Игры и упражнения по развитию межполушарного взаимодействия у детей на примере сказки В.Сутеева «Капризная кошка»
план-конспект по психологии
Данное занятие предназначено для детей дошкольного возраста и прдставляет собой комплекс игр и упражнений по развитию межполушарного взаимодействия у детей на примере сказки В.Сутеева «Капризная кошка».
Цель: формирование межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста в рамках нейропсихологического подхода.
Обучающие задачи:
- расширить возможности координации обеих рук, укрепление кисти и пальцев;
- формирование согласованности, точности, плавности мелко моторных движений;
- освоение телесного пространства, схемы собственного тела.
Коррекционные задачи:
- коррекция познавательных процессов;
- улучшить сенсомоторную и пространственную координацию;
- снятие психоэмоционального напряжения;
Воспитательные задачи:
- формирования навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками; - развития доброжелательного отношений, отзывчивости;
- развитие положительных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suteev_kapriznaya_koshka.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Игры и упражнения по развитию межполушарного взаимодействия у детей на примере сказки В.Сутеева «Капризная кошка»
Цель: формирование межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста в рамках нейропсихологического подхода.
Обучающие задачи:
- расширить возможности координации обеих рук, укрепление кисти и пальцев;
- формирование согласованности, точности, плавности мелко моторных движений;
- освоение телесного пространства, схемы собственного тела.
Коррекционные задачи:
- коррекция познавательных процессов;
- улучшить сенсомоторную и пространственную координацию;
- снятие психоэмоционального напряжения;
Воспитательные задачи:
- формирования навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками; - развития доброжелательного отношений, отзывчивости;
- развитие положительных качеств личности.
Оборудование и материалы: игрушка кошки, мольберт, иллюстрации картинок В.Сутеева на листах формата А3, листы с изображением двери, пластилиновые шарики, карточки с изображением кругов разного цвета, листы с разметкой забора, деревянные цветные палочки, листы с изображением яблони, тканевые шарики разного цвета, пинцеты (по два на каждого ребенка), коробка с изображением грядки, прищепки с наклейками моркови и капусты, листы с изображением пунктирных линий, карандаши, большой мяч, вырезанные разноцветные ладошки, круги и прямоугольники.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я познакомлю вас с одной очень интересной сказкой. Но сначала давайте встретим гостей, я пригласила к нам в гости героев этой сказки. Я загадаю загадки, отгадав которые, вы узнаете героев. «Кто любит платьица, банты и рюши, кто же сережки вставляет в уши, кто любит с прической красивой ходить, старается самой прелестной быть?» Кто же это, ребята? Правильно, это девочка. «У порога плачет, коготки прячет, тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет». Кто это? Конечно же, это кошка.
Открывается дверь, в группу входят девочка и кошка. Дети здороваются с гостями.
А наша сказка называется «Капризная кошка», автор ее Владимир Сутеев. А почему ее называют «капризной», вы сейчас узнаете. Сказку мы будем не просто слушать, но и ее рисовать, только необычно. Мы будем использовать наши ручки, ножки, такие предметы как пластилин, прищепки, пинцет. Надеюсь, что вам будет интересно. Но сначала давайте встанем и немного разомнемся.
Педагог читает текст и сопровождает слова действиями. Дети повторяют движения за взрослым.
Это Я (показываем обеими руками на себя)
Уже большой,
Познакомьтесь все со мной! (Кланяется влево, вправо с кивком головы)
Я умею ловко прыгать (прыгает на двух ногах)
И ногами даже дрыгать. (Дрыгает ногами, т.е. поочередно выставляет ноги вперед)
Я умею приседать (приседает несколько раз)
И тихонечко стоять. (встает спокойно)
Я могу вот так тянуться (встает на носочки, поднимает руки вверх и потягивается)
И еще могу нагнуться. (Наклоняется вперед)
Походить могу вот так (марширует на месте)
Влево шаг и вправо шаг (делает приставные шаги влево-вправо)
Много я чего могу,
Но пока что отдохну! (Садится на коврик)
- Молодцы, ребята. А сейчас давайте начнем рассказывать и рисовать нашу сказку.
Педагог начинает читать сказку и показывает на картинки, которые стоят на мольберте.
- Девочка сидела за столом и рисовала картинки. Вдруг пришла полосатая Кошка и стала смотреть, что делает Девочка.
— Что это ты делаешь? — спросила любопытная Кошка.— Я рисую для тебя домик, — сказала Девочка. — Смотри: вот крыша, вот труба на ней, а это дверь…
Педагог показывает первую картинку и спрашивает у детей:
- Из чего, ребята, строят дома? (ответы детей)
- Правильно, можно построить дом из разных материалов. Но наш домик для кошки будет из бревен. Давайте мы с вами превратимся в бревна. Сначала мы будем коротким бревнышком.
Дети ложатся на пол. Руки вытянуты вдоль туловища, пальцы прижаты друг к другу, ладони прижаты к бедрам. Ноги прямые. Дети начинают перекатываться от одной стены комнаты до противоположной и обратно. Руки не должны отрываться от тела.
- Молодцы, ребята. А сейчас мы превращаемся в длинное бревнышко.
Дети лежат на полу. Руки вытянуты над головой, ладони сложены «лодочкой», пальцы не переплетены, голова находится между руками. Ноги прямые. Дети начинают перекатываться от одной стены комнаты до противоположной и обратно без смещения (руки не должны опережать ноги, а ноги не должны опережать руки)
Покачусь, покручусь,
С живота перевернусь.
Да со спинки на живот,
С живота – на спинку.
На боку не задержусь,
На живот перевернусь.
Снова на бок и на спинку
Я опять перекачусь.
- Молодцы. А сейчас садитесь на пол, мы будем с вами рисовать крышу. Прижимаем кончики пальцев правой и левой рук и делаем крышу над головой для нашей кошки. Хорошо. А теперь попробуем нарисовать крышу в воздухе двумя руками: соединяем вместе руки и начинаем рисовать треугольник, разводя руки вниз и в стороны, а затем соединяя их.
- Молодцы. А сейчас садитесь за стол и будем рисовать дверь.
Детям выдаются листы с нарисованной дверью.
- Сначала вам нужно двумя руками одновременно обвести контуры двери. Хорошо.
Детям выдаются пластилиновые шарики по два на каждого ребенка.
- А теперь вам нужно будет прокатить ваши шарики по контуру двери двумя руками одновременно.
- Хорошо. У вас прекрасно получилось. Давайте слушать сказку дальше.
— А что я там буду делать?— Будешь печку топить, кашу варить. И Девочка нарисовала, как из трубы домика идёт дым.— А где окошко? Ведь кошка прыгает в окошко!— Вот тебе окошки. Раз, два, три, четыре… — сказала Девочка и нарисовала четыре окна.
- Сейчас мы с вами будем рисовать окошки. Сначала давайте руками покажем, как можно изобразить круглое окно.
Дети соединяют ладони рук в круг.
- Молодцы. У вас получились круглые окошки. Сейчас мы с вами продолжим рисовать окна пластилином.
Каждому ребенку выдается карточка, на которой изображены круги разного цвета и разноцветные шарики из пластилина.
- Ребята, вам нужно закрасить окошки для нашего домика пластилином. Но только одно условие: работать нужно двумя руками. Берите шарики двумя руками и прижимайте их на наши круглые окошки.
- У вас получились яркие, цветные окошки для нашей кошки. Слушаем сказку дальше.
— А где я гулять буду?— Вот тут. Девочка нарисовала забор вокруг домика.
- Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать забор. Вам нужно будет выложить забор из палочек, но работать нужно будет двумя руками.
Детям выдаются листы с разметкой забора и деревянные цветные палочки.
- Молодцы, ребята. У вас получился замечательный забор. Слушаем сказку дальше.
— Это будет сад, — сказала она. Кошка посмотрела и фыркнула:— Какой же это сад? Тут ничего нет!..— Подожди, — сказала Девочка. — Вот тебе клумба с цветами, вот яблоня с яблоками, а здесь огород: тут морковка растёт и капуста растёт…
- Ребята, сначала давайте нарисуем цветы на клумбе. Я вам буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения под текст. Работать нужно будет двумя руками и медленно.
К ночи в бутончик собрав лепестки, (ребенок собирает пальцы рук в горсть)
Тихо качаются, дремлют цветки.
А на рассвете петух прокричит,
Солнце свои посылает лучи. (Раскрывает пальцы рук.)
Утром под солнцем цветы раскрываются. (Раскрывает пальцы рук на руках.)
После заката сумрак сгущается.
Солнце садится,
Цветок закрывается. (Спускает руки, пальцы собирает в горсть.)
- Ребята, у вас получились замечательные и красивые цветы. Давайте продолжим рисовать сад и огород. Нам нужно будет с вами нарисовать фрукты и овощи.
Каждому ребенку выдается лист с изображением яблони, тканевые шарики разного цвета и по два пинцета. Затем на стол перед детьми ставится коробка с изображением грядки и прищепки с наклейками овощей.
- Сначала вам нужно будет с помощью пинцетов разложить яблоки, а потом с помощью прищепок «посадить» морковь и капусту. Только одно условие: работать нужно будет двумя руками.
- Молодцы, ребята. Какой чудесный сад и огород у вас получился. Слушаем сказку дальше.
— Капуста! — поморщилась Кошка. — А где я буду рыбку ловить?— Вот здесь…И Девочка нарисовала пруд, а в пруду рыбок.
- Сейчас мы с вами будем изображать рыбок. Вам нужно соединить ладошки вместе и покачивать ими вправо и влево – «рыбка плывет».
Детям раздаются листы с изображением пунктирных линий и по два карандаша.
- Замечательно. Теперь вам нужно нарисовать воду для наших рыбок. Возьмите карандаши в каждую руку и одновременно обведите волны по пунктирным линиям. Спасибо, ребята, вы молодцы.
— Это хорошо… А птички будут? — спросила любопытная Кошка. — Я люблю птичек.— Будут. Вот тебе курочка, вот петушок, вот гусь, а вот и три цыплёнка…
- Сейчас вы все превратитесь в птичек. Для этого нам понадобится большой мяч. Каждый по очереди ложится животом на мяч. На счет «раз-два-три» я, придерживая вас за ноги, продвигаю мяч вперед. Ваша задача прогнуться в спине, руки развести в стороны и удержать это положение спины и рук. Затем на счет «раз-два-три» вернуться в исходное положение.
- Каких красивых птиц вы нарисовали, молодцы. А сейчас мы будем изображать петуха, курицу и гуся, но только ручками.
Педагог выносит круглый стол на середину комнаты, на поверхности которого приклеены изображения ладошки (петух), круга (курица), в разном порядке.
- Вам нужно будет двигаться вокруг стола и прикладывать либо ладонь, либо кулак к картинкам на столе.
Тут Кошка вдруг облизнулась, замурлыкала и тихо-тихо спросила:— Ну… а мышки там будут… в домике?— Нет, мышей не будет.— А кто будет мой домик сторожить? Его будет сторожить… — Девочка нарисовала будку. — Будет сторожить вот этот Бобик!
- Ребята, давайте мы с вами сейчас будем изображать кошку и собаку. Вам нужно встать на колени и ладони. Голова поднята, глаза смотрят прямо. Ладони прижаты к полу, пальцы рук прижаты друг к другу. По команде «кошка» вы выгибаете спину, опускаете голову и прижимаете подбородок к груди. По команде «собака» вы прогибаете спину в поясничном отделе, поднимаете голову, глаза смотрят вверх на потолок. Во время выполнения этого упражнения руки вы не сгибаете.
- Замечательные у вас получились кошки и собаки. Вы молодцы. Теперь садитесь на свои места и слушаем дальше.
Кошка даже хвостом дёрнула, и шерсть у неё почему-то дыбом встала.— Не нравится мне твой домик, — сказала Кошка. — Не хочу я там жить!..И ушла, будто её обидели. Вот какая капризная Кошка!
Ребята, мы с вами познакомились с рассказом Владимира Сутеева «Капризная кошка». Давайте мы с вами подумаем, почему так называется рассказ? Какая была кошка? (Капризная)
Хорошо быть капризной кошкой? (Нет, плохо)
Как вы думаете, девочке было обидно? (Она старалась, рисовала, кошке не понравилось).
А люди бывают капризными?
Чему нас учит автор рассказа? (Нельзя быть капризными, как эта кошка, можно обидеть другого человека).
Вы все правильно поняли. Давайте будем внимательными и добрыми друг к другу. Обязательно расскажите вашим друзьям эту поучительную историю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для учителей начальной школы "Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия".
"Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия"....
Упражнения на развития межполушарного взаимодействия
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста...
Графические упражнения для развития межполушарного взаимодействия
В статье раскрывается понятие "межполушарное взаимодействие" и дается описание графических упражнений для его развития....
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма....
Упражнения на развитие межполушарных взаимодействий
Упражнения на развитие межполушарных взаимодействий...
Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей
Для устранения имеющихся нарушений, укрепления психического здоровья детей необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическ...
Презентация для педагогов ДОУ по теме «Использование упражнений по развитию межполушарного взаимодействия в работе учителя-логопеда».
Дидактическое пособие «Межполушарные лабиринты отBRAINBOARD» на развитие межполушарного взаимодействия....