ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Стресс и его преодоление"
материал по психологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суть понятия «Стресс» Реакция нашего организма на нагрузку носит название стресс (от англ. stress – напряжение, давление) Эта нагрузка может быть связана с самыми разными причинами • Организм реагирует на нагрузку как таковую, а не только на конкретные разновидности событий, вызывающих ее
«Беги или сражайся!» Сущность этой реакции состоит в том, что организм готовится к физическому напряжению: перераспределяет энергетические ресурсы таким образом, чтобы быть готовым: – или вступить в противоборство с опасностью; – или убежать (в буквальном, физическом смысле!) от ее источника. Нашему организму все равно, по какому поводу мы нервничаем
Что вызывает стресс? Ситуация, по мнению человека, содержит угрозу для него Требования окружающих людей или собственные требования воспринимаются как превосходящие возможности Происходят быстрые изменения Мы находимся в ситуации выбора Происходят неожиданные и неподконтрольные нашей воле события Максимальный же стресс возникает тогда, когда на самом деле ситуация от нас не зависит, а мы считаем, что зависит, и совершаем тщетные попытки ее изменить
Истероидная реакция Истероидная реакция (истерика) – это активная энергозатратная поведенческая реакция человека. Так бурно он выражает свои эмоции, выплескивая их на окружающих Он может кричать, размахивать руками, одновременно плакать. Истерика всегда происходит в присутствии зрителей.
Помощь: Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте. Сократите свою вербальную активность (количество слов, которые говорите). Если говорите, то короткими простыми фразами, обращаясь к человеку по имени. Если не «подпитывать» эту реакцию своими словами, высказываниями, репликами, то через 10–15 минут она пойдет на спад После истерики наступает упадок сил, поэтому необходимо дать человеку возможность отдохнуть.
Помощь себе: В таком состоянии очень трудно чем-то помочь самому себе, потому что в этот момент человек находится в крайне взвинченном эмоциональном состоянии и плохо понимает, что происходит с ним и вокруг него. Если у вас возникает мысль о том, как прекратить свою истерику, это уже первый шаг на пути ее прекращения. В этом случае можно предпринять следующие действия: Уйти от «зрителей», свидетелей происходящего, остаться одному. Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания 1–2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1–2 секунды, медленный вдох, и т. д. до того момента, пока не получится успокоиться . Умыться ледяной водой – это поможет прийти в себя .
Недопустимые действия Не совершайте неожиданных действий (таких как дать пощечину, облить водой, потрясти человека). Не вступайте с человеком в активный диалог по поводу его высказываний, не спорьте до тех пор, пока эта реакция не пройдет. Не нужно считать, что человек делает это намеренно, чтобы привлечь к себе внимание. Помните, что истероидные проявления – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Не нужно говорить шаблонных фраз: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя».
Агрессивная реакция Агрессивная реакция или гнев, злость – это активная энергозатратная реакция, которая бывает нескольких видов: вербальная (человек высказывает слова угрозы) и невербальная (человек совершает какие-то агрессивные действия). Гнев – это еще более эмоционально заразительная реакция, чем истероидная (истерика). Если вовремя ее не остановить, то в какой-то момент она может стать массовой. Многие люди, которые испытывали такую реакцию, потом недоумевали, как такое с ними могло произойти.
Помощь: Разговаривайте с человеком спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи. Обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?» Необходимо говорить тише, медленнее и спокойнее, чем человек, который испытывает эту реакцию. Чтобы оказать человеку поддержку, примите его право на эту реакцию и то, что она направлена не на вас и не на окружающих, а на обстоятельства
Помощь себе: Постарайтесь высказать свои чувства другому человеку. Дайте себе физическую нагрузку
Недопустимые действия Не нужно считать, что человек, выражающий агрессию, по характеру злой Не старайтесь переспорить человека или переубедить его, даже если считаете, что он неправ Не угрожайте и не запугивайте тать, что человек, Гнев –нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, так человек выражает свою эмоциональную боль
Страх Страх – это эмоция, которая оберегает нас от рискованных, опасных поступков, его время от времени испытывает каждый человек. Опасным страх становится, когда он не оправдан (человек боится того, что не представляет для него опасности) или силен настолько, что лишает человека способности думать и действовать.
Страх, возникая один раз, может надолго поселиться у человека в душе. И тогда он начнет мешать ему жить, вынуждая отказываться от каких-то действий, поступков, отношений. Чем дольше человек живет со своим страхом, тем сложнее ему с ним бороться. Поэтому чем быстрее человек справится со своим страхом, тем меньше вероятность того, что эмоция, возникшая в ответ на ненормальные обстоятельства, превратится в проблему, которая будет беспокоить человека долгие годы.
Помощь Не оставляйте человека одного, страх тяжело переносить в одиночестве. Если страх настолько силен, что буквально парализует человека, то можно предложить ему сделать несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, насколько это возможно, а после сосредоточиться на спокойном медленном дыхании Другой прием основан на том, что страх это эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность, поэтому можно предложить человеку простое интеллектуальное действие, например, отнимать от 100 по 7. Когда острота страха начинает спадать, поговорите с человеком о том, чего он боится, но не нагнетая эмоции, а давая возможность человеку выговориться. Скажите ему, что страх в такой ситуации – это нормально. Такие разговоры не могут усилить страх, а дают возможность человеку поделиться им. Ученые давно доказали, что, когда человек проговаривает свой страх, он становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится, поддержите его, поговорите с ним на эту тему.
Помощь себе Если вы находитесь в состоянии, когда страх лишает способности думать и действовать, то можно попробовать применить несколько простых приемов. Например, это могут быть дыхательные или физические упражнения. Попытайтесь сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх.
Недопустимые действия Даже если вы считаете, что страх неоправданный или нелепый, то не нужно пытаться убедить в этом человека фразами : «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости». Когда человек находится в таком состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезнен.
Тревога Состояние тревоги отличается от состояния страха тем, что, когда человек испытывает страх, он боится чего-то конкретного (поездок в метро, болезни ребенка, аварии и т. д.), а когда человек испытывает чувство тревоги, он не знает, чего он боится. Поэтому в каком-то смысле состояние тревоги тяжелее, чем состояние страха. Источником тревоги очень часто является недостаток информации и состояние неопределенности Состояние тревоги – это одно из тех состояний, которое может длиться долго, вытягивая из человека силы и энергию, лишая его возможности отдыха, парализуя способность действовать.
Помощь При тревожной реакции очень важно постараться «разговорить» человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой. Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. Тогда можно проанализировать, какая информация необходима, когда и где ее можно получить, составить план действий. Самое мучительное переживание при тревоге – это невозможность расслабиться. Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли, поэтому можно предложить человеку сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение, а еще лучше вовлечь его в продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями
Недопустимые действия Не оставляйте человека одного . Не убеждайте его, что тревожиться незачем, особенно если это не так. Не скрывайте от него правду о ситуации или плохие новости, даже если с вашей точки зрения это может его расстроить .
Некоторые рекомендации по управлению стрессом Определяй приоритеты в своих делах. Сначала делай самые важные и срочные, потом – остальные Если какие-то дела не являются важными, но требуют много времени и сил – вообще откажись от них Избегай ситуаций, когда другие люди перекладывают на тебя свои дела Определи свойственный тебе темп деятельности и ее комфортные условия Превращай переживания в действия
Рассматривай стрессовую ситуацию как тренажерный зал для тренировки своих нервов Отслеживай свои реакции в разных жизненных обстоятельствах и делай собственные выводы о том, как быть готовым к стрессу Воспринимай трудности как возможность для развития, но не создавай себе лишних трудностей Помни, что без напряжения не расслабишься, без усталости не отдохнешь. Систематически нагружай и мышцы, и разум - они ответят тебе силой! Наблюдай за поведением других людей, когда ты становишься свидетелем их стресса, и анализируй, что в их реакциях хорошо, а что плохо Представляй на своем месте человека, который готов к трудностям, и поступай соответственно его действиям Всматривайся в даль. Когда думаешь о перспективах, не ограничивайся тремя соснами, за которыми ничего не видно Помни, что парашютисты всегда имеют в своем ранце запасной парашют – на случай, если вдруг основной не сработает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление объективных трудностей согласования прилагательных с существительными у дисграфиков
Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исп...
Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»
Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся? В чем в...
ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Выступление на конференции....
Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.
В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...
презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...
Школьная неуспеваемость и пути её преодоления
в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....
Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"
Пояснительная записка.Конспекты занятий.Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,ф...