АЛГОРИТМ раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения и анализа
консультация по психологии
В данной статье представлен алгоритм выявления суицидальных намерений. Важно помнить, что просто наличие маркеров суицидального поведения самих по себе (одного или нескольких) абсолютно не показатель того, что у ребенка имеются суицидальные намерения. Более того, возможны ситуации, когда при наличии 5-6 маркеров, суицидальных намерений у ребенка нет.
Также важно помнить, что наблюдение и последующий анализ – единственный метод раннего выявления, который имеет минимальную погрешность.
Ситуация-катализатор, которая может стать «последней каплей», внезапно спровоцировать суицид, есть у каждого ребенка (как и у взрослого) с любой степенью суицидальной готовности. Педагогу важно знать о таких ситуациях в жизни детей, которые находятся в группе суицидального риска, и иметь представление, как можно такие ситуации предотвратить или минимизировать их разрушительное воздействие на психику ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/pedagogam_algoritm.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат» Благовещенского района Алтайского края
АЛГОРИТМ
раннего выявления суицидальных намерений методом наблюдения и анализа
Подготовила педагог-психолог:
Струцкая С.В.
- Анализируем наличие / отсутствие маркеров суицидального поведения.
- Анализируем внешние проявления в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
- Анализируем способность ближайшего окружения помочь в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
- Анализируем взаимоотношения ребенка в референтной (значимой для него) группе.
- Анализируем психическое состояние ребенка в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
- Анализируем адекватность оценивания ребенком в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ситуации, в которой он находится.
- Анализируем наличие зависимостей (алкогольной, табачной, иной, включая игроманию, зависимость от очень значимого человека в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ).
- Анализируем, есть ли в жизни ребенка ситуация, которая может стать катализатором в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ (если она есть – обдумываем, как нейтрализовать ее, уменьшить негативное воздействие).
Важно помнить, что просто наличие маркеров суицидального поведения самих по себе (одного или нескольких) абсолютно не показатель того, что у ребенка имеются суицидальные намерения. Более того, возможны ситуации, когда при наличии 5-6 маркеров, суицидальных намерений у ребенка нет.
Также важно помнить, что наблюдение и последующий анализ – единственный метод раннего выявления, который имеет минимальную погрешность.
Ситуация-катализатор, которая может стать «последней каплей», внезапно спровоцировать суицид, есть у каждого ребенка (как и у взрослого) с любой степенью суицидальной готовности. Педагогу важно знать о таких ситуациях в жизни детей, которые находятся в группе суицидального риска, и иметь представление, как можно такие ситуации предотвратить или минимизировать их разрушительное воздействие на психику ребенка.
Катализаторы (ситуации – провокаторы суицида)
Катализаторы – это ВСЕ (любые) ситуации, которые могут привести ребенка к ощущению крайней степени безысходности, глубокого отчаяния.
Наиболее частые ситуации-катализаторы:
- Затяжной буллинг;
- Проблема + отсутствие поддержки со стороны значимых людей;
- Проблема + неуверенность в себе, низкая самооценка;
- Резкая смена социального статуса;
- Внезапные неудачи;
- Острое переживание ситуации позора, унижения, особенно публичного;
- Внезапные изменения в жизни (потеря значимого человека);
- Страх наказания;
- Длительное ожидание (страх) неудачи + заниженная или завышенная самооценка;
- Затяжной или наоборот внезапный, острый конфликт с друзьями, сверстниками, значимыми людьми.
Маркеры (признаки) суицидального поведения
- Раздаривание любимых, значимых вещей;
- Резкие изменения в поведении (то эйфория, то отчаяние) на фоне неизменной социальной ситуации;
- Примирение с врагами, обидчиками;
- Рисунки, фото кладбищ, изображений умерших, человека-суицидента;
- Разговоры о собственной ненужности, прямые или косвенные высказывания о нежелании жить;
- Обсуждение вариантов ухода из жизни;
- Потеря перспективы будущего;
- Отрицание проблем;
- Несвойственная тяга к уединению.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ
(по предупреждению суицидальных попыток среди подростков)
Сигналы суицидального риска
Ситуационные сигналы:
- Смерть любимого человека;
- Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства);
- Сексуальное насилие;
- Нежелательная беременность;
- «Потеря лица» (позор, унижения).
Поведенческие сигналы:
- Наркотическая и алкогольная зависимость;
- Уход из дома;
- Самоизоляция от других людей и жизни;
- Резкое снижение поведенческой активности;
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
- Частное прослушивание траурной или печальной музыки;
- «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).
Эмоциональные сигналы:
- Поиск пути к смерти и желание жить одновременно;
- Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
-Переживание горя.
Коммуникативные сигналы:
-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное). Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения.
Помощь при потенциальном суициде
Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет).
Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проективных методов и методик в исследовании суицидальных намерений и детей и подростков
При диагностике этого явления психолог, прежде всего, сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исс...
Семинар "Профилактика депрессивных и суицидальных намерений у подростков"
Тема семинара актуальна по здоровьесбережению детей и в рамках реализации плана по суицидам в ОУ....
Алгоритм действий при выявлении суицидальной личности.
Буклет для классных руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов...
Алгоритм действий педагогов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними
Педагоги школы должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Беседа для учителей "Профилактика суицидальных тенденций у детей. Алгоритм действия классного руководителя по предупреждению суицидальных намерений, среди несовершеннолетних"
Профилактика суицидальных тенденций...
ПРОГРАММА «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ» по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению
Программа "Ценность жизни направлена на организацию работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся по раннему выявлению и сопровождению д...