Материал на конкурс "Педагогический дебют"
опыты и эксперименты по психологии
Материалы на конкурс "Педагогический дебют"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnye_materialy.zip | 61.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Тема: «Понятие о стрессе.
Приемы сохранения позитивного настроя и снятия напряжения».
Цель: познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Оборудование: раздаточный материал к упражнению «Эксперимент», старые загеты.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Формы проведения: практикум.
Участники: учащиеся 9 класса, педагог-психолог.
- Организационно – психологический момент.
Упражнение «Частичка тепла»
- Здравствуйте! Чтобы наше занятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
- Огромное солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя поделить.
А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.
А теперь приступим к нашему занятию.
- Ход занятия. Определение темы занятия и задач.
- Упражнение «Эксперимент»
Цель: смоделировать ситуацию, научить самообладанию в стрессовых ситуациях.
Инструкция: «Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его в тетрадь. Время выполнения задания – 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание – модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено».
Содержание задания:
«ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног»
Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вв выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время?»
- 1.Работа по достижению целей и задач занятия. Мини-лекция о стрессе.
Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.
Информирование
Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:
- Реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, дыхание и сердцебиение, частые головные боли и боли в желудке, повышенное потоотделение, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.
- Фаза сопротивления. Делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Самая эффективная помощь в данный период – укрепление уверенности ребенка в себе.
- Реакция истощения. После длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В это время возрастает восприимчивость к заболеваниям, уменьшается запас жизненных сил, снижается уверенность.
- Практическая часть.
- Способы снятия нервно-психического напряжения.
Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия напряжения.
Информирование
Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.
Способы снятия нервно-психического напряжения:
- заняться спортом;
- принять контрастный душ;
- постирать белье вручную;
- помыть посуду;
- скомкать газету и выбросить ее;
- порвать газету на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить в помойку;
- «слепить» из газеты свое настроение;
- закрасить газетный разворот;
- громко спеть любимую песню;
- покричать то громко, то тихо;
- потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»;
- погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в «коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой)».
- Упражнение «Прощай, напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Инструкция: «Скомкать газетный лист, вложив в это занятие все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске».
Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».
- Приемы релаксации.
Цель: познакомить с понятием релаксации.
Информирование
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, бывает достаточно расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
Упражнение «Дыхательная релаксация»
Инструкция: «Наиболее простой способ – дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета – выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».
Обсуждение: «как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»
Упражнение «Мышечная релаксация»
Цель: научить справляться с тревогой, используя методы мышечной релаксации.
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько упражнений, основанных на расслаблении мышц:
- Дыхание: вдох (с надувание диафрагмы) – задержать дыхание – медленно выдохнуть через рот (3-5 раз).
- На вдохе поднять брови (удивиться) – задержать дыхание – медленно опустить брови на выдохе (3-5 раз).
- На вдохе зажмурить глаза – задержать дыхание – медленно открыть глаза на выдохе (3-5 раз).
- На вдохе растянуть улыбку (оскалиться) – задержать дыхание – медленно на выдохе убрать улыбку (3-5 раз).
- Руки зажать в «замок» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь – задержать дыхание – медленно расцепить руки на выдохе (3-5 раз).
- Делать одновременно упражнения 3), 4), 5).
- Сесть на краешек стула, спину выпрямить, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержать дыхание – медленно выдохнуть».
Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»
- Рефлексия
Цель: получение обратной связи о прошедшем занятии.
Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок конкурс -педагогический дебют
анг яз...
Урок-дебют «Быть парикмахером хочу – пусть меня научат»
Классный час знакомит учащихся с общими понятиями «профессия», «специальность». А также формирует ответственное отношение к выбору профессионального пути через получение информации о профессии п...
Мастер - класс "Шахматный дебют"
Триединство искусства, науки и спорта шахмат позволяет им быть широко использованными во внеклассной работе. Под флагом древней и мудрой игры проводятся самые различные, а главное –...
Моя самопрезентация к конкурсу "Учитель Несветая 2013" в номинации "Педагогический дебют"
Самопрезентация - это один из этапов конкурса "Учитель Несветая 2013" в номинации "Педагогический дебют" . Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги.Ва...
Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)
В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....
Методический семинар «Педагогический дебют», «Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М. Е. Евсевьева» Факультет истории и права.
«Формирование исследовательских компетенций учащихся посредством проектной технологии». Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектир...
Начальная стадия шахматной партии – дебют. Открытые дебюты.
Начальная стадия шахматной партии – дебют. Открытые дебютыТеория шахматной игры выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.ДебютДебют — начальная фаза партии. Как ...