Программа для детей 5-7 лет "Я - художник"
рабочая программа по психологии

      В основу программы легли серии коротких курсов по рисованию, разработанные американской художницей Бетти Эдвардс. Методика правополушарного рисования основана на результатах исследований головного мозга, проводимых разными ученными: психобиологом  Р.Сперри, Э.А.Констандовым,  В.Ротенбергом, В.Аршавским. Суть данных исследований показала, что правое полушарие быстрее реагирует на образную и словесную информацию. Метод правополушарного рисования помогает активизировать способности правого полушария, чтобы раскрыть творческий потенциал человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Я - художник"31.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 107 «Искорка»

 г. Волжского Волгоградской области

ПРОГРАММА

«Я - художник»

(Правополушарное рисование) 

Составила:

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

 Власова Ольга Ивановна

г. Волжский, 2015

Пояснительная записка

Актуальность

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

Психолог в своей работе должен уделять большее внимание развитию креативности и творческого потенциала ребенка, так как это является одним из эффективных методов коррекции и развития. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие. Так появилась наша творческая арт-студия «Я-художник», в основу, которой вошло применение техники арт-терапии. Правополушарное рисование достаточно эффективная форма работы, которая позволяет в творческом пространстве объединить одновременно детей с различной проблематикой.

     Быстрое обучение детей дошкольного возраста рисованию происходит за счет включения в работу правого полушария мозга, которое обладает отличным чувством пространства и формы, чего, в общем-то, и не хватает нашим традиционным методам обучения. Работы участников, прошедших программу правополушарного рисования, при обычном их простом сюжете, удивляют своей живостью, глубиной, необычностью, излучая эмоциональное состояние.

При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни человека.

Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и развитии их личности, оптимизация психологического состояния за счет гармонизации полушарий мозга.

Программа направлена на решение следующих  задач:

- развитие творческого мышления, воображения, креативности;

- создание условий для самопознания и самовыражения;

- развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;

- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

- развитие навыков рефлексии.

За основу при разработке программы взяты принципы:  

- Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

- Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

- Принцип добровольного участия. Студию посещают только те дети, которые изъявили на это собственное желание.

- Принцип активности всех участников и  творческой позиции.

- Деятельностный принцип. Только в условиях  активной деятельности ребенка, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

- Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

- Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию.

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностейдетей. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

- Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.

                                                                         

Новизна программы определяется тем, что в ней реализован целостный поход к оптимизации психологического состояния ребенка за счет гармонизации полушарий мозга.

      В основу программы легли серии коротких курсов по рисованию, разработанные американской художницей Бетти Эдвардс. Методика правополушарного рисования основана на результатах исследований головного мозга, проводимых разными ученными: психобиологом  Р.Сперри, Э.А.Констандовым,  В.Ротенбергом, В.Аршавским. Суть данных исследований показала, что правое полушарие быстрее реагирует на образную и словесную информацию. Метод правополушарного рисования помогает активизировать способности правого полушария, чтобы раскрыть творческий потенциал человека.

Структура занятия:

- Вводная часть -  настрой на предстоящую работу, создание фона для будущего изображения левой рукой, создание благоприятного психологического климата.

- Основная часть: объяснение и практический показ способов изображения отдельных элементов и рисунка в целом, практическое выполнение заданий.

- Заключительная часть –  обсуждение результатов, рефлексия.

Сроки реализации программы 6 месяцев. В программе предусмотрена подгрупповая  форма работы с детьми. Программа состоит из 24 занятий продолжительностью  30 минут каждое, встречи проходят 1 раз в  неделю.

Ожидаемые результаты освоения программы:  расширятся творческие способности детей,  раскроется их творческий потенциал, дошкольники приобретут  новые способы рисования, произойдет положительное подкрепление и повышение самооценки ребенка, произойдет  трансформация мысли «я не умею» в мысль «я умею».

Материал: плоские кисти № 18, № 10, № 8,  № 6 , № 4, № 2 , круглые кисти (колонок, белка) средняя и тонкая, бумага для акварели  формат А4, гуашь 12 цветов, баночка для воды, ткань для промакивания кистей.  

Перспективный план работы

№ п/п

Тема

Кол-во занятий

1

«Фон»

2

2

«Город»

2

3

«Пальмы»

2

4

«Кактусы»

2

5

«Деревья»

4

6

«Цветы»

4

7

«Цветы в вазе»

2

8

«Ветка сакуры»

1

9

«Рисование на силуэте»

2

10

«Комбинирование техник»

3

итого

24

Календарно-тематический план

месяц

Тема

 занятия

Задачи

материал

октябрь

«Фон»

Познакомить детей с разными способами создания цветного фона для будущего рисунка:

  1. держа в  левой руке самую широкую плоскую кисть, проводить горизонтальные линии краской одного цвета.
  2. держа в  левой руке самую широкую плоскую кисть, проводить вертикальные линии краской одного цвета.
  3. держа в  левой руке самую широкую плоскую кисть, проводить горизонтальные (вертикальные)  волнистые линии краской одного цвета.
  4. держа в  левой руке широкую плоскую кисть, наносить гуашь (2 - 3 цвета) точечно по листу, затем промыв кисть в воде, гуашью белого цвета раскрашивать лист по цветным точкам, не оставляя незакрашенных мест.

Воспитывать желание самостоятельно работать с кистью и гуашью, доводить дело до конца, убирать рабочее место за собой.

Листы  формат А5 по 4 штуки,             коробка гуаши,  кисть плоская широкая № 18, баночка с водой,                       ткань.

«Город»

Закреплять умение  создавать фон для будущего рисунка.

Учить детей рисовать дома разной высоты и ширины, используя плоские кисти разного размера, проводя вертикальные линии нужной высоты, не отрывая кисти. Закреплять умение видеть перспективу рисунка, дополнять работу деталями.

Воспитывать желание работать аккуратно.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14,12 ,                          тонкая круглая кисть,                           баночка с водой,                       ткань.

ноябрь

4

«Пальмы»

Закреплять умение  создавать фон для будущего рисунка.

Учить детей рисовать ствол дерева способом вертикального  прикладывания кисти всем ворсом, точно приставляя каждое последующее прикладывание находя на предыдущее. Учить изображать ветки и листья пальмы размашистым движением кисти в разные стороны  от ствола.

Развивать чувство ритма, композиции, воображение, воспитывать аккуратность.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14 тонкая круглая кисть,                           баночка с водой,                       ткань.

«Кактусы»

Закреплять умение  создавать фон для будущего рисунка.

Учить детей изображать кактусы, проводя вертикальные и горизонтальные линии разной толщины. Тонкой кистью прорисовывать иголки кактуса.

Развивать воображение, воспитывать бережное отношение к природе.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14,12                    тонкая круглая кисть,                           баночка с водой,                       ткань.

декабрь

«Деревья»

Ель

Береза

Сосна

Учить передавать очертания стволов, веток деревьев, используя различные способы рисования деревьев.

Учить делать набросок ствола простым карандашом, затем по наброску проводить плоской кистью диагональные линии, совершенствовать умения в технике - тычок жесткой кистью, изображая снег на ветке.  Развивать умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму.                            Воспитывать аккуратность в работе.

Продолжать учить рисовать вертикальную линию плоской кистью и совершенствовать умение в технике тычка, изображая листву березы. Развивать чувство ритма, композиции, воображение, воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать учить рисовать вертикальную и горизонтальные линии плоской кистью и совершенствовать умение в технике тычка, изображая пушистые иголки сосны.

Закреплять умение  создавать фон для будущего рисунка, дополнять рисунок деталями. Воспитывать эстетические чувства.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14,12                    тонкая круглая кисть, простой карандаш,                          баночка с водой,                       ткань.

январь

«Цветы»

Ромашка

Василек

Мак

Люпин

Учить передавать характерные особенности цветов, их формы и строения, величины, расположения на стебле. Закреплять умение  создавать фон для будущего рисунка.

Учить изображать лепестки ромашки короткими размашистым движением плоской кисти в разные стороны  из одной точки. Аккуратно делать серединку цветка желтого цвета.

Продолжать учить изображать лепестки василька методом короткого размашистого движения плоской кисти, но более сухой кистью, делая «лохматым» край лепестка.

Учить изображать лепесток мака, нанося тонкой кистью красную гуашь на верхнюю часть ворса средней плоской кисти и черную гуашь -  на ворс у основания кисти. Затем методом примакивания кисти с поворотом вокруг оси рисовать цветок, располагая лепестки рядом.

Учить изображать цветок люпина, нанося тонкой круглой кистью гуашь розового и синего цвета с разных сторон средней плоской  кисти вдоль ворса. Затем техникой тычка рисуем снизу вверх, уменьшая объем тычка.

Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму при изображении цветов, травы, фона.

Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14,12                    тонкая круглая кисть,                          баночка с водой,                       ткань.

февраль

«Цветы в вазе»

Учить рисовать вазу методом - по кругу от центра, создавая круг (овал), пририсовывая донышко. Придавать объем вазе, используя гуашь другого цвета.

Совершенствовать умения в технике - тычок жесткой кистью и короткий взмах, развивать чувство ритма, композиции, воображение, воспитывать аккуратность.

Закреплять умение  создавать фон для будущего рисунка, подбирать цветовую гамму, составлять композицию из цветов.

Воспитывать эстетические чувства.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14,12                    тонкая круглая кисть,

баночка с водой,                       ткань.

«Ветка сакуры»

Учить рисовать ветку сакуры, проводя плоской кистью с прокручиванием вверх-вниз неровную горизонтальную линию. Совершенствовать умения в технике - тычок жесткой кистью изображать на концах и изгибах ветки почти сухой белой гуашью цветы и после высыхания добавлять в эти соцветия техникой легкого тычка – розовую гуашь.

Закреплять умение  создавать фон для будущего рисунка, дополнять изображение необходимыми деталями (луна, блики на ветках и прочее).

Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14,12                    тонкая круглая кисть, баночка с водой,                   ткань.

март

«Рисование на силуэте»

Учить создавать изображение на силуэте, используя одну из техник, изученных ранее.

Совершенствовать умение составлять композицию по замыслу, подбирая цветовую гамму и отражая свое настроение и впечатления  в рисунке.

Развивать воображение и эмоционально-эстетические чувства, воспитывать чувство прекрасного.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14,12                    тонкая круглая кисть, простой карандаш,                          баночка с водой,                       ткань.

апрель

«Комбинирование техник»

Учить создавать изображения, используя несколько изученных техник одновременно. Совершенствовать умение подбирать цветовую гамму,  располагать композиции гармонично, дополняя деталями.

Развивать чувство ритма и меры, умение получать удовольствие от выполнения работы и предстоящего результата, оказания помощи сверстнику.

Воспитывать доброжелательные отношения и  умение радоваться успехам других.

Лист формат А5,                            коробка гуаши,                           кисть плоская широкая № 18, 14,12                    тонкая круглая кисть, простой карандаш,                          баночка с водой,                       ткань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лето. Художник Роман Романов.

В учебном фильме использовались репродукции художника Романа Романова, прекрасная музыка П.И.Чайковского.Скачать клип можно здесь: http://www.proshkolu.ru/user/Valti/file/1854889/    12...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Презентация к внеклассному мероприятию «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…»

Мультимедийная презентация является зрительным рядом методической разработки внеклассного мероприятия «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…»....

Батальный жанр в произведениях художников. Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».

Урок изобразительного искусства по теме "Изображение войны в произведениях русских художников"...

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью. Художник Сергей Тенин»

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью.Художник Сергей Тенин»...

Интегрированный урок «Поэт и художник». (К 216-летию со дня рождения А.С.Пушкина и К.П.Брюллова)

Интегрированный урок «Поэт и художник». (К 216-летию со дня рождения А.С.Пушкина и К.П.Брюллова)...