через разные ноздри»
Примите расслабляющую позу. Закроем пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Затем меняем.
«Дыхание по квадрату»
Для начала находим прямоугольный предмет. Смотрим в верхний левый угол и медленно вдыхаем, считая при этом на 4 секунды. Переводим взгляд правый угол и выдыхаем, считая до четырех. Переводим взгляд в нижний левый угол и сделаем задержку дыхания. Постепенно можно увеличить время на каждой стороне квадрата. Сделать это упражнение 10 раз
Упражнение «Дождь в джунглях»
Давайте встанем в круг друг за другом. Так чтобы вы могли дотронуться до спины человека перед вами. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно.
Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. Как вы себя чувствуете после массажа? (педагоги отвечают)
Упражнение «Водопад»
Сделайте медленный глубокий вдох и в два раза медленный выдох. Закройте, пожалуйста, глаза. Расслабьтесь. Вдох…Выдох… Вдох…Выдох…
Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.
Включите спокойную расслабляющую музыку.
Упражнение «Аффирмации «Я ...»
Последний метод, который я покажу Вам сегодня это аффирмация, то есть подтверждения. Это легкий способ влиять на подсознание. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы выбираете позитивную фразу и произносите время от времени. Фразы должны быть положительными и короткими. Вы можете составить их для себя сами. Вы можете применять аффирмации, где хотите и как хотите. Если вы будете осознанно контролировать мысли, то со временем заменить негативные положительными. Давайте встанем со стульев и закроем глаза. Повторяйте за мной предложения.
Я – талантливый человек
Я открыты человек
Я добрый человек
Я оптимистичный человек
С каждым днем я уважаю себя все больше и больше.
У меня высокий потенциал
Я уверенна в своем будущем.
Я контролирую свою жизнь.
Я – свободная личность.
Упражнение «Ожерелье благопожеланий»
У меня в руках разноцветные нити - длинные и короткие. На самом деле, это не простые нити, а искры нашего творчества. Согласно легенде, если собираются вместе люди с чистыми сердцами и становятся членами одной команды, они могут превратить эти искры в удивительный браслет для каждого. Сейчас, пожалуйста, каждый возьмите по одной нити, повесьте ее себе на руку и завяжите концы. Это – основа ожерелья. А теперь возьмите себе по охапке маленьких искр. Вам предстоит подойти к каждому участнику семинара и завязать ниточку.
Подведение итогов. Рефлексия.
Какие методы вам запомнились? Какие собираетесь использовать в будущем? (Педагоги отвечают.) Для себя вы можете выбрать подходящий метод снимать эмоциональное напряжение и практиковать его регулярно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"
"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...
Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»
Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....
Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»
На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...
Практический семинар по теме: "Компетентностный урок, его критерии и самоанализ"
Работа семинара посвящена проблеме проведения компетентностного урока. Рассматриваются суть компетентностного подхода в образовании, понятия «компетентность» и «компетенция», а...
Рекомендации по теме эмоциональное выгорание педагогов
Рекомендации по теме эмоциональное выгорание педагогов...
Доклад на тему: «Эмоциональное выгорание педагога»
Доклад на тему: «Эмоциональное выгорание педагога»...