"Почему ребенок ворует?"
статья по психологии
Почему ребенок ворует: 7 главных причин.
Как правильно реагировать?
Ребенок забирает чужое: у него появляются игрушки, которые вы не покупали, из дома вашей семьи, родственников и друзей пропадают вещи и ценности… Что делать? А главное — как определить причины детского воровства и не допустить такого поведения?
7 причин детского воровства
Для начала стоит определиться, с какого возраста присвоение чужих вещей ребенком можно считать воровством.
Считается, что ребенок до 3 лет не ворует. У него еще не сформированы лобные доли головного мозга, которые отвечают за контроль импульса, и он только начинает формировать понимание о границах, правилах, понятиях «свое» и «чужое». Он исследует мир и вещи.
Но воровство с 4 лет и старше говорит о нарушении поведения. И за ним может стоять сразу несколько причин.
1. Нет понимания права собственности
Чтобы ребенок научился понимать границу между «своим» и «чужим», ему нужно на собственном опыте ощутить и осознать право собственности. А для этого должно появиться что-то гарантированно «свое»: игрушки, книжки, гаджеты, одежда и аксессуары, учебные принадлежности. И здесь важную роль играет отношение родителей к этим вещам.
Например, довольно часто родители забирают личные вещи ребенка без спроса, используют их в качестве рычага давления, заставляют «делиться» с другими детьми или вовсе отдают игрушки:
Я выкинула твою машинку, она сломалась.
Не отдадим твою любимую игрушку, пока не сделаешь так, как мы говорим!
Я отдал вещи твоей младшей сестре\дальней родственнице — тебе они уже все равно не нужны…
Что значит «не хочу»?! Дети должны делиться друг с другом! Перестань реветь и отдай игрушку! Не позорь меня!
Но правило неприкосновенности чужой собственности подразумевает, что у человека есть возможность самостоятельно решать судьбу вещей, говорить «нет» на просьбы занять или отдать вещь. В противном случае эта вещь ему на самом деле не принадлежит, границы размываются. И ребенок учится тому, что он тоже имеет полное право забрать чужое, руководствуясь личной необходимостью, принципом «мне нужнее» или позицией силы — «могу отобрать, значит — могу распоряжаться».
Поэтому, если вы хотите научить ребенка пониманию понятий «свое\чужое», важно с самого начала приучаться уважать его собственные границы:
Кажется, твоя кукла давно сломалась. Что будем с этим делать? (предложить варианты: выкинуть, провести кастинг и назначить другую игрушку «любимой», купить новую).
Можно отдать твои игрушки младшему брату? Можно эта девочка возьмет твою куклу и поиграет? (и не ругать ребенка за отказ, не давить на него и не манипулировать чувством вины).
2. Завуалированная агрессия
Если ребенок растет в дисфункциональной семье, или находится в детском коллективе с нездоровой атмосферой, эпизодами травли, недосмотром воспитателей и учителей, — он не имеет возможности проявлять недовольство здоровыми способами:
- ответить на физическое или психологическое насилие со стороны родителей и родственников
- дать отпор ровесникам-обидчикам
- возмутиться поведением несправедливого школьного руководства
Если ребенок не учится проговаривать и выражать негативные эмоции, еще и регулярно рискует получить за них наказание, эти чувства все равно никуда не исчезают. Они копятся, провоцируют внутреннее напряжение и могут вылиться в жажду тайной мести. Это могут быть мелкие шалости и розыгрыши, порча имущества обидчиков — или кража.
И если вовремя не пресечь такое поведение, оно может закрепиться. Ведь, кроме удовлетворения потребности в мести, ребенок получает яркие эмоции.
Поэтому крайне важно учить ребенка пониманию, выражению и контролю своих чувств:
Что именно ты чувствуешь? Почему?
Как ты считаешь, кто неправ в этой ситуации?
Ты на меня обижен? Почему? Давай я объясню причины своего поведения, а ты поделишься со мной в ответ.
Давай подумаем, что можно сделать, чтобы решить проблему без жертв, но отстоять твои интересы.
3. Жажда эмоциональной близости
Маленькие дети могут испытывать желание взять чужое, чтобы стать ближе к жертве воровства, ощутить с ней непосредственную связь или присвоить себе ее качества:
Мне нравится эта девочка, хочу ее куклу, она будет напоминать о нашей дружбе!
Если украду у этого мальчика машинку, стану таким же крутым и смелым, как он!
В этом случае нужно аккуратно расспросить ребенка о причинах поступка и чувствах, которые за ним стоят — спокойно, без агрессии и обвинений. Можно предложить ребенку альтернативу воровству:
Вы с подружкой можете иметь парные браслеты дружбы.
Можно найти игрушку, которая будет вызывать у тебя чувство смелости и крутизны, как при общении с этим мальчиком. Подумай, что бы это могло быть?
4. Игнорирование осуждение желаний
Эта причина нередко проявляется у подростков, в чьих семьях систематически подавляется или высмеивается само желание чего-то «хотеть»:
Много хочешь, мало получишь!
Ишь чего захотел! Мы тебе что, миллионеры?
Я, знаешь ли, тоже многого хочу, но я же тебе об этом не рассказываю?
Насмешил! А я хочу дом на Мальдивах.
Да зачем тебе это вообще надо?!
У ребенка формируется понимание, что открыто говорить о своих желаниях нельзя — это плохо, стыдно, можно получить насмешки, грубость, наказание. А ведь желания сами по себе крайне важны — они помогают ребенку осознать свои потребности, цели и приоритеты, характер, личностные особенности.
И если ребенок в ответ на выражение желаний получает от родных колкость и грубость, у него остаются два варианта: постоянно подавлять свои потребности или добывать желаемое нездоровыми путями.
Открытое выражение желаний говорит о здоровой атмосфере в семье. Необязательно воплощать все «хотелки»: сам факт их принятия говорит ребенку о том, что близкие его слушают и понимают, относятся к нему всерьез, могут спокойно объяснить, какие из желаний осуществимы или нет, и почему. Умение аргументировать свою позицию, не скатываясь в насмешки, повышает родительский авторитет.
5. Манипуляция вниманием
Ребенок может использовать воровство как вторичный инструмент: важна не сама кража, а привлечение внимания родителей.
«Холодные» родители. Если мама и папа не проявляют к ребенку видимую нежность, тепло, заботу и интерес, он может попробовать привлечь их внимание любой ценой, пусть это будут и негативные эмоции.
Нехватка времени. Рабочий график не всегда позволяет проводить с ребенком достаточно времени, и кража может быть способом сблизиться с родителями хотя бы на период «разбирательств».
«Спасение» семьи. Родители постоянно ссорятся, расходятся, семья стоит на грани развода — но в случае проблем мама и папа заключают временный мир для благополучия ребенка. В такой ситуации некоторые дети неосознанно начинают чаще совершать очевидные проступки, чтобы «скрепить» семью: приносят плохие оценки, дерутся в школе, воруют.
Если вы заметили эту взаимосвязь, важно обсудить с ребенком проблему: узнать, чего ему не хватает, каковы его мотивы и страхи. Но при слишком напряженной атмосфере в браке лучше проконсультироваться перед беседой с психологом и получить рекомендации конкретно под ваш случай.
6. Завоевание авторитета
Многие дети — чаще с 8-9 лет или в подростковом возрасте — совершают кражи ради повышения значимости в глазах сверстников:
- впечатлить друзей или вторую половинку
- продемонстрировать смелость и пренебрежение общественными нормами
- доказать, что ты «свой» в компании
- выслужиться перед старшими или занять место «вожака», закрепить свой статус
Тут многое зависит от того, в какую компанию попал ребенок. Если кражи совершаются «веселья ради», и ребенок хочет лишь ярких ощущений и проявления бравады, можно попробовать честно об этом поговорить и поискать другие варианты для проявления смелости — например, кружки по интересам, «прокачивание» новых навыков, которые впечатлят друзей (музыка, фокусы, физические упражнения и т.д.).
Но если причина такого поведения — деструктивная компания с жесткой иерархией, формирование «банды», тогда разговаривать с ребенком уже сложнее, понадобится помощь психолога.
7. Клептомания
Это расстройство навязчивых состояний: ребенку не так важен сам объект кражи, как процесс и связанные с ним эмоции.
Клептомания встречается у детей весьма редко, и его точные причины ученым пока не ясны до конца, но среди них:
- наследственные или приобретенные нарушения нейромедиаторного баланса (сбои в выработке «гормоном удовольствия» дофамина и серотонина, а также «гормона стресса» норадреналина)
- тревожные и депрессивные состояния (например, на фоне психологических травм у ребенка)
- нездоровая семейная обстановка (психологическое и физическое насилие, конфликты и т.д.)
- психологическая модель (ребенок наблюдал совершение краж, и это могло повлиять на его интерес)
- нарушение управления импульсами (ребенок не может контролировать свои желания и поведение)
Клептомания чаще начинает проявляться в подростковом возрасте (12-18 лет), но возможен и ранний дебют — например, уже с 5 лет.
Что делать и чего не делать, если вы узнали о воровстве?
Главное правило — НЕ проявлять остро негативных реакций. Сохраняйте спокойствие. Не обвиняйте, не унижайте, не наказывайте физически, не спешите прилюдно «стыдить и разоблачать» ребенка в качестве жизненного урока.
Все эти методы разрушат доверие между вами, оттолкнут ребенка и потому НЕ помогут разобраться в причинах проблемы. А их эффективность очень сомнительна: наказания и общественный позор могут лишь усугубить ситуацию.
Первое, что стоит сделать: спокойно пообщаться с ребенком в приватной обстановке. Выслушать его без осуждения и оценок, попытаться понять мотивацию, чувства и эмоции.
Второе: обратиться к специалисту. Далеко не всегда получается наладить с ребенком контакт, особенно в подростковом возрасте. Или ребенок закрылся, если родители не сдержались в своей первой реакции на проблему. В любом случае, детский психолог или психотерапевт поможет разговорить ребенка, выявить причины нездорового поведения и найти индивидуальные методы решения проблемы. А еще специалист подскажет способы нейтрализовать ущерб от кражи: как вернуть украденное, как себя вести и что говорить.
Статью подготовила педагог-психолог: Фяткулина И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_rebenok_voruet.docx | 219.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему ребенок ворует: 7 главных причин.
Как правильно реагировать?
Ребенок забирает чужое: у него появляются игрушки, которые вы не покупали, из дома вашей семьи, родственников и друзей пропадают вещи и ценности… Что делать? А главное — как определить причины детского воровства и не допустить такого поведения?
7 причин детского воровства
Для начала стоит определиться, с какого возраста присвоение чужих вещей ребенком можно считать воровством.
Считается, что ребенок до 3 лет не ворует. У него еще не сформированы лобные доли головного мозга, которые отвечают за контроль импульса, и он только начинает формировать понимание о границах, правилах, понятиях «свое» и «чужое». Он исследует мир и вещи.
Но воровство с 4 лет и старше говорит о нарушении поведения. И за ним может стоять сразу несколько причин.
1. Нет понимания права собственности
Чтобы ребенок научился понимать границу между «своим» и «чужим», ему нужно на собственном опыте ощутить и осознать право собственности. А для этого должно появиться что-то гарантированно «свое»: игрушки, книжки, гаджеты, одежда и аксессуары, учебные принадлежности. И здесь важную роль играет отношение родителей к этим вещам.
Например, довольно часто родители забирают личные вещи ребенка без спроса, используют их в качестве рычага давления, заставляют «делиться» с другими детьми или вовсе отдают игрушки:
Я выкинула твою машинку, она сломалась.
Не отдадим твою любимую игрушку, пока не сделаешь так, как мы говорим!
Я отдал вещи твоей младшей сестре\дальней родственнице — тебе они уже все равно не нужны…
Что значит «не хочу»?! Дети должны делиться друг с другом! Перестань реветь и отдай игрушку! Не позорь меня!
Но правило неприкосновенности чужой собственности подразумевает, что у человека есть возможность самостоятельно решать судьбу вещей, говорить «нет» на просьбы занять или отдать вещь. В противном случае эта вещь ему на самом деле не принадлежит, границы размываются. И ребенок учится тому, что он тоже имеет полное право забрать чужое, руководствуясь личной необходимостью, принципом «мне нужнее» или позицией силы — «могу отобрать, значит — могу распоряжаться».
Поэтому, если вы хотите научить ребенка пониманию понятий «свое\чужое», важно с самого начала приучаться уважать его собственные границы:
Кажется, твоя кукла давно сломалась. Что будем с этим делать? (предложить варианты: выкинуть, провести кастинг и назначить другую игрушку «любимой», купить новую).
Можно отдать твои игрушки младшему брату? Можно эта девочка возьмет твою куклу и поиграет? (и не ругать ребенка за отказ, не давить на него и не манипулировать чувством вины).
2. Завуалированная агрессия
Если ребенок растет в дисфункциональной семье, или находится в детском коллективе с нездоровой атмосферой, эпизодами травли, недосмотром воспитателей и учителей, — он не имеет возможности проявлять недовольство здоровыми способами:
- ответить на физическое или психологическое насилие со стороны родителей и родственников
- дать отпор ровесникам-обидчикам
- возмутиться поведением несправедливого школьного руководства
Если ребенок не учится проговаривать и выражать негативные эмоции, еще и регулярно рискует получить за них наказание, эти чувства все равно никуда не исчезают. Они копятся, провоцируют внутреннее напряжение и могут вылиться в жажду тайной мести. Это могут быть мелкие шалости и розыгрыши, порча имущества обидчиков — или кража.
И если вовремя не пресечь такое поведение, оно может закрепиться. Ведь, кроме удовлетворения потребности в мести, ребенок получает яркие эмоции.
Поэтому крайне важно учить ребенка пониманию, выражению и контролю своих чувств:
Что именно ты чувствуешь? Почему?
Как ты считаешь, кто неправ в этой ситуации?
Ты на меня обижен? Почему? Давай я объясню причины своего поведения, а ты поделишься со мной в ответ.
Давай подумаем, что можно сделать, чтобы решить проблему без жертв, но отстоять твои интересы.
3. Жажда эмоциональной близости
Маленькие дети могут испытывать желание взять чужое, чтобы стать ближе к жертве воровства, ощутить с ней непосредственную связь или присвоить себе ее качества:
Мне нравится эта девочка, хочу ее куклу, она будет напоминать о нашей дружбе!
Если украду у этого мальчика машинку, стану таким же крутым и смелым, как он!
В этом случае нужно аккуратно расспросить ребенка о причинах поступка и чувствах, которые за ним стоят — спокойно, без агрессии и обвинений. Можно предложить ребенку альтернативу воровству:
Вы с подружкой можете иметь парные браслеты дружбы.
Можно найти игрушку, которая будет вызывать у тебя чувство смелости и крутизны, как при общении с этим мальчиком. Подумай, что бы это могло быть?
4. Игнорирование осуждение желаний
Эта причина нередко проявляется у подростков, в чьих семьях систематически подавляется или высмеивается само желание чего-то «хотеть»:
Много хочешь, мало получишь!
Ишь чего захотел! Мы тебе что, миллионеры?
Я, знаешь ли, тоже многого хочу, но я же тебе об этом не рассказываю?
Насмешил! А я хочу дом на Мальдивах.
Да зачем тебе это вообще надо?!
У ребенка формируется понимание, что открыто говорить о своих желаниях нельзя — это плохо, стыдно, можно получить насмешки, грубость, наказание. А ведь желания сами по себе крайне важны — они помогают ребенку осознать свои потребности, цели и приоритеты, характер, личностные особенности.
И если ребенок в ответ на выражение желаний получает от родных колкость и грубость, у него остаются два варианта: постоянно подавлять свои потребности или добывать желаемое нездоровыми путями.
Открытое выражение желаний говорит о здоровой атмосфере в семье. Необязательно воплощать все «хотелки»: сам факт их принятия говорит ребенку о том, что близкие его слушают и понимают, относятся к нему всерьез, могут спокойно объяснить, какие из желаний осуществимы или нет, и почему. Умение аргументировать свою позицию, не скатываясь в насмешки, повышает родительский авторитет.
5. Манипуляция вниманием
Ребенок может использовать воровство как вторичный инструмент: важна не сама кража, а привлечение внимания родителей.
«Холодные» родители. Если мама и папа не проявляют к ребенку видимую нежность, тепло, заботу и интерес, он может попробовать привлечь их внимание любой ценой, пусть это будут и негативные эмоции.
Нехватка времени. Рабочий график не всегда позволяет проводить с ребенком достаточно времени, и кража может быть способом сблизиться с родителями хотя бы на период «разбирательств».
«Спасение» семьи. Родители постоянно ссорятся, расходятся, семья стоит на грани развода — но в случае проблем мама и папа заключают временный мир для благополучия ребенка. В такой ситуации некоторые дети неосознанно начинают чаще совершать очевидные проступки, чтобы «скрепить» семью: приносят плохие оценки, дерутся в школе, воруют.
Если вы заметили эту взаимосвязь, важно обсудить с ребенком проблему: узнать, чего ему не хватает, каковы его мотивы и страхи. Но при слишком напряженной атмосфере в браке лучше проконсультироваться перед беседой с психологом и получить рекомендации конкретно под ваш случай.
6. Завоевание авторитета
Многие дети — чаще с 8-9 лет или в подростковом возрасте — совершают кражи ради повышения значимости в глазах сверстников:
- впечатлить друзей или вторую половинку
- продемонстрировать смелость и пренебрежение общественными нормами
- доказать, что ты «свой» в компании
- выслужиться перед старшими или занять место «вожака», закрепить свой статус
Тут многое зависит от того, в какую компанию попал ребенок. Если кражи совершаются «веселья ради», и ребенок хочет лишь ярких ощущений и проявления бравады, можно попробовать честно об этом поговорить и поискать другие варианты для проявления смелости — например, кружки по интересам, «прокачивание» новых навыков, которые впечатлят друзей (музыка, фокусы, физические упражнения и т.д.).
Но если причина такого поведения — деструктивная компания с жесткой иерархией, формирование «банды», тогда разговаривать с ребенком уже сложнее, понадобится помощь психолога.
7. Клептомания
Это расстройство навязчивых состояний: ребенку не так важен сам объект кражи, как процесс и связанные с ним эмоции.
Клептомания встречается у детей весьма редко, и его точные причины ученым пока не ясны до конца, но среди них:
- наследственные или приобретенные нарушения нейромедиаторного баланса (сбои в выработке «гормоном удовольствия» дофамина и серотонина, а также «гормона стресса» норадреналина)
- тревожные и депрессивные состояния (например, на фоне психологических травм у ребенка)
- нездоровая семейная обстановка (психологическое и физическое насилие, конфликты и т.д.)
- психологическая модель (ребенок наблюдал совершение краж, и это могло повлиять на его интерес)
- нарушение управления импульсами (ребенок не может контролировать свои желания и поведение)
Клептомания чаще начинает проявляться в подростковом возрасте (12-18 лет), но возможен и ранний дебют — например, уже с 5 лет.
Что делать и чего не делать, если вы узнали о воровстве?
Главное правило — НЕ проявлять остро негативных реакций. Сохраняйте спокойствие. Не обвиняйте, не унижайте, не наказывайте физически, не спешите прилюдно «стыдить и разоблачать» ребенка в качестве жизненного урока.
Все эти методы разрушат доверие между вами, оттолкнут ребенка и потому НЕ помогут разобраться в причинах проблемы. А их эффективность очень сомнительна: наказания и общественный позор могут лишь усугубить ситуацию.
Первое, что стоит сделать: спокойно пообщаться с ребенком в приватной обстановке. Выслушать его без осуждения и оценок, попытаться понять мотивацию, чувства и эмоции.
Второе: обратиться к специалисту. Далеко не всегда получается наладить с ребенком контакт, особенно в подростковом возрасте. Или ребенок закрылся, если родители не сдержались в своей первой реакции на проблему. В любом случае, детский психолог или психотерапевт поможет разговорить ребенка, выявить причины нездорового поведения и найти индивидуальные методы решения проблемы. А еще специалист подскажет способы нейтрализовать ущерб от кражи: как вернуть украденное, как себя вести и что говорить.
Статью подготовила педагог-психолог: Фяткулина И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Почему ребенку нужна игра».
Консультация для родителей...
Почему ребенок не любит читать и плохо пишет
В статье раскрываются причины дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста....
Почему ребенок прогуливает школу?
Почему ребенок прогуливает школу?...
Почему ребенок молчит?
Овладение первыми словами происходит по- разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Но если и после двух лет ребенок не произнос...
Почему ребенок прогуливает школу?
Памятка для родителей....
Почему ребенок не хочет учиться?
Материалы к родительскому собранию...
почему ребенок начинает приверать?
родителям на заметку...