«Мой мир без конфликтов»
план-конспект занятия по психологии (9 класс)
Конфликтные ситуации вызывают у подростков определенные негативные чувства. Для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать, очень важно научить подростков эффективному и гармоничному взимодействию с окружающими. Снизить уровень конфликтности и враждебных реакций, подсказать наиболее эффективные методы разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций. Осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в данных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_moy_mir_bez_konfliktov.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг по профилактике конфликтов в подростковой среде.
«Мой мир без конфликтов»
Подготовила: педагог-психолог ГАУ ОЦДиК Богданова Т.Н.
Целевая аудитория: подростки, учащиеся 9 классов
Цель занятия – осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в данных ситуациях.
Задачи:
- создание благоприятных условий для работы в группе;
- формирование у участников тренинга представлений о конфликтах и факторах, способствующих их возникновению;
- научить подростков эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающими, снизить уровень конфликтности и враждебных реакций;
- научить наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций;
-мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.
Необходимое оборудование: бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, малярная лента, доска, мел, набор ассоциативных карточек.
Основная часть.
1. Знакомство. Упражнение «Хаотичное здравствуй».
Цель: знакомство, настрой на работу, снятие психологических барьеров
Участники здороваются друг с другом 5 пальчиками.
- 1 палец – называем свое имя;
- 2 палец – как ты провел время на каникулах?
- 3 палец -самое яркое событие на каникулах;
- 4 палец – появились ли у тебя на каникулах новые друзья?
- 5 палец – какие новые книги ты прочитал на каникулах?
2. «Наши правила»
Психолог предлагает ввести правила, которые будут действовать на протяжении всего занятия.
Правила:
1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
4. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
5. Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании тренинга больше, чем те, кто был пассивен.
6. Искренность
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
7. Отключение мобильных телефонов.
Во время занятия отключать мобильные телефоны или поставить их на вибрационный режим.
3. Вводная беседа: «Что такое конфликт?»
Цель: формирование у участников тренинга представлений о конфликтах и факторах, способствующих их возникновению;
Ребята, как вы понимаете, что означает понятие «конфликт?» (Варианты ответов детей).
- «Конфликт - это противостояние сторон, точек зрения». В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей. Предметом конфликта может стать любая материальная вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т. д.
Ребята, вспомните конфликтные ситуации, в которых вы участвовали или которые вы наблюдали, чем заканчивались эти противостояния?
(Ответы подростков)
4.Упражнение «Воссоздание конфликтной ситуации в условиях группы»
Цель: научить подростков эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающими, снизить уровень конфликтности и враждебных реакций.
По желанию выходят два добровольца. Ведущий дает им вводную ситуацию: два одноклассника повздорили из-за того, что один из них воспользовался мобильным телефоном другого с его разрешения, но «проговорил» много денег и не хочет оплачивать свои переговоры. Первый стоит на том, что он это сделал с разрешения другого, и они не устанавливали время разговоров. Второй требует оплаты. Ни одна сторона не идет на примирение, причем на свою сторону пытается перетянуть одноклассников. Двое оппонентов пытаются доказать свою правоту и просят помощи у других участников группы. Ребята, поддерживают ту или иную сторону. В конце концов, в «конфликт» вовлекается вся группа. Спустя некоторое время ведущий останавливает ребят и переходит к обсуждению.
5. Беседа «Виды конфликтов и способы их разрешения»
«В ходе предшествовавшей игры вы наглядно продемонстрировали, каким образом разворачивается конфликт. В противоборство была вовлечена вся группа. Хорошо, что это была игра, и члены группы не рассорились. Но в жизни бывает совсем по-другому. Из-за того, что два человека не смогли разрешить свой спор, весь класс мог разбиться на два враждующих лагеря. Этот конфликт был деструктивным. Действительно, конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных - напротив, отношения разрушаются.
Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.
Давайте поговорим о способах разрешения конфликта, а вы, по ходу обсуждения можете иллюстрировать их примерами из своей жизни:
- Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.
- Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.
- Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений.
- Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки. Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну.
- Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замен предмета спора на равнозначные или на более ценные.
6. Упражнение «Эффективное взаимодействие»
Вербальный вариант.
Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями, телефон и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.
- «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»
Важно заметить, что отказывать корректно надо тоже уметь. Некоторые люди осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятные ситуации.
В силовом решении, борьбе – конфликт может привести к разрыву отношений. У людей, являющихся непосредственными участниками конфликта, и тех, кто за ним наблюдает и вовлекается в него, возникает масса негативных чувств: злоба, ненависть, гнев, физическое насилие, унижение. В этой борьбе люди часто не рассчитывают свои силы, переходят дозволенные границы. Никогда не следует унижать соперника!
И так, в случаях урегулирования разногласий стороны должны приходить к общему решению через договор, нахождение общего решения, в этом способе разрешения конфликтов дружеские отношения сохраняются и переходят на более качественный уровень, люди уважают друг друга.
7. Как избежать конфликтов: правила и рекомендации:
Цель: научить наиболее эффективным методам разрешения конфликтных, сложных эмоциональных ситуаций;
1. Сдерживайте эмоции- научитесь не вовлекать в свое решение ЭГО и эмоции.
2. Не накручивайте себя. Часто люди сами в своей голове выстраивают цепочку несуществующих событий, сами их развивают, да так начинают верить в это, что потом возникает множество проблем.
3. Выбирайте правильное время. Часто конфликты возникают в те моменты, когда один из собеседников не готов к разговору. Если вы видите, что ваш собеседник не в духе, что у него сегодня не задался день, то не лезьте под горячую руку со своими вопросами, рекомендациями или советами.
4. Ищите причину, а не следствие. Мы все привыкли бороться со следствиями конфликта, но никак не хотим анализировать, что ж стало причиной такого поведения человека.
5. Живете в моменте сейчас. Еще одна ошибка, которая приводит к серьезным конфликтам – это прошлые воспоминания. Не надо упрекать человека в том, что уже прошло. Старайтесь жить в моменте сейчас. Прошлое уже было, и его не изменить, поэтому, сильно и расстраиваться не стоит по поводу него, а будущее мы не знаем, поэтому, волнение относительно него тоже откиньте. Есть только здесь и сейчас – запомните.
6. Не накапливайте проблемы. Есть отличная поговорка: «Проблемы нужно решать по мере их поступления». И это истинная правда. Не нужно копить обиды, переживания, какие-то спорные моменты. Старайтесь все сразу обговорить, решить, прийти к общему знаменателю.
7. Не затаивайте обиды. Данное правило тесно связано с предыдущим. Не нужно затаивать в себе обиды, вынашивать коварный план мести, тайно что-то себе надумывать и навязывать. Если хотите жить без конфликтов, то стоит научиться спокойно, без лишних эмоций обговаривать все спорные моменты.
8. Не оскорбляйте. Не опускайтесь до самого низкого – оскорбления. Ученые доказали, что если во время ссоры человек переходит на личное, начинает оскорблять собеседника, то это показатель его слабости, его неправоты, его неумения доказать свою точку зрения.
9. Следите за тоном. Иногда не столько слова, а тон с которым они сказаны могут сильно обидеть вашего собеседника. Поэтому, всегда следите за тем, как произносите ту или иную фразу.
10. Не устраивайте истерик. Уже не раз говорилось о том, что истерика является сильным способом манипуляции другим человеком. Да, она способна утихомирить конфликт на какое-то время, но проблема то останется, ситуация так и будет не решенная.
А знаете, кто реже всех попадает в конфликтные ситуации? Люди, которые:
- не сплетничают;
- придерживаются нейтральной позиции в суждениях;
- тщательно выбирают не только друзей, но и просто собеседников;
- выглядят уверенными в своих силах;
- не суют свой нос, куда не надо;
- имеют слишком мало свободного времени, чтобы искать приключений на свою голову.
8. Упражнение «Позитивные ассоциации».
Цель: поиск ресурсных идей с помощью изображения и возникшей ассоциации.
Участникам предлагается выбрать картинку, не видя ее изображения, открыть, внимательно ее рассмотреть и с помощью опоры на зрительный образ, прислушаться к своим внутренним ощущениям. Далее - рассказать, что они видят на картинке, какие она вызывает ассоциации, а так же, что им может помочь в сложной ситуации, какой выход они видят и им воспользуются.
3. Рефлексия.
Подведем итоги
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии?
- Что было трудно делать?
- С чем уходите, и что с собой берете?
Памятка
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9.Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Литература.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками-М.Генезис, 2004.
- «Тренинг развития жизненных целей» (Программа психологического содействия успешно адаптации) Под ред. Трохишиной – СПб.: Речь, 2001.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.
- Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
- Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. СПб., Гармония, 2001.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. С. 235-237.
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Трунов Д.Г. Гуманистическая психология и массовое сознание // Пасхи. Научный психологический журнал (Екатеринбург). 1998. № 1. С. 22–30.
- Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...
Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)
Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»
по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель урока: помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...