Занятие для педагогического коллектива на тему: "Конфликты в образовательной среде".
план-конспект по психологии
Материал направлен для проведения занятия для педагогов школы. Даются понятие о конликте, сущности и особенности конфликтов в образовательной среде. Раскрываются виды межличностных конфликтов, возникающих в ходе учебной деятельности, их причины и проблемы разрешения конфликтов в образовательной среде. Занятие сопровождается презентацией по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конфликты в образовательной среде. Занятие для педагогического коллектива. | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для педагогического коллектива на тему:
«Конфликты в образовательной среде».
Вопросы для обсуждения:
Сущность и особенности конфликтов в образовательной среде;
Виды межличностных конфликтов возникающих в ходе учебной деятельности.
Глоссарий
Адаптационные конфликты – конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными).
Деятельностные конфликты – базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внешне требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества.
Когнитивный конфликт – обусловлен познавательным диссонансом взаимодействующих сторон.
Коммуникационный конфликт – имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу.
Конфликт ответственности – предметом спора являются ответственность или самостоятельность.
Конфликт безысходности – характеризуются тем, что отношения и обращение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т.е. один относится положительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение.
Конфликт интересов – характеризуются стремлением чего-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни.
Конфликт отношений – возникают на базе противоречий между формами единения: с природой, с людьми, которые определяют потенциал жизненной энергии человека.
Личностные конфликты – это чисто психологические, чаще эмоциональные конфликты, связанные с личностным восприятием, с эмоциональной реакцией на поведение и действия других людей, с расхождением во взглядах и т.п.
Межличностные конфликты – состояние взаимодействия субъектов общения, воспринимаемое и переживаемое как значимая социально-психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая соответствующую активность сторон.
Морально-нравственный конфликт – противоборство между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями, между стремлением действовать и социальными воздействиями; между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью.
Поведенческий конфликт – в своей основе имеют импульсивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие; использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации: эгоизм, отсутствие должной культуры поведения.
Потребностный конфликт – обусловлен противоречием между желанием и действительностью из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.
Эмоциональный конфликт – характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием.
Сущность и особенности конфликтов в образовательной среде
В напряженном ритме школьного общения постоянно возникают ситуации, провоцирующие бурный всплеск эмоций, и нам очень трудно бывает порой сдержать гнев, негодование, раздражение. Конфликтогенность образовательной среды является закономерностью функционирования педагогического социума, поскольку конфликтные столкновения в данной среде обусловлены контекстом учебно-воспитательных условий и задач педагогического процесса.
Общепризнано, что современный педагогический социум является социальным пространством повышенного напряжения. Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по классификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки.
Работая с коллективом воспитанников – учащихся, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение своих подопечных в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебно-воспитательной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон:
ответственность педагога за разрешение проблемных ситуаций (педагог отвечает за последствия своей деятельности перед обществом);
профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;
всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие субъекты образования;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
различное понимание событий и их причин педагогом и подопечным (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму);
присутствие других учеников, воспитанников, стажеров, студентов делает их из свидетелей конфликта участниками, а конфликт приобретает учебно-воспитательный смысл и для них.
Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием всех факторов, продуцирующих конфликты. Здесь необходимо отметить воздействие социальных, социально-психологических и психологических факторов, а также ряд специфических для образовательной среды причин:
падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме-, невротический стиль общения во многих семьях;
недооценка значения развития индивидуальности учащихся и учителей;
недостаточная упорядоченность формальных и неформальных отношений в школьном социуме, зачастую неумение сочетать единоначалие и демократические принципы управления, недостаточное развитие неформальных педагогических связей в школьном коллективе;
слабая психологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными
конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления;
специфика педагогической работы заключается в том, что педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, которое способствует быстрому изнашиванию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
Виды межличностных конфликтов возникающих в ходе учебной деятельности
Виды конфликтов в образовательной среде:
- Организационные конфликты, обусловленные несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования, проявляющиеся:
в отсутствии преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса;
в непродуманном введении педагогических инноваций;
в затруднении адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива;
в прагматическом подходе к педагогам, пренебрежении к творческой стороне их деятельности и даже к их профессиональной компетентности, с одной стороны, и в чрезмерной переоценке чисто исполнительских качеств подчиненных – с другой.
- Учебные конфликты, обусловленные учебной деятельностью, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, по поводу успеваемости, во внеучебной деятельности; они связаны с нарушениями делового и организационного характера, со слабой учебной мотивацией учащихся (отсутствием желания учиться и интереса к учебе).
- Методические конфликты, обусловленные:
несовершенством методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
несоблюдением общепринятых единых требований к учащимся;
ошибками учителей в оценивании знаний и умений детей;
в манипуляциях оценками;
в наличии методических изъянов в работе учителя на уроке: непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, заинтересовать предметом и др.
- Личностные конфликты, в основе которых лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации. Подобные конфликты обусловлены:
- недостаточной компетентностью педагогического состава; например, базируясь на своем представлен и о современных школьниках, учителя соответственно строят свое поведение с ними, нередко недооценивая современные условия развития индивидуальности ученика;
острой реакцией педагога на оценку своих личностных качеств, поскольку педагог привык оценивать других, ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками;
высокой личностной тревожностью педагогов, в силу которой они склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.
Коммуникативные конфликты, обусловленные индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками и др.
«Учитель-ученик»: причины возникновения конфликтов (см. Приложение А).
Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Тем не менее в последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют повышенный интерес различных СМИ к этой проблеме и многочисленные исследования конфликтного общения в учебно-воспитательном процессе (М.М. Рыбакова, С.М. Илюсизова, А.К. Маркова, Л.В. Симонова, Н.В. Самоукина, Б.Т. Лихачев, Б.И. Хасан, В.Н. Мясищев, А.С. Белкин, А.Я. Анцупов, С.В. Баныкина, К.С. Лисецкий, А.И. Сахаров и др.). Важно подчеркнуть, что в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников. И.А. Зимняя, рассматривая конфликтное общение, возникающее в отношениях «учитель-ученик» отмечает, что затруднения общения оцениваются самими участниками конфликта по-разному. Если учителя считают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель-ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. Нередко педагоги сетуют на то, что старшеклассники переоценивают свои возможности и не желают принимать «помощь» со стороны старших, а ученики – на несправедливость и недопонимание со стороны педагогов. Исследования
Т.Н. Мальковской показывают, что учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой.
Поэтому актуально то, что проблема выявления причин возникновения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие.
Как отмечает С.М. Илюсизова, вызывать конфликт могут различные обстоятельства и факторы: психические состояния и установки людей, их позиции в отношениях, особые индивидуальные свойства и качества личности.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; межличностых отношений; знаний, умений, способностей; функций управления; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания, интерпретации информации; оценок и самооценок.
Возникновение конфликтов обусловлено объективными, организационно-управленческими, социально-психологическими и личностными причинами. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный. В.Н. Мясищев подчеркивает единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития конфликтов, их социальной и психологической природы. В свою очередь С.В. Баныкина обозначила общие и специфические причины возникновения школьных конфликтов. К общим причинам относятся: неблагоприятная экономическая социально-политическая обстановка в стране и регионе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании; содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; «неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
Таким образом, можно отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик». В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Специфические причины приводят к конфликтному общению в системах отношений учитель-администратор; учитель-учитель; учитель-ученик; учитель-родитель. Рассмотрим их подробнее.
Специфические причины конфликтов «Ученик-ученик»
грубость, жестокость, озлобленность, являющиеся проявлением деформаций, аномалий развития, наличия массы неудовлетворенных потребностей и недостаточности
воспитательных воздействий;
борьба за лидерство в классе, группе;
дефекты развития, основанные на подавлении личности растущего человека;
стремление компенсации проблем развития внутреннего мира в доступных формах (побить младшего, отнять у него сладкое и др.)
усвоение негативных стереотипов поведения;
учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обострению противоречий;
смена школьного (или классного) коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;
отсутствие умений соотносить себя с другими, несоответствие самооценки ученика с оценкой товарищей;
неопределенность социального статуса личности конкретного ученика в школьном социуме;
общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в классе, школе.
Специфические причины конфликтов «Учитель-родитель»
Взаимодействие учителя и родителя затруднено в силу следующих причин:
разные уровни общей и педагоги ческой культуры;
несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
различия в отношении к ребенку как к личности;
отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи, претензии типа «школа, а не семья обязана...»;
«старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания;
столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;
профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).
Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя – защитить своего ребенка.
Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель»
индивидуальное своеобразие личности;
разный уровень профессиональной компетенции;
создание благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией, посредством участия во многих общественных мероприятиях и саморекламы;
необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);
неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;
косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнения с кем-либо);
интриги, связанные со статусно-ролевыми назначениями и распределением поощрений;
«групповой фаворитизм», проявляющийся в делении коллектива на «своих» и «чужих», и др.
Возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе:
непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых педагогов;
учитель, возраст которого за пятьдесят лет, чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах современной молодежи;
с одной стороны, канонизация собственного опыта, противопоставление нравственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с другой стороны - завышенная самооценка, профессиональные промахи молодых учителей и др.
Специфические причины конфликтов «Учитель-администратор»
недостаточно четкое разграничение между администраторами школы, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;
отсутствие непосредственного участия руководителя в основной, профессиональной деятельности коллектива, выполнение им лишь административных функций;
конфликтность зависит от численности коллектива и повышается, если эта численность превышает оптимальную;
жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер требований;
перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;
нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;
неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;
нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога.
Заключение
Межличностные конфликты – это действительно «болезнь» и социального пространства, и индивида, включающего в свою жизнедеятельность лицемерие, жадность, зависть и пр. В числе основных профилактических мер деструктивных межличностных отношений можно отметить:
осознание и структурирование различного рода проблемных зон межличностных отношений, их переориентация в позитивном ключе;
воспитание культуры эмоционального поведения посредством обучения правилам поведения в конфликте;
формирование коммуникативной компетентности;
знакомство с теорией психического развития человека;
обучение умениям работать с информацией в ситуации конфликта;
работа над формированием мотивационной сферы субъекта;
психологическая и организационная поддержка в реализации запросов человека; и др.
У Л. Шопенгауэра есть прекрасное высказывание о том, что целостный, конструктивный человек, подобно успешному государству, не нуждающемуся во внешних заимствованиях, не нуждается во внешних завоеваниях и самоутверждении за счет других. Поэтому основным средством профилактики межличностных конфликтов является работа над формированием гармонично развитой личности. Особенно актуально это сегодня в условиях построения нового, гуманистически ориентированного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды
Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...
«Работа педагогического коллектива по профилактике негативных проявлений в подростковой среде»
В статье рассматриваются причины появления различного типа девиаций в поведении, в том числе факторы суицидального риска; даны рекомендации по организации работы по профилактике деструктивных проявлен...
Педагогический совет:«Организация деятельности педагогического коллектива МБОУ «Школа №72» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
Представлен опыт работы по профилактической деятельности МБОУ "Школа №72"...
Педагогический совет по теме: «Работа педагогического коллектива по сохранению и развитию здоровьесберегающей среды Центра. Предотвращение перегрузок обучающихся»
Педагогический совет по теме: «Работа педагогического коллектива по сохранению и развитию здоровьесберегающей среды Центра. Предотвращение перегрузок обучающихся»...
Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»
Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...
Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательной среде
Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения....
Профилактическое занятие для педагогического коллектива для сплочения и снятия психоэмоционального напряжения "В нашей тихой гавани" 2023г.)
Профилактическое мероприятие для педагогов по сплочению коллектива и снятию напряжения«В нашей тихой гавани»(в рамках работы службы школьной медиации)Медиатор, педагог-психологВиноградова ...