Материал на конкурс "Педагогический дебют"
опыты и эксперименты по психологии

Рощупкина Кристина Александровна

Материалы на конкурс "Педагогический дебют"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konkursnye_materialy.zip61.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Тема: «Понятие о стрессе.

Приемы сохранения позитивного настроя и снятия напряжения».

Цель: познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Оборудование: раздаточный материал к упражнению «Эксперимент», старые загеты.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Формы проведения: практикум.

Участники: учащиеся 9 класса, педагог-психолог.

  1. Организационно – психологический момент.

Упражнение «Частичка тепла»

- Здравствуйте! Чтобы наше занятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.

А теперь приступим к нашему занятию.

  1. Ход занятия. Определение темы занятия и задач.
  1. Упражнение «Эксперимент»

Цель: смоделировать ситуацию, научить самообладанию в стрессовых ситуациях.

Инструкция: «Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его в тетрадь. Время выполнения задания – 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание – модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено».

Содержание задания:

«ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ

нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног»

Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вв выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время?»

  1. 1.Работа по достижению целей и задач занятия.  Мини-лекция о стрессе.

Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.

Информирование

Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:

  1. Реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, дыхание и сердцебиение, частые головные боли и боли в желудке, повышенное потоотделение, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.
  2. Фаза сопротивления. Делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Самая эффективная помощь в данный период – укрепление уверенности ребенка в себе.
  3. Реакция истощения. После длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В это время возрастает восприимчивость к заболеваниям, уменьшается запас жизненных сил, снижается уверенность.
  1. Практическая часть.
  1. Способы снятия нервно-психического напряжения.

 Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия напряжения.

Информирование

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.

        Способы снятия нервно-психического напряжения:

  • заняться спортом;
  • принять контрастный душ;
  • постирать белье вручную;
  • помыть посуду;
  • скомкать газету и выбросить ее;
  • порвать газету на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить в помойку;
  • «слепить» из газеты свое настроение;
  • закрасить газетный разворот;
  • громко спеть любимую песню;
  • покричать то громко, то тихо;
  • потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»;
  • погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в «коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой)».

  1. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: «Скомкать газетный лист, вложив в это занятие все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске».

Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

  1. Приемы релаксации.

Цель: познакомить с понятием релаксации.

Информирование

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, бывает достаточно расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Инструкция: «Наиболее простой способ – дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета – выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».

Обсуждение: «как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: научить справляться с тревогой, используя методы мышечной релаксации.

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько упражнений, основанных на расслаблении мышц:

  1. Дыхание: вдох (с надувание диафрагмы) – задержать дыхание – медленно выдохнуть через рот (3-5 раз).
  2. На вдохе поднять брови (удивиться) – задержать дыхание – медленно опустить брови на выдохе (3-5 раз).
  3. На вдохе зажмурить глаза – задержать дыхание – медленно открыть глаза на выдохе (3-5 раз).
  4. На вдохе растянуть улыбку (оскалиться) – задержать дыхание – медленно на выдохе убрать улыбку (3-5 раз).
  5. Руки зажать в «замок» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь – задержать дыхание – медленно расцепить руки на выдохе (3-5 раз).
  6. Делать одновременно упражнения 3), 4), 5).
  7. Сесть на краешек стула, спину выпрямить, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержать дыхание – медленно выдохнуть».

Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

  1.  Рефлексия

Цель: получение обратной связи о прошедшем занятии.

Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-дебют «Быть парикмахером хочу – пусть меня научат»

Классный час знакомит учащихся с общими понятиями  «профессия», «специальность». А также формирует ответственное отношение к выбору профессионального пути через получение информации о профессии п...

Мастер - класс "Шахматный дебют"

Триединство искусства, науки и спорта шахмат позволяет им быть широко использованными во внеклассной работе. Под флагом древней и мудрой игры  проводятся самые различные, а главное –...

Моя самопрезентация к конкурсу "Учитель Несветая 2013" в номинации "Педагогический дебют"

Самопрезентация - это один из этапов  конкурса "Учитель Несветая 2013"  в номинации "Педагогический дебют" .      Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги.Ва...

Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)

В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....

Методический семинар «Педагогический дебют», «Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М. Е. Евсевьева» Факультет истории и права.

«Формирование исследовательских  компетенций учащихся посредством проектной технологии».    Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектир...

Начальная стадия шахматной партии – дебют. Открытые дебюты.

Начальная стадия шахматной партии – дебют. Открытые дебютыТеория шахматной игры выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.ДебютДебют — начальная фаза партии. Как ...