Профилактическая психолого-педагогическая программа "Мое будущее"
рабочая программа по психологии (8, 9, 10 класс)

Милитенко Елена Сергеевна

Программа ориентирована на создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» 8-10 классов и их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_budushchee.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

                 

 

     МБОУ СОШ№182 с углубленным    изучением литературы и математики

                       УТВЕРЖДАЮ:

Директор     МБОУ СОШ «182

_______________М.Б. Тачкова

«___» _____________201___г.

Профилактическая психолого-педагогическая программа

«Мое будущее»

на 2023/2024 учебный год

2024/2025 учебный год

2025/2026 учебный год

                                                                               Автор - составитель:

                                                                               Милитенко Елена Сергеевна

                                                                               педагог – психолог

     высшей квалификационной категории

                                                                 

г. Новосибирск 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
  2. Описание участников программы
  3. Цель и задачи программы
  4. Общая характеристика программы (принципы, этапы реализации)
  5. Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
  6. Условия реализации программы
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Перспективный план

           9. Литература

  1. Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена

 Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).  

Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении.

В свою очередь это может провоцировать социально-психологическую дезадаптацию, основными проявлениями которой будут снижение учебной мотивации, нарушение дисциплины, хроническая неуспеваемость, а также деформация системы ценностей и социальных установок, асоциальное поведение, нарушение норм правил и морали. Среди психологических нарушений у подростков с дезадаптивным поведением отмечают эмоциональную нестабильность, повышенный уровень агрессии, заниженную самооценку, несформированность умений конструктивно решать конфликтные ситуации, замкнутость, отчужденность.

           Именно поэтому система профилактической работы должна быть комплексной и включать в себя, как работу с семьей, направленную на выявление причин и профилактику трудностей, возникающих в детско-родительских отношений, так и на работу с подростком, обеспечивающую коррекцию целого ряда личностных структур (мотивационно-потребностную, когнитивную, эмоционально-волевую).

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Точка опоры» включает в себя два этих взаимодополняющих направления и предназначена для подростков с дезадаптивными формами поведения, в том числе аддиктивным и делинквентным.

Работа по программе делится на три блока

Первый блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи родителям, которая осуществляется в виде беседы, консультации и направлена на гармонизацию детско-родительских отношений.

Второй блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи педагогам, которая направлена решение проблемных ситуаций по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия в системе «учитель-ученик» и  совместную разработку действий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска».

Третий блок ориентирован оказание групповой психологической помощи подросткам, которая построена на самоисследовании, осознании собственных чувств, установок и мыслей, способствуя коррекции личностных структур и расширению поведенческого репертуара. Групповая работа ведется по следующим направлениям:

  • развитие мотивационно-потребностной сферы (коррекция деформированных мотивов, потребностей, социальных и личностных диспозиций, развитие навыков целеполагания и осознанного выбора);
  • развитие когнитивной сферы (осознание подростком собственных мотивов, потребностей, стремлений, отношений, установок своего поведения, эмоционального реагирования, а также степени их адекватности и конструктивности);
  • развитие эмоциональной сферы (модификация способа переживания, эмоционального реагирования, восприятия самого себя и своих отношений с другими);
  • развитие волевой сферы (обучение навыкам саморегуляции психического состояния; спонтанного расслабления, снятия психофизического напряжения, мышечных зажимов, релаксации через дыхательные упражнения).

  1. Описание участников программы

Программа предназначена для учащихся 8-10 классов, входящих в «группу риска», и их родителей.

 Количественный состав групп: оптимальное количество участников – 8 человек.

Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны тренера.

Качественный состав групп: при комплектовании группы учитываются психологические особенности учащихся. В зависимости от этого модифицируется программа тренинга (может быть усилен один из блоков, входящих в программу).

  1. Цель и задачи программы

Цель: создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» и их родителями.

Задачи:

  • формировать у учащихся осознанную позицию, расширять возможности выбора альтернативных моделей поведения;
  • развить у учащихся навыки целеполагания (обучить самостоятельной и осознанной постановке цели, анализу и оценке условий и возможностей при ее достижении, а так же планированию последовательности действий);
  • развить у учащихся волевую регуляцию поведения, в том числе умение управлять эмоциональным состоянием, сдерживать негативные импульсы;
  • сформировать у учащихся адекватную самооценку и уровень притязаний, соответствующих их реальным возможностям;
  •   развить у учащихся навыки рефлексии (расширить возможности самопознания, помочь в осознании своих ресурсов и ограничений);
  •   формировать у учащихся «здоровые» модели образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  •  способствовать повышению педагогической культуры родителей;
  •  оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка

  1. Общая характеристика программы

Принципы реализации программы

  • принцип личностно-ориентированного стиля общения – основан на уважении  личности безоценочном отношении;
  • принцип дифференцированного подхода -  учет индивидуальных особенностей участников программы;
  • принцип безопасности – создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
  • принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с участниками программы атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный
  1. Сбор первичной информации о подростках, стоящих на различных формах учета, в том  числе вызывавшихся на Совет Профилактики. Проведение индивидуальных встреч психолога с целью мотивации на дальнейшую продуктивную деятельность.
  1. Входящая диагностика учащихся

Проведение входящей диагностики подростков с целью изучения личностных особенностей (личностный опросник Кеттел в адаптации Л.А. Ясюковой, патохарактерологический опросник Л. Шмишека), изучения уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), изучению внутрисемейных отношений (проективная методика «Рисунок семьи»).

  1. Основной

Проведение тренинговых занятий, направленных на коррекцию деформированных мотивов и потребностей, развитие позитивного самовосприятия и навыков саморегуляции и эффективной коммуникации.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, направленных на прояснение причин затруднений  детско-родительских отношения.

Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам взаимодействия в системе «учитель-ученик» и решение проблемных ситуаций.

  1. Итоговая диагностика

Проведение итоговой диагностики подростков с целью изучения личностных особенностей (личностный опросник Кеттел в адаптации Л.А. Ясюковой, патохарактерологический опросник Л. Шмишека), изучения уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), изучению внутрисемейных отношений (проективная методика «Рисунок семьи»).

Форма работы – диагностика, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.

Количество занятий – 10.

Частота встреч – 1 раза в месяц.

Структурные компоненты занятий

Тренинговые занятия проводятся по следующей  структуре:

- приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы;

- разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности;

- основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность;

- рефлексия занятия. Оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий;

- прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

  1. Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
  • у подростков повышается способность к самопознанию, самоанализу и самоконтролю;
  • создаются условия для реализации личностного потенциала подростка
  • у подростков повышается толерантность к стрессовым ситуациям
  • у подростков формируются установки  на здоровый образ жизни;
  • повышается психолого-педагогическая компетентность взрослых (родителей, педагогов, классных руководителей).

Средствами формирования служат методы социально-психологического тренинга, дискуссионные занятия, техники арт-терапии и релаксационные упражнения.

Критерии оценки эффективности: расширение поведенческого репертуара подростков (беседа, наблюдение), расширение представлений о способах саморегуляции (беседа, наблюдение), снижение уровня эмоционального реагирования (личностный опросник Кеттела), снижение степени выраженности акцентуированных черт личности (патохарактерологический опросник Л. Шмишека), гармонизация детско-родительских отношений (проективная методика «Рисунок семьи»)

6. Условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 учебных года (всего 30 занятий).

Первый год обучения включает  в себя 2 блока: «Самопознание и рефлексия», «Эффективная коммуникация».

Второй год обучения включает в себя 2 блока: «Саморегуляция и целеполагание», «Ответственное поведение»

Третий год обучения включает в себя 2 блока: «Самопознание и рефлексия», «Ценностные ориентации»

Цикл занятий одного учебного года рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раза в месяц. Время занятия: 45 минут. В каждой группе 6-8 человек.

  1. Календарно-тематическое планирование

I год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Знакомство

1

Цель и задачи курса

Правила групповой работы.

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Правила работы в группе

Испорченный телефон

Я тебя не понимаю

Групповая дискуссия «Наши ожидания»

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Самопознание и рефлексия»

2.

Карта внутреннего мира

1

Собственная уникальность и уникальность другого человека

Ритуал приветствия

Сказочная поляна

Зеркальный оракул

Карта внутреннего мира

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Я реальный и Я идеальный

1

Представления о себе

Формирование адекватной самооценки

Ритуал приветствия

Импульс

Коллаж «Что я знаю о себе»

Я реальный и Я идеальный (упражнение с метафорическими картами)

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Социальные роли и маски

1

Позитивная переоценка ролевого потенциала

Ритуал приветствия

Маски, которые мы надеваем

Парные роли

Интеграция (работа с метафорическими картами)

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Моя индивидуальность

1

Углубление процессов самораскрытия

Личностные особенности

Ритуал приветствия

Передай движение по кругу

Легкие пути ведут в тупик

Медитативная техника «Розовый куст»

Мой портрет в лучах солнца

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Эффективная коммуникация»

6.

Ты не последний герой

1

Принятие коллективного решения

Эффективная коммуникация

Сплочение группы

Ритуал приветствия

Мы высаживаемся на берег

Мы выбираем вождя

Распределяем обязанности

Фотография на память

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Умение сказать нет

1

Развитие умений говорить «нет»

Уверенное поведение

Ритуал приветствия

Круг воли

Моделирование ситуаций

Противостоим давлению

Уверенный отказ

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Бесстрашный оратор

1

Навыки управления  диалоге

Уверенное поведение

Ритуал приветствия

Говорим по очереди

Интервью

Захват инициативы в диалоге

Подарок

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Я тебе доверяю

1

Доверие в отношениях

Навыки эффективного взаимодействия

Ритуал приветствия

Лицом к лицу

Переправа

Падение в круг

Рефлексия

Ритуал прощания

10.

Итоговое занятия

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации. 

Ритуал приветствия

Спонтанная сказка

Что я взял с собой

Создание коллажа «Мой саквояж»

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

        

II год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Вводное занятия

1

Правила групповой работы

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Ожидания участников группы

Игры на сплочение

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Саморегуляция и целеполагание»

2.

Управление гневом

1

Расширение представлений о приемах саморегуляции

Ритуал приветствия

Негативные чувства

Притча о гневе и заборе с гвоздями

Дерево гнева

Мозговой штурм «Приемы управления гневом»

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Управление стрессом

1

Расширение представлений о приемах саморегуляции

Ритуал приветствия

Антоним

Теоретический блок: «Стресс и его влияние на здоровье человека»

Медитативная техника «Вверх по радуге»

Дыхательные упражнения

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Тайм-менеджмент для подростков

1

Распределение времени

Эффективное использование времени

Ритуал приветствия

Ассоциации

Купец и время

Распределение времени

Хронофаги

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Стратегии успеха  трудных жизненных ситуациях

1

Индивидуальная стратегия поведения в трудной жизненной ситуации

Ритуал приветствия

Снежный ком

Мозговой штурм «Трудные ситуации»

Аукцион

Оценка ресурсов и препятствий

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Ответственное поведение»

6.

Мои права и права других людей

1

Эффективное взаимодействие

Личные границы

Ритуал приветствия

Атомы

Мои права

Я среди других

Индивидуальное восприятие

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Цена поступка

1

Формирование навыков ответственного поведения

Ритуал приветствия

Антоним

Моделирование ситуаций

Просмотр видеоролика «Одна сотая секунды»

Свободный микрофон

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Кто принимает решение

1

Быть как все, или оставаться собой

Конформизм и индиидуальность

Ритуал приветствия

Положительное качество

Слепой и поводырь

Марионетка

Сила слова

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Мотивы наших поступков

1

Осознание мотивов поступков

Ритуал приветствия

Светский прием

Осознание мотива

Особые дары

Мотивы моего поведения

Волшебный магазин

Ритуал прощания

10

Возможности и ресурсы, или что я могу взять с собой в дорогу

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

Ритуал приветствия

Спонтанная сказка

Путешествие

Рисуночная техника «Я беру с собой»

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

III год обучения

Название

Количество часов

Содержание

Используемые приемы и упражнения

1.

Вводное занятия

1

Правила групповой работы

Ожидания участников группы

Ритуал приветствия

Ожидания участников группы

Игры на сплочение

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Самопознание и рефлексия»

2.

Мое жизненное кредо

1

Проблемы и поиск решения

Преодоление трудностей

Ритуал приветствия

Снежный ком

Надпись на футболке

Создание коллажа «Мой герб»

Конверт откровений

Рефлексия

Ритуал прощания

3.

Пространство семьи

1

Роль близких в жизни человека

Ритуал приветствия

Мой сказочный герой

Генеалогическое древо

Копилка семейных трудностей

Мозговой штурм «Из чего складываются отношения»

Рефлексия

Ритуал прощания

4.

Сложный выбор

1

Ответственность за выбор

Преодоление препятствий

Ритуал приветствия

Лилипуты и великаны

Путешествие в горы

Моделирование ситуаций

Рефлексия

Ритуал прощания

5.

Повод для гордости

1

Формирование позитивного образа Я

Ритуал приветствия

Дотронься до

Я умею, я могу

Рисуночная техника «Карта достижений»

Мне нравится  тебе (работа в парах)

Рефлексия

Ритуал прощания

Блок «Ценностные ориентации»

6.

Ценности в  моей жизни

1

Определение личностных смыслов и ценностей

Ритуал приветствия

Снежный ком

Мои идеалы

Дорога жизненных ценностей

Рефлексия

Ритуал прощания

7.

Люди, значимые для меня

1

Значимые люди

Опоры и ресурсы

Ритуал приветствия

Приятные слова

Значимые люди

Объявление

Откровенно говоря

Рефлексия

Ритуал прощания

8.

Мое будущее

1

Развитие представлений о личностных смыслах

Образ будущего

Ритуал приветствия

Групповая дискуссия «В поисках смыслов жизни»

Формула удачи

Перекресток

Рефлексия

Ритуал прощания

9.

Самореализация

1

Развитие навыков самопознания

Умение ставить цели с опорой на имеющиеся ресурсы

Ритуал приветствия

Глаза в глаза

Теоретический блок «Успех и самореализация»

Медитативная техника «Розовый куст»

Мои ресурсы и цели (работа с метафорическими картами)

Рефлексия

Ритуал прощания

10

В новый путь (подведение итогов работы по программе)

1

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

Ритуал приветствия

Каким я вижу себя

Что изменилось?

Чемодан в дорогу

Создание коллажа «Наша группа»

Рефлексия

Ритуал прощания

ИТОГО: 10 часов

  1. Перспективный план на год

Месяц

Мероприятие

Цель

Количество занятий

Сентябрь

Сбор первичной информации о подростках, стоящих на разных видах учета, в том  числе вызывавшихся на Совет Профилактики.

формирование тренинговой группы

Диагностика

получение результатов входящей диагностики

Вводное занятие

Ознакомление с программой занятий, обсуждение правил работы в группе, знакомство

1

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Проведение тренинговых занятий. Блок «Самопознание и рефлексия»/ «Саморегуляция и целеполагание»

Развитие навыков самопознания и рефлексии /развитие навыков целеполагания и саморегуляции

4

Февраль

Март

Апрель

Май

Проведение тренинговых занятий. Блок «Эффективная коммуникация»/ «Ответственное поведение»/ «Ценностные ориентации»

Развитие навыков эффективного взаимодействия, расширение представлений о конструктивном способе выхода из конфликтных ситуаций/ формирование навыков ответственного поведения/ развитие ценностно-мотивационной сферы

4

Май

Итоговое занятие

Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации

1

Диагностика

получение результатов повторной диагностики, подведение итогов

Литература

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. М: Владос, 1998. – 234 с.

2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения по саморегуляции. /Учебно-методическое пособие под общей редакцией Евсеева С.П. – СПб, 2006. – 187 с.

3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб: Питер, 2007. – 193 с.

4. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер. / Под ред.

Емельяновой Е.В. – М.: Владос, 2008. – 201 с.

5. Ковалева А.М.  Социализация личности: норма и отклонение. М: Владос, 1996. – 321 с.

6.  Макарычева Г.И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 219 с.

7. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. – СПб: Питер, 2011. – 298 с.

8. Мухина, В. С. Возрастная психология. -  М: Академия, 2002. – 311 с.

9.Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. – М: АРКТИ, 2008. – 239 с.

     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"

Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...

профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"

Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....

Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"

Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...