Каждый важен (профилактика буллинга в образовательной организации)
статья по психологии

Пичугина Елена Сергеевна

В последнее время в современном мире всё большую актуальность приобретает проблема агрессии и насилия. Особенно острой эта тема является в контексте образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_vazhen.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Сергеевна Пичугина

«КАЖДЫЙ ВАЖЕН»

( профилактика буллинга и скулшутинга                                                                                                                     в условиях образовательной организации)

    В последнее время в современном мире всё большую актуальность приобретает проблема агрессии и насилия. Особенно острой эта тема является в контексте образовательной среды. Всё чаще звучат такие понятия, как буллинг, скулшутинг.  Важно правильно и вовремя реагировать на попытки создания ситуации буллинга, для решения проблемы насилия. Если все участники образовательного процесса будут активно и серьезно заниматься данными проблемами, то высока вероятность избежать многих конфликтов. Основной целью профилактических мероприятий ситуаций насилия является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.                                                                                                                                                            Буллинг – многократное психологическое давление на человека, где  жертва  испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют совершать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д.  Отличается от конфликта и имеет следующие особенности:

•Агрессивность (направлена на причинение боли, дискомфорта, унижение достоинства другого человека;

•Целенаправленность (преднамеренность нанесения физических и душевных страданий) и регулярность;

•Неравенство силы (это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит);

•Буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим.

     Буллинг имеет негативные последствия для всех участников (не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей – утрата способности к сочувствию, пассивность, привычка к страху, переживание себя как правонарушителя). Профилактика включает мероприятия самого разного характера:                                -Совместную работу со школьниками по разработке и утверждению правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективнее. В нашей школе разработаны «Правила поведения обучающегося (кодекс чести ученика)». По каждому пункту данного кодекса психологом были проведены ознакомительные беседы. Родители и ученики, ознакомившись с правилами, подписали документы.

    - Классные часы («Наш класс живет дружно», «Что такое быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями», «Что такое агрессия и как ей противостоять» и.т.д.;

    - Беседы  педагога – психолога;

    - Мероприятия, способствующие сплочению детей ( акции ,написание сочинений, эссе, участие в конкурсах. Ученики нашей школы принимали участие в конкурсах школьной службы примирения ( писали стихи, эссе на тему: «Почему я примиряю друзей», рисовали рисунки на тему: «Ребята, давайте жить дружно»). В 2023году ученик 7 класса принял участие в региональном конкурсе «Вместе против Буллинга» и занял почетное 3 место.

    -Работа школьной службы примирения под руководством педагога – психолога Пичугиной Е.С. Это один из действенных видов разрешения конфликтов. Данный метод подходит для решения проблемы буллинга и насилия, так как позволяет решить задачу создания культуры отношений в классе, позволяет понять участникам конфликта друг друга. Служба примирения  предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем. Задача  школьной службы примирения – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем. В рамках службы примирения в нашей школе проводятся следующие мероприятия:                                                                  -классный час: "Школьная служба медиации" для 1-4, 5-8, 9-11 классов ;                                                                             -классный час: "Учимся вести переговоры ; "Конфликты"  ;                                                                                          -игра-тренинг: "Мы все разные, но мы вместе" , "Учимся решать конфликты";                                                                                                               -беседы с родителями:" Особенности общения с ребенком в семье" , "Школьная служба примирения"  ;                                                                                                  -классные часы для 5-6 классов "Умей договариваться и понимать" ,                                            7-11 классов "Учимся разрешать конфликты"  ;                                                                    -круглый стол с педагогами и родителями " Секреты бесконфликтного общения" ;                                                                                                                       -разработка буклетов "Правила эффективного поведения в конфликте".                   В новостях то и дело мелькают сюжеты о том, что доведенный до отчаяния подросток, расправляется с обидчиками и с невиновными людьми, которые случайно оказались рядом, то есть о скулшутинге. Оба понятия ( буллинг и скулшутинг) неразрывно связаны между собой. Что же такое скулшутинг ?          Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить:                                                                                             -отсутствие внимания родителей к ребенку;                                                              -  ссоры с членами семьи;                                                                                                   -  трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;                                                                                                                       - буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов  коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части;                                                                                                  -доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;                                        -  интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».                                                         К внутренним факторам следует отнести:                                                                      - депрессивное состояние ребенка;                                                                                 -  внушаемость и ведомость ребенка;                                                                               -  психические отклонения у ребенка.                                                                              На что следует обратить внимание в профилактике скулшутинга?   Внутрисемейные отношения                                                                                                  -Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.                                                                                    Проявление подростком агрессии                                                                                       -В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и 9 предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.                                            Специфика отношений со сверстниками                                                                     - В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Важно помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.                                                   Психологические травмы                                                                                                      -Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности.                                                                                           Когда мы говорим о методах профилактики буллинга и скулшутинга в школе, то стоит в первую очередь учитывать возраст детей. Понятно, что профилактика среди несовершеннолетних отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебном звене. Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например, «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). Или, скажем, игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только учащимся младших классов, но и подросткам.     Несмотря на все усилия, педагогам не справиться с проблемой травли и насилия в одиночку – необходима помощь родителей. Именно они первыми могут заметить, что с ребенком что-то не так. Поэтому родителям проще, чем кому бы то ни было, объяснить своим детям, что в случае с травлей нельзя оставаться в стороне. Но для этого и сами мамы и папы должны придерживаться подобного мнения. Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике . Для этого необходимы:  родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;  индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев; тренинги;  консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.                                                                                             Будущее наших детей  зависит от каждого из нас. Это, наверное, трудно, но только все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Пичугина Елена Сергеевна

МБОУ Стаевская СОШ Мичуринского района

педагог - психолог

I квалификационная категория

т. 89531273039

   

Список литературы:

  1. Бочавер А.А., Женодарова Е.Д., Хломов К.Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. Москва, центр «Перекресток», 2014;
  2. Авакьян М.В. Скулшутинг как форма девиантного поведения террористической направленности//Современные технологии и подходы. – 2021.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика буллинга в образовательной организации

Последнее время все больше и больше говорят о буллинге ,травле в образовательной организации.К сожалению не все педагоги обращают на это внимание и оставляютпроблему  на самотек.Однако своевремен...

: Доклад: «Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Как бороться в образовательных школах с буллингом...

«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»

Познакомить педагогический коллектив с понятием «Буллинг», причинами его возникновения.Дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в образовательном учреждении....

Коучинг - занятие «Профилактика буллинга в образовательной организации»

Что такое буллинг, как он проявляется  во всех возрастных и социальных группах...

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Статья посвящена проблемам буллинга в подростковой среде и способам профилактики этого явления в образовательном учреждении. Материал был использован для проведения методического семинара среди классн...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Профилактика буллинга в образовательной организации...