Тренинг "Ты не один".
методическая разработка по психологии (9 класс)

Проблема суицидов среди школьников в наши дни актуальна как никогда, и с этим надо бороться. За последнее десятилетие отмечается увеличение количества самоубийств среди молодежи примерно в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

Я предлагаю тренинг для психологов как  первичную профилактику суицидального поведения, чтобы сформировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость, осознавать ценность жизни; развить навыки взаимодействия, общения, сплочение коллектива, научить детей просить о помощи и оказывать помощь другим.

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ty_ne_odin._ivanova_a.n.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г. Бирюсинска

Конспект тренинга

в 9 классе.

Тема: «Ты не один».

Подготовила

педагог-психолог: Иванова А.Н.

   Цель - первичная профилактика суицидального поведения.

   Задачи:

  1. Сформировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость, осознавать ценность жизни.
  2.  Развить навыки взаимодействия, общения, сплочение коллектива.
  3.  Научить детей просить о помощи и оказывать помощь другим.

   Актуальность занятия:

Проблема суицидов среди школьников в наши дни актуальна как никогда, и с этим надо бороться. За последнее десятилетие отмечается увеличение количества самоубийств среди молодежи примерно в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

Ход занятия.

Жизнь дана на добрые дела. Жизнь – это дар, его надо ценить.

Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!

    Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем занятии. Давайте и мы с вами создадим на протяжении всего занятия хорошее настроение, и тогда у нас всё получится.

Правила группы (обговариваем перед началом).

  • Активность
  • Искренность
  • Доверие
  • Ответственность
  • Вежливость
  • «тут и сейчас»
  • Коммуникабельность
  • Доброжелательность
  • «стоп»

  1. Упражнение- знакомство «Назови свое имя».

Инструкция. «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите сове имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу».

После проведения этого упражнения можно провести обсуждение.


2. Упражнение «Похвались соседом».

Цели: повышение самооценки подростков; возможность получения позитивной обратной связи от сверстников.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации.

Подростки по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает его молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.

Вам понравилось это упражнение?  Почему?  Что нового вы узнали друг о друге?  Были комплименты одинаковыми или разными?  Почему разные? 

- Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

3.Притча «Горящие шалаши»

Цель: Развитие навыка стрессоустойчивости.

Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении, и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.

Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем, и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё. Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?».

Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь.

— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей.

— Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они.

Вывод: «Зачастую мы не обращаемся за помощью к другим, потому что стесняемся, боимся, что нам откажут, не хотим обременять людей. Но открою вам секрет: многие люди действительно хотят помочь вам и ,при этом, сами получат удовольствие от своей помощи, почувствовав себя значимым, нужным, компетентным. Не лишайте других удовольствия помочь вам!»

4. Разминка. “Капкан или замкнутый круг”.

Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?  Представьте, что те, кто стоит в центре — люди. А кто образует круг — это капкан. Каким он будет? Сцепите руки. Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами. Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия)

Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга

Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди? О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?

Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется.

5.  Ситуации из жизни.

   Человек живёт в обществе, его окружают люди, и нужно уметь обратиться за помощью и знать, кто может оказать её. Давайте подумаем, кто (люди,  организации) может помочь человеку в следующих жизненных ситуациях  (психолог записывает на доске всех, кого называют дети, при необходимости дополняет)

- В школе сильно заболела голова

- Ребёнок потерялся в городе

- Поссорился с другом

- Украли мобильный телефон

- Не понял новую тему по математике

- Не записал домашнее задание

- Обижают одноклассники

- Унижают и бьют родители

- Конфликт с учителем

- Изнасилование

- Проиграл много денег

- Бросил любимый человек

- Поймали с вейпом  в школе

- Нашел  новый, дорогой телефон

- Поломал чужой телефон

- Друг в сильном алкогольном опьянении

- Упал в обморок

- Пожар в школе

- Стрельба в школе

Ребята, вокруг вас есть большое количество людей, готовых прийти на помощь. Напишите, пожалуйста, к кому из перечисленных людей вы обратились бы за помощью в первую очередь, а к кому не обратились бы ни в коем случае (диагностика отношений подростков с родителями, друзьями, учителями).

  1. Упражнение «Подари подарок»

Участники сидят в кругу. С помощью жестов необходимо подарить какой-либо предмет рядом сидящему.

Приятно получать подарки? А дарить?

7. Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Предлагаю одному из участников протянуть руку рядом сидящему со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

- Ребята, круг – это символ единства и сплоченности. И сейчас, образуя ”живой” круг, я предлагаю поделиться эмоциями и впечатлениями от занятия.

Каковы ваши впечатления? Какие моменты понравились на занятии? Что не понравилось?

Итог.

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодние шоу "ОДИН В ОДИН" для 7-11кл

Сценарийшоу «Один в один» 8-11 кл     Ведущий 1:Добрый  вечер дорогие друзья! Сегодня по-настоящему грандиозное, НОВОГОДНИЕ уникальное Шоу,  «Один в один»!    ...

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, посвященная Дню Защитника Отечества «ПАПА и СЫН, один в один!»

Конкурсная программа для учащихся начальных классов, посвященная Дню Защитника Отечества. В программе описаны конкурсы для мальчиков и их пап....

Сценарий новогоднего концерта "Один в один"

Сценарий концерта-конкурса с определением победителей. Ведущие Дедь Мороз и Снегурочка....

Шоу "Один в один"

quot;Один в один" -  поможет раскрыть таланты и познать свои способности...

Сценарий конкурсной программы "Один в один" конкурса пародий

Сценарий творческого мероприятияконкурса пародий "Один в один"для учащихся 5-7 классов...