Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах.
статья по психологии

Кулябкина Анна Владимировна

Цель технологии –ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, используя мнемотаблицы, помочь им научиться идентифицировать свои эмоции, проживать эмоциональные состояния и расширить спектр способов выражения эмоций.

Задачи технологии:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Повысить эмоциональную устойчивость у детей и создать условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием через знакомство с навыками саморегуляции и релаксации.

3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, через обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vysstupleniya_7_shkola.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах.

Последние годы все больше ученых и специалистов-практиков обращают внимание на вопросы формирования и развития эмоционального интеллекта – комплекса способностей, способствующих эффективному межличностному общению и социальной адаптации на протяжении всей жизни человека.

Несмотря на растущую популярность обучающих и тренинговых программ для людей разного возраста и профессий, совершенно очевидно, что наиболее эффективным является развитие эмоционального интеллекта в детском возрасте, когда эмоциональная сфера пластична, поддается коррекции и во многом формируется под влиянием эмоционального опыта, приобретаемого ребенком в близких отношениях и вследствие эмоционально переживаемых событий. Развитие в детях внимательного отношения к своим эмоциям и состояниям, а также к эмоциям и чувствам других способствует формированию эмоциональных привычек, которые в дальнейшем складываются в «основополагающую интуицию»,  называемую эмоциональным интеллектом. Именно в детстве формируются наши «эмоциональные схемы», делая нас в будущем знающими и счастливыми или неумелыми и неудачниками.

Цель технологии – ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, используя мнемотаблицы, помочь им научиться идентифицировать свои эмоции, проживать эмоциональные состояния и расширить спектр способов выражения эмоций.

Задачи технологии:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Повысить эмоциональную устойчивость у детей и создать условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием через знакомство с навыками саморегуляции и релаксации.

3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, через обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.

Структура технологии

Технология разработана с учетом возрастных особенностей детей с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Все встречи имеют общую и гибкую структуру, наполненную различным содержанием в зависимости от темы.

Программа развития «Истории о чувствах» состоит из трех блоков.

1 Блок. Знакомство с эмоциями.

2 блок. Психотерапевтические истории.

3 блок. Способы эмоционального реагирования.

Дополнительно разработан модуль с играми. Позволяющий закрепить материал и разнообразить процесс занятий.

К каждому блоку прилагается стимульный материал в виде мнемотаблиц с описанием работы.

В технологии использованы мнемотаблицы с эмоциями (радость, грусть, страх, злость, удивление, интерес), а также мнемотаблицы с историями и способами эмоционального реагирования.

Рекомендуемое количество практических занятий – 18 , оно может варьироваться. Встречи проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут (в зависимости от возраста детей). Оптимальное количество детей в группе – 8-12 человек.

 В результате освоения технологии предполагается:

- повышение уровня эмоциональной грамотности у детей, узнавание эмоций, проявление и признание собственных, а также распознавание эмоций и чувств окружающих;

- стабилизация эмоционального фона за счет формирования навыков, позволяющих сознательно влиять на свои эмоции и давать им выход в конструктивной форме;

- расширение опыта эффективного общения со сверстниками и взрослыми через анализ своего поведения и поступков других людей;

- создание психологической основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей.

Основные принципы работы:

- принцип гуманно-личностного отношения к ребенку;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- комплексность методов психологического воздействия;

- активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Основным методическим средством технологии являются мнемотаблицы.

Мнемотаблицы включают в себя понятные детям картинки-символы, которые помогают наглядно с опорой на личный опыт детей и опыт других людей, персонажей различных историй рассказать о конкретной эмоции и актуализировать ситуацию возникновения данной эмоции. Необходимое условие для работы с мнемотаблицами - умение перекодировать информацию из знаков в образы и наоборот.

В заключение детям предлагается алгоритм работы с эмоциями:

1. ПОЧУВСТВОВАТЬ (поймать эмоцию в теле).

2. НАЗВАТЬ ее для себя (осознать)

3. ПОДУМАТЬ, почему так произошло (чего я хочу?)

4. ПОЗАБОТИТЬСЯ о себе (выбрать свой способ реагирования и совладания с сильной эмоцией).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта"

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает базу для ос...

Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка

Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....

Развитие эмоционального интеллекта детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в ходе реализации программ дополнительного образования (презентация)

Презентация обобщает опыт работы психолога консультативно-диагностического центра по развитию компонентов эмоционального интеллекта школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Представ...

«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...

Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах. Презентация.

Несмотря на растущую популярность обучающих и тренинговых программ для людей разного возраста и профессий, совершенно очевидно, что наиболее эффективным является развитие эмоционального интеллекта в д...

Проект «Я хороший!» по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста

Проект направлен на организацию работы с детьми раннего дошкольного возраста 1 младшей группы, через использование новейших интерактивных ресурсов  комнаты психологической разгрузки. Включение в ...