Памятка для педагогов "Выявление признаков жестокого обращения с детьми"
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Государственное образовательное учреждение
Тульской области «Тульский областной центр образования»
Памятка для классных руководителей и воспитателей по выявлению жестокого обращения с детьми
Подготовил: педагог-психолог
Евсюнина А.А.
Признаки поведения и соматического состояния детей, переживших насилие
Виды насилия | Особенности внешнего вида, характер травм | Особенности поведения |
Физическое насилие | - Множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах, кровоизлияния в глазное яблоко. - У детей раннего возраста обезвоживание, синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли. - Задержка физического развития (отставание в весе и росте). - Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь). | В возрасте: - от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес. - от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. - от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности. - от 3 до 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам. - младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой. - подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков. |
Сексуальное насилие или развращение | - Повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер; - Следы спермы на одежде, коже; - Заболевания, передающиеся половым путем; - Беременность; - Повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей; - Резкие изменения веса; - Вагинальные или анальные кровотечения; - Психосоматические расстройства. | - Дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства. - Младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой. - Подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, жалобы на боли в животе. |
Психическое (эмоциональное) насилие | - Задержка физического и умственного развития; - Нервный тик; - Энурез; - Соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.). | - Беспокойство или тревожность; - Нарушение сна; - Длительно сохраняющееся подавленное состояние; - Агрессивность; - Склонность к уединению; - Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; - Угрозы или попытки самоубийства; - Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; - Плохая успеваемость; - Низкая самооценка; - Нарушение аппетита. |
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) | - Утомленный, сонный вид, опухшие веки; - Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; - Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); - Задержка роста или общее отставание в физическом развитии; - Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке; - Выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание у грудных детей; - Частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями; - Многократная госпитализация в отделения скорой помощи; - Повторные повреждения от случайных травм или отравлений. | - Постоянный голод/ жажда; - Кража пищи; - Стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений; - Подавленное настроение, апатия; - Пассивность; - Агрессивность и импульсивность; - Деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; - Неумение общаться с людьми, дружить; - Неразборчивое дружелюбие; - Регрессивное поведение; - Мастурбация; - Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; - Низкая самооценка. |
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявления жестокости по отношению к ребенку:
- Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
- Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- Обвинение в травмах самого ребенка;
- Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- Рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и др.)
Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.
Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.
- Социальные проблемы семьи
- Неполная или многодетная семья;
- Семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
- Семьи с приемными детьми;
- Наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
- Социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
- Стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
- Использование физического и психического насилия в качестве наказания;
- Юные родители с неадекватными родительскими навыками;
- Низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
- Родители со статусом беженцев в результате межнациональных конфликтов
- Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:
- Психические заболевания (психоз, депрессия);
- Критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
- Умственная отсталость;
- Недостаточный самоконтроль или импульсивность;
- Наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
- Родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:
- Нежеланный ребенок;
- Наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
- Низкая масса тела при рождении, недоношенность;
- Врожденные уродства;
- Нелюбимый ребенок в семье;
- Сходство с нелюбимым родственником;
- Нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
- Высокоодаренный или талантливый ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_vyyavlenie_priznakov_zhestokogo_obrashcheniya.pdf | 588.45 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Памятка для родителей "Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка. Признаки. Ответственность. "
Памятка для родителей "Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка. Признаки. Ответственность. "...
Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)
Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...
Памятка для родителей "Синдром жестокого обращения с детьми"
Памятка для родителей "Синдром жестокого обращения с детьми"...
Буклет-памятка для родителей о жестоком обращении с детьми.
Буклет-памятка для родителей о жестоком обращении с детьми....
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...