Презентация на тему: "Психологическая безопасность образовательного пространства".
презентация к уроку по психологии

Мисюк Елена Викторовна

В презентации даются понятия: безопасность, психологическая безопасность в образовательном пространстве. Рассматриваются модели психологически бесзопасной образовательной среды школы, принципы обеспечения психологической безопасности в среде учебного заведения. Даются рекомендации по организации безопасной образовательной среды для всех участников образовательного процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Слайд 2

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Психологическая безопасность в образовательном пространстве – это состояние, характеризующее образовательное пространство учебного заведения, фиксируемое через отношения ее участников.

Слайд 3

Психологически безопасная образовательная среда – результат комплексного, системного, длительного специально-организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании ): ● гуманистической образовательной системы; ● единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школьной среде; ● включенности личности учащегося в образовательный процесс; ● наличия значимых для обучающегося сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, наличием отношений , основанных на требовательности и уважении друг к другу.

Слайд 4

Модель психологически безопасной образовательной среды школы включает: 1 . Защищенность от психологического насилия. 2 . Референтную значимость окружения. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие, это: ● эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; ● уважительное отношение к себе; ● сохранение личностного достоинства;

Слайд 5

● возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; ● внимание к просьбам и предложениям; ● помощь в выборе собственного решения . 3 . Удовлетворенность в личностно-доверительном общении .

Слайд 6

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды

Слайд 7

Психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности.

Слайд 8

. Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде учебного заведения: ● принцип опоры на развивающее образование и воспитание; ● принцип психологической защиты личности; ● принцип помощи в формировании социально-психологической успешности.

Слайд 9

Угрозы психологической безопасности образовательной среды : 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия. Психологическое насилие – это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Слайд 10

2 . Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения. Следствие: учащийся отрицает ценности и нормы школы. 3 . Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды. Следствие : - эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; - неуважительное отношение к себе; - потеря личного достоинства; - нежелание обращаться за помощью; - игнорирование личных проблем и затруднений со стороны взрослых ; - невнимательность к просьбам и предложениям.

Слайд 11

4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении. Следствие – неэффективность психологического сопровождения учащегося в школе; угроза психологическому здоровью. 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие – профессиональная деформация; угроза психологическому здоровью личности как учащихся, так и педагогов школы.

Слайд 12

Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются: ● эмоциональный дискомфорт; ● нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; ● неуважительное отношение к себе; ● потеря личного достоинства; ● нежелание обращаться за помощью, ●игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его студентов и взрослых; ● невнимательность к просьбам и предложениям.

Слайд 13

Формы психологического насилия : 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей учащихся школы); 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания); 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

Слайд 14

Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение делать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение и недоброжелательное отношение со стороны сверстников др.

Слайд 15

На современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования – умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими. Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.

Слайд 16

Условия организации безопасной образовательной среды в школе должны включать в себя следующее: 1. Активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе. 2. Прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков участников образовательного процесса. 3. Эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях повышенной нагрузки, наличии стрессовой ситуации. 4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, родителей, самих детей. 5. Осуществление управления психологической безопасностью через опору на принципы организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принцип помощи в социально-психологической умелости.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)...

Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова

Опыт применения здоровьесберегающих технологий и организации безопасного образовательного пространства в МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова ...

Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...

Тема: "Психологическая безопасность образовательного пространства".

В теме занятия для педагогов даются понятия: безопасность, психологическая безопасность в образовательном пространстве. Рассматриваются модели психологически безопасной образовательной среды школы, пр...