ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.
статья (физкультура и спорт) по теме
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_fizicheskogo_vospitaniya_uchashchikhsya_s_esteticheskim_vospitaniem.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.Г. Черных.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Всё это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов, представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в её многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить её в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого.
Предметом изучения эстетики физической культуры может являться – эстетическое содержание и эстетические ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта. [3,4]
Эстетическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культуры и спортом, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».
В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания:
– это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности;
- это воспитание правильного понимания внешней и внутренней красоты человека, исходя из единства эстетического и этического, нравственного;
- понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности;
- понимания красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т.д. [1, 4]
Для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом учитель должен быть вооружён знаниями, разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности.
Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:
- эмоционально-выразительное объяснение физического упражнения, образное слово;
- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;
- вдохновляющий пример в действиях и поступках;
- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. [1]
Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определённые эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определённых условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развития у человека эстетических взглядов, теорий, которым он придерживается, эстетические категории, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность. [4]
Эстетическую культуру характеризуют следующие компоненты.
Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмыслению и освоению многообразных эстетических проявлений. Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки.
Человек с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус, свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.
Одним из наиболее главных показателей эстетической культуры личности будет являться эстетика деятельности, выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и отдельных действиях занимающихся. Все названные компоненты физической культуры должны развиваться и совершенствоваться в процессе эстетической подготовки учащихся.
Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Потому как учителю физической культуры во взаимодействии с учеником сопутствует и неотъемлемый психологический компонент – способность к восприятию.
Восприятие основывается на живом созерцании, представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств человека. Здесь особое значение имеет тонкая чувствительность к цвету, звуку, форме, только она обеспечит богатство видения, достижение степени развития предмета. На основе чувствительных анализаторов базируется способность воспринимать целостные характеристики предмета - гармонию и дисгармонию частей и свойств, меру и конкретные проявления их (симметрию, пропорции, ритм, гармоничное цветосочетание и противоположное им). Без этой способности нельзя определить степень совершенства предмета и создать эталонные образы совершенства, необходимые для оценки воспринятого. Совершенство всегда целостная характеристика предмета, максимальное единство его формы и содержания.
На качестве эстетического восприятия сказывается способность ассоциировать, сопоставлять воспринимаемое с сохранёнными памятью образами представления, со знаниями. Чем богаче у человека запас эстетических представлений и знаний, чем более развита способность ассоциирования образов восприятия с ними и с явлениями, ранее оцененными, особенно из других сфер деятельности, тем быстрее, точнее, человек оценит красоту воспринимаемого.
Поэтому, подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать, что связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
Литература:
- Глушак Н.М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры.// Физическая культура в школе. - № 11, 1974.
- Клименко В.В., Омельчук В.Ф. Физкультура и эстетическое воспитание. Киев Рад. Шк. 1987, 135 с.
- Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры. – ФиС. – М.,1986, 340с.
- Френкин А.А. Эстетика физической культуры. М.: ФиС, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Баскетбол как средство взаимосвязи физического и военно патриотического воспитания школьников
ПРОЕКТ Баскетбол как средство взаимосвязи физического и военно патриотического воспитания школьников...
Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"
Эстетическое воспитание средствами физической куль...
Взаимосвязь физического воспитания с умственным
Взаимосвязь физического воспитания с умственным...
Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания.
В своей самостоятельной работе раскрываю основные принципы воспитания и классификацию методов воспитания. Данные принципы изложены мной на основе многолетнего опыта работы с подрастающим поколением и ...
Эстетическое воспитание –это эстетическое отношение к децствительности
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступа...
исследовательская работа эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников
В работе проведено исследование изучена и проанализирована специальная и методическая литература по разрабатываемой теме в количестве 14 источников. Существуют немногочисленные исследования...
Проект «Баскетбол - как средство взаимосвязи физического и военно-патриотического воспитания школьников»
Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятий спортом - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокур...