Психологическая защита от провокаций
консультация по психологии
Предоставленный методический материал с презентацией может быть полезен для использования в работе с педагогами и родителями с целью повышения коммуникативной компетентности. Содержит кратние и доступные в применении советы и рекомендации по навыкам установления психологической защиты в процессе общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текстовый материал | 23.72 КБ |
Презентация для сопровождения | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая защита от провокаций
Суть – не выиграть, а защититься. Не сопротивляться агрессии, а гасить ее, сохраняя выдержку и доброжелательность!
Встречаются ситуации, которые требуют от педагогов особых ресурсов, психологических умений и навыков, чтобы, не поддаваясь стрессу, провокациям, манипуляциям, принимать взвешенные и грамотные решения.
Поэтому чтобы быть к ней максимально готовыми, будет полезно вспомнить и актуализировать некоторые знания психологической защиты (символ Зонт):
- Умение распознавать манипуляцию и провокацию
- Умение противостоять и действовать грамотно
- Вспомнить основные приемы повышения стрессоустойчивости
1 блок. Психологическая позиция в процессе общения
Важно понимать, что определяя психологическую позицию в общении можно прогнозировать и влиять на результат беседы.
Каждый человек в тот или иной момент своей жизни выполняет определенную роль или испытывает психологическое состояние:
Я-Родитель. Это позиция активного влияния, воздействия, назидания, критики и контроля. Позиция «сверху».
Я-Взрослый. Это позиция ответственности, конструктивности, решительной уверенности. Позиция «на равных».
Я-Ребенок. Это позиция незащищенности, уязвимости, зависимости. Позиция «снизу».
И это совсем не связано с возрастом, статусом, семейным положением. Это про наши с вами ощущения и модель поведения, которые мы можем менять сознательно либо нет…Одна и та же информация, произнесенная с разных позиций будет звучать по разному и вызовет разную реакцию. Вступая в коммуникацию с другими людьми очень многое зависит, в какой Роли мы будем находиться.
Кейс №1 «Я обращаюсь к Вам»:
Я сейчас в качестве иллюстрации обращусь к вам о цели нашей встречи с разных позиций. Понаблюдайте за собой, какие эмоции у вас возникнут?
Род: «Информация, которую я вам сегодня предоставлю, будет очень важна для вас. Я, как психолог, абсолютно уверена, что вы многое не знаете или забыли. Слушайте внимательно и т.д.»
Реб: «Мне поручили довести до вас информацию. Не знаю, возможно, она вам будет не интересна. Но я постараюсь сильно вас не задерживать. Послушайте, пожалуйста…»
Взр: «Мы с вами на пороге ответственного мероприятия. Чтобы быть к нему максимально готовыми, будет полезно вспомнить и актуализировать некоторые знания и умения»
Что вы почувствовали в ответ на мои высказывания?
Все эти состояния чрезвычайно важны для выживания. Учитывая, что здесь собрались в основном Педагоги, то, скорее всего, роль Взрослого Вам особо знакома и близка. И в этом ваша сила!
Кейс № 2 «Обращаются ко мне»:
«Может стоит подумать, почему Вы в последнее время ты так часто опаздываешь?» (Обращение с позиции Взр)
Варианты ответа могут быть с разных позиций:
Взр: «Да, я согласен. Нужно на это обратить внимание»
Реб: «Вечно вы ко мне придираетесь. Все так делают. Почему я всегда виноват?»
Род: «Не вам судить о моей дисциплине. Посмотрите на себя»
Это пример бытовой ситуации, но разные варианты ответов(позиций) могут вести к различным развитиям событий. Если мы говорим о ситуации повышенной ответственности (Выборы), то важно контролировать свою Роль.
Важно вести любые деловые отношения и переговоры только с позиции Взрослого (конструктивная и решительная уверенность). Это самая выгодная и грамотная позиция.
2 блок. Провокация. Как распознать провокатора?
Провокация -это попытка вывести вас с позиции Взрослого на позицию Ребенка либо Родителя. Цель провокатора вызвать у нас НЕУВЕРЕННОСТЬ, а потом чувство ВИНЫ или СТРАХА.
Чтобы вызвать СТРАХ используют запугивание: доминирование, агрессию, унижение, демонстрацию власти, статуса, демонстрация своей осведомленности.
Чтобы вызвать ВИНУ используют: взывание к совести, выполняют роль эксперта, своих супер способностей («Вы думаете, мы ничего не видим, ни о чем не догадываемся», «Как так можно, как вам не стыдно, за это вам…кара» и т.д.)
Виды провокаторов:
- Провокаторы-любители - эти люди, которые поддаются влиянию своих же эмоций, т.к. не умеют их контролировать, но очень хотят поделиться своей агрессией (нападки, слезы, истерики и т.п.) При столкновении с таким человеком самым верным способом будет отстранение от ситуации. Это как маятник: он раскачивается, чтобы вас задеть. Но, если вы этот маятник провалите, т.е. не будете никак на него реагировать, то его колебания начнут угасать и через некоторое время он остановится.
- Провокаторы-властолюбцы. Их целью является получение ощущения своей власти, значимости, контроля над ситуациями и людьми. Если человек, с которым они общаются, начинает бурно реагировать на их поведение, то для них он будет «лучшим» собеседником. Взаимодействуя с такими людьми, очень важно сохранять нейтральную позицию: придерживаться ровного тона беседы, воздерживаться от необдуманных реакций и т.п.
- Провокаторы-стратеги – это люди, которые посредством манипуляций другими добиваются своих целей. Если вы столкнулись с таким человеком, то нужно постараться определить, что именно является его целью. Такому человеку можно подыграть в его игре, естественно, не вставая на его сторону. Но лучше всего держаться от этого человека на расстоянии и внимательно следить за происходящим.
Блок 3. Защита от провокации. «Надевая шкуру льва, надо чувствовать себя львом» (народная мудрость)
Цель – не выигрывать, а защититься от провокации.
Учитывая то, что основной задачей провокатора является нарушение эмоционального баланса другого человека, самым верным способом будет сохранение спокойствия и осознанности.
Для того чтобы не дать себе «закипеть» можно сделать несколько простых действий:
- Вспомнить о том, что твоя реакция – это только твой выбор
- Возьмите паузу, если боитесь потерять контроль.
- Сосчитать про себя до десяти
- Сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов
- Уроните ручку или блокнот, пойдите за водой или в уборную.
- Вообще, меньше говорить. Не вступать в диалог. Больше слушать
- НЕ переходить на личности
- Игнорируйте все, о чем говорит манипулятор (Представить Зеркало, купол).
Любой из этих способов способен «затормозить» психику человека и успокоить его мысли.
НО, все мы люди, и порой даже не особо чувствительный человек рефлексирует на провокации, не говоря уже о людях более чувствительных. Если конфликт все-таки возник или вы почувствовали, что сохранять хладнокровие все сложнее, есть несколько совсем несложных, но очень действенных способов как сделать так, чтобы никакая провокация не достигла своей цели, и человек не только оставался спокоен и непоколебим, но и сам выходил из любой щепетильной ситуации победителем.
Приемы:
- Помним: Общение только с Ролевой позиции Взрослый
Не переходите на крик. Говорите тише, спокойнее и медленнее вашего собеседника.
- Прием «Соглашаемся». Если игнорировать слова не получается, и оппонент ждет от вас реакции, сбейте его с толку, согласившись в его высказыванием. Не возмущайтесь и не пытайтесь убедить в обратном, а просто спокойно и равнодушно согласитесь: «Да, возможно, вы правы…»
- Прием «Коллапс». От вас ждут реакцию ВИНЫ или СТРАХА, а вы реагируете неожиданно, по другому. Дайте другую реакцию. Например, ГОРДОСТЬЮ «Да, мне доверено очень ответственное дело и я с гордостью и честью…»
- Прием «Называем вещи своими именами»: «Да, я понимаю. Это Ваше мнение. Я вас услышала» или можете просто задать прямой вопрос о поведении манипулятора: «Зачем вы себя так ведете, чего вы добиваетесь?» Скорее всего, зачинщик конфликта попытается отшутиться, но его пыл будет уже сбит.
- Прием «Что конкретно вы имеете ввиду?» Вместо того, чтобы реагировать на выпад, мы берем руководящую позицию и задаем вопросы
Блок 4. Управление стрессом и навыки отреагирования негативных эмоций(гнев, раздражение, страх)
- Составьте список приемов отработки негативных эмоций. «Как я избавляюсь от негатива?»
- Составьте копилку ресурсных состояний. «Как я могу восстановить свои силы?»
- Тайм-менеджмент. Уметь дифференцировать трудности по степени важности. Распределите дела на ВАЖНЫЕ и НЕВАЖНЫЕ, СРОЧНЫЕ и НЕСРОЧНЫЕ. (Матрица Эйзенхауера) «Подумаю об этом завтра»
- Мудрая мысль: «Дай мне силы изменить то, что можно изменить, дай мне терпение принять то, что изменить нельзя, и дай мне мудрости отличить одно от другого»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 блок. Психологическая позиция в процессе общения ! ! Определяя психологическую позицию в общении можно прогнозировать результат…
2 блок. Провокация. Как распознать провокатора? ! Цель провокатора – вызвать у нас НЕУВЕРЕННОСТЬ, а потом чувство ВИНЫ или СТРАХА Виды провокаторов: Провокаторы - Любители Провокаторы - Властолюбцы Провокаторы - Стратеги
3 блок. Защита от Провокации ! « Надевая шкуру льва, надо чувствовать себя львом» (народная мудрость) Приемы: Прием «Соглашаемся» Прием «Коллапс» Прием «Называем вещи своими именами» Прием «Что конкретно Вы имеете ввиду?»
4 блок. Навыки управления стрессом Список приемов отработки негативных эмоций Копилка ресурсных состояний Приемы тайм-менеджмента Собственный опыт!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для преподавателей: Способы психологической защиты
Основы психологической защиты...
Психологические защиты
Защиты - это способы, которыми личность защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Защита избегает реальности, исключает реальность, переопределяет реальности или обращает реальность. Защита ув...
Психологическая защита личности
Презентация и краткое содержание к лекции по психологии для педагогов....
Психологическая защита
Анализ моей психологической защиты...
Семинар для социальных педагогов «Психологическая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Когда уже некуда идти».
Педагогический коллектив школы выполняет сложную задачу – совместными усилиями попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска», детей из социал...
Психологическая защита от провокаций
Предоставленный методический материал с презентацией может быть полезен для использования в работе с педагогами и родителями с целью повышения коммуникативной компетентности. Содержит кратние и доступ...
Психологическая защита от провокаций
Суть – не выиграть, а защититься. Не сопротивляться агрессии, а гасить ее, сохраняя выдержку и доброжелательность!Встречаются ситуации, которые требуют от педагогов особых ресурсов, психол...