Урок по эстетическому воспитанию «Природа-красавица».
план-конспект урока

Шелковская Ольга Андреевна

-Во время выполнения заданий, ребята учатся чувствовать и понимать красоту окружающего мира, формируется умение рассматривать и изучать форму природных объектов, активизируется чувственное восприятие художественного слова, развивается образное восприятие стихотворения, воображение, связная речь, художественно литературный вкус, навыки формулирования выводов, умение анализировать. развивается творческое воображение и фантазия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по эстетическому воспитанию «Природа-красавица».

Учебно-методическое сопровождение учебного занятия.

Конспект урока «Природа-красавица»;

Цель: воспитать эстетическую культуру, любовь к природе;

Задачи:

-учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира;

-формировать умение рассматривать и изучать форму природных объектов;

-активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения.

-способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;

-развивать творческое воображение, фантазию.

Материал: ноутбук, конспект занятия «С. Есенин «Береза», выставка книг, иллюстрации природы, аудиозапись «Во поле берёза стояла…», листы со стихотворением по количеству учеников, чистые листы для рисования по количеству учеников, карточки со строчками из стихотворения, плакат с нарисованной березой и разноцветные лепестки из бумаги

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками и исследователями.

2. Введение в тему. Постановка целей.

Мы познакомимся с творчеством известного русского поэта Сергея Есенина, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.

3. Рассказ об авторе.

Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? (Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный).

Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них.

С. Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

4. Выставка книг.

Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина. Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.

5. Подготовка к восприятию.

Давайте и мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? (Зимние деревья). Назовите их (Ель, Сосна, Рябина, Клен, дуб, тополь).

Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. (Берёза).

Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.

(Все деревья убираем, оставляя только берёзу).

Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с берёзой. Это истинно русское дерево. Её часто называют нежными женственными словами: матушка, красавица и т. д. На «зелёные святки: в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999). Отсюда, возможно, и слова русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую берёзу заламаю».

6. Работа со стихотворением.

Первичное знакомство с текстом.

Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы её увидели. (Чтение стихотворения учителем).

Какой же предстала перед вами берёзка?

В какое время года описано деревце? (Зима).

Самостоятельная работа со стихотворением.

Давайте прочитаем стихотворение по строфе. Подчеркните непонятные слова и выражения.

Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?

(Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей).

Анализ произведения.

Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? (Белая, серебристая).

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

Какой художественный прием использует автор? (Сравнение).

Как говорит о кистях берёзы?

О чем ещё мы так говорим? (Цветы).

Как называется такой прием? (Сравнение).

Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

Какое время дня рисует поэт? (Утро).

Почему вы так решили? (Заря).

Солнечное это утро, или пасмурное? (Горят в золотом огне).

Прочитайте, как занимается заря зимой.

Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? (Олицетворение).

Докажите это строчками из стихотворения.

Где ещё используется этот прием?

Какое чувство, настроение создал поэт? (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда).

Когда у вас возникает похожее настроение? (Перед новым годом).

Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.

Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?

Работа над выразительностью.

Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения.

Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры (на доске):

¦ - короткая пауза

| - пауза средней длины

|| - длительная пауза

↑ , ↓ - движение голоса

_________ - слово, на которое падает логическое ударение

Белая берёза

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Коллективная работа.

Разобрать знаки, прочитать в соответствии с партитурой.

Самостоятельное выполнение партитуры.

Чтение вслух несколькими учащимися. Рекомендации для учащихся.

7. Рисование.

Известные художники изображали берёзу в разные времена года. (Несколько репродукций).

Посмотрите, какой она может быть разной.

Сегодня я предлагаю вам немного побыть художниками.

(Идет объяснение последовательность выполнения рисунка).

Нарисуем ствол дерева, одной линией наметим его высоту и характер, другой покажем толщину ствола у земли и постепенное сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отметим поочередное расположение крупных ветвей. Нарисуем их линиями разной длины, направления и характер с ответвлениями на некоторых из них. Покажем толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем нарисуем немногие конечные ветки, их мягкое, ниспадающее, волнистое движение. Белая кора ствола внизу вся изрезана черными корявыми трещинами. Нарисуем их. Изобразим выше расположенные чёрно-коричневые пятна и полосы.

(Выполнение рисунков под мелодию «Во поле берёза стояла…»

Показ лучших работ).

А дома оживите берёзку красками.

8. Обобщение.

А теперь проверим, какие мы исследователи. Даны карточки, на которых указаны строчки из произведения не по порядку.

Задание:

Укажите по порядку строчки произведения. Прочитайте выразительно.

9. Итог.

С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?

Какова тема стихотворения, прочитанного нами?

Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?

Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С. Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи.

10. Рефлексия.

Детям предлагается плакат с нарисованной берёзкой и три коробочки с нарисованными листочками трёх цветов. Кому на уроке понравилось быть слушателями – прикрепляют желтые листочки, художниками – зеленые, исследователями – оранжевые.

Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть и внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.

11. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Берёза» и оживить рисунок березки.

Для активизирования чувственного восприятия художественного слова, для способствования образному восприятию литературных произведений, детям было предложено вести читательский дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ....

Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"

                                      Эстетическое воспитание средствами физической куль...

Эстетическое воспитание –это эстетическое отношение к децствительности

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все ду­ховные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступа...

Воспитание патриотизма в образовательном процессе отдела эстетического воспитания

Статья о воспитании патриотизма в старшем хоре музыкально-хоровой студии...