Общеразвивающая программа "Психология и выбор профессии"
рабочая программа по психологии
Пояснительная записка
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистическая перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
В настоящее время перед педагогической общественностью поставлена задача совмещения профориентационной работы с предметным обучением, поэтому создание данной Программы профориентационной работы в образовательном учреждении позволит построить систему профессиональной подготовки и профильного обучения. Программой должно быть предусмотрено воспитание у школьников уверенности в нравственном потенциале любой работы, если она приносит пользу, если является альтернативой безделью и снобизму. Своевременность такого педагогического подхода становится особенно заметной в условиях, когда уровень школьных знаний в целом невысок, но ориентация на поголовное высшее образование гипертрофирована из-за отсутствия других путей у молодежи для получения достойной работы, поэтому в программу включены занятия, рассчитанные и на неуспешных обучающихся, которым следует прививать любовь, воспитывать уважение к рабочим профессиям и стремление их получить.
Цель – формирование у обучающихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда, помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Задачи:
- Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
- Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
- Помочь ученику стать более адаптированным и конкурентноспособным.
- Способствовать нравственному самосовершенствованию обучающегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
- Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.
Данная программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры. Программа рассчитана на старшеклассников 34 часа в год (1 час в неделю).
Форма обучения – очная.
В программе использованы различные направления деятельности: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, а так же различные типы занятий с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности обучающихся, опору на знания и жизненный опыт обучающихся, контроль их деятельности.
Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отдающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
Особо значимой является проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей обучающихся к труду.
Главная задача предпрофильной и последующей профильной подготовки связаны с профориентацией, с тем, чтобы способствовать самоопределению обучающихся.
Профильная ориентация направлена на обследование обучающихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Информационная работа предполагает знакомство обучающегося с местными образовательными учреждениями (в нашем городе Звенигово дает возможность получить специальность транспортно-энергетический техникум), с образовательными учреждениями республики Марий Эл и близлежащими республиками и предполагает разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.д.).
Данная программа поможет обучающимся:
- осознать свои личные особенности, интересы, склонности;
- получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
- научиться пользоваться правилами выбора профессии;
- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
- обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю;
- адаптироваться в условиях 21 века.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется: значимостью данного направления деятельности в системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_i_vybor_professii.doc | 698.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистическая перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
В настоящее время перед педагогической общественностью поставлена задача совмещения профориентационной работы с предметным обучением, поэтому создание данной Программы профориентационной работы в образовательном учреждении позволит построить систему профессиональной подготовки и профильного обучения. Программой должно быть предусмотрено воспитание у школьников уверенности в нравственном потенциале любой работы, если она приносит пользу, если является альтернативой безделью и снобизму. Своевременность такого педагогического подхода становится особенно заметной в условиях, когда уровень школьных знаний в целом невысок, но ориентация на поголовное высшее образование гипертрофирована из-за отсутствия других путей у молодежи для получения достойной работы, поэтому в программу включены занятия, рассчитанные и на неуспешных обучающихся, которым следует прививать любовь, воспитывать уважение к рабочим профессиям и стремление их получить.
Цель – формирование у обучающихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда, помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Задачи:
- Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
- Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
- Помочь ученику стать более адаптированным и конкурентноспособным.
- Способствовать нравственному самосовершенствованию обучающегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
- Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.
Данная программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры. Программа рассчитана на старшеклассников 34 часа в год (1 час в неделю).
Форма обучения – очная.
В программе использованы различные направления деятельности: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, а так же различные типы занятий с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности обучающихся, опору на знания и жизненный опыт обучающихся, контроль их деятельности.
Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отдающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
Особо значимой является проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей обучающихся к труду.
Главная задача предпрофильной и последующей профильной подготовки связаны с профориентацией, с тем, чтобы способствовать самоопределению обучающихся.
Профильная ориентация направлена на обследование обучающихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Информационная работа предполагает знакомство обучающегося с местными образовательными учреждениями (в нашем городе Звенигово дает возможность получить специальность транспортно-энергетический техникум), с образовательными учреждениями республики Марий Эл и близлежащими республиками и предполагает разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.д.).
Данная программа поможет обучающимся:
- осознать свои личные особенности, интересы, склонности;
- получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
- научиться пользоваться правилами выбора профессии;
- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
- обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю;
- адаптироваться в условиях 21 века.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется: значимостью данного направления деятельности в системе образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии – выбор будущего"
Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
Выбор профессии-мой выбор
Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...
Выбор профессии - выбор будущего
Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...
Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное»
Актуальность данной программы состоит в том, что мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются ...