Методическая учеба для педагогов «Конфликты. Их виды и способы разрешения»
методическая разработка по психологии на тему

Гусева Светлана Александровна

Предоставление возможности участникам методической учебы получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Методическая учеба для педагогов

«Конфликты.

Их виды и способы разрешения»

C:\Users\Светлана\Desktop\Конфликт\mitta_mezdu_adom_raem_906.gif

Разработала:

педагог-психолог МБУ ДО ЦРТДиЮ

им. А. Гайдара

первой квалификационной категории

Бывшева Светлана Александровна

г. Арзамас, 2017

Цель: предоставление возможности участникам методической учебы получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1.  обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях,

2.  ознакомление со способами решения конфликтных ситуаций,

3. оказание помощи участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере).

Ожидаемые эффекты от участия:

- понимание того, что может послужить причиной конфликта;

- умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;

- формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

- освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Один философ сказал:

«...тот, кто умеет управиться с конфликтами

путем их признания и регуляции,

берет под свой контроль ритм истории...»

(Г.Дарендорф)

  1. Вступительное слово

Все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их неумение и незнание правил эффективного общения.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к нашему занятию, нам с вами нужно хорошенько поприветствовать друг друга и настроиться на плодотворную работу. Итак, ваша задача поздороваться приветствиями из разных стран следующими способами:

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
  1. Объяснение материала

Любите ли Вы конфликты? Поднимите руки те, кто получает удовольствие от ругани, а ссоры только поднимают настроение?

А теперь поднимите руки те, кто хоть раз поссорился с кем – либо на этой неделе, в этом месяце?

Конфликт – столкновение интересов, обострение противоречий.

Конфликты, большие ссоры и маленькие – постоянные спутники нашей жизни. Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.

Конфликты существовали и будут существовать – они – неотъемлемая часть человеческих отношений. Нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они – нормальное явление в нашей жизни.

Введение теоретических понятий:

Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте самостоятельно дать определение этим словам (понятия и определения на разрезанных карточках).

СПОР - Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

Приведите самые известные примеры конфликтов?

  • Раскольников «Преступление и наказание» (внутренний конфликт);
  • Ромео и Джульетта (межличностная неприязнь, вражда семей Монтеки – Капулетти);
  • Лебедь, рак и щука (конфликт путей достижения общей цели);
  • Революция (конфликт между социальным неравенством среди народа);
  • Войны (пример межгосударственных конфликтов).

Виды конфликтов и конфликтная ситуация

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Коммуникационными являются и конфликты между личностью и группой. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Поэтому и здесь могут возникать разногласия, легко перерастающие в конфликты.

С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные составляющие.

 По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить наделовыесвязанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личные, затрагивающие неофициальные отношения.

По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные.

Первые связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и др. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект, в другом — субъективная оценка ситуации. Имеющие место различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта. Если они мнимые и люди просто по-разному выражают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны. В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.

По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. 

Стратегия и тактика разрешения конфликта

Структурные методы разрешения конфликта направлены главным образом на его предупреждение и представляют собой совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера.

Межличностные тактические приемы включают пять основных стилей.

Уклонение представляет собой уход от конфликта.

Сглаживание — такое поведение, которое направлено на сдерживание раздражения противоположной стороны.

Принуждение— применение законной (должностной) власти или давления с целью навязать свою точку зрения.

Компромисс— это уступка до определенной степени другой стороне для поиска оптимального решения.

Окончательное решение проблемы— это стиль, который позволяет найти положительное решение проблемы в случае открытого столкновения различных взглядов.

Конфликт может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. При эффективном управлении конфликт может привести к выработке новых подходов в работе, разнообразить мнения, улучшить сотрудничество, дать толчок перестройке в организации.

К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, увеличение текучести кадров, ухудшение морально-психологического климата и социального взаимодействия.

Переговоры являются одним из эффективных способов разрешения конфликтов. Основной функцией переговоров выступает совместное обсуждение проблемы и принятие решения, устраивающего в той или иной степени все участвующие стороны.

В зависимости от целей переговоров стороны избирают соответствующие стратегию и тактику их проведения. Стандартный переговорный процесс обычно включает пять основных стадий:

- выработка общей теоретической основы,

- подготовка вариантов конкретных решений,

- создание необходимых организационных условий,

- осуществление переговоров

- и, наконец, анализ результатов.

Важным способом примирить спорные позиции является использование официальных и неофициальных посредников, которые берут на себя ряд организационных и содержательных функций.

  1. Ситуативный практикум.

На слайде: солнце, облака, молния…

На облаке -  конфликт, в котором вы участвовали.

- У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака. - Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром) - Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда с вами происходила такая ситуация?

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно, то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.  Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Сейчас, когда вы знаете ваши результаты, я предлагаю проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения.

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Специальные правила предупреждения конфликтов:

- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

- постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

-   не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;    

-  умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Обсуждение конфликтных ситуаций.

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Без конфликтов невозможно развитие общества. Конфликты между людьми происходят постоянно по разным причинам и на разных уровнях. Существует извечная проблема – отношение к конфликту.

Разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуацию в группе из 3-х человек с позиции 3-х птиц:

Голубь – вступает в конфликт и старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.

Упражнение «Другими словами»

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…», «Это твоя обязанность…», «С тобой невозможно разговаривать…», «Ты безответственный человек» и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями, ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, «Ты должен принести мне книгу». (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

  • «Он должен заботиться обо мне» («Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»);
  • «Ты не должна была ходить на ту вечеринку» («Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку»);
  • «Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);
  • «Ты должна была предвидеть возможные трудности» («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»);
  • «Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);
  • «Меня заставили» («Я не сумела отказаться»);
  • «Он – упрямый осёл» («Я не смог убедить его»);
  • «Он меня унизил» («Мне было неприятно»);
  • «Прекрати меня злить!» («Я начинаю злиться»);
  • «Ты должна мне дать программу, книгу» («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).

Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

Вывод: Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

Прощение означает, что вы “отпускаете” свой гнев и не собираетесь мстить.

Избежать конфликт также можно согласием, и ответить на выпад (оскорбление, обвинение) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции, например, «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать».

IV. Заключительное слово

    Разработанные практическими психологами «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ. В этом слове количество букв соответствует количеству заповедей:

К – критику по возможности устранить!

О – ответственность на 100 % брать на себя! (Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее»).

Н- непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

Ф – фон конфликта не расширять! (Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!)

Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

И – интересы искать общие!

К – конструктивное решение искать сообща!

Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

V. Рефлексия

Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива?

Что бы вы хотели изменить в тренинге, если будет такая же тема?

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так, солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Спасибо за работу, всего хорошего!

Список использованной литературы

  1. Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008;
  2. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. «Речь» Санкт - Петербург, 2007;
  3. Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. «Речь» Санкт - Петербург, 2007;
  4. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. «Владос» Москва, 2004;
  5. Барыбина Т.В. Статья «Внеклассное мероприятие по теме «Конфликт», 2005
  6. Вишнякова Н.Ф. Конфликт- это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. - Минск, 1996.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М: Трикста, 2005
  8. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. «Речь» Санкт - Петербург, 2007.
  9. Фопель К. Групповая сплоченность. «Генезис» Москва, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт. Способы разрешения

Подборка материалов для преподавателей и родителей по одной из актуальных тем современной педагогики и психологии....

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма пред...

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов

Конфликт - динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения....

Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...

"Конфликты: виды и способы разрешения"

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ Каждому человеку, в том числе подросткам, необходимо знание основ конфликтологии. Конфликт (от лат. - столкновение) – это процесс...