Статья «Формирование системы жизненных ценностей современного студента»
статья по психологии (11 класс)
Современный период характеризуется динамичным развитием социальных процессов, различными политическими и экономическими кризисами, изменениями в выборе жизненных ценностей. В результате, человек постоянно находится в ситуации ценностного выбора. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть нашего общества. Ситуация, которая сложилась в современной России, повлияла и на ценностные ориентации современного молодого поколения, в том числе и студенчества. Экономический кризис, жесткая конкуренция при достижении определенных благ способствуют выдвижению на первый план новых жизненных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_sistemy_zhiznennyh_tsennostey.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение СК
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Формирование системы жизненных ценностей
современного студента»
Рассмотрено на заседании
ЦМК ОГСЭ дисциплины
Протокол № от « » 2024г.
Председатель ЦМК
____________ Мирзоян Е.В.
Выполнила
преподаватель Немеш М.В
Ставрополь
2024 г.
Формирование системы жизненных ценностей
современного студента
Современный период характеризуется динамичным развитием социальных процессов, различными политическими и экономическими кризисами, изменениями в выборе жизненных ценностей. В результате, человек постоянно находится в ситуации ценностного выбора. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть нашего общества. Ситуация, которая сложилась в современной России, повлияла и на ценностные ориентации современного молодого поколения, в том числе и студенчества. Экономический кризис, жесткая конкуренция при достижении определенных благ способствуют выдвижению на первый план новых жизненных ценностей.
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно – в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости». И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) - учащийся высшего, в некоторыхстранах и среднего учебного заведения.
Время учѐбы в профессиональном образовательном учреждении совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, жизненным ценностям, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем, специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в студенческом возрасте развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. В этот период также происходят изменения в формировании системы ценностных ориентиров, жизненных ценностей.
Исследованию жизненных ценностей студентов, их представлений о неудачниках в жизни и успешных людях посвящена работа Е.В. Крутых «Жизненные ценности как регулятивный фактор субъектной позиции». Студенты выделили такие ценности, как: «удача», «благополучие», «здоровье», «деньги», «стабильность», «общественное признание». «В сегодняшней жизни студенты отдают преимущество благополучию и успехам. Неудачник, с их точки зрения, характеризуется низким стремлением к дружеским отношениям, недооценивает значение семьи, важности общественного признания ».
Жизненные ценности в понимании студентов исследовала Н.Н. Мачурова. Она выявила, что жизненные ценности в понимании студентов «отражают то, что является для них «главным, важным, значимым, тем, чем можно дорожить, что необходимо или приносит пользу, что может быть целью или идеалом».
Таким образом, видим, что современные студенты в большинстве отдают предпочтение таким ценностям, как межличностные отношения, работа, семья. В пятерке наиболее приоритетных жизненных ценностей студентов оказались семья, материальный достаток, успешная карьера, настоящая любовь и преданные друзья. Это указывает на то, что современная молодежь в первую очередь озабочена личностными вопросами, а потом уже общественными.
В формировании ценностных ориентаций участвует весь накопленный жизненный опыт человека. На современном этапе развития российского общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются студенты профессиональных образовательных учреждений, их жизненные планы и установки.
Ценности и их роль в жизни человека
Немаловажную роль не только в жизни человека, но и в жизнедеятельности всего общества играют ценности и ценностные ориентации, так как на их основе каждая личность делает свой собственный выбор. Ценности, занимая главную позицию в структуре личности, оказывают немаловажное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его отношение к себе и другим людям. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности.
Жизненные ценности современного человека, особенно молодых людей – одна из актуальных проблем нашего общества, так как система ценностей влияет на формирование мировоззрения человека и является основой любой деятельности.
В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные потребности, идеалы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.
Ценности охватывают всю нашу жизнь, все её сферы (эмоциональную, поведенческую и др.).
Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.
Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются источником вещей, явлений и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:
· ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
· хвалимые (дерзкая похвала);
· возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).
Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуру в трех ступенях существования деятельности.
В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности. Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные [11].
Также жизненные ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить. Духовные ценности в отличие от материальных мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.
Жизненные ценности начинают формироваться еще в детстве, а когда человек становится взрослым, они оказывают влияние на наши поступки, принятие решений, на наш личностный выбор. Ценности – движущая сила, которая влияет на мировоззрение и формирование личности. Они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний, не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем ценности становятся стабильнее. На их формирование оказывают влияние:
- семья;
- друзья;
- ровесники;
- окружающее общество;
- переживания;
- экономическая и политическая обстановка в стране.
Для кого-то важное значение играют в жизни деньги, слава, власть. Другие считают важным духовное самосовершенствование, здоровье, семью и детей.
Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций современных студентов показывает, что наиболее значимыми ценностями для этой возрастной группы являются:
- здоровье (физическое и психическое);
- развитие (совершенствование; развитие в карьере);
- счастливая семейная жизнь;
- материальное благополучие;
- полнота и эмоциональная насыщенность жизни;
- наличие хороших и верных друзей;
- свобода;
- уверенность в себе.
На формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи влияет ряд факторов, среди которых немаловажное значение занимают имидж образовательного учреждения, в котором они обучаются, организация учебно-воспитательного процесса, взаимоотношения в учебной группе и др. Поэтому анализ ценностных ориентаций студентов, проблем, которые затрудняют обучение, позволит разработать практические рекомендации по процессу развития системы жизненных ценностей современного студента.
Таким образом, анализируя ценности в рамках общественного сознания и поведения людей, мы можем получить достаточно точное представление о степени развитости индивида. Очевидно, что базовые ценности формируются в процессе первичной социализации индивида, примерно к 18—20 годам, а затем остаются достаточно стабильными. Ценностные ориентиры в жизни каждого человека играют немаловажную роль, так как они в целом влияют на наше мировоззрение.
Формирование ценностных ориентаций в студенческой среде
Студенчество является одной из главных сил развития и преобразования существующего общества. Именно им, современным студентам, предстоит в последующем решать многие социально важные задачи. И от того, каких принципов, норм и ценностных ориентаций они придерживаются, во многом зависит конечный результат предпринимаемых в стране преобразований.
В период студенчества происходит интенсивная социализация индивида как будущего специалиста. Этим и объясняется необходимость пристального внимания к изучению и анализу формирования в условиях профессионального образовательного учреждения системы взглядов, ценностных ориентаций студентов.
В процессе социального становления и развития молодежь нуждается в надежных жизненных ориентирах. Без прочной опоры на общественные ценности ей трудно определить цели на ближайшую и отдаленную перспективы. Ценностные ориентации студентов выражают, с одной стороны, их личностные интересы и потребности, с другой - отношение к обществу и его проблемам.
Формирование ценностных ориентаций и на их основе - системы взглядов и убеждений развивающейся личности представляет собой довольно сложный процесс. Не допуская никакого навязывания, он требует деликатности и корректности в его формировании, предполагая внимательное отношение, как к отдельному звену, так и к полному циклу их становления.
За последние годы развитие ценностных ориентаций студенческой молодежи стало активно исследоваться учеными (Н.А. Буравлева, Н.А. Долгушина, С.С. Королева и др.). Возникшая ситуация в переоценке ценностей направила исследователей на изучение трансформаций ценностных ориентаций современной молодежи.
Студенты, как особая социальная группа, в последнее время постоянно привлекают к себе внимание в различных исследованиях, потому что являются одним из показателей совершающихся перемен в обществе и обусловливают возможность его развития в дальнейшем. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения. В тех условиях, которые сложились на данный момент, а именно - крах сформированных устоев, соответственно неизбежна и переоценка ценностей.
В профессиональное образовательной учреждение каждый абитуриент приходит со своими сложившимися ценностными ориентациями, которые сформировались у него в школе под влиянием семьи, друзей, то есть под влиянием привычного окружающего социума. Чаще всего – это ценности, носящие узко личностный характер. Профессиональное образование, в меру своих сил, влияет на ценностные ориентиры студентов, так как в это время происходит их отделение от семьи, территориальные изменения (переезд в другой город); поэтому сформированные до этого ценностные ориентации не получают подкрепления и поддержки из вне и происходит их замена другими.
Характерной чертой современного студента является то, что ценностные ориентации индивидуальны и на первом месте оказываются материальные ценности. Определено, что особенностью российского студенчества является то, что кризис ставит его значительную часть в «режим выживания», поэтому все больше молодых людей находят выход из кризиса в ориентации на девиантное поведение.
Ценностные ориентации современного студента сочетают в себе свободу личности, связи, личную выгоду, материальное благополучие, высокий социальный статус.
Учитывая то, что каждый студент имеет собственную систему ценностей, при формировании новых ценностных ориентаций необходимо базироваться на степень сформированности и содержание профессиональных ценностных ориентаций.
Ценности никогда не выступают разрозненно, они всегда образуют некую целостную систему. Эта система включает в себя различные группы ценностей, которые образуют внутренний стержень культуры.
Таким образом, система ценностных ориентаций, взглядов и убеждений студента складывается не изолированно от социальной группы, а именно под ее влиянием и представляет собой систему социальных ценностей, которой он руководствуется в своей жизни. Свое дальнейшее развитие этот потенциал получает в конкретном поведении, в поступках, в реальной деятельности в разных сферах общественной жизни. Функционирование же духовных, интеллектуальных, социальных и других нравственных ценностей в образовательном процессе способствует оптимальному целенаправленному включению главных позиций в разные области человеческой деятельности.
Ценности, являясь общепризнанными ориентирами общественного сознания и поведения, приобретают различную степень актуальности, значимости для разных людей, социальных групп, зависят от пола, возраста, места жительства. Также ценностное отношение к действительности отличается ярко выраженной практической направленностью, так как оно всегда связано с деятельностью. Молодежь, вовлеченная в многочисленные процессы модернизации общества, является своеобразным индикатором происходящих перемен, она глубже всех других возрастных групп улавливает "дух времени", острее переживает все изменения, происходящие в обществе.
Методика ценностных ориентаций подразделяет все жизненные ценности на терминальные и инструментальные. Ценности-цели (терминальные), определяемые как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо. Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Анализируя иерархию терминальных ценностей студентов колледжа по методике М. Рокича можно сказать, что ценность «здоровье» (физическое и психическое) занимает первое место для студентов всех курсов, на втором месте оказалась такая ценность, как «познание (расширение своего образования, интеллектуальное развитие), на третьем месте студенты первых – вторых курсов выделяют – «наличие хороших и верных друзей», третьекурсники – «общественное признание», а студенты четвертого курса - «счастливую семейную жизнь», четвертое место поделили ценности – «развитие» (работа над собой, физическое и духовное совершенствование), «творчество» (возможность творческой деятельности) и «любовь». Пятое месте в иерархии терминальных ценностей занимает «уверенность в себе» и «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей), шестое место по значимости занимает «активная деятельная жизнь»; на седьмом месте - «свобода» (независимость в суждениях и поступках), далее - «интересная работа». Десятая позиция отдана «счастью других», «жизненной мудрости», затем респондентов интересует материально обеспеченная жизнь. На предпоследнем месте «красота природы и искусство» и последнюю позицию занимает такая ценность, как «развлечения» (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
В иерархии инструментальных ценностей первую позицию по значимости занимает воспитанность, честность и терпимость, вторая ценность - исполнительность, на третьем месте такая ценность, как чуткость; четвертая позиция - образованность (широта знаний), далее ответственность и самоконтроль. Шестой ценностью по степени важности для обучающихся колледжа является твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), затем непримиримость к недостаткам в себе и других. Восьмая ценность в иерархии, названная студентами, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность). На девятое место определена такая ценность, как «рационализм», т.е. умение здраво и логично мыслить. Следующие ценности - «смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов» и «жизнерадостность». Далее – «аккуратность», «широта взглядов» и «независимость». Последней инструментальной ценностью по степени важности названы высокие требования к жизни. Данная иерархия позволяет увидеть, что важными ценностями для студентов различных возрастных групп являются в первую очередь здоровье, познание, общественное признание, счастливая семейная жизнь, а также развитие и продуктивная жизнь. Опрошенные студенты показали, что для них не являются главными такие ценности, как развлечения и отсутствие обязанностей.
Чтобы получить более точные результаты по вопросу: «Какие же ценности для современных студентов являются наиболее значимыми?», был проведен анализ ответов по данному вопросу. Каждый респондент имел возможность выбрать не более четырех вариантов ответов.
Ответы на вопрос показали довольно-таки традиционную картину жизненных ориентаций молодежи. Первые четыре места при ранжировании полученных ответов заняли такие критерии, как "здоровье", "образование", «хорошие друзья», "благополучие семьи", "любовь", «интересная и творческая работа». И это не случайно. В зависимости от возрастной группы меняются и приоритеты в определении главных ценностей, например: в ответах студентов 1-2 курсов на первых двух местах стоят такие показатели как «здоровье» и «образование», то у выпускников на первое место выдвигается именно «интересная, творческая работа». В ответах студентов второго курса первые три места занимают «здоровье», «обучение», «благополучие семьи», а третьекурсники выделили «образование», «интересная, творческая работа» и «здоровье». Такое ранжирование объясняется уже профессиональной мотивацией студента, поэтому в ответах первокурсников «интересная, творческая работа» находится на седьмом месте, так как они еще не очень ясно представляют себе, какое место в их жизни будет занимать работа и их успехи в профессиональной сфере.
Как видим, на выбор жизненных ориентиров в студенческом возрасте влияют многие факторы (социальный статус, возраст, профессиональная мотивация, материальный достаток, окружение и т.д.).
Особо следует обратить внимание на нравственные ориентации студентов
Таким образом, при формировании собственной системы ценностей студенты ориентируются не только на общественную систему, но и на выбранные ими образцы для подражания. Период формирование жизненных ценностей у молодого поколения - это важный момент в их жизни.
Методические рекомендации по формированию системы жизненных ценностей у современных студентов
Формирование системы ценностей, жизненных целей и установок является актуальным направлением. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, быстрее адаптируется к новым условиям, но с другой стороны она более подвержена деструктивному влиянию последствий социальных процессов. Поэтому необходимо обращать особое внимание в учебно-воспитательном процессе на формирование системы жизненных ценностей студентов. Чтобы сформировать устойчивую систему жизненных ориентиров у современных студентов, необходимо:
- систематически изучать приоритетные жизненные ценности и ориентиры, сравнивая их изменения от курса к курсу;
- ввести в практику тренинговые часы саморазвития с целью изучения студентами собственных нравственных убеждений;
- формировать у студентов представления о главных духовных человеческих ценностях;
- в учебно-воспитательном процессе ориентироваться на развитие их познавательной активности посредством целенаправленного воздействия на мотивационную сферу личности;
- обеспечить формирование ценностных ориентаций на основе сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей через доверительность, взаимопонимание, переход от действия к взаимодействию;
- вначале формировать ценностные ориентации, а уже на их основе - системы взглядов и убеждений;
- в процессе формирования ценностных ориентаций у студентов учитывать следующий алгоритм: 1) предъявление индивиду ценностей; 2) осознание им ценностных ориентаций; 3) принятие личностью ценностной ориентации; 4) реализация ценностных ориентаций в поведении и деятельности; 5) закрепление ценностной ориентации в направленности личности;
Определяя задачи, формы и методы работы в плане формирования жизненных ценностей, педагогу необходимо владеть информацией об интересах, потребностях, проблемах молодых людей, благоприятности климата в учебной группе;
- ценностные ориентации любой личности зависят от того, в какую социальную группу она входит, в целях формирования системы ценностей необходимо составить характеристику группы.
Заключение
Таким образом, понятие ценности является не только одним из важнейших социологических понятий, позволяющих объяснить социальные действия человека, но они создают культурный мир целой социальной группы индивидов.
Ценности - это главные основы общества, то насколько однородны они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных социальных групп, определит во многом успешность развития нашего общества и страны в целом.
Система личностных ориентаций находится в непрерывной динамике. В определенных жизненных ситуациях человек может функционировать на различных уровнях этой системы. Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения. Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации.
Выявление жизненных ориентиров и ценностей студентов, а также знание интересов молодежи позволяют наиболее эффективно построить учебно-воспитательный процесс, предотвратить возможные негативные последствия, возникающие вследствие нерешенности отдельных проблем и вовремя реагировать на меняющиеся запросы общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...
Жизненные ценности в семейной жизни и формирование разумных потребностей и жизненных ценностей у старшеклассников
Лекция для родителей учащихся 9-11 классов...
Статья "Формирование музыкальной культуры учеников в современной школе".
Музыка открывает людям огромный мир нравственных отношений, благородства души. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, не только в окружающем мире, но и в...
Статья "Формирование жизненно -важных компетенций старшеклассников в условиях социальной практики в Швеции"
Данный материал является анализом практики, которую я придумала, спланировала и реализовала, попутно получив сама многие новые для меня компетенции....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Формирование нравственно-эстетических ценностей у обучающихся – это деятельность, в которой целостность форм, методов и содержания высшего профессионального образования стимулируют внутреннеелич...
Статья "Формирование мотивации к иностранному языку у студентов"
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или ино...
«Жизненные ценности современного подростка»
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В подростковом возрасте и юности эта необходимость...