Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах.
статья по психологии
Цель технологии –ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, используя мнемотаблицы, помочь им научиться идентифицировать свои эмоции, проживать эмоциональные состояния и расширить спектр способов выражения эмоций.
Задачи технологии:
1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Повысить эмоциональную устойчивость у детей и создать условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием через знакомство с навыками саморегуляции и релаксации.
3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, через обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vysstupleniya_7_shkola.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах.
Последние годы все больше ученых и специалистов-практиков обращают внимание на вопросы формирования и развития эмоционального интеллекта – комплекса способностей, способствующих эффективному межличностному общению и социальной адаптации на протяжении всей жизни человека.
Несмотря на растущую популярность обучающих и тренинговых программ для людей разного возраста и профессий, совершенно очевидно, что наиболее эффективным является развитие эмоционального интеллекта в детском возрасте, когда эмоциональная сфера пластична, поддается коррекции и во многом формируется под влиянием эмоционального опыта, приобретаемого ребенком в близких отношениях и вследствие эмоционально переживаемых событий. Развитие в детях внимательного отношения к своим эмоциям и состояниям, а также к эмоциям и чувствам других способствует формированию эмоциональных привычек, которые в дальнейшем складываются в «основополагающую интуицию», называемую эмоциональным интеллектом. Именно в детстве формируются наши «эмоциональные схемы», делая нас в будущем знающими и счастливыми или неумелыми и неудачниками.
Цель технологии – ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, используя мнемотаблицы, помочь им научиться идентифицировать свои эмоции, проживать эмоциональные состояния и расширить спектр способов выражения эмоций.
Задачи технологии:
1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Повысить эмоциональную устойчивость у детей и создать условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием через знакомство с навыками саморегуляции и релаксации.
3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, через обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.
Структура технологии
Технология разработана с учетом возрастных особенностей детей с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Все встречи имеют общую и гибкую структуру, наполненную различным содержанием в зависимости от темы.
Программа развития «Истории о чувствах» состоит из трех блоков.
1 Блок. Знакомство с эмоциями.
2 блок. Психотерапевтические истории.
3 блок. Способы эмоционального реагирования.
Дополнительно разработан модуль с играми. Позволяющий закрепить материал и разнообразить процесс занятий.
К каждому блоку прилагается стимульный материал в виде мнемотаблиц с описанием работы.
В технологии использованы мнемотаблицы с эмоциями (радость, грусть, страх, злость, удивление, интерес), а также мнемотаблицы с историями и способами эмоционального реагирования.
Рекомендуемое количество практических занятий – 18 , оно может варьироваться. Встречи проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут (в зависимости от возраста детей). Оптимальное количество детей в группе – 8-12 человек.
В результате освоения технологии предполагается:
- повышение уровня эмоциональной грамотности у детей, узнавание эмоций, проявление и признание собственных, а также распознавание эмоций и чувств окружающих;
- стабилизация эмоционального фона за счет формирования навыков, позволяющих сознательно влиять на свои эмоции и давать им выход в конструктивной форме;
- расширение опыта эффективного общения со сверстниками и взрослыми через анализ своего поведения и поступков других людей;
- создание психологической основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей.
Основные принципы работы:
- принцип гуманно-личностного отношения к ребенку;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- комплексность методов психологического воздействия;
- активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Основным методическим средством технологии являются мнемотаблицы.
Мнемотаблицы включают в себя понятные детям картинки-символы, которые помогают наглядно с опорой на личный опыт детей и опыт других людей, персонажей различных историй рассказать о конкретной эмоции и актуализировать ситуацию возникновения данной эмоции. Необходимое условие для работы с мнемотаблицами - умение перекодировать информацию из знаков в образы и наоборот.
В заключение детям предлагается алгоритм работы с эмоциями:
1. ПОЧУВСТВОВАТЬ (поймать эмоцию в теле).
2. НАЗВАТЬ ее для себя (осознать)
3. ПОДУМАТЬ, почему так произошло (чего я хочу?)
4. ПОЗАБОТИТЬСЯ о себе (выбрать свой способ реагирования и совладания с сильной эмоцией).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта"
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает базу для ос...
Сценарий мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания"
Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции....
Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка
Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....
Развитие эмоционального интеллекта детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в ходе реализации программ дополнительного образования (презентация)
Презентация обобщает опыт работы психолога консультативно-диагностического центра по развитию компонентов эмоционального интеллекта школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Представ...
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...
Технология развития эмоционального интеллекта у детей. Истории о чувствах. Презентация.
Несмотря на растущую популярность обучающих и тренинговых программ для людей разного возраста и профессий, совершенно очевидно, что наиболее эффективным является развитие эмоционального интеллекта в д...
Проект «Я хороший!» по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Проект направлен на организацию работы с детьми раннего дошкольного возраста 1 младшей группы, через использование новейших интерактивных ресурсов комнаты психологической разгрузки. Включение в ...