Психологические особенности переживания периода беременности - последствия для ребенка.
статья по психологии

Янко Дарья Васильевна

Известно, что некоторые психологические особенности могут выступать предпосылкой развития психогенных заболеваний.  Отношение матери к ребенку во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Эмоциональный стресс коррелирует с преждевременными родами, более частыми возникновениями шизофрении, большой детской психопатологией, со школьными неудачами, склонностью к наркомании высоким уровнем правонарушений и попыткам суицида. Сильные нарушения физиологических и нервно-психических процессов у матери оказывают часто необратимое влияние на реализацию генетического потенциала ребенка и затрудняют впоследствии его взаимодействия с социальной средой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности переживания периода беременности - последствия для ребенка.

Исследования психологического состояния женщин в период беременности свидетельствуют, что данный этап в жизни каждой женщины может переживаться с разной остротой и беременная может демонстрировать различные стратегии адаптации к этой ситуации [10].

Известно, что некоторые психологические особенности могут выступать предпосылкой развития психогенных заболеваний. Э.М. Каструбин установил зависимость осложнений в акушерской практике от эмоционального напряжения беременных, а результаты исследований В.Н. Прохорова подтверждают, что психоэмоциональная напряженность ведет к хронической гипоксии плода и его морфофункциональной незрелости [3].

Исследования подтверждают, что состояние психоэмоционального напряжения с наличием тревожности различного уровня наблюдается у 40% женщин с нормально протекающей беременностью [4;9]. Негативные биологические и психогенные воздействия среды влияют на организм женщины во время беременности и могут привести к возникновению «стрессовой» доминанты, которая в свою очередь в значительной степени нарушает нормальное протекание гестационной доминанты. Всё это в конечном итоге сказывается и на физической, и на нервно-психической сфере будущего ребенка, а также на степени устойчивости его адаптационных процессов к моменту рождения [2].

Отношение матери к ребенку во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Эмоциональный стресс коррелирует с преждевременными родами, более частыми возникновениями шизофрении, большой детской психопатологией, со школьными неудачами, склонностью к наркомании высоким уровнем правонарушений и попыткам суицида [11]. Сильные нарушения физиологических и нервно-психических процессов у матери оказывают часто необратимое влияние на реализацию генетического потенциала ребенка и затрудняют впоследствии его взаимодействия с социальной средой. Острый психоэмоциональный стресс, перенесенный на ранних сроках беременности, увеличивает развитие угрозы прерывания в 3-11 раз, риск появления тяжелых форм гестозов – в 5 раз, неправильного предлежания плаценты – в 2 раза, риск хронической внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3-4 раза, формирования синдрома задержки развития плода – в 3 раза, преждевременных родов – в 8-10 раз [8].

Существенное влияние на формирование эмоционального состояния женщины во время беременности оказывают такие параметры, как: желательность беременности, отношение к беременной в семье, сформированность личностных качеств, психологическая готовность к материнству и другие факторы, взаимовлияние которых формирует определенный стиль отношения к беременности и взаимоотношений с еще не родившимся ребенком [7]. Для интеграции указанных факторов Добряковым И. В. было предложено использовать понятие «психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД)», который представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, запускающихся у женщины при возникновении беременности и направленных на сохранение гестации, создание благоприятных условий для развития будущего ребенка. Эти механизмы формируют отношение женщины к своей беременности, к будущему ребенку, к процессу родов, ее поведенческие стереотипы [9].

В результате исследований, проводимых И.В. Добряковым, было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, эйфорический, гипогестогнозический, тревожный и депрессивный. Ниже мы охарактеризуем каждый из них:

1. Оптимальный тип ПКГД определяется у женщин ответственно, без лишней тревоги относящихся к своей беременности. Как правило, у них гармоничные отношения в семье, беременность является желанной для обоих супругов. Беременная женщина продолжает вести активный образ жизни, вовремя встает на учет в женскую консультацию, выполняет все рекомендации врачей, следит за своим образом жизни, с удовольствием посещает курсы дородовой подготовки. Оптимальный тип ПКГД способствует формированию впоследствии гармонического типа семейного воспитания ребенка.

2. Гипогестогнозический тип ПКГД обычно встречается у женщин, занимающихся своим образованием или увлеченных работой. Среди них встречаются как студентки, так и женщины в возрасте 30 лет. Первые не хотят брать академический отпуск и продолжают обучение, активно занимаются спортом, ходят в походы. Беременность у них является незапланированной и застает их врасплох. Женщины второй группы уже имеют профессию, серьезно увлечены работой, часто занимают руководящие посты. Они сознательно планируют беременность, так как опасаются, что с возрастом риск возникновения гинекологических осложнений повышается. В то же время эти женщины не склонны менять свой жизненный стереотип: у нет времени встать на учет в женскую консультацию, а тем более посещать врачей и выполнять их назначения. Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД, как правило, скептически относятся к курсам подготовки к родам. Уход за детьми их не обременяет, так как они им не занимаются. Обычно воспитанием занимаются няни, бабушки, так как сами матери слишком заняты. При гипогестогнозическом типе ПКГД чаще всего можно встретить такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, неразвитость родительских чувств и даже эмоциональное отвержение.

3. Эйфорический тип ПКГД определяется обычно у женщин с истерическими чертами личности, либо у тех, кто давно мечтал о ребенке и прошел длительное лечение от бесплодия. Довольно часто беременность выступает средством манипулирования, способом изменения отношений с супругом, методом достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие в процессе беременности трудности преувеличиваются. Женщины чересчур претенциозны, требуют к себе повышенного внимания, выполнения любых их прихотей. Они посещают врачей, курсы подготовки к родам, но все это делается формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует потворствующая гиперпротекция, расширение сферы родительских чувств к ребенку, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

4. Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременных, который оказывает влияние на их соматическое состояние. Тревога может быть оправданной, если у женщины имеются острые или хронические заболеваний, отношения в семье дисгармоничные, материально-бытовые условия неблагоприятные. В других случаях беременная женщина либо переоценивает свои проблемы, либо совсем не может объяснить, с чем связана ее постоянное чувство тревоги. Часто тревога сопровождается ипохондричностью. Иногда действия медицинских работников, в первую очередь врачей-гинекологов, способствуют повышению тревоги у женщин, что может привести к ятрогениям. Большинству беременных женщин с тревожным типом ПКГД необходима консультация психолога. При этом типе ПКГД в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, отмечается повышенная моральная ответственность. Довольно ярко выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко происходит вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

5. Депрессивный тип ПКГД проявляется резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, долго мечтавшая о ребенке, может начать говорить о том, что теперь она не хочет его, часто сомневается в своей способности выносить и родить здоровое дитя, испытывает страх умереть в родах. Женщины с таким типом ПКГД нередко полагают, что беременность «изуродовала их», часто плачут, боятся быть оставленными мужем. В некоторых семьях такое поведение будущей матери способно ухудшить ее отношения с близкими родственниками, которые не понимают, что женщина нездорова и объясняют ее поведение капризами. Непонимание еще больше усугубляет состояние беременной женщины. В тяжелых случаях у женщин могут появиться сверхценные, иногда бредовые, ипохондрические идеи, обнаруживаются суицидальные тенденции. Гинекологу, а также всем, кто общается с беременной, важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который определит невротический или психотический характер депрессии и назначит соответствующий курс лечения. Отклонения в процессе семейного воспитания при депрессивном типе ПКГД аналогичны развивающимся при тревожном типе, но иногда встречаются и эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, которое еще больше усугубляет ее состояние [1].

Таким образом, оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты способствует вынашиванию здорового ребенка, ощущению благополучия в браке, формирует эмоциональную устойчивость женщин независимо от опыта материнства. Кроме того, оптимальный тип настраивает женщину на принятие ребенка независимо от его состояния здоровья, что важно для формирования диады «мать-дитя» и позитивного психологического климата в семье. Беременных женщин, у которых был определен отличный от оптимального тип ПКГД, следует отнести к группе риска. Им должно уделяться повышенное внимание со стороны врачей и психологов.

Психологические исследования свидетельствуют, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия определяющим является материнское отношение. Оно лежит в основе поведения матери, создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности. Считается, что нормы материнского отношения не существует, так как содержание материнских установок различается в разных культурах и меняется с течением времени.

Содержание материнской сферы в течение беременности претерпевает существенное изменение, которое находит свое отражение в переживании женщиной симптоматики беременности, в ее психическом состоянии и внешней активности. Профессором, доктором психологических наук Г.Г. Филипповой выделено 9 периодов развития материнской сферы:

1. Идентификация беременности. Этот период в большинстве случаев связан с осознанием факта беременности. Переживание идентификации беременности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а отражает «стартовое» содержание материнской сферы.

2. Период до начала ощущения шевеления. Сниженная общая активность, характерная для этого периода имеет адаптивное значение. В это время происходит ограничение контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и развитию плода.

3. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Этот период является наиболее благоприятным для физического и эмоционального состояния матери. Женщина уже свыклась со своим состоянием и фактом беременности. В этот период многие женщины отмечают изменение своих интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к родам.

4. Третий триместр беременности. Этот период и с медицинской и с психологической точки зрения считается самым сложным. У женщины ухудшается самочувствие, она быстро устает, снижается интерес ко всему, что не связано с ее будущим ребенком.

5. Предродовой период. В это время ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования. У женщины снижается страх перед родами.

6. Роды и послеродовой период. Происходит образование эмоциональной связи между матерью и ребенком.

7. Новорожденность. Обеспечивается центрация всей жизни матери на ребенке и на своих переживаниях.

8. Совместно - раздельная деятельность матери с ребенком. В этот период у матери уже есть определенный стиль эмоционального взаимодействия с ребенком. При благоприятных условиях развитие ребенка обеспечивает перевод интереса матери с переживаний от контакта с ним – на удовольствие от результатов его активности.

9. Возникновение интереса к ребенку как к личности. В первое полугодие второго года жизни ребенка происходит изменение формы привязанности. Это связанно с необходимостью нового отношения матери к его активности, сочетанию обеспечения безопасности и самостоятельности [9].

С целью прогноза стиля материнского отношения и особенностей материнско-детского взаимодействия в постнатальном периоде исследуют материнские ожидания, установки, воспитательные стратегии, удовлетворенность материнской ролью, компетентность матери. Все они определяют индивидуальный стиль переживания беременности. Он включает физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, динамику переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Филиппова Г.Г. описывает шесть стилей переживания беременности:

1. Адекватный.

Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормального размера; соматические ощущения отличны от состояний до беременности, интенсивность средняя, выраженность хорошая; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре эмоциональное состояние женщины благополучное, для третьего триместра характерно повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность женщины в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду, первое шевеление ребенка ощущается в 16 – 20 недель, переживается оно положительно-эмоционально, по соматическому ощущению женщине приятно, последующие шевеления четко дифференцированы от других ощущений и не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

2. Тревожный.

Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые имеют тенденцию периодически возобновляться, живот слишком больших или слишком маленьких размеров; соматический компонент выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первом триместре повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре тревожные проявления усиливаются, активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения, дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями по поводу здоровья ребенка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений.

3. Эйфорический.

Все характеристики носят неадекватно эйфорическую окраску, отмечается

некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий.

Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством

досады или неприятного удивления, живот слишком маленький, соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности. Динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса, первое шевеление отмечается поздно, последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается, но не направлена на ребенка.

5. Амбивалентный.

Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются

резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений, интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий.

Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний [9].

Автор данной классификации считает, что в каждом конкретном случае будут наблюдаться индивидуальные особенности, приближающиеся к описанным выше. Результаты исследований подтверждают, что стили переживания беременности соотносятся с ценностью ребенка. Адекватный стиль переживания беременности в полно мере соотносится с адекватной ценностью ребенка – в 100 % случаев. Тревожный и амбивалентный стили переживания беременности чаще всего совпадают с повышенной или пониженной ценностью ребенка, игнорирующий и отвергающий – с низкой ценностью ребенка или заменой ее на другие ценности. При эйфорическом стиле переживания беременности ценность ребенка неадекватна часто имеется замена на другие ценности, но внешне это никак не выражено. Приподнятое настроение беременной женщины и некритичное отношение к изменениям в жизни является следствием личностной незрелости и неготовности к принятию материнской роли [6].

Представляет интерес взгляд на перинатальные переживания Станислава Грофа. Он считает, что перинатальный опыт проявляется в четырех типичных паттернах переживаний, которые соответствует четырем клиническим стадиям биологического рождения – базовыми перинатальным матрицам. Для их описания мы будем пользоваться статьей Зеленцовой Д.Л.[5]. Итак:

1. Первая базовая перинатальная матрица является самой длительной по своему воздействию. Она формируется в конце третьего триместра беременности и отражает симбиотическое единство матери и ребенка. Неблагоприятные физические, биологические, химические, психологические факторы способны серьезно осложнить опыт первой перинатальной матрицы ребенка. Если мать, сознательно вынашивая ребенка, чувствует симбиотическую связь с ним, она посылает ему позитивные эмоции, образы, мысли и сама чувствует себя комфортно. Ребенок воспринимает такое поведение матери как поток любви, идущий из питающего окружающего пространства. На уровне своего чувственного интуитивного опыта ребенок приобретает позитивный урок и интуитивное доверие к окружающему емиру. Если же женщина во время беременности находится в стрессовом состоянии, в постоянном эмоциональном напряжении, с ужасом и страхом думает о рождении ребенка и даже допускает в мыслях возможность его смерти, то ребенок ощущает хаос и агрессию окружающего его мира, чувствует угрозу своему существованию и интуитивно не доверяет миру. Чтобы выжить, ему приходится активизировать дополнительные инстинкты, защищаясь от агрессии.

2. Вторая базовая перинатальная матрица формируется в первом периоде родов во время раскрытия шейки матки. Она содержит в себе ощущение тревоги и надвигающейся опасности, память о ситуациях, угрожающих выживанию человека или целостности тела. Вмешательства в естественный процесс родов в этот период, а также различного рода отклонения в ходе родовой деятельности женщины являются дополнительными травмирующими факторами для ребенка. Переживаемые плодом ощущения тревоги и надвигающейся опасности многократно усиливаются, к ним прибавляется чувство неполноценности, депрессивное состояние, душевные и телесные страдания, страх за свою жизнь.

Последствием акушерских вмешательств и отклонений от естественного течения родов могут быть заболевания сердечно-сосудистой системы ребенка, расстройства мочеиспускания и функции почек, псориаз, язва желудка. Сюда С. Гроф относит и психозы, связанные с бессмысленностью существования, общую заторможенность, комплексы неполноценности, неуверенности, вины, тревоги, боязнь замкнутого пространства.

3. Третья базовая перинатальная матрица формируется во втором периоде родов в момент прохождении плода по родовым путям и характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механическим сдавливанием и удушьем. Ребенок принимает активное участие в происходящем и чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель. Этот период знаменует активные действия, вступление в борьбу для преодоления всех препятствий на пути к достижению цели.

4. Четвертая базовая перинатальная матрица связана с моментом непосредственного появления ребенка на свет, предшествующего периоду релаксации. В этой последней стадии процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает своей кульминации, и за пиком боли, напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Момент рождения запечатляется в памяти новорожденного ощущением полной победы, успешного преодоления препятствий, освобождения от тревоги. Малыш ощущает себя триумфатором и свободным, высокодуховным существом, мир кажется ему прекрасным и безопасным местом. Некорректное перерезание пуповины, яркий свет, голоса незнакомых людей, очищение носоглотки ребенка от слизи с помощью катетера, отсутствие телесного и зрительного контакта с матерью и прикладывания к груди в физиологические сроки приводят к искажению содержания четвертой перинатальной матрицы, фиксации памятью младенца не позитивных, а негативных переживаний, связанных со своим рождением. У новорожденного вместо положительных переживаний закрепляется негативное отношение к окружающей реальности: вместо прекрасного и безопасного мира он попадает в очень опасное и ненадежное место, к которому вынужден относиться отрицательно.

По мнению С.Грофа неблагополучное рождение приводит к таким страшным последствиям для ребенка, как психозы, травматические неврозы, навязчивые идеи, мании, психосексуальные расстройства. Так же могут проявляться нарушения психики, выражающиеся беспокойстве и нервозности, в чувстве неудовлетворенности от завершенных дел, ощущении упущенного или недосягаемого счастья, бессмысленных поисках потерянного рая. Базовые перинатальные матрицы С.Грофа подтверждают наличие связи между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время внутриутробного периода и рождения представляется очевидной.

Таким образом, в ситуации желанной беременности, оптимального типа ПКГД, адекватного стиля переживания беременности и благополучных физиологических родов у ребенка формируются положительные установки по отношению к окружающему миру, адекватные модели поведения, чувства удовлетворения и полноценности. При неблагоприятном типе ПКГД и неадекватном стиле переживания беременности, несформированной готовности к материнству, а также непредвиденных осложнениях в родах возможными последствиями для ребенка могут быть неадекватная реакция на события и объекты окружающего мира, искажение моделей поведения, заболевания, имеющие психогенную природу.

Список литературы.

  1. Архиреева Т. В. Психология родительства и детско-родительских отношений: Учеб-метод. пособие. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 214 с.
  2. Батуев А.С. Психофизиологические основы доминанты материнства// Психофизиология матери и ребенка: Сб. статей / Под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 272 с.
  3. Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Влияние социо-психологических факторов риска на репродуктивное здоровье женщины// Психофизиология матери и ребенка: Сб. статей / Под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 272 с.
  4. Зеленцова Д.Л. Перинатальный опыт как фактор психического здоровья и социальной адаптации[Электронный ресурс]/ Д. Л. Зеленцова // Психология здоровья и личностного роста. 2010. №3. С. 52-70. – Режим доступа: http:// ;issue=03-2010&part=1_zelencova. Дата обращения:
  5. Ившина М.Е. Принятие социальной роли матери у беременных женщин, ожидающих первого ребенка. Психология эффективного родительства: Материалы международной научно-практической конференции. – Курск: КГМУ, 2011 – 613 с.

  1. Купченко В.Е. Самосознание и эмоциональное состояние женщины в период беременности//Перинатальная психология и психология родительства. – 2008. – № 1, С. 48-59.
  2. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, ; 607 с.

  1. Тютюнник В.Л., Михайлова О.И., Чухарева Н.А. Психоэмоциональные расстройства при беременности. Необходимость их коррекции // РМЖ. – ; Т. 17, № ; С.1386 –1389.
  2. Филиппова Г.Г., Румянцева О.А. Особенности восприятия женщинами ситуации беременности при благоприятном и неблагоприятном ее течении //Перинатальная психология и психология родительства. – 2006. - № 2, С. 94-114.
  3. Чумакова Г.Н., Щукина Е.Г., Макарова А.А. Влияние тревожности за ребенка во время беременности на особенности материнского поведения и отдельные состояния ребенка в период младенчества / Чумакова Г.Н., Щукина Е.Г., Макарова А.А. // Перинатальная психология и психология родительства. – 2006. – № 1, С.85-98.
  4. Щукина Е.Г., Макарова А.А., Чумакова Г. Н. Развитие диадных отношений в системе «мать-младенец» при тревожном переживании беременности // Мир психологии. – 2008. – № 1, С.77-88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Психологические особенности школьников подросткового периода"

Возрастные психологические особенности школьников подросткового периода.Пути решения педагогических проблем....

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»

Разработка предназначена для родителей учащихся 7 класса...

Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»

Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»...

Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»

Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...

Психологические особенности переживания тревожности у старших школьников

Старший школьный возраст - напряжённое время становления личности, время активной социализации, когда идёт поиск своего места в жизни, осуществляется процесс профессионального и жизненного самоопредел...