Общеразвивающая программа "Психология и выбор профессии"
рабочая программа по психологии

Крюкова Елена Юрьевна

Пояснительная записка

   Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистическая перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

   Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

   Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

   В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

   Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

   В настоящее время перед педагогической общественностью поставлена задача совмещения профориентационной работы с предметным обучением, поэтому создание данной Программы профориентационной работы в образовательном учреждении позволит построить систему профессиональной подготовки и профильного обучения. Программой должно быть предусмотрено воспитание у школьников уверенности в нравственном потенциале любой работы, если она приносит пользу, если является альтернативой безделью и снобизму. Своевременность такого педагогического подхода становится особенно заметной в условиях, когда уровень школьных знаний в целом невысок, но ориентация на поголовное высшее образование гипертрофирована из-за отсутствия других путей у молодежи для получения достойной работы, поэтому в программу включены занятия, рассчитанные и на неуспешных обучающихся, которым следует прививать любовь, воспитывать уважение к рабочим профессиям и стремление их получить.

   Цель – формирование у обучающихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда, помощь в решении проблемы профессионального выбора.

   Задачи:

  1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
  2. Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
  3. Помочь ученику стать более адаптированным и конкурентноспособным.
  4. Способствовать нравственному самосовершенствованию обучающегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
  5. Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.

 

   Данная программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.  В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры.   Программа рассчитана на старшеклассников 34 часа в год (1 час в неделю).

Форма обучения – очная.

   В программе использованы различные направления деятельности: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика,  а так же различные типы занятий с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

   Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности обучающихся, опору на знания и жизненный опыт обучающихся, контроль их деятельности.

   Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отдающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.

   Особо значимой является проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей обучающихся к труду.

   Главная задача предпрофильной и последующей профильной подготовки связаны с профориентацией, с тем, чтобы способствовать самоопределению обучающихся.

   Профильная ориентация направлена на обследование обучающихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Информационная работа предполагает знакомство обучающегося с местными образовательными учреждениями (в нашем городе Звенигово дает возможность получить специальность транспортно-энергетический техникум), с образовательными учреждениями республики Марий Эл и близлежащими республиками и предполагает разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.д.).

 

   Данная программа поможет обучающимся:

  • осознать свои личные особенности, интересы, склонности;
  • получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
  • научиться пользоваться правилами выбора профессии;
  • определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
  • обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю;
  • адаптироваться в условиях 21 века.

   Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется: значимостью данного направления деятельности в системе образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya_i_vybor_professii.doc698.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистическая перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

   Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

   Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

   В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

   Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

   В настоящее время перед педагогической общественностью поставлена задача совмещения профориентационной работы с предметным обучением, поэтому создание данной Программы профориентационной работы в образовательном учреждении позволит построить систему профессиональной подготовки и профильного обучения. Программой должно быть предусмотрено воспитание у школьников уверенности в нравственном потенциале любой работы, если она приносит пользу, если является альтернативой безделью и снобизму. Своевременность такого педагогического подхода становится особенно заметной в условиях, когда уровень школьных знаний в целом невысок, но ориентация на поголовное высшее образование гипертрофирована из-за отсутствия других путей у молодежи для получения достойной работы, поэтому в программу включены занятия, рассчитанные и на неуспешных обучающихся, которым следует прививать любовь, воспитывать уважение к рабочим профессиям и стремление их получить.

   Цель – формирование у обучающихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда, помощь в решении проблемы профессионального выбора.

   Задачи:

  1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
  2. Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
  3. Помочь ученику стать более адаптированным и конкурентноспособным.
  4. Способствовать нравственному самосовершенствованию обучающегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
  5. Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.

   Данная программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.  В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры.   Программа рассчитана на старшеклассников 34 часа в год (1 час в неделю).

Форма обучения – очная.

   В программе использованы различные направления деятельности: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика,  а так же различные типы занятий с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

   Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности обучающихся, опору на знания и жизненный опыт обучающихся, контроль их деятельности.

   Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отдающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.

   Особо значимой является проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей обучающихся к труду.

   Главная задача предпрофильной и последующей профильной подготовки связаны с профориентацией, с тем, чтобы способствовать самоопределению обучающихся.

   Профильная ориентация направлена на обследование обучающихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Информационная работа предполагает знакомство обучающегося с местными образовательными учреждениями (в нашем городе Звенигово дает возможность получить специальность транспортно-энергетический техникум), с образовательными учреждениями республики Марий Эл и близлежащими республиками и предполагает разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.д.).

 

   Данная программа поможет обучающимся:

  • осознать свои личные особенности, интересы, склонности;
  • получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
  • научиться пользоваться правилами выбора профессии;
  • определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
  • обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю;
  • адаптироваться в условиях 21 века.

   Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется: значимостью данного направления деятельности в системе образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессии – выбор будущего"

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

Выбор профессии-мой выбор

Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...

Выбор профессии - выбор будущего

Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...

Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное»

Актуальность данной программы состоит в том, что мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются ...