Профилактическая психолого-педагогическая программа "Мое будущее"
рабочая программа по психологии (8, 9, 10 класс)
Программа ориентирована на создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» 8-10 классов и их родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_budushchee.docx | 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
| МБОУ СОШ№182 с углубленным изучением литературы и математики |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ «182 _______________М.Б. Тачкова «___» _____________201___г. |
Профилактическая психолого-педагогическая программа
«Мое будущее»
на 2023/2024 учебный год
2024/2025 учебный год
2025/2026 учебный год
Автор - составитель:
Милитенко Елена Сергеевна
педагог – психолог
высшей квалификационной категории
г. Новосибирск 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
- Описание участников программы
- Цель и задачи программы
- Общая характеристика программы (принципы, этапы реализации)
- Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
- Условия реализации программы
- Календарно-тематическое планирование
- Перспективный план
9. Литература
- Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).
Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении.
В свою очередь это может провоцировать социально-психологическую дезадаптацию, основными проявлениями которой будут снижение учебной мотивации, нарушение дисциплины, хроническая неуспеваемость, а также деформация системы ценностей и социальных установок, асоциальное поведение, нарушение норм правил и морали. Среди психологических нарушений у подростков с дезадаптивным поведением отмечают эмоциональную нестабильность, повышенный уровень агрессии, заниженную самооценку, несформированность умений конструктивно решать конфликтные ситуации, замкнутость, отчужденность.
Именно поэтому система профилактической работы должна быть комплексной и включать в себя, как работу с семьей, направленную на выявление причин и профилактику трудностей, возникающих в детско-родительских отношений, так и на работу с подростком, обеспечивающую коррекцию целого ряда личностных структур (мотивационно-потребностную, когнитивную, эмоционально-волевую).
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Точка опоры» включает в себя два этих взаимодополняющих направления и предназначена для подростков с дезадаптивными формами поведения, в том числе аддиктивным и делинквентным.
Работа по программе делится на три блока
Первый блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи родителям, которая осуществляется в виде беседы, консультации и направлена на гармонизацию детско-родительских отношений.
Второй блок ориентирован на оказание индивидуальной психологической помощи педагогам, которая направлена решение проблемных ситуаций по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия в системе «учитель-ученик» и совместную разработку действий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска».
Третий блок ориентирован оказание групповой психологической помощи подросткам, которая построена на самоисследовании, осознании собственных чувств, установок и мыслей, способствуя коррекции личностных структур и расширению поведенческого репертуара. Групповая работа ведется по следующим направлениям:
- развитие мотивационно-потребностной сферы (коррекция деформированных мотивов, потребностей, социальных и личностных диспозиций, развитие навыков целеполагания и осознанного выбора);
- развитие когнитивной сферы (осознание подростком собственных мотивов, потребностей, стремлений, отношений, установок своего поведения, эмоционального реагирования, а также степени их адекватности и конструктивности);
- развитие эмоциональной сферы (модификация способа переживания, эмоционального реагирования, восприятия самого себя и своих отношений с другими);
- развитие волевой сферы (обучение навыкам саморегуляции психического состояния; спонтанного расслабления, снятия психофизического напряжения, мышечных зажимов, релаксации через дыхательные упражнения).
- Описание участников программы
Программа предназначена для учащихся 8-10 классов, входящих в «группу риска», и их родителей.
Количественный состав групп: оптимальное количество участников – 8 человек.
Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны тренера.
Качественный состав групп: при комплектовании группы учитываются психологические особенности учащихся. В зависимости от этого модифицируется программа тренинга (может быть усилен один из блоков, входящих в программу).
- Цель и задачи программы
Цель: создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» и их родителями.
Задачи:
- формировать у учащихся осознанную позицию, расширять возможности выбора альтернативных моделей поведения;
- развить у учащихся навыки целеполагания (обучить самостоятельной и осознанной постановке цели, анализу и оценке условий и возможностей при ее достижении, а так же планированию последовательности действий);
- развить у учащихся волевую регуляцию поведения, в том числе умение управлять эмоциональным состоянием, сдерживать негативные импульсы;
- сформировать у учащихся адекватную самооценку и уровень притязаний, соответствующих их реальным возможностям;
- развить у учащихся навыки рефлексии (расширить возможности самопознания, помочь в осознании своих ресурсов и ограничений);
- формировать у учащихся «здоровые» модели образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
- способствовать повышению педагогической культуры родителей;
- оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка
- Общая характеристика программы
Принципы реализации программы
- принцип личностно-ориентированного стиля общения – основан на уважении личности безоценочном отношении;
- принцип дифференцированного подхода - учет индивидуальных особенностей участников программы;
- принцип безопасности – создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
- принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с участниками программы атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь
Этапы реализации программы
- Подготовительный
- Сбор первичной информации о подростках, стоящих на различных формах учета, в том числе вызывавшихся на Совет Профилактики. Проведение индивидуальных встреч психолога с целью мотивации на дальнейшую продуктивную деятельность.
- Входящая диагностика учащихся
Проведение входящей диагностики подростков с целью изучения личностных особенностей (личностный опросник Кеттел в адаптации Л.А. Ясюковой, патохарактерологический опросник Л. Шмишека), изучения уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), изучению внутрисемейных отношений (проективная методика «Рисунок семьи»).
- Основной
Проведение тренинговых занятий, направленных на коррекцию деформированных мотивов и потребностей, развитие позитивного самовосприятия и навыков саморегуляции и эффективной коммуникации.
Проведение индивидуальных консультаций для родителей, направленных на прояснение причин затруднений детско-родительских отношения.
Проведение индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам взаимодействия в системе «учитель-ученик» и решение проблемных ситуаций.
- Итоговая диагностика
Проведение итоговой диагностики подростков с целью изучения личностных особенностей (личностный опросник Кеттел в адаптации Л.А. Ясюковой, патохарактерологический опросник Л. Шмишека), изучения уровня самооценки (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан), изучению внутрисемейных отношений (проективная методика «Рисунок семьи»).
Форма работы – диагностика, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.
Количество занятий – 10.
Частота встреч – 1 раза в месяц.
Структурные компоненты занятий
Тренинговые занятия проводятся по следующей структуре:
- приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы;
- разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности;
- основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность;
- рефлексия занятия. Оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий;
- прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
- Предполагаемый результат и критерии оценки эффективности
- у подростков повышается способность к самопознанию, самоанализу и самоконтролю;
- создаются условия для реализации личностного потенциала подростка
- у подростков повышается толерантность к стрессовым ситуациям
- у подростков формируются установки на здоровый образ жизни;
- повышается психолого-педагогическая компетентность взрослых (родителей, педагогов, классных руководителей).
Средствами формирования служат методы социально-психологического тренинга, дискуссионные занятия, техники арт-терапии и релаксационные упражнения.
Критерии оценки эффективности: расширение поведенческого репертуара подростков (беседа, наблюдение), расширение представлений о способах саморегуляции (беседа, наблюдение), снижение уровня эмоционального реагирования (личностный опросник Кеттела), снижение степени выраженности акцентуированных черт личности (патохарактерологический опросник Л. Шмишека), гармонизация детско-родительских отношений (проективная методика «Рисунок семьи»)
6. Условия реализации программы
Программа рассчитана на 3 учебных года (всего 30 занятий).
Первый год обучения включает в себя 2 блока: «Самопознание и рефлексия», «Эффективная коммуникация».
Второй год обучения включает в себя 2 блока: «Саморегуляция и целеполагание», «Ответственное поведение»
Третий год обучения включает в себя 2 блока: «Самопознание и рефлексия», «Ценностные ориентации»
Цикл занятий одного учебного года рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раза в месяц. Время занятия: 45 минут. В каждой группе 6-8 человек.
- Календарно-тематическое планирование
I год обучения
№ | Название | Количество часов | Содержание | Используемые приемы и упражнения | ||
1. | Знакомство | 1 | Цель и задачи курса Правила групповой работы. Ожидания участников группы | Ритуал приветствия Правила работы в группе Испорченный телефон Я тебя не понимаю Групповая дискуссия «Наши ожидания» Рефлексия Ритуал прощания | ||
Блок «Самопознание и рефлексия» | ||||||
2. | Карта внутреннего мира | 1 | Собственная уникальность и уникальность другого человека | Ритуал приветствия Сказочная поляна Зеркальный оракул Карта внутреннего мира Рефлексия Ритуал прощания | ||
3. | Я реальный и Я идеальный | 1 | Представления о себе Формирование адекватной самооценки | Ритуал приветствия Импульс Коллаж «Что я знаю о себе» Я реальный и Я идеальный (упражнение с метафорическими картами) Рефлексия Ритуал прощания | ||
4. | Социальные роли и маски | 1 | Позитивная переоценка ролевого потенциала | Ритуал приветствия Маски, которые мы надеваем Парные роли Интеграция (работа с метафорическими картами) Рефлексия Ритуал прощания | ||
5. | Моя индивидуальность | 1 | Углубление процессов самораскрытия Личностные особенности | Ритуал приветствия Передай движение по кругу Легкие пути ведут в тупик Медитативная техника «Розовый куст» Мой портрет в лучах солнца Рефлексия Ритуал прощания | ||
Блок «Эффективная коммуникация» | ||||||
6. | Ты не последний герой | 1 | Принятие коллективного решения Эффективная коммуникация Сплочение группы | Ритуал приветствия Мы высаживаемся на берег Мы выбираем вождя Распределяем обязанности Фотография на память Рефлексия Ритуал прощания | ||
7. | Умение сказать нет | 1 | Развитие умений говорить «нет» Уверенное поведение | Ритуал приветствия Круг воли Моделирование ситуаций Противостоим давлению Уверенный отказ Рефлексия Ритуал прощания | ||
8. | Бесстрашный оратор | 1 | Навыки управления диалоге Уверенное поведение | Ритуал приветствия Говорим по очереди Интервью Захват инициативы в диалоге Подарок Рефлексия Ритуал прощания | ||
9. | Я тебе доверяю | 1 | Доверие в отношениях Навыки эффективного взаимодействия | Ритуал приветствия Лицом к лицу Переправа Падение в круг Рефлексия Ритуал прощания | ||
10. | Итоговое занятия | 1 | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации. | Ритуал приветствия Спонтанная сказка Что я взял с собой Создание коллажа «Мой саквояж» Рефлексия Ритуал прощания | ||
ИТОГО: 10 часов |
II год обучения
№ | Название | Количество часов | Содержание | Используемые приемы и упражнения |
1. | Вводное занятия | 1 | Правила групповой работы Ожидания участников группы | Ритуал приветствия Ожидания участников группы Игры на сплочение Рефлексия Ритуал прощания |
Блок «Саморегуляция и целеполагание» | ||||
2. | Управление гневом | 1 | Расширение представлений о приемах саморегуляции | Ритуал приветствия Негативные чувства Притча о гневе и заборе с гвоздями Дерево гнева Мозговой штурм «Приемы управления гневом» Рефлексия Ритуал прощания |
3. | Управление стрессом | 1 | Расширение представлений о приемах саморегуляции | Ритуал приветствия Антоним Теоретический блок: «Стресс и его влияние на здоровье человека» Медитативная техника «Вверх по радуге» Дыхательные упражнения Рефлексия Ритуал прощания |
4. | Тайм-менеджмент для подростков | 1 | Распределение времени Эффективное использование времени | Ритуал приветствия Ассоциации Купец и время Распределение времени Хронофаги Рефлексия Ритуал прощания |
5. | Стратегии успеха трудных жизненных ситуациях | 1 | Индивидуальная стратегия поведения в трудной жизненной ситуации | Ритуал приветствия Снежный ком Мозговой штурм «Трудные ситуации» Аукцион Оценка ресурсов и препятствий Рефлексия Ритуал прощания |
Блок «Ответственное поведение» | ||||
6. | Мои права и права других людей | 1 | Эффективное взаимодействие Личные границы | Ритуал приветствия Атомы Мои права Я среди других Индивидуальное восприятие Рефлексия Ритуал прощания |
7. | Цена поступка | 1 | Формирование навыков ответственного поведения | Ритуал приветствия Антоним Моделирование ситуаций Просмотр видеоролика «Одна сотая секунды» Свободный микрофон Рефлексия Ритуал прощания |
8. | Кто принимает решение | 1 | Быть как все, или оставаться собой Конформизм и индиидуальность | Ритуал приветствия Положительное качество Слепой и поводырь Марионетка Сила слова Рефлексия Ритуал прощания |
9. | Мотивы наших поступков | 1 | Осознание мотивов поступков | Ритуал приветствия Светский прием Осознание мотива Особые дары Мотивы моего поведения Волшебный магазин Ритуал прощания |
10 | Возможности и ресурсы, или что я могу взять с собой в дорогу | 1 | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации | Ритуал приветствия Спонтанная сказка Путешествие Рисуночная техника «Я беру с собой» Рефлексия Ритуал прощания |
ИТОГО: 10 часов |
III год обучения
№ | Название | Количество часов | Содержание | Используемые приемы и упражнения |
1. | Вводное занятия | 1 | Правила групповой работы Ожидания участников группы | Ритуал приветствия Ожидания участников группы Игры на сплочение Рефлексия Ритуал прощания |
Блок «Самопознание и рефлексия» | ||||
2. | Мое жизненное кредо | 1 | Проблемы и поиск решения Преодоление трудностей | Ритуал приветствия Снежный ком Надпись на футболке Создание коллажа «Мой герб» Конверт откровений Рефлексия Ритуал прощания |
3. | Пространство семьи | 1 | Роль близких в жизни человека | Ритуал приветствия Мой сказочный герой Генеалогическое древо Копилка семейных трудностей Мозговой штурм «Из чего складываются отношения» Рефлексия Ритуал прощания |
4. | Сложный выбор | 1 | Ответственность за выбор Преодоление препятствий | Ритуал приветствия Лилипуты и великаны Путешествие в горы Моделирование ситуаций Рефлексия Ритуал прощания |
5. | Повод для гордости | 1 | Формирование позитивного образа Я | Ритуал приветствия Дотронься до Я умею, я могу Рисуночная техника «Карта достижений» Мне нравится тебе (работа в парах) Рефлексия Ритуал прощания |
Блок «Ценностные ориентации» | ||||
6. | Ценности в моей жизни | 1 | Определение личностных смыслов и ценностей | Ритуал приветствия Снежный ком Мои идеалы Дорога жизненных ценностей Рефлексия Ритуал прощания |
7. | Люди, значимые для меня | 1 | Значимые люди Опоры и ресурсы | Ритуал приветствия Приятные слова Значимые люди Объявление Откровенно говоря Рефлексия Ритуал прощания |
8. | Мое будущее | 1 | Развитие представлений о личностных смыслах Образ будущего | Ритуал приветствия Групповая дискуссия «В поисках смыслов жизни» Формула удачи Перекресток Рефлексия Ритуал прощания |
9. | Самореализация | 1 | Развитие навыков самопознания Умение ставить цели с опорой на имеющиеся ресурсы | Ритуал приветствия Глаза в глаза Теоретический блок «Успех и самореализация» Медитативная техника «Розовый куст» Мои ресурсы и цели (работа с метафорическими картами) Рефлексия Ритуал прощания |
10 | В новый путь (подведение итогов работы по программе) | 1 | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации | Ритуал приветствия Каким я вижу себя Что изменилось? Чемодан в дорогу Создание коллажа «Наша группа» Рефлексия Ритуал прощания |
ИТОГО: 10 часов |
- Перспективный план на год
Месяц | Мероприятие | Цель | Количество занятий |
Сентябрь | Сбор первичной информации о подростках, стоящих на разных видах учета, в том числе вызывавшихся на Совет Профилактики. | формирование тренинговой группы | |
Диагностика | получение результатов входящей диагностики | ||
Вводное занятие | Ознакомление с программой занятий, обсуждение правил работы в группе, знакомство | 1 | |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Проведение тренинговых занятий. Блок «Самопознание и рефлексия»/ «Саморегуляция и целеполагание» | Развитие навыков самопознания и рефлексии /развитие навыков целеполагания и саморегуляции | 4 |
Февраль Март Апрель Май | Проведение тренинговых занятий. Блок «Эффективная коммуникация»/ «Ответственное поведение»/ «Ценностные ориентации» | Развитие навыков эффективного взаимодействия, расширение представлений о конструктивном способе выхода из конфликтных ситуаций/ формирование навыков ответственного поведения/ развитие ценностно-мотивационной сферы | 4 |
Май | Итоговое занятие | Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации | 1 |
Диагностика | получение результатов повторной диагностики, подведение итогов |
Литература
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. М: Владос, 1998. – 234 с.
2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения по саморегуляции. /Учебно-методическое пособие под общей редакцией Евсеева С.П. – СПб, 2006. – 187 с.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб: Питер, 2007. – 193 с.
4. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер. / Под ред.
Емельяновой Е.В. – М.: Владос, 2008. – 201 с.
5. Ковалева А.М. Социализация личности: норма и отклонение. М: Владос, 1996. – 321 с.
6. Макарычева Г.И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 219 с.
7. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. – СПб: Питер, 2011. – 298 с.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология. - М: Академия, 2002. – 311 с.
9.Федосеенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. – М: АРКТИ, 2008. – 239 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"
Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...
профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"
Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....
Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения....
Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"
Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...