Профилактическая психолого-педагогическая программа "Наша планета - пятый класс"
рабочая программа по психологии (5 класс)
Программа представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации детей к новым условиям обучения, профилактика дезадаптации и нарушений психологического здоровья пятиклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx | 700.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение
- Цель и задачи программы
- Сроки реализации
- Методы и формы работы
- Целевая аудитория
2. Этапы реализации программы
3. Предполагаемый результат
4. Критерии оценки эффективности
5. Условия реализации программы
6. Тематический план
7. Литература
1.1 Введение
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Известно, что возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку.
В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы. Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.
- Цель и задачи программы
Цель: психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации детей к новым условиям обучения, профилактика дезадаптации и нарушений психологического здоровья пятиклассников.
Задачи:
- Помощь учащимся в принятии новой социальной роли «я – ученик средней школы», помощь в осознании и принятии новых «противоречивых» требований, формирование внутренне потребности в их исполнении;
- Оказание психологической поддержки всем частникам образовательного процесса;
- Создание благоприятного психологического климата в классе, установление норм во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, обучение навыкам продуктивного взаимодействия;
- Развитие познавательных способностей и творческого потенциала каждого учащегося.
1.3 Сроки реализации: в течение первого полугодия.
- Методы и формы работы:
- методы сказкотерапии
- техники арт-терапии (создание коллажей, изотерапия), релаксационные упражнения, проективные техники
- когнитивно-поведенческие и игровые методы (в том числе театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания),
1.5 Целевая аудитория – учащиеся пятых классов.
2. Этапы реализации программы
- Диагностический.
Проведение входной диагностики учащихся 5-х классов (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса)
- Основной.
Проведение тренинговых занятий, направленных на повышение адаптационных возможностей, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков.
- Повторная диагностика.
Проведение повторной диагностики учащихся 5-х классов (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса)
3. Предполагаемый результат
- снижение уровня тревожности пятиклассника в различных сферах, связанных со школой;
- эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- развитие коммуникативных навыков и творческих способностей
- Критерии оценки эффективности
- методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
- методика «Совместное рисование»
- Условия реализации программы.
Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой раз в две недели. В каждой группе 10-15 человек.
Структура игрового занятия.
- Ритуал приветствия – 2 минуты.
- Разминка - 10 минут.
- Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
- Подведение итогов- 6 минут.
- Ритуал прощания – 2 минуты.
- Тематический план
| Название | Цель | Используемые приемы и упражнения | ||
Блок «Введение в психологию» | |||||
1. | Знакомство | создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении установление правил работы в группе ознакомление с программой занятий | Ритуал приветствия Свиток правил Я также, как и ты Мое сказочное пространство Рефлексия Ритуал прощания
| ||
2. | Мы разные - мы дружим | сплочение группы, создание эмоционально-положительного фона на работу | Ритуал приветствия Сказочная поляна Зеркальный оракул Я также, как и ты Рефлексия Ритуал прощания | ||
3. | Я и ТЫ | развитие навыков самопознания развитие представлений об основных стратегиях взаимодействия | Ритуал приветствия Цвет моего настроения Замок героя (подгрупповая работа) Я и ты (работа с картами «Мастер сказок) Рефлексия Ритуал прощания | ||
Блок «Коммуникация» | |||||
4. | Вербальное и невербальное общение | формирование представлений о видах общения, развитие коммуникативных навыков | Ритуал приветствия Снежный ком Молчащее и говорящее зеркало Рефлексия Ритуал прощания | ||
5. | Конфликт и пути его решения | формирование представлений о конфликте и конструктивных способах выхода из конфликтных ситуаций | Ритуал приветствия Снежный ком Мост Я тебе не уступлю Рефлексия Ритуал прощания | ||
6. | Границы в общении | развитие коммуникативных навыков | Ритуал приветствия Спонтанная сказка Создание коллажа «Я и мои однокласники». Рефлексия Ритуал прощания | ||
Блок «Мир эмоций» | |||||
7. | Палитра эмоций | развитие навыков осознания и вербализации эмоций | Ритуал приветствия Мой сказочный герой Сказка-наизнанку Мозаика (работа с проективными картами OH) Рефлексия Ритуал прощания | ||
8. | Гнев | развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации. | Ритуал приветствия Коллективный счет Рассерженные шарики Рефлексия Ритуал прощания | ||
9. | Мое настроение | развитие умения самоанализа и преодоления барьеров, мешающих полноценному самовыражению обучение тому, как находить чувства, которые помогут преодолеть чувство тревоги и избавиться от него | Ритуал приветствия Цвет моего настроения Кто я? Мусорное ведро Рефлексия Ритуал прощания | ||
10. | Итоговое занятия | Ритуал приветствия Цвет моего настроения Письмо из будущего Чемодан в дорогу Рефлексия Ритуал прощания | |||
ИТОГО | 10 занятий |
Литература
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.
2. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
3. Грецов А.Г. Лучшие упражнения по саморегуляции. /Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Евсеева С.П. – СПб, 2006.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 2000. – С.104.
6. Фопель К. Психологические группы. – М.: Генезис, 2004. – 256 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"
Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...
профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"
Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....
Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения....
Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"
Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...