АЛГОРИТМ раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения и анализа
консультация по психологии

В данной статье представлен алгоритм выявления суицидальных намерений. Важно помнить, что просто наличие маркеров суицидального поведения самих по себе (одного или нескольких) абсолютно не показатель того, что у ребенка имеются суицидальные намерения. Более того, возможны ситуации, когда при наличии 5-6 маркеров, суицидальных намерений у ребенка нет.

Также важно помнить, что наблюдение и последующий анализ – единственный метод раннего выявления, который имеет минимальную погрешность.

Ситуация-катализатор, которая может стать «последней каплей», внезапно спровоцировать суицид, есть у каждого ребенка (как и у взрослого) с любой степенью суицидальной готовности. Педагогу важно знать о таких ситуациях в жизни детей, которые находятся в группе суицидального риска, и иметь представление, как можно такие ситуации предотвратить или минимизировать их разрушительное воздействие на психику ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат» Благовещенского района Алтайского края

АЛГОРИТМ

раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения и анализа

Подготовила педагог-психолог:

Струцкая С.В.

  1. Анализируем наличие / отсутствие маркеров суицидального поведения.
  2. Анализируем внешние проявления в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
  3. Анализируем способность ближайшего окружения помочь в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
  4. Анализируем взаимоотношения ребенка в референтной (значимой для него) группе.
  5. Анализируем психическое состояние ребенка в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
  6. Анализируем адекватность оценивания ребенком в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ситуации, в которой он находится.
  7. Анализируем наличие зависимостей (алкогольной, табачной, иной, включая игроманию, зависимость от очень значимого человека в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ).
  8. Анализируем, есть ли в жизни ребенка ситуация, которая может стать катализатором в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ (если она есть – обдумываем, как нейтрализовать ее, уменьшить негативное воздействие).

Важно помнить, что просто наличие маркеров суицидального поведения самих по себе (одного или нескольких) абсолютно не показатель того, что у ребенка имеются суицидальные намерения. Более того, возможны ситуации, когда при наличии 5-6 маркеров, суицидальных намерений у ребенка нет.

Также важно помнить, что наблюдение и последующий анализ – единственный метод раннего выявления, который имеет минимальную погрешность.

Ситуация-катализатор, которая может стать «последней каплей», внезапно спровоцировать суицид, есть у каждого ребенка (как и у взрослого) с любой степенью суицидальной готовности. Педагогу важно знать о таких ситуациях в жизни детей, которые находятся в группе суицидального риска, и иметь представление, как можно такие ситуации предотвратить или минимизировать их разрушительное воздействие на психику ребенка.

Катализаторы (ситуации – провокаторы суицида)

Катализаторы – это ВСЕ (любые) ситуации, которые могут привести ребенка к ощущению крайней степени безысходности, глубокого отчаяния.

Наиболее частые ситуации-катализаторы:

  • Затяжной буллинг;
  • Проблема + отсутствие поддержки со стороны значимых людей;
  • Проблема + неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • Резкая смена социального статуса;
  • Внезапные неудачи;
  • Острое переживание ситуации позора, унижения, особенно публичного;
  • Внезапные изменения в жизни (потеря значимого человека);
  • Страх наказания;
  • Длительное ожидание (страх) неудачи + заниженная или завышенная самооценка;
  • Затяжной или наоборот внезапный, острый конфликт с друзьями, сверстниками, значимыми людьми.

Маркеры (признаки) суицидального поведения

  1. Раздаривание любимых, значимых вещей;
  2. Резкие изменения в поведении (то эйфория, то отчаяние) на фоне неизменной социальной ситуации;
  3. Примирение с врагами, обидчиками;
  4. Рисунки, фото кладбищ, изображений умерших, человека-суицидента;
  5. Разговоры о собственной ненужности, прямые или косвенные высказывания о нежелании жить;
  6. Обсуждение вариантов ухода из жизни;
  7. Потеря перспективы будущего;
  8. Отрицание проблем;
  9. Несвойственная тяга к уединению.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ

(по предупреждению суицидальных попыток среди подростков)

Сигналы суицидального риска

Ситуационные сигналы:

- Смерть любимого человека;

- Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства);

- Сексуальное насилие;

- Нежелательная беременность;

- «Потеря лица» (позор, унижения).

Поведенческие сигналы:

- Наркотическая и алкогольная зависимость;

- Уход из дома;

- Самоизоляция от других людей и жизни;

- Резкое снижение поведенческой активности;

- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

- Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

- Частное прослушивание траурной или печальной музыки;

- «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).

Эмоциональные сигналы:

- Поиск пути к смерти и желание жить одновременно;

- Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

-Переживание горя.

Коммуникативные сигналы:

-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное). Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения.

Помощь при потенциальном суициде

Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.

Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.

Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет).

Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.

Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проективных методов и методик в исследовании суицидальных намерений и детей и подростков

При диагностике этого явления психолог, прежде всего, сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исс...

Семинар "Профилактика депрессивных и суицидальных намерений у подростков"

Тема семинара актуальна по здоровьесбережению детей и в рамках реализации плана по суицидам в ОУ....

Алгоритм действий при выявлении суицидальной личности.

Буклет для классных руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов...

Алгоритм действий педагогов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

Педагоги школы должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

ПРОГРАММА «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ» по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению

Программа "Ценность жизни направлена на организацию работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся по раннему выявлению и сопровождению д...