Причины конфликта и способы выхода из конфликтных ситуаций
статья по психологии
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prichiny_konflikta_i_sposoby_vyhoda_iz_konfliktnyh_situatsiy.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркова Марина Юрьевна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков
Кировского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Причины конфликта и способы выхода из конфликтных ситуаций».
Анализируя различные конфликтные ситуации, Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк в своей работе суммировали некоторые типичные причины, создающие почву для конфликтов в организациях.
Каждый конфликт имеет свою причину возникновения. Н.И. Кабушкин выделяет следующие группы причин, порождающих конфликты:
- Недостаточная согласованность действий отдельных групп.
- Нечеткое разграничение прав и обязанностей.
- Ограниченность ресурсов. Выделение большей доли ресурсов одним вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта.
- Недостаточный уровень профессиональной подготовки. Из-за неподготовленности подчиненного ему не доверяют выполнение отдельных видов работ.
- Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других сотрудников – любимчиков. Такое положение всегда провоцирует конфликт.
- Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя нервозную атмосферу, приводящую к конфликтной ситуации.
Предупреждение конфликта предполагает действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или устраняющие причины, источники конфликта и приводящие к разрядке конфликтной напряженности, предотвращению формирования конфликтного сознания, кризиса и конфликтных действий. Профилактика конфликтов достигается за счет четкой организации труда; здорового морально-психологического климата в коллективе; профессионально и социально компетентного педагога. Профилактика конфликта предполагает недопущение возникновения в коллективе всех его причин.
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Первую очередь стоит выяснить: это простой спор, недоразумени по какой-то проблеме, или конфликт возникший вследствие взаимной нетерпимости, психологической несовместимости.
После определения причин возникновения конфликта нужно минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.
Исследователи выделяют пять основных способов поведения в конфликтной ситуации: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество.
Основанием для выделения указанных способов поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов и степенью готовности пойти навстречу другому человеку в удовлетворении его интересов.
- Избегание (уклонение) (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При использовании стиля избегания не происходит удовлетворение ничьих интересов. Такой способ означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов для ее разрешения.
- Принуждение (противоборство) – высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью.
Стиль соперничества состоит в стремлении навязать свою волю и разрешить конфликт с помощью силы (власти, административных санкций, экономического давления и т. п.), не считаясь с интересами оппонента.
- Приспособление (сглаживание, уступчивость). предполагает необходимость пожертвовать своими интересами в пользу оппонента, выполнить его требования и отказаться от собственных целей.
Приспособление – обычно вынужденный стиль конфликтного поведения. Компромисс предполагает частичные уступки оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны в надежде избежать обострения конфликта, которое чревато большими потерями, чем отдельные уступки.
- Компромисс – один из самых распространенных стилей конфликтного поведения. Многие даже считают его ведущим способом действий руководителей. В самом деле, нередко компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или предотвратить его. Компромиссы наиболее приемлемы при разрешении второстепенных вопросов.
- Сотрудничество (компромисс) отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. Этот стиль конфликтного поведения предполагает совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта.
Для эффективного разрешения конфликтов необходимо:
- формировать установку на признание в другом человеке друга и отсутствие злого умысла;
- уметь пересматривать собственные позиции; стремиться разрешать ситуацию совместно;
- уметь делать первый шаг навстречу оппоненту;
- исключить аффективное реагирования на оппонента;
- продемонстрировать оппоненту собственную готовность разрешать конфликт.
Кроме пяти основных приемов разрешения конфликтов некоторые конфликтологи и социологи предлагают выделять несколько дополнительных:
- Координация – как согласование тактических подцелей, поведение в интересах главной цели или решение общей задачи.
- Интегративное решение проблемы. Данная техника разрешения конфликта основывается на предпосылке того что может существовать такое решение проблемы, которое включает и устраняет конфликтные элементы обеих позиций, что приемлемо для обеих сторон.
- Конфронтация - состоит в том, чтобы вынести проблему на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта, поощрять вступление в конфронтацию с проблемой.
Заключение.
Под конфликтной ситуацией обычно понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между сциальными субъектами.
Несмотря на то, что конфликтная ситуация может складываться
объективно, так и субъективно, исследователи отмечают, что осознание конфликта предполагает элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным.
Наука конфликтология определяет конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Существует несколько точек зрения на положительные и отрицательные стороны возникновения конфликта. Современная точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже желательны. Они способствуют лучшему функционированию и взаимодействию. Важно правильно ими управлять.
При разборе конфликтной ситуации важно запомнить, что нет плохих и хороших видов ее разрешения. Для того чтобы успешно справится с ней нужно, во-первых, уметь вовремя (на начальной стадии) выявить конфликт. Во-вторых, важно выяснить причину ее возникновения.
И, в-третьих, для локализации конфликтной ситуации следует минимизировать количество ее участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"
Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...
СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Памятки для родителей и детей...
Семинар-практикум для классных руководителей «Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»
Семинар-практикум для классных руководителей«Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»...
Памятка "Способы выхода из конфликтных ситуаций"
Как выйти из конфликтной ситуации? Полезные советы и рекомендации....
Деловая игра для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения"
Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.Отработать и закрепить навыки через упражнения....
Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций
В современной жизни конфликт является одной из неотьемлемых факторов человеческого существования, а соответственно и частью нашей жизни. По сути, вся история человечества представляет собой исто...