Проектно-исследовательская работа Тема: Межличностные отношения подростков в классе
проект по психологии (10 класс)

Ожиганова Анастасия Владимировна

Цель исследовательсткой работы: выявление уровня межличностных отношений и социальных статусов учеников 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 г.Юрги»

Проектно-исследовательская работа

Тема: Межличностные отношения подростков в классе

Автор:

Медведева Екатерина

Учащаяся 10 класса

Руководитель:

Ожиганова Анастасия Владимировна,

педагог - психолог

Юрга, 2021

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Информационный обзор. Степень изученности проблемы…………..5

Глава II. Материалы и методы исследования………………………………….14

Глава III. Результаты исследования и их обсуждения………………………...15

Глава IV. Заключение……………………………………………………………16

Информационные и литературные источники………………………………...17

Приложения…………………………………………………………………...…18

Введение

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в педагогике и психологии. Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение.

Эти исследователи, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отличает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения.

Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии.

Таким образом становится актуальным изучение межличностных отношений в группах, чтобы успешно решать профессиональные задачи.

Цель: выявление уровня межличностных отношений и социальных статусов учеников 9 класса МБОУ СОШ № 8.

Задачи:

1. Познакомиться с понятием «Социальный статус» и социометрическим методом исследования.

2. Провести исследования с помощью социометрического метода среди подростков 15-16 лет.

3. Проанализировать результаты.

Предмет исследования: межличностные отношения.

Объект исследования: подростки (15-16 лет)

Гипотеза: автор считает, что в 9 классе средний уровень межличностных отношений.


Глава I. Информационный обзор. Степень изученности проблемы.

Информационный обзор. Особенности подросткового возраста и взаимоотношений.

Межличностные отношения - взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение раскрывают характер межличностных отношений.
Межличностные отношения в классе создают «психологический климат». Однако, социально-психологический климат - результат срабатываемости. Здесь источники удовлетворенности межличностными отношениями - удовлетворенность самим общением. Это характеризует и разную ориентированность подростков на «дело» или на межличностные отношения.
Социально - психологический климат можно определить как удовлетворенность - «неудовлетворенность» членов коллектива межличностными отношениями.
Для каждого возраста и для каждого ребенка - подростка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами в школе, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивые). Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Учение становится не главным видом деятельности, все большую значимость приобретает общественно полезная деятельность, которая в большей степени удовлетворяет потребности в общении.
Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми «трудными» подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности. Аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей. На этой основе нередко возникают между ними межличностные конфликты. Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом также – трудность возраста.
Таким образом, развитие и укрепление личных дружеских отношений в единстве с широкими товарищескими отношениями в коллективе (при условии положительной направленности тех и других) является одной из важных задач классного руководителя, учителя, родителей.[1]

Процессы развития межличностных отношений включают в себя динамику, механизм регулировки межперсонального отношения и условий его развития. Межличностные отношения развиваются в динамике: они начинаются, закрепляются, достигают зрелости, далее постепенно ослабляются. Динамику развития межличностных отношений можно разделить на несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомство осуществляется в зависимости от социокультурной нормы социума. Приятельское отношение формирует готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Этап товарищеских отношений происходит путем сближения взглядов и оказания поддержки друг другу. Дружеское отношение имеет общее предметное содержание – общность целей деятельности, интересов и т.д.
Для сплочения учебной группы педагоги нередко используют набор методов: взаимная поддержка, беседа лидера учебной группы с отдельными индивидами, организация и поощрение совместной работы, игры и досуг и др.

Существует два вида влияния группы на подростка: нормативное и информативное.

Нормативное влияние характеризуется подчинением влиянию учебной группы (принятие групповых норм), с которым связано получение (или боязнь потери) позитивного эффекта – уважение группы, признание.

Информационное влияние основано на подчинении влиянию учебной группы в связи с принятием суждения других индивидов о реальности.
Подростку нужен пример, он сознательно ищет объект для подражания. И крайне опасно, когда подростки избирают в качестве такого объекта сверстника, который злоупотребляет алкоголем или наркотиками и ведет аморальный образ жизни.

Любая учебная группа разделяется на подгруппы по различным признакам, которые не совпадают друг с другом.
1) социальное расслоение;
2) внутришкольная и внутриклассная, внутригрупповая иерархия, которая основана на официальном статусе обучающихся, их успеваемость или принадлежность к активистам;
3) разделение авторитета, статуса, престижа на основе неофициальных ценностей, которые приняты в самой подростковой среде. [2]

Межличностные отношения подростков, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные характеристики.
Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа «Я». По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым. [3]

Каковы психологические функции общества сверстников в юности?
Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем пли иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.
Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.

Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. По выражению французского писателя А. Моруа, школьные товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет решающее значение для юношеского самоуважения.

В психологической и социологической литературе часто утверждается, что «общество сверстников», т. е. специфическая форма взаимодействия и коммуникации детей и особенно подростков и юношей одного итого же возраста, является универсальным институтом, существующим не только во всех человеческих обществах, но и у многих животных. Важнейший коллектив, к которому принадлежит старшеклассник и под влиянием которого формируется его личность — это школьный класс и его ядро — комсомольская организация. Ученический коллектив, замечает Л. И. Новикова, с одной стороны — «функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными непосредственными или опосредствованными влияниями. С другой стороны — он спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков. Прежде всего повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. Отношение к коллективу и собственное положение в нем — один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью расширение общественно-политических горизонтов юношей и девушек и вовлечение их в общественно полезную трудовую деятельность. [4]

Степень изученности проблемы.

Проблема общения в психологии интенсивно разрабатывалась в 20-30-х гг. ХХ в. Первые попытки
осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В. М. Бехтерев в связи с разрабатываемой им социальной рефлексологией. Общение, писал он, служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. В. М. Бехтерев выделял два специфических вида общения: подражание и внушение. «…Подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения»
. Особенно важную роль в воздействии одного человека на другого в процессе общения В. М. Бехтерев (1898) отводил бессознательному внушению идей, чувствований и ощущений, без опоры на логические формы убеждения и доказательства. Он выделяет условия, при которых такое внушение оказывается эффективным: единство настроения, переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи.
Бехтерев выделяет «непосредственное» и «посредственное» общение. Последнее связано с наличием какого-либо посредника в процессе общения — людей или письма, телеграммы, телефона, осязательных посредников: азбука слепых, прикосновения, поцелуи, ласки, побои, половое общение, температурные и электрические раздражители, обонятельные стимулы и др. В качестве средств общения он выделяет также вещи, памятники истории и пр. Такое расширенное понимание общения и его средств было вызвано тем, что В. М. Бехтерев понимал объединение людей, как связь различных эпох. Так, он писал: "Посредники могут объединять людей, не только находящихся на огромном расстоянии друг от друга, но и живущих в разные эпохи. Папирусы, памятники древности, археологические находки разве не объединяют нас с людьми, жившими в древние века и даже в доисторическое время? Точно так же памятники искусства… могут быть посредниками взаимодействия и общения между людьми, принадлежащими разным народам и разным эпохам".

В. М. Бехтерев указывал, что способы общения членов группы зависят от конкретных характеристик коллектива: его размера, содержания совместной деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие.
В лаборатории В. М. Бехтерева был проведен ряд экспериментов по изучению различных сторон проблемы общения.
Таким образом, В. М. Бехтерев явился зачинателем разработки проблемы общения в отечественной социальной психологии.
Следует также упомянуть В. Н. Мясищева, который еще в начале ХХ в. под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского участвовал в организации и проведении первых экспериментальных работ по изучению общения в условиях коллективной деятельности. Затем интерес к проблеме общения снизился как у В. Н. Мясищева, так и у других психологов. Новый подъем наметился в 60-х гг. В это время В. Н. Мясищев несколько раз обращался к проблеме общения. Он рассматривал формирование личности и ее отношений под влиянием опыта общения с ближайшим и значимым социальным окружением. В отличие от других авторов, рассматривавших общение лишь как речевую коммуникацию, В. Н. Мясищев рассматривал общение целостно, «как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга»
. В связи с этим он говорил о единстве взаимодействия между людьми и взаимоотношений между ними, обусловленных накапливаемыми в ходе взаимодействия впечатлениями и переживаниями. Эти вопросы и стали главными в рассмотрении В. Н. Мясищевым проблемы общения. Во многих своих работах он описывал особенности отражения других людей, отношения к ним и обращения с ними, раскрывал зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям, вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт общения у него имеется. Большое внимание уделил В. Н. Мясищев процессу общения в психотерапии, в частности при лечении неврозов.

Проблеме общения значительное внимание уделял Б. Г. Ананьев. Он рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он писал, что общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании всей психической организации человека. При этом он указывал на то, что общение как деятельность общественного индивида не всегда принимается во внимание. Б. Г. Ананьев одним из первых указал на многоуровневую, иерархическую и многомерную организацию общения как явления, настаивая на выделении в общении макро-, мезо — и микроуровней. Это общество, в котором общающиеся люди живут; различные типы коллективов, членами которых они выступают; то ближайшее окружение, с которым чаще всего вступают в контакт.
Особо следует отметить направление, которое сформулировал Б. Г. Ананьев в проблеме общения: познание участниками общения друг друга. Это направление было разработано А. А. Бодалевым (1988) и его учениками, как и другие вопросы проблемы общения (А. А. Бодалев, 1979, 1983, 1994, 1996).
Б. Г. Ананьев рассматривает с количественной и качественной стороны вопрос об оптимуме общения, необходимого для нормального развития человека как личности, а также последствия дефицита в общении для этого развития. Нельзя обойти молчанием и работу Б. Г. Ананьева о педагогической оценке как одного из коммуникативных способов воздействия на учащихся.
В 1967 г. в своей книге «Социальная психология как наука» Б. Д. Парыгин выделил проблему общения в качестве предмета изучения социальной психологии. С этого времени и по сей день общение становится предметом интенсивного научного изучения. [5]

Проблема межличностных отношений интересовала не только отечественных психологов, но и зарубежных учёных. Так в 20-е гг. XX в. Э. Мейо была создана теория «человеческих отношений». В ходе экспериментальной работы Э. Мейо было выявлено, что социальные и психологические факторы оказывают на производительность труда более сильное влияние, чем физические. Межличностные отношения, создаваемые работниками производства, приносили больше эффективности производства, нежели внешние факторы, такие как изменение освещения, заработной платы, режима работы. Данное явление обусловлено тем, что в неформальных взаимоотношениях работники чувствуют свою принадлежность к группе, опору и защиту, получают помощь и реализуют потребность в общении и информации. [6]

Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная Якобом Морено (1889-1974). Согласно теории Я. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. «Социометрия» позволяет изучить характер взаимоотношений участников коллектива. Она выявляет симпатии и антипатии, неформальных лидеров, изгоев, мини группы внутри большой группы. Социометрический статус - это положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. [7]

Глава II. Материалы и методы исследования.

Исследование проходило в МБОУ СОШ № 8 г.Юрги среди учащихся 9 «Г» класса (26респондентов). Автор социометрической методики является Джон Морено. Методика, которая была использована в данной работе адаптирована. Автор неизвестен. Исследование не анонимное.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений и выявления межличностного статус отдельного респондента в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Данная социометрическая методика хороша тем, что она помогает определить статус респондента по отношению к нему классного коллектива даже если он отсутствует в момент обследования.

Гава III. Результаты исследования

В результате проведенного социометрического обследования, можно сделать следующие выводы: классный коллектив в основном сформирован, межличностные отношения установлены. По результатам диагностики выявлены следующие межличностные статусы учащихся: благоприятное положение* - 23человека (88%)довольны своим окружением, и чувствуют себя комфортно; негативисты**- 1 учащийся (4%); отвергаемые*** - 2 человека (8%) (Приложение 1).

По работе с негативистами и отвергаемыми классному руководителю даны соответстсвующие рекомендации по способам благополучной социализации данных учащихся в данном коллективе.

ДИАГРАММА

*Учащиеся, которые чувствуют себя в классном коллективе комфортно, имеют достаточное количество друзей и взаимных выборов.

** Учащиеся, к которым классный коллектив проявляет симпатию, однако они к классу относятся негативно.

*** Учащиеся, которые к классу относятся доброжелательно, но класс к ним проявляет негативное отношение (Приложение 2).

Глава IV. Заключение

В процессе исследования был определён средний уровень межличностных отношений в 9 классе «Г» МБОУ СОШ № 8 г.Юрги, что показывает количество благополучных, негативистов, отвергаемых. То-есть, существуют 3 группы: наиболее обширная из них – благополучные (23 человека), далее негативисты (1 человек), и последняя группа отвергаемые (2 человека). Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что гипотеза автора подтвердилась, так как в результате диагностического исследования было выявлено, что в 9 «Г» классе МБОУ «СОШ №8 г.Юрги» средний уровень межличностных отношений (88%).

Список используемой литературы

1.

2.

3.

4.

5.#1082;ниги/Е_П_Ильин_Психология_общения_и_межличностных_отношений/2
6.
7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения социометрического исследования для определения уровня межличностных отношений подростков

Технология проведения социометрического исследования для определения  уровня межличностных отношений учащихся на примере 7-го класса....

Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

В процессе общения у подростков воз­никают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.Целью данной работы является разработка реко...

"Межличностные отношения подростков"

Работа над самообразованием. Выступление на педагогическом совете...

-ТЕМА: межличностные отношения в коллективе подростков

quot;Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взросло...