Тема: "Психологическая безопасность образовательного пространства".
план-конспект по психологии
В теме занятия для педагогов даются понятия: безопасность, психологическая безопасность в образовательном пространстве. Рассматриваются модели психологически безопасной образовательной среды школы, принципы обеспечения психологической безопасности в среде учебного заведения. Даются рекомендации по организации безопасной образовательной среды для всех участников образовательного процесса. Занятие сопровождается презентацией к данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая безопасность образовательного пространства. | 62.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Психологическая безопасность образовательного пространства».
1 слайд
В условиях модернизации Российского образования базовым условием и результатом достижения качества образования становится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. Традиционно эта проблема рассматривалась с позиции опасностей и рисков для физического, психического и психологического здоровья обучающихся и педагогического коллектива. Проблема безопасности образовательной среды имеет как медико-психологический, так и социокультурный аспект, и выходит за рамки потребностей личности в личной безопасности.
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования и является подсистемой социокультурной среды, что находит отражение как в Законе «Об образовании», так и в научных публикациях и исследованиях (В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай).
2 слайд
Рассмотрим понятие о безопасности
Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
При этом жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного бытия личности, общества и государства.
Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества.
Психологическая безопасность в образовательном пространстве – это состояние, характеризующее образовательное пространство учебного заведения, фиксируемое через отношения ее участников.
3 слайд
Психологически безопасная образовательная среда – результат комплексного, системного, длительного специально-организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
● гуманистической образовательной системы;
● единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школьной среде;
● включенности личности учащегося в образовательный процесс;
● наличия значимых для обучающегося сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
4 слайд
Модель психологически безопасной образовательной среды школы включает:
1. Защищенность от психологического насилия.
2. Референтную значимость окружения.
Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие, это:
● эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения;
● уважительное отношение к себе;
● сохранение личностного достоинства;
5 слайд
● возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений;
● внимание к просьбам и предложениям;
● помощь в выборе собственного решения.
3. Удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
6 слайд
Рисунок 1 – Структурная модель психологически безопасной образовательной среды.
7 слайд
Психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности.
8 слайд
Рассмотрим, что включают в себя принципы и угрозы психологической безопасности в образовательной среде учебного заведения.
Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде учебного заведения:
● принцип опоры на развивающее образование и воспитание;
● принцип психологической защиты личности;
● принцип помощи в формировании социально-психологической успешности.
9 слайд
Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Психологическое насилие – это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
10 слайд
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения.
Следствие: учащийся отрицает ценности и нормы школы.
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды.
Следствие: эмоциональный дискомфорт;
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью;
игнорирование личных проблем и затруднений со стороны взрослых;
невнимательность к просьбам и предложениям.
11 слайд
4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.
Следствие – неэффективность психологического сопровождения учащегося в школе; угроза психическому здоровью.
5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как учащихся, так и педагогов школы.
12 слайд
Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются:
● эмоциональный дискомфорт;
● нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
● неуважительное отношение к себе;
● потеря личного достоинства;
● нежелание обращаться за помощью,
●игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его студентов и взрослых;
● невнимательность к просьбам и предложениям.
13 слайд
Формы психологического насилия:
1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей студентов колледжа);
2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
14 слайд
Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение делать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение и недоброжелательное отношение со стороны сверстников др.
15 слайд
На современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования – умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими. Т
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.
16 слайд
Условия организации безопасной образовательной среды в школе должны включать в себя следующее:
1. Активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе.
2. Прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков участников образовательного процесса.
3. Эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях повышенной нагрузки, наличии стрессовой ситуации.
4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, родителей, самих детей.
5. Осуществление управления психологической безопасностью через опору на принципы организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принцип помощи в социально-психологической умелости.
Основой конструирования психологической безопасности выступает внутриличностное общение, свободное от психологического насилия во взаимодействии. Результирующим ее итогом является психологически здоровая личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)
Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)...
Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова
Опыт применения здоровьесберегающих технологий и организации безопасного образовательного пространства в МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова ...
Безопасность образовательного пространства: толерантность.
Выступление на педсовете...
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Работа по профилактике ДДТТ в районе...
Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...
Презентация на тему: "Психологическая безопасность образовательного пространства".
В презентации даются понятия: безопасность, психологическая безопасность в образовательном пространстве. Рассматриваются модели психологически бесзопасной образовательной среды школы, принципы обеспеч...
Участие в региональном семинаре «Формирование безопасного образовательного пространства образовательной организации»
участие в региональном семенаре...