Памятка для педагогов "Выявление признаков жестокого обращения с детьми"
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Государственное образовательное учреждение

Тульской области «Тульский областной центр образования»

 

 

 

 

 

Памятка для классных руководителей и воспитателей по выявлению жестокого обращения с детьми

 

 

 

Подготовил: педагог-психолог

Евсюнина А.А.

 

 

Признаки поведения и соматического состояния детей, переживших насилие

Виды насилия

Особенности внешнего вида, характер травм

Особенности поведения

Физическое насилие

- Множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах, кровоизлияния в глазное яблоко.

- У детей раннего возраста обезвоживание, синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли.

- Задержка физического развития (отставание в весе и росте).

- Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

В возрасте:

от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

от 6 месяцев до 1,5 лет:

боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

от 1,5 до 3 лет:

боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

от 3 до 6 лет:

примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой.

подростковый возраст:

побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие или развращение

- Повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

- Следы спермы на одежде, коже;

- Заболевания, передающиеся половым путем;

- Беременность;

- Повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

- Резкие изменения веса;

- Вагинальные или анальные кровотечения;

- Психосоматические расстройства.

Дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства.

Младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой.

Подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, жалобы на боли в животе.

Психическое (эмоциональное) насилие

- Задержка физического и умственного развития;

- Нервный тик;

- Энурез;

- Соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

- Беспокойство или тревожность;

- Нарушение сна;

- Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- Агрессивность;

- Склонность к уединению;

- Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

- Угрозы или попытки самоубийства;

- Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- Плохая успеваемость;

- Низкая самооценка;

- Нарушение аппетита.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)

- Утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

- Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

- Выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание у грудных детей;

- Частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

- Многократная госпитализация в отделения скорой помощи;

- Повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

- Постоянный голод/ жажда;

- Кража пищи;

- Стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений;

- Подавленное настроение, апатия;

- Пассивность;

- Агрессивность и импульсивность;

- Деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

- Неумение общаться с людьми, дружить;

- Неразборчивое дружелюбие;

- Регрессивное поведение;

- Мастурбация;

- Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

- Низкая самооценка.

 

 

 

 

 

 

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявления жестокости по отношению к ребенку:

  1. Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
  2. Позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  3. Обвинение в травмах самого ребенка;
  4. Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
  5. Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  6. Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  7. Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
  8. Рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  9. Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и др.)

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

  1. Социальные проблемы семьи
  • Неполная или многодетная семья;
  • Семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • Семьи с приемными детьми;
  • Наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • Социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • Стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • Использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • Юные родители с неадекватными родительскими навыками;
  • Низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • Родители со статусом беженцев в результате межнациональных конфликтов
  1. Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:
  • Психические заболевания (психоз, депрессия);
  • Критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • Умственная отсталость;
  • Недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • Наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • Родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:

  • Нежеланный ребенок;
  • Наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • Низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • Врожденные уродства;
  • Нелюбимый ребенок в семье;
  • Сходство с нелюбимым родственником;
  • Нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • Высокоодаренный или талантливый ребенок.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pamyatka_vyyavlenie_priznakov_zhestokogo_obrashcheniya.pdf588.45 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Памятка для родителей "Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка. Признаки. Ответственность. "

Памятка для родителей "Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка. Признаки. Ответственность. "...

Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)

Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...

Памятка для родителей "Синдром жестокого обращения с детьми"

Памятка  для родителей "Синдром жестокого обращения с детьми"...

Буклет-памятка для родителей о жестоком обращении с детьми.

Буклет-памятка для родителей о жестоком обращении с детьми....

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...