Коррекционно-развивающее занятие "Ветер бывает разным"
план-конспект по психологии
Занятие направленно на коррекцию поведения в школе у детей младшего школьного возраста в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно-развивающее занятие "Ветер бывает разным" | 453.29 КБ |
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Сказочная поляна» | 33.81 КБ |
Упражнения по профилактике | 632.15 КБ |
Психокоррекционные упражнения для снятия тревожности | 613.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА п. Усть-Уда»
Конспект коррекционно – развивающего занятия
«Ветер бывает разным»
составил
педагог – психолог
Преловская Анна Сергеевна
Программное содержание:
- создание условий для знакомства и закрепления представлений детей о чувстве «злость» через определенный образ природы.
задачи:
- научить ребенка управлять и контролировать своими чувствами;
- развивать представление о чувстве «злость»
- воспитывать эмоционально – положительного взгляда на мир, на отношения между людьми.
- способствовать расширению словарного запаса, активизации речи обучающихся.
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал (приложение 1)
Ход занятия.
Вводная часть.
Добрый день ребята. На нашем сегодняшнем занятии мы продолжим знакомиться с миром чувств. Сегодня мы узнаем о таком чувстве как (СЛ 1) злость и научимся правильно его выражать.
Ритуал приветствия: Давайте поприветствуем, друг друга, но не обычным способом «Здравствуй», и «за руку», а по особенному. Вы можете сами придумать их и показать всему классу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
Все поздоровались? Молодцы.
Я хочу спросить у вас: «какое у вас сейчас настроение?»
Выберите у себя на столе смайлик (СЛ 2) со своим настроением и положите на уголок.
А повлияла ли музыка, которую вы слышали, когда входили в кабинет, наше приветствие на ваше настроение? (ответы детей).
Вот видите, на наше настроение всегда влияет кто-то или что-то из нашего окружения: фильмы, которые мы смотрим, музыка, которую мы слушаем, люди, с которыми мы общаемся. И это окружение может влиять на нас по-разному: делать наше настроение как хорошим, так и плохим.
(СЛ 3) Тема нашего занятия «Ветер бывает разный». (СЛ 4) А как вы думаете, чем наше настроение похоже на ветер? (ответы детей)
Основная часть
Наше настроение может меняться так же, как и ветер, быстро. Я хочу рассказать вам сказку, которая называется «Сказка о ветре». (СЛ 5)
Готовы?
Жил был на свете ветерок. Он был еще юный и очень любознательный. Ему нравилось везде летать и все новое узнавать. (СЛ 6) Летел ветерок по небу низко над землей и вдруг, он увидел школу, школьный двор, ребят, которые учились в ней. Они ему очень понравились. Мальчики и девочки весело играли на улице.
Когда ребята радовались, и у них было хорошее настроение, то они улыбались и много смеялись.
Иногда ребятам было грустно, они даже начинали плакать.
Некоторые ребята могли сердиться и быть злыми, когда им что-то не нравилось или когда их обидели.
(СЛ 7) Ветерок смотрел, смотрел на ребят и решил тоже показать свое настроение. Когда он был добрым, он дул легко, даря людям и всему живому легкий свежий ветерок.
Когда ветру было грустно, то он пригонял с собой тучки. Тучкам было жалко его, и они начинали плакать.
Когда ветер сердился, то он набирал скорость, и со страшной силой кружился вокруг школы, где были ребята, учителя, воспитатели, повара, т.е. окружающие нас люди.
Скажите что может случиться, если ветер наберет силу и скорость?(ответы детей)
Он может превратиться в ураган. А что может сделать ураган? (ответы детей)
(СЛ 8) Он может срывать крыши с домов, вырывать из земли деревья, ломать дома, сносить все на своем пути.
Ребята, скажите пожалуйста на какое чувство похож ветер? (Ответы детей) ЗЛОСТЬ. А ваша злость похожа на ураган? А когда вы злитесь, что с вами происходит? Давайте попробуем описать себя. (Описывают. Если не могут сами, то помогаем наводящими вопросами).
Какое у нас становится лицо? (ответы детей)
Глаза? (ответы)
Ребята, скажите пожалуйста, мой персонаж похож на описанного нами злого человека? (СЛ 9)
А сейчас посмотрите на фото ребят, они похожи на вас, когда вы злитесь? Какие они? (ответы детей)
(СЛ 10) Вдруг ураган увидел в небе летучего змея и остановился. Играя с ним в небе, он успокоился. И вот тогда ветерок понял, что самая ужасная черта характера у людей – это злость. Злость приносит горе. Он понял, что не надо показывать свою злость. Надо быть добрым к ребятам, взрослым, к природе, ко всему окружающему.
(СЛ 11) Ребята а как вы думаете, злиться это нормально? (ответы детей)
Заключительная часть.
Вывод: На самом деле, злиться — это нормально. Злятся все: и взрослые, и дети. Но нужно уметь себя контролировать. Скажите, а что мы с вами можем посоветовать мальчикам и девочкам, которые злятся? (ответы детей)
(СЛ 12) Можно посоветовать побегать или попрыгать, попинать мяч, скомкать газету, покричать на игрушку или подушку. Ярость можно выражать в работе с пластилином, нарисовать рисунок, в конце концов, престать думать о этом событии.
Рефлексия.
Молодцы. Ребята вам понравилось наше занятие? (СЛ 13) У вас у каждого на столах лежат картинки с изображением ветра: доброго и злого. Посмотрите на них и решите, какой ветер вы хотите взять с собой.
Добрый ветерок, который будет с вами играть
Ураган, который будет сносить все на своем пути
Все взяли себе ветерок?
И в завершение нашего занятия давайте попрощаемся.
Ритуал прощания: Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».
(СЛ 14) Спасибо за вашу работу на занятии. До встречи!
Приложение 1
Предварительный просмотр:
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Сказочная поляна»
Подготовил: Педагог-психолог Преловская А.С. |
Сентябрь, 2024 г.
Цель: создание условий для формирования умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья группы обучающихся через овладение способами саморегуляции и активизации личностных ресурсов с применением оборудования сенсорной комнаты.
Задачи:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального фона
3) развитие коммуникативных умений
4) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления
Субъекты: группа обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
Место проведения: сенсорная комната.
Оборудование: сухой душ, пузырьковая колонна, полотно «звездное небо», тоннель, коврики, тактильные ящики, сухой бассейн, колонка, флешка с музыкой, подсказки, контейнер с перемешенной крупой: горох, кукуруза, фасоль, контейнеры для круп, тактильные дорожки, цветные следы.
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуйте»
Цель: развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную поддержку, формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков.
Психолог: Здравствуйте, ребята! На этом занятии мы с вами не одни, у нас сегодня много гостей. Давайте дружно поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Уважаемые гости, мы с ребятами рады вас видеть на нашем занятии. Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие, на волшебную поляну.
Давайте встанем в круг и вспомним правила работы в сенсорной комнате:
- Уважать друг друга.
- Уметь слышать себя и слушать других.
- Поднять руку, если хочешь сказать.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог: Смотрите, у меня в руках находится волшебный мяч. Когда он окажется у вас в руках, назовите, какое у вас сегодня настроение. Готовы? Я начну с себя. У меня сегодня хорошее настроение. (Мяч передается другому, дети называют свое настроение). Молодцы! Я рада что у вас у всех хорошее настроение.
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и волшебным. Хотите увидеть? Смотрите у меня в руках обычная баночка с обычной прозрачной водой. Сейчас мы тихонько все скажем «Раз, два, три, новый цвет приобрети». (Встряхиваю баночку, и вода окрашивается в зеленый цвет). Вот видите. Сейчас мы отправимся в путешествие к волшебной поляне. По пути к ней привычные вещи будут становиться совсем другими.
2. Разминка.
Упражнение «Волшебники» (светлая сенсорная комната)
Цель: коррекция внимания, развитие воображения, мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Психолог: Прежде чем попасть на сказочную поляну, мы должны помочь жителям, которые живут не далеко от поляны. Но, как известно в любой сказочной стране всегда есть Добрые и Злые представители. Сейчас Волшебная страна совершенно пуста. Все жители этой страны куда-то исчезли. А все дело в том, что Злая ведьма очень завидовала маленьким человечкам, за то, что они дружили между собой, всегда помогали друг другу и никогда не оставляли своих друзей в беде. За их доброту она превратила их в различные мелкие частички, смешала их, перессорила, тем самым, лишив их способности общаться между собой и выражать свои чувства. А какие чувства вы знаете? (Дети перечисляют: доброта, любовь, доверие, уверенность, радость и т.д.) (Детям предлагается контейнер, в котором находятся перемешанные между собой: фасоль, горох, кукуруза). Мы должны спасти жителей от чар Злой ведьмы и все вместе перебрать частички. Отдельно сложить горох, фасоль, кукурузу. Только после этого жители волшебной страны смогут спастись от ее чар и снова превратиться в добрых и веселых жителей.
(Включается музыкальная композиция, способствующая формированию состояния уверенности, а также активизирующая деятельность. Ребята вместе с психологом перебирают крупу, складывая каждую в свой контейнер).
Музыкальная композиция
Психолог: Молодцы ребята! Все вместе мы справились с этим трудным заданием и победили Злую ведьму! Она навсегда покинула эту страну, и больше никогда не будет мешать жителям этой замечательной страны жить в доброте и согласии. Давайте сейчас все вместе возьмем наши контейнеры с частичками и тихонько потрясем их. Что мы слышим? Какие звуки? Громкие? Тихие? А хотите, я расскажу вам секрет? Эти звуки не простые, они волшебные! Это жители говорят нам спасибо, за то, что мы спасли их. А еще они говорят о том, что для того чтобы нам не сбиться с пути, у нас будут подсказки (тактильные ящики), по которым мы узнаем куда идти дальше. А вот и первая подсказка. Кто желает взять и прочитать куда нам идти. (Ребенок достает подсказку «Идите к тропинке»). Ну что, отправляемся в путь по волшебной тропинке, которая подарит вам разные ощущения.
Основная часть.
1. Ритуал входа.
Игра «Четыре тропинки» (сенсорная дорожка)
Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.
Психолог: (демонстрирует четыре тропинки и рассказывает о каждой из них.) «Каждая из четырех тропинок приведет вас к лесному ручью. Все тропинки волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело. Первая тропинка — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани). Вторая тропинка труднее: вы должны пройти по мостику очень аккуратно, расставив руки в стороны и при этом сохранять равновесие (расстилается скамейка). Третья тропинка еще труднее: она состоит из кочек, вы должны наступать не на каждую кочку, а через один (дорожка с наполнителями). Эта тропинка дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Четвертая тропинка — самая трудная. Сначала вы должны пройти по морским камням, затем по следам, но, наступая на каждый след, вы называете, что может быть такого цвета (дорожка с яркими следами). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые три. Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей тропинке, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. (Дети по очереди идут по выбранной тропинке, а психолог отмечает для себя, кто какой путь избрал.)
Ребята какие ощущения вы испытали, когда проходили по волшебной тропинке? (Ответы детей) А вот и следующий ящик с подсказкой? Кто желает достать подсказку и прочитать? (Подсказка «Пройдя через тоннель, вы придете к лесному водопаду»)
2. Упражнение «К лесному водопаду через тоннель» (тоннель, пузырьковая колонна)
Музыкальная композиция «Звуки у лесного водопада»
Цель: Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние, зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия.
Психолог: А сейчас мы с вами отправляемся дальше. Нам должен встретиться тоннель, пройдя его мы, увидим лесной водопад. (Дети проползают через тоннель и выходят рядом с пузырьковой колонной)
А вот и он (включается «пузырьковая колонна», звучит музыкальная композиция «Звуки у лесного водопада»)
Посмотрите, пожалуйста, на наши воздушные пузырьки. Что вы можете сказать о них, какие они, Сколько их? А какого цвета? (Дети наблюдают за пузырьками, считают их, называют цвета, руками проводят по «пузырьковой колонне», описывают свои тактильные ощущения).
Вы можете выбрать воздушные пузырьки, цвет которых соответствует вашему настроению:
Зеленый - радостное настроение.
Желтый- хочется увидеть много интересного.
Красный – плохое настроение.
Посмотрите, наши воздушные пузырьки обрадовались вашему хорошему настроению и желанию увидеть много интересного. (Увеличить скорость пузырьков). А вот и следующая подсказка. (Дети находят ее. Подсказка «Идите через волшебный лес».
Психолог: Ну что, продолжаем наше путешествие? Идем к лесу.
- Упражнение «Волшебный лес» (сухой душ)
Цель: создание положительного эмоционального настроения, усиление тактильной чувствительности.
Психолог: Сейчас я проведу вас с закрытыми глазами через волшебный лес и мы с вами попадём …. а вот куда попадем узнаем дальше….Сделайте ещё раз глубокий вдох и медленный выдох. Откройте глаза. Мы с вами оказались на волшебной полянке. Мы большие молодцы!
3.Релаксация «Волшебная полянка»
Цель: общая релаксация; развитие умения управлять своим телом, дыханием, оптимизация слухового восприятия, воображения, смягчение эмоционального дискомфорта, получение заряда положительных эмоций.
Техника проведения: предлагается устроиться на ковриках и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс. Задача участников состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку, достичь состояния релаксации.
Психолог: (настрой на релаксацию): Устали? Ребята смотрите уже стемнело (выключается везде свет и включается «звездное полотно» на потолке) Давайте отдохнем на полянке.
Я предлагаю вам занять удобное положение, глубоко вдохнуть, выдохнуть и закрыть глаза. (Дети удобно ложатся на коврики). Вам нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.
(Включается музыкальное сопровождение, направленное на установку состояния покоя и отдыха, и (световой распылитель). Создается эффект бесконечного множества бликов, напоминающих мерцание звезд. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становится группа обучающихся, находящихся в комнате. Они располагаются на ковриках, закрывают глаза и с помощью направленного воображения попадают на сказочную поляну).
- Глубоко вдохните и выдохните. Вы слышите эти звуки? Представьте, вы лежите на волшебной полянке, на мягкой зеленой траве и чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вокруг растет много берез, сосен, кустарников. Повсюду растет много красивых цветов: ромашки, колокольчики, васильки, которые благоухают разными ароматами. Мы слышим пение птиц, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.
Дышим глубоко, ровно, легко…
Настроение становится веселым и жизнерадостным. Вы полны сил и энергии…Сохраните это ощущение комфорта надолго.
Ребята, наступило утро, открывайте глаза, садитесь и улыбнитесь друг другу. Постарайтесь запомнить все, что видели во время нашего путешествия. (Дети открывают глаза, садятся)
Отдохнули? Давайте поделимся мнением. Кто желает? (Говорит тот, у кого светящийся шар)
Анализ:
- Как вы себя чувствуете после расслабления? Удалось ли расслабиться? (Ответы детей)
4. Активизация.
Упражнение «Сомики» (сухой бассейн)
Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения, активизация познавательной деятельности, стимуляция зрительной, слуховой, тактильной модальности.
Психолог: Мы, завершаем наше путешествие и отправляемся к берегу реки, чтобы понаблюдать за утренней игрой рыбок.
Музыкальная композиция «Шум реки»
(Обучающиеся опускают руки в бассейн с шариками)
Я предлагаю вам представить, что ваши руки превратились в речных обитателей – сомиков, которые шевелят по дну своими усиками. Кисти рук это сомики, которые осторожно передвигают своими усиками - пальцами, путешествуют по дну. Сомики увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать речное дно.
Упражнение «Брызги»
(этюд на расслабление мышц)
Психолог: Поиграли? Ребята вытаскивайте руки из нашей необычной реки. Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
Быстрым и непрерывным движением предплечья давайте потрясем кистями, как тряпочками (3-5 секунд).
Заключительная часть.
Психолог: После активной игры я предлагаю вам расположиться на пуфиках и поделиться впечатлениями о занятии.
1.Рефлексия (оценка занятия: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Цель: формирование навыков самоанализа и умения выразить свое состояние, закрепление благоприятного исхода деятельности.
- Что понравилось в сегодняшнем занятии?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?
Психолог: Пришла пора возвращаться домой!
Сейчас, завершая наше путешествие, я предлагаю вам взять с собой шарик, который соответствует вашему настроению.
Зеленый - радостное настроение.
Желтый- хочется увидеть много интересного.
Красный – плохое настроение.
Упражнение «Мое настроение»
Цель: психокоррекция эмоционального состояния.
(Дети берут шары цвета своего настроения)
2. Ритуал прощания
Психолог: Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение. Ребята, на этом наше путешествие закончилось. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо! Давайте улыбнемся друг другу еще раз и попрощаемся с нашими гостями: «До свидания!»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс
Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...
Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс
Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...
Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."
обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)...
Коррекционно-развивающие игровые задания на уроках СБО «КАКОЙ БЫВАЕТ ОБУВЬ»
Цель: формировать навык связного высказывания по теме «Обувь»Задачи: - формировать навык программирования высказывания с помощью алгоритма;- развивать умение характеризов...
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с подростками (5 класс) на тему: "Чувства бывают разные".
Цель: обучение навыкам распознавать собственные эмоции и чувства, учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих.Задачи:Обучение способам невербального выражения эмоций; познакомить детей с п...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...