Действия при выявлении фактов жестокого обращения с детьми
консультация по психологии

В данном материале представлены признаки неблагополучия ребенка младшего школьного возраста, подростка; методы выявления неблагополучия у детей; можно ознакомиться с порядком работы в ситуации жестокого обращения в среде обучающихся, порядком работы с ребенком,  пострадавшим от жестокого обращения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат» Благовещенского района Алтайского края

Действия при выявлении фактов жестокого обращения с детьми

Подготовила педагог-психолог:

Струцкая С.В.

Действия при выявлении фактов жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки,

подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других.

Факторы, провоцирующие жестокость.

Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели.

Признаки неблагополучия у ребенка

1. Внешний вид ребенка. Его ухоженность (чистая одежда),

наличиеодежды, соответствующей сезону, сведения о стабильности

питания.

2. Здоровье и безопасность: сведения об обеспечении

безопасностии необходимой заботе о здоровье ребенка. Наличие травм и

ссадин, хронических заболеваний, проблем с психически здоровьем,

задержки психического развития.

3. Навыки самообслуживания и социальные навыки ребенка.

4. Образование. Сведения о том, посещает ли ребенок учебное

заведение, как члены семьи относятся к образованию, наличие

необходимых игр, учебных материалов; соответствие образовательного

уровня ребенка его возрасту; способы преодоления семьей имеющихся

учебных трудностей.

5. Идентичность. Сведения о том, что ребенок думает о самом

себе, осознает ли историю семьи и собственное место в окружающем

мире, положение и роль в семье; отождествляет ли себя со

сверстниками, знает ли общественные и семейные обычаи и традиции.

6. Эмоциональное состояние. Сведения о том, каково

Эмоциональное состояние и развитие ребенка.

7. Социальное развитие. Его общение со сверстниками.

Социальный статус в группе и удовлетворенность им. Наличие

поддержки различных социальных институтов.

8. Отношения в семье. Сведения о наличии/отсутствии

Привязанности ребенка к кому-либо из взрослых членов семьи,

доверительных отношениях в семье, существовании совместных

семейных занятий. Сведения о конфликтах ребенка с членами семьи.

9. Поведение. Сведения об отклоняющемся поведении ребенка:

воровстве, побегах их дома, бродяжничестве, агрессивном поведении и

прочее.

наблюдение за поведением ребенка;

наблюдение за соматическим состоянием ребенка;

наблюдение за игрой;

анализ продуктов творчества;

рассказ самого ребенка.

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка.

В отличие от медицинского освидетельствования, наблюдение за внешним видом, осмотр лица, тела, одежды ребенка желательно производить незаметно либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. Если контакт с ребенком установлен, желательно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшения памяти и внимания.

Необходимо помнить, что нарушение памяти и концентрации

внимания, а также бессонница, трудности с засыпанием, ночные кошмары, учащенное сердцебиение являются одними из самых характерных проявлений посттравматического стрессового расстройства на физиологическом уровне.

Наблюдение за поведением ребенка

Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми важно собрать информацию о том, имеют ли место перемены в поведении и повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать более нервозным, боязливым, избегающим контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. Обратите внимание на следующие особенности в поведении ребенка:

Регресс в поведении. Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.

Сверхбдительность или повышенная возбудимость. Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

Стремление избегать всего, что связано с травмой. Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые связаны с травмой.

Нарушение доверия к окружающим людям.

Наличие страхов. Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и многое другое.

Депрессивные состояния и суицидальные мысли и попытки. Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется

кушать, не интересно играть».

Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6–8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, но в 10–11 лет депрессивные переживания уже могут сопровождаться мыслями о смерти и даже суицидальными попытками.

Агрессивность по отношению к другим. У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, дети вырывают у них глаза, руки, ноги.

Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки проявляют агрессию в отношении себя.

Наблюдение за игрой ребенка

Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. В связи с этим игра одновременно может выступать как способ распознавания травмы и как способ ее проработки.

Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). В играх таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам.

Рассказ ребенка

Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может прямым или скрытым, т.е. косвенным источником информации о насилии. Используя приемы активного слушания, можно получить информацию о насилии.

Помощь ребенку, находящемуся в состоянии стресса.

Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка.

Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое

главное - поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении.

Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настройка их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения.

2. Психологическое неблагополучие подростка

Неблагополучие многолико.

Можно обозначить главные сферы значимости: семья с устойчивыми принципами, безопасностью и комфортностью (дома подростка понимают, предугадывают возникающие сложности в общении с педагогами и сверстниками, живут с ним едиными целями, где его любят безальтернативно, помогают ему во всем и т. п.), школа (он занимает в среде сверстников высокий статус, одобряемый и

педагогами, занят интересными делами, не имеет конфликтов с учителями и пр.), сверстники, занятые конструктивной деятельностью, не имеющие аддиктивных или делинквентных привычек.

Если говорить о типологии подростковых проблем, то среди них

можно выделить несколько групп:

 учебные затруднения;

 поведенческие и коммуникативные проблемы;

 трудные жизненные ситуации;

экзистенциальные проблемы (чувство одиночества, непонятости,

суицидальные мысли, страхи).

Побеги из дома;

Употребление алкоголя, наркотиков;

Попытки суицида;

Криминальное поведение.

Порядок работы в ситуации жестокого обращения в среде обучающихся (на основе алгоритма И.С. Бердышева, М.Г. Нечаевой.)

1 Этап. Сбор информации при установлении факта либо подозрении на существование ситуации жестокого обращения (травли):

Информация собирается

от самого пострадавшего;

от возможных участников издевательств над жертвой;

от свидетелей (обучающихся, педагогов, родителей обучающихся, персонала

учреждения).

2 Этап. Анализ всей полученной информации об инциденте: в результате проведенного анализа необходимо разграничить реальные и вымышленные ситуации, случаи оговора, патологических фантазий, лжи (особенно в ситуациях с сексуальной составляющей), субъективные интерпретации и эмоциональные оценки, прояснить следующие аспекты:

факты, подтверждающие наличие жестокого обращения (травли) среди сверстников

(обратить внимание на признаки травли);

его длительность;

его характер (физический, психологический, смешанный, финансовый);

что конкретно происходило, в каких формах выражалось, кто в этом принимал участие;

участники (инициаторы и исполнители);

мотивация участников к происходящему;

свидетели и их отношение к происходящему;

поведение пострадавшего;

динамика всего происходящего;

прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученная информация сопоставляется с анамнезом жизни пострадавшего ребенка (особенно важны любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого им в прошлом насилия, в частности, травли).

При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта жестокого обращения, так и его последствий.

3 Этап. Резюмирование и составление плана действий.

4 Этап. Обязательное формирование команды специалистов, которая будет

работать со случаями жестокого обращения и травли: педагоги (классные руково-дители), социальный педагог (желательно, чтобы команда специалистов действо-

вала на постоянной основе и владела максимально полной информацией о травле).

5 Этап. Принятие экстренных мер по защите пострадавшего от дальнейшей агрессии.

6 Этап. Решение вопроса о привлечении родителей

7 Этап. Обсуждение программы помощи и профилактики с коллегами и ад-

министрацией образовательной организации.

8 Этап. Проведение индивидуальной (и/или групповой) работы с участниками инцидента, их родителями и педагогами.

9 Этап. Динамическое наблюдение (совместно с классным руководителем, социальным педагогом) нормализации обстановки в классе (группе) и отсутствие повторных проявлений насилия со стороны обидчиков (или других обучающихся класса) в отношении потерпевшего (или других лиц).

10 Этап. Фиксация принятых мер, оказанной помощи и достигнутых результатах в журнале учета случаев насилия по завершению работы с инцидентом.

Порядок работы с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения

Этап 1. Подготовительный.

Перед началом работы с ребенком соберите как можно больше информации о

ситуации, ребенке (подростке) и его семье

Этап 2. Налаживание контакта.

Представьтесь, помогите ребенку (подростку) преодолеть страх и настороженность. Например, спросите, как у него настроение, как прошел день, предложи-

те рассмотреть кабинет, выбрать себе удобное место и т.д.).

Этап 3. Объяснение цели и процедуры.

Поговорите с ребенком (подростком) о цели вашей встречи, в том числе о необходимости говорить правду, в соответствии с уровнем развития ребенка. Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, которые могут оказать ему поддержку. Предоставьте возможность ребенку (подростку) в определенной мере контролировать беседу: просить перерыв, переспрашивать и т.п.

Этап 4. Воссоздание обстоятельств произошедшего.

Дайте возможность ребенку (подростку) сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить по этому рисунку рассказ. Сначала предоставьте возможность свободного повествования, а когда ребенок (подросток) закончит свой рассказ, задайте уточняющие вопросы для сбора недостающей информации, касающиеся обстоятельств жестокого обращения и отношения ребенка к произошедшему. Выслушайте его рассказ внимательно, проявите терпение, постарайтесь сдержать свои эмоции. При этом не следует интерпретировать рисунок; лучше обсудить реальные факты, задавая вопросы фактологического характера:

А это что?

Что это значит?

Что он(ты) сделал?

Как он(ты) себя повел?

Как он(ты) ответил?

Что происходило дальше?

Кто в этом принимал участие? Как?

С первоклассниками и инфантильными детьми по этому принципу можно

работать с помощью кукол.

Во время беседы:

используйте открытые вопросы, простые слова, имена собственные и названия мест вместо местоимений;

избегайте: вопросов, на которые можно дать односложный ответ; специальных терминов, грамматически сложных вопросов; концентрации на самых травматических моментах, вопросов «почему?»;

свяжите вопросы относительно времени с конкретными событиями и занятиями ребенка.

Если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, возвращайтесь

отдельно к тому или иному эпизоду.

Будьте готовы к взрыву эмоций ребенка(подростка), дайте ему эмоционально

отреагировать произошедшее, дайте почувствовать вашу поддержку, защитите от избыточных эмоций.

При опросе по поводу сексуального насилия определите вместе с ребенком

(подростком), как он называет различные части тела. В дальнейшем в своих вопросах используйте его обозначения.

В ходе беседы следует выяснить следующую информацию:

факты насилия в отношении несовершеннолетнего и (или) пренебрежения основными нуждами ребенка со стороны родителей (законных представителей); продолжительность, регулярность и тяжесть жестокого обращения; обстоятельства выявления жестокого обращения (кто и при каких обстоятельствах обратился за помощью);

отношение ребенка и его окружения к произошедшему;

кто из ближайшего окружения ребенка знал о фактах жестокого обращения

(если жалобы были, каков был результат, какая поддержка была оказана);

актуальное эмоциональное и физическое состояние ребенка (считает ли ребе-

нок, что его жизни и здоровью угрожает непосредственная опасность).

Этап 5. Завершающий.

Ответьте на все вопросы, возникшие у ребенка (подростка), скажите, что Вы

ему верите и, что он поступил правильно, рассказав Вам о произошедшем и что произошедшее с ним – это не его вина. Объясните ему, какими будут Ваши следующие шаги. Помогите ребенку в построении текущей жизни. Обучите способам совладания со стрессом в будущем. Заверьте ребенка (подростка) в том, что Вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его безопасность, но при этом не давайте обещаний, которые не сможете сдержать. Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах (дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги). Поблагодарите ребенка за участие вне зависимости от результатов беседы.

Этап 6. Реабилитационный.

Поговорите с родителями ребенка (подростка), покажите им письменное объяснение ребенка – обидчика (-ов) с целью разъяснения возможных причин и последствий такого поведения со стороны несовершеннолетнего (-их), проинформируйте о формах дальнейшей работы с их ребенком и мерах, которые будут приняты к обидчикам.

Составьте план индивидуальной реабилитации ребенка (подростка) в зависимости от тяжести случая жестокого обращения, включающий восстановление его статуса в группе сверстников, повышение самооценки, снятие страхов и обучение методам психологической защиты (при наличии согласия родителей). При отсутствии согласия родителей, составьте план групповой работы с классом (классами), включая участие в мероприятиях пострадавшего и обидчика.

Если в классе появляются подобные инциденты, значит принципиально важно меняться не только детям, но и педагогам, менять стиль взаимодействия, систему поощрений и наказаний, организовывать новые виды деятельности детей, вместе с ними разрабатывать правила общежития, обеспечивающие безопасность всем.

Порядок работы с ребенком-агрессором

Этап 1. Подготовительный.

Подготовьте помещение. Важно будет задокументировать беседу с ребенком

(подростком) любым доступным способом (протокол, запись на диктофон и т.д.).

Этап 2. Объяснение цели и процедуры.

Представьтесь. Сообщите о цели вашей встречи. Говорите ясно и предметно

по теме, сохраняя спокойный тон.

Этап 3. Получение информации об обстоятельствах случая.

Проведите беседу с ребенком (подростком) – агрессором либо предложите

ему письменно отписать все случившееся (важно узнать, его восприятие инцидента, описание и объяснение своего поведения и его мотивов). Также для объяснения, происходившего можно использовать рисуночные техники – предложите нарисовать, что конкретно происходило, кто участвовал, как это выглядело. При опросе важно уделять внимание не интерпретациям рисунка, а фактам, отраженным в рисунке:

Что произошло?

О чем ты думал, когда это делал?

Что ты думаешь об этом после, сейчас?

На кого повлияло то, что ты сделал? Каким образом?

Как ты считаешь, что тебе необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию?

Как можно сделать так, чтобы подобная ситуация не повторилась?

В ходе беседы задавайте больше открытых вопросов, начинающихся с вопросительных слови требующих развернутого ответа:

Кто там был?

Кто что делал?

Как это выглядело?

Что происходило?

Как он(ты) себя повел?

Как он(ты) ответил?

Что происходило дальше?

Кто в этом принимал участие? Как?

вместо вопроса «почему?» используйте вопросы «зачем?», «чего ты хотел, когда это делал?», «с какой целью ты это делал», которые проясняют мотивацию ребенка (подростка) и помогают определить дальнейшие формы работы психолога с ним).

Задавайте вопросы по одному, давая ребенку (подростку) время на обдумывание ответа (когда вопросов много подряд, непонятно, на какой отвечать).

Важно, чтобы ребенок (подросток) признал, какие именно действия он совершал в отношении пострадавшего: «Что конкретно ты делал NN?».

Сконцентрируйте обсуждение не на личностях пострадавшего и самого обидчика, а на насильственных действиях (независимо от того, кто их совершил и по какой причине) и недопустимости издевательств, применения силы и психологического давления в любой ситуации.

Будьте готовы к тому, что ребенок (подросток) будет применять различные

стратегии, чтобы оправдать себя! Если ребенок (подросток) заявляет, что это была шутка, обратите его внимание при обсуждении данного случая на то, что это несмешно. Если он прикрывается игровой формой, зафиксируйте, кто ещё из детей принимал участие в такой «игре».

При активном запирательстве или использовании стратегии оправдания, сообщите, что Вам известно, что он участвовал в этом и он (дата, время) сделал следующее ____________ (при этом не допускайте никаких дискуссий и не принимайте никаких оправданий). Несмотря на все это (приведенные оправдания) то, что ты делаешь, является умышленным покушением на душевное здоровье человека! Это не допускается законом и людьми, и наказуемо. И вы не будете терпеть подобные вещи в вашей школе, ни сейчас, ни в будущем!».

Возможные стратегии оправдания:

стремление заглушить или смягчить чувство вины («другие тоже это делали!

Но я ведь только…!»);

стремление освободиться от чувства вины, привлекая в качестве оправдания

«неадекватное» поведение жертвы («Он сам начал! Он сам виноват! Да вы знаете, что он делал?»);

приписывание жертве недостатков и объявление их причиной своих агрессивных действий («но он же тупой (отстойный, вонючий и т.д.)»;

придумывание «аргументов» в свое оправдание («сам напросился», «надо отвечать, когда спрашивают»);

привлечение более высоких инстанций («он оскорбил мою мать /семью

/друзей»)

Этап 5. Выявление мотивации к изменению

Объясните, что он нарушил правила поведения, и укажите меру ответственности за содеянное.

Говорите о последствиях для него самого, а не для пострадавшего (так как

агрессивным детям трудно сопереживать и проявлять эмпатию).

Попытайтесь выяснить его мотив к изменениям: Что для него важно. Для чего он будет менять свое поведение.

Постарайтесь сделать обидчика вашим партнером в борьбе против жестокого

обращения (травли) - зафиксируйте его ответы на вопросы:

- что ты можешь сделать для того, чтобы прекратить травлю против …….

(имя жертвы)?

- что ты можешь сделать, если заметишь, что другие занимаются травлей?

(при сопротивлении апеллируйте к его ответственности).

Обсудите возможности компенсации причинённого вреда (письменное, лич-

ное или публичное извинение, возмещение материального ущерба). Например, поменяться учебниками, если им был нанесен урон.

Закрепите результат, сообщив ребенку (подростку), что Вы хотите видеть его

в качестве партнера в борьбе против жестокости (травли).

Проинформируйте, что на протяжении (указать промежуток времени) он будет находиться под наблюдением.

6 Этап. Коррекционный

Поговорите с родителями, покажите им письменное объяснение ребенка с це-

лью разъяснения возможных причин и последствий такого поведения со стороны

несовершеннолетних, а также информирования о формах дальнейшей работы с ним. Предостерегите родителей от попыток силой и угрозами добиться прекращения насильственных действий со стороны своего ребенка. Сразу же предложить план действий, чтобы не допустить новых конфликтов.

Составьте план индивидуальной коррекционной работы по выявлению причин агрессивного поведения и его изменению, обучению способам контроля над гневом (при наличии согласия родителей).

Если обидчиков было несколько

1. Необходимо побеседовать отдельно с каждым членом группы и получить от них письменное изложение инцидента и предшествовавших инциденту событий или подобных случаев.

2. Объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное.

3. Собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед дру-

гими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе. Предупредите, что никто из них не должен рассказывать в классе, о чем с ними беседовали.

4. Подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы со-

бираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?».

5. Поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят с целью разъяснения возможных причин и последствий такого поведения со стороны несовершеннолетних, а также информирования о формах дальнейшей работы с ними. Предостеречь родителей от попыток силой и угрозами добиться прекращения насильственных действий со стороны своего ребенка. Сразу же предложить план действий, чтобы не допустить новых конфликтов.

6. Составить план коррекционной работы по изменению поведения и обучению способам контроля над гневом (при наличии согласия родителей). При отсутствии согласия родителей, составьте план групповой работы с классом (классами), включая участие в мероприятиях пострадавшего и обидчика.

В случае, если обидчик (обидчики) действуют осознанно и преднамеренно,

изощренно и с особой жестокостью:

организуйте обсуждение его поведения на комиссии по работе с инцидентом

(Совете по профилактики, где ребенок (подросток) будет предупрежден о применении к нему дисциплинарных мер, предусмотренных правилами образовательной организации);

проведите беседу с родителями обучающегося, порекомендуйте проконсуль-

тироваться у медицинского психолога (или психиатра);

проведите диагностику причин девиантного поведения (при согласии родите-

лей) и составьте план коррекционной работы по изменению поведения;

Методы и приемы работы с классным руководителем и классом /

группой по устранению травли (по Петрановской Л.В.)

Прием «Поставьте себя на место жертвы» [49] при организации беседы

педагогом и классным коллективом:

«Вот вы приходите в школу (на работу). Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору – сзади доносятся смешки и шепот. Вы приходите в класс (на педсовет), садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы хотите сдать домашнюю работу и обнаруживаете, что ее кто-то исчеркал (Вы начинаете контрольную – и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер). Вы хотите заглянуть в свой дневник (еже-

дневник) – его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног на страницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: «Нужно уметь ладить с товарищами (коллегами)!» Ваше самочувствие?

Как долго вы сможете это выдержать?».

Педагогам важно понять, что в произошедшем есть большая доля их ответственности и принципиально важно меняться не только детям, но и им, менять систему приоритетов, ценностей, может быть, стиль взаимодействия, систему поощрений и наказаний, организовать новые виды деятельности детей, вместе с ними разрабатывать правила общежития, обеспечивающие безопасность всем (и жертвам, и преследователям, и сотрудникам);

донести до обучающихся мысль, что травля – это групповое явление, одна из

форм поведения группы, дать однозначную оценку этому явлению: «Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, кто-то кому-то может казаться совсем неправильным, но это не повод обижать и травить друг друга. Разумные люди способны научиться быть и работать вместе». Побудить учащихся к совместному решению проблемы: проблема общая, давайте вместе ее решать.

Прием «Мой вклад в «болезнь» класса / группы».

Предложить детям оценить, каков их личный вклад в болезнь класса под

названием «травля»: 1 балл – это «я никогда в этом не участвую», 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Например, пусть все напишут на листах – сколько баллов они поставили бы себе и одновременно поднимут их. При этом ни в коем случае нельзя уличать агрессоров, поставивших себе низкие баллы. Наоборот, следует акцентировать внимание на том, все в классе/группе (или почти все) считают, что жестокое обращение (травля) – это плохое и недопустимое явление. Таким образом, моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, а оценкой самих детей. Если же дети просто прогнутся под формальные требования педагога, результат не будет прочным.

Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить договор

(работа проводится совместно с классным руководителем). Вместе с детьми формулируются, обсуждаются, принимаются путем голосования, письменно закрепляются в виде договора (с подписями каждого учащегося) и вывешиваются на видное место правила жизни в классе. Если правила, кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.

Пример правил:

У нас никто не выясняет отношения кулаками.

У нас не оскорбляют друг друга.

У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся – их разнимают или тут же сообщают взрослым».

«Если мы видим, что невольно задели и обидели человека, то немедленно

прекращаем делать то, что мы делали».

Приемы «Счетчик травли» и «график температуры в классе», как формы

мониторинга и поддержки позитивных изменений [28].

Очень важно отслеживать изменения в классе на протяжении не менее 3- х

месяцев. Классный руководитель должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать «счетчик травли»: какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, какой сегодня был день. А также сделать «график температуры в классе». На первых порах раз в неделю обсуждать полученные результаты и способы улучшения показателей. При этом главная роль должна отводиться детям – педагог участвует в обсуждении только как модератор. Также очень важно озвучивать все позитивные изменения и хвалить ребят за это. Для поддержания позитивных изменений можно делать коллажи про «хронику выздоровления», ставить

спектакли, сочинять сказки и т.д.

Методика «Альпинист» [8]

В ней происходит наглядное определение степени сплоченности коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Алгоритм действий педагогов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

Педагоги школы должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему...

Памятка для педагогов "Выявление признаков жестокого обращения с детьми"

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Тульский областной центр образования»     Памятка для классных руководителей и воспитателей по выявлен...

«Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения»

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений по выявлению случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения....