"Конфликты: виды и способы разрешения"
презентация к уроку по психологии

Четверикова Виктория Владимировна

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ

 

Каждому человеку, в том числе подросткам, необходимо знание основ конфликтологии. Конфликт (от лат. - столкновение) – это процесс столкновения и противоборства индивидов или групп людей, характеризующийся взаимным нанесением ущерба с целью защиты реальных или вымышленных интересов сторон конфликта. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними [2, c.16].

 

Таблица 1. Основные виды конфликтов

 

(+) Конструктивные

(-) Деструктивные

вскрытие и разрешение проблемы; выявление истинных и построение новых отношений; самоутверждение; выявление союзников, сплочение; творческие находки; эмоциональная разрядка; лучшее знание себя; повышение по службе и др.

скандал; разрушение отношений; потеря веры в себя; предательство; потеря друзей; развал команды; обострение положения, тупик; стресс; чувство вины; обида; увольнение с работы и др.

 

Источник: составлено авт.

 

Конфликт — сложное явление и имеет свою структуру. Под структурой конфликта мы понимаем совокупность его элементов, их устройство и порядок расположения. Но поскольку конфликт — это еще и процесс, то структура конфликта в силу его особенностей постоянно меняется. Конфликт как процесс задает продолжительность, а значит, его начало и завершение. Завершение конфликта возможно в виде разрешения, и тогда конфликт прекращается («умирает»). Или он затухает, чтобы через какое-то время, когда стороны накопят ресурсы разгореться с новой силой.

Особенностью структуры конфликта является то, что он имеет двойственную основу. С одной стороны, структуру представляют люди, организовавшие конфликт или вовлеченные в него. С другой стороны, важно то, из-за чего люди вступают в конфликт (каковы предмет конфликта, конфликтные интересы) и то, как они поддерживают противоборство (каковы конфликтные позиции, взыскания, требования, ультиматумы).

Участники, их ресурсы, предмет конфликта, интересы, конфликтологические позиции формируют внутреннюю среду конфликта. Большое значение на конфликт может оказывать и  внешняя среда, которая либо «входит» в конфликт, расширяя ресурсы его участников, либо остается для них потенциальным ресурсом. Причем ресурс внешней среды всегда больше ресурса внутренней среды конфликта. И внутренняя и внешняя среда динамичны и находятся в постоянном взаимодействии и связи, оказывая влияние друг на друга. Границы между ними существуют, но они условны в силу их изменчивости. К тому же одни и те же участники могут входить и в другие конфликты. В этом случае можно говорить о конфликтологическом континууме [4].

Каковы же причины конфликтов? Борьба в конфликте отражает стремление сторон разрешить противоречие в свою пользу. Но в большинстве случаев суть противоречия в конфликте не лежит на поверхности, а стороны отражают лишь его обыденное восприятие. Если противоречие не определено или его трудно определить, то говорят о зоне разногласий. Зона разногласий – факты или вопросы, вызвавшие разногласия. Предмет и зона разногласий на практике выявляются в виде причин конфликта.

 Информационные причины конфликта возникают из-за отсутствия, искажения, несвоевременности поступления информации, нежелательного обнародования, сокрытия и т.п. действий с ней. Сюда же относится проблема разницы понимания. Это та информация, которая приемлема для одной стороны (сторон) и не приемлема для другой стороны (сторон).

Структурные причины конфликта возникают из-за событий, обстоятельств, явлений, фактов, которые трудно или невозможно изменить.

Ценностные причины конфликта – принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых  мы сознательно придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или которые намеренно нарушаем. Это принципы, следования которым ожидают от нас другие, а мы от других.

Причины, связанные с изменением отношений, возникают из-за неудовлетворенности как минимум одной из сторон складывающимися отношениями.

Поведенческие причины конфликта состоят в том, что как минимум одной из сторон нарушаются нормы поведения.

Конфликт развивается циклически. Для того чтобы конфликт состоялся, необходима «вспышка», разрядка накопившихся противоречий, то есть инцидент. Он кладет начало войне сторон по нанесению ущерба противнику. Именно в инциденте происходит формирование врага.

«Родившись», конфликт начинает развиваться. Благодаря участникам он обретает структуру, индивидуальность, «физиологию» (динамичность, межличностную или групповую психодинамику). В случае продолжения развития он переходит в свою абсолютную иррациональную стадию – эскалацию. Особенностью эскалации является потеря предмета конфликта и переход к односторонним действиям. У участников конфликта происходит подмена целей: от результата к нанесению ущерба. Стадия эскалации может завершиться уничтожением одной из сторон или взаимным истощением ресурсов.

Конфликт перетекает в последнюю стадию цикла: он либо завершается, либо затухает, чтобы при возобновлении ресурсов разгореться вновь. Новый цикл, как правило, развивается по спирали. Количество циклов и степень агрессивности может быть разная.

Эффективное правление конфликтом помогает избежать конфликтов там, где это возможно, правильно относиться к конфликту, эффективно разрешать конфликты. Для этого в  практике важно уметь различать и использовать в различных конфликтологических технологиях элементы структуры конфликта (участников конфликта, предмет конфликта и зону разногласий, интересы и потребности, конфликтные позиции, внутреннюю среду и др.) [3, c.18].

Школьные конфликты, к сожалению, частое явление. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на следующие виды: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-администратор, родитель-родитель, родитель-учитель, родитель-администратор. Все они являются субъектами социального взаимодействия.

 

Таблица 2.Основные модели поведения личности в конфликте

 

Конструктивная

Стремится уладить конфликт;

Нацелена на поиск приемлемого решения;

Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику;

Открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная

Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта;

Постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность;

Проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская

Пассивна, склонна к уступкам;

Непоследовательна в оценках, суждениях, поведении;

Легко соглашается с точкой зрения соперника;

Уходит от острых вопросов.

 

Источник: составлено авт.

Стратегии поведения в конфликте многообразны. Это может быть:

-избегание или уход от конфликта

-соперничество или силовой метод

-приспособление или метод односторонних уступок

-компромисс или взаимные уступки

-сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения.

За все время существования человечества известно только три способа разрешения конфликтов. Два из них – силовые. Это использование насилия либо с помощью захвата или войны, либо посредством юридического права, с помощью сформулированных обществом норм. Третий способ разрешения конфликтов предполагает переговоры и создает возможность разрешения конфликта его сторонами самостоятельно либо с привлечением третьей стороны - медиатора [1].

Все эти важные теоретические характеристики конфликта  рассматриваются при реализации  программы «Эффективное поведение в конфликте» для учащихся 10-х классов. Проведение программы в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образовательных организаций, получивших социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. На первый план в работе над этой важной задачей выступают именно личностные, психологические факторы, формируемые программой. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих, уважение их прав, отстаивание своих прав конструктивным способом – все это относится к необходимым личностным  компонентам гражданина демократического общества.

Целью программы является формирование установки для продуктивного (конструктивного) отношения к конфликтам, обеспечивающих неагрессивное, неразрушительное поведение при разрешении трудных жизненных ситуаций, прежде всего ситуаций выбора.

Задачи программы:

  1. формирование представлений о видах конфликтов и их функциях;
  2. овладение приемами описания и анализа конфликтных ситуаций;
  3. оснащение участников основными ресурсами для выбора наиболее адекватных и продуктивных способов понимания и разрешения конфликтных ситуаций
  4. развитие навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций (внутриличностных, межличностных).

Программа ориентирована на развитие практических навыков анализа конфликтов в школе и проведения переговоров с целью сотрудничества и продуктивного разрешения конфликтов. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора, в том числе и на разрешение внутриличностных противоречий.

Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний о конфликтах и способах их разрешения и предоставляют общий для группы материал для анализа конкретных случаев.

Предполагается, что в результате изучения конфликтных ситуаций  учащиеся будут знать, как «увидеть» за конфликтной формой «снятое» в ней противоречие. Получат представления об основных типах и причинах конфликтов. Приобретут навыки анализа конфликтной ситуации с целью определения ресурсов конфликтующих сторон, их интересов и целей, а также перспектив продуктивного исхода конфликтов.

По завершению программы ребята чаще стали использовать эффективных стратегии поведения в конфликте (сотрудничество, компромисс, избегание), что способствует созданию безопасной среды в образовательном учреждении. Снижение показателей по шкале «соперничество» говорит о понимании учащимися неэффективности использования данной стратегии в условиях школы.

 

Литература:

  1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра взаимоотношений: практическое руководство /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
  2. Гришина Н. В.  Психология конфликта. /2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  3.  Шевчук Д.А.  Конфликты: как ими управлять (конфликтология) - ГроссМедиа; Москва; 2009. – 301 с.
  4. http://pms-centr.spb.ru/materialy-spetsialistov/518-effektivnye-sposoby-resheniya-konflikta-lektsiya-dlya-pedagogov

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt.vidy_.pptx941.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНФЛИКТЫ: виды и способы разрешения

Слайд 2

Конфликт – это столкновение двух или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов в настоящее время или в будущем. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Слайд 3

Понимание сути конфликта помогает: избежать конфликты там, где это возможно; правильно относиться к конфликту; управлять конфликтом эффективно разрешать конфликты

Слайд 4

ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА Положительные: вскрытие и разрешение проблемы; построение новых отношений; самоутверждение; выявление истинных отношений; выявление союзников, сплочение; творческие находки; эмоциональная разрядка; лучшее знание себя… Отрицательные: столкновение, скандал; разрушение отношений; потеря веры в себя; предательство, потеря друзей; развал команды: обострение положения, тупик; стресс, болезни; чувство вины, обида…

Слайд 5

Виды конфликтов Внутриличностные Межличностные Внутригрупповые ( социальные )

Слайд 6

Причины конфликта Информационные Структурные Ценностные Отношения Поведение

Слайд 7

Причины конфликта ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ : конфликты возникают из-за отсутствия, искажения, несвоевременности поступления, нежелательного обнародования сокрытия и т.п. действий с информацией. Сюда же относится проблема разницы понимания. Это та информация, которая приемлема для одной стороны (сторон) и не приемлема для другой стороны (сторон ). СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ : конфликты возникают из-за событий, обстоятельств, явлений, фактов, которые трудно или невозможно изменить.

Слайд 8

Причины конфликта ЦЕННОСТНЫЕ ФАКТОРЫ: принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых мы сознательно придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или которые сознательно и даже намеренно нарушаем, принципы, следования которым ожидают от нас другие и мы от других. ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЙ : конфликты возникают из-за неудовлетворенности как минимум одной из сторон складывающимися отношениями. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: конфликты возникают из-за конкретного сиюминутного поведения как минимум одной из сторон.

Слайд 9

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА (стиль общения) Конфликтогенами называются слова, интонации, жесты, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова — « рождающий конфликты », ибо окончание « ген » в сложном слове означает «рождающий». Конфликтогены появляются из-за стремления к превосходству; проявления агрессивности; проявления эгоизма; нарушение правил; неблагоприятного стечения обстоятельств. Поскольку конфликтогены мешают общению, нужно контролировать свой стиль общения и исключить из него конфликтогены .

Слайд 10

О сновные модели поведения личности в конфликте Конструктивная Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; Открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна . Деструктивная Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; Постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; Проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения. Конформистская Пассивна, склонна к уступкам; Непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; Легко соглашается с точкой зрения соперника; Уходит от острых вопросов.

Слайд 11

Динамика конфликта Напряжение Конфликт Эскалация Инцидент Накопление Понимание опасности Избегание Прохладность Претензии Обвинения Угрозы Стычка Образ врага Действия Противодействия Группа Деиндиви-дуализация Обезличивание Дегуманизация Односторонние действия От результата к ущербу Все или ничего; война

Слайд 12

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ избегание или уход от конфликта соперничество или силовой метод приспособление или метод односторонних уступок компромисс или взаимные уступки сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения

Слайд 13

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ интерес другого собственный интерес ценность межличностных отношений сотрудничество капитуляция 100 50 уход соперничество 50 100 компромисс

Слайд 14

Конструктивное взаимодействие в конфликтной ситуации

Слайд 15

Основные правила ведения конструктивного диалога Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Главное – диалог. Обсуждайте проблему, а не личные качества собеседника Учитывайте личные интересы собеседника Вместе против проблемы, а не друг против друга Развивайте способность к сознательному самоконтролю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт. Способы разрешения

Подборка материалов для преподавателей и родителей по одной из актуальных тем современной педагогики и психологии....

Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов

Конфликт - динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения....

Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

Родительская гостиная. Способы разрешения конфликтов с подростками (8 классы).

Презентация для родителей 8-классников по способам решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях со своими подростками....

Методическая учеба для педагогов «Конфликты. Их виды и способы разрешения»

Предоставление возможности участникам методической учебы получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций...

Конфликт. Способы разрешения конфликта. (Материалы для занятия с учащимися 3-5 классов)

В презентации рассматривается схема понятия "Конфликт" и способы его разрешения по Томасу. Все способы проиллюстрированы и рассмотрены их особенности. Данная презентация будет полезна...

Классный час. «Конфликты: предупреждение и способы разрешения».

Классный час. «Конфликты: предупреждение и способы разрешения»....