Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное»
проект (8 класс)
Актуальность данной программы состоит в том, что мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Целевая направленность данной программы в оказании помощи несовершеннолетним сориентироваться в сложном мире профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023-24_programma_vybor_professii.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Выбор профессии – дело серьезное»
Возраст обучающихся – 14-17 лет
Срок реализации – 3 месяца
Объем программы – 14 часов
Составитель:
Приходина Ольга Александровна
должность: социальный педагог
- Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Профессиональное ориентирование является основой в воспитании детей и подростков, предусматривает знакомство воспитанников с разнообразием мира профессий, даёт направления при выборе. Несовершеннолетние, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а также имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности. Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в реабилитационном центре с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на правильный профессиональный выбор. Обучение именно в этом направлении даст возможность несовершеннолетним приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 года «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41);
Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанные ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» № 07136 от 02 октября 2015 года;
Устав ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН».
Новизна программы состоит в том, что работа по профессиональной ориентации подростков направлена на формирование личности нового типа. Современному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя и в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем несовершеннолетний мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно и чувствовать себя уверенно. Данная программа является новой формой работы в рамках профориентационной деятельности учреждения и способствует оказанию помощи воспитанникам в формировании определённых качеств личности, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными и профессионально мобильными.
Актуальность данной программы состоит в том, что мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Целевая направленность данной программы в оказании помощи несовершеннолетним сориентироваться в сложном мире профессий.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Программа «Выбор профессии – дело серьезное» помогает расширить представления воспитанников о мире профессий, научить их оценивать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Совместная деятельность несовершеннолетних с педагогом позволит им сделать правильный профессиональный выбор.
Отличительные особенности программы заключается в применении современных эффективных форм работы – профессионального анкетирования и онлайн-тестирования, которые позволяют несовершеннолетним соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет их будущая профессия.
Адресат программы: данная программа разработана для несовершеннолетних, находящихся в социально-реабилитационном центре, возрастной категории от 14 до17 лет.
Объем программы: 14 часов.
Срок освоения программы: 3 месяца.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать у несовершеннолетних:
интерес к планированию своего будущего;
понимание в содержании профессиональной деятельности;
соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
знакомить несовершеннолетних с миром профессий и профессиями, востребованными сегодня;
познакомить с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиями к выпускникам школы.
развивающие:
развивать у подростков:
активность, успешность, способность реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений;
расширять знания о производственной деятельности людей рабочих профессий.
Воспитательные:
воспитывать у обучающихся:
любовь к труду, уважение к людям рабочих профессий;
осознанность, ответственность за выбор будущей профессии;
формировать навыки культурного поведения в коллективе.
1.3. Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
«Выбор профессии – дело серьезное»
№п/п | Название разделов | Кол-во часов | ||
Всего | Теорети- ческие занятия | Практи-ческие занятия | ||
1. | Модуль 1. «Мотивы выбора профессий» | 4 | 1 | 3 |
2. | Модуль 2 «Мир профессий» | 8 | 4 | 4 |
3. | Модуль 3. «Мое определение» | 2 | 1 | 1 |
ВСЕГО | 14 | 6 | 8 |
1.5. Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
сферы трудовой деятельности, особенности современного рынка труда;
информацию об учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, требованиях к выпускникам школы;
возможности осознанного выбора профессии с учётом своих способностей и интересов;
основы трудового законодательства.
Воспитанники будут уметь:
самостоятельно описывать специфику профессии и знания для проверки своих способностей;
пользоваться Интернет ресурсами и справочной литературой для получения информации о профессиях;
практически применять полученные знания при выборе профессии.
У несовершеннолетних будут развиты:
потребность в трудовой деятельности, саморазвитии и самореализации;
самостоятельность, ответственность в принятии решений;
стремление к получению непрерывного образования и готовность к труду с учётом требований современного общества;
уверенность в собственных знаниях и умениях;
навыки культурного поведения и общения, умение работать в коллективе;
понимание значения труда в жизни человека.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной программы
«Выбор профессии – дело серьезное»
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел | Дата проведения | Всего | Теорети ческие занятия | Практи ческие занятия | |
1. | Модуль 1. «Мотивы выбора профессий» | 4 | 1 | 3 | |
1.1 | «Введение в мир профессий» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | «Методика определения типа будущей профессии» | 1 | 1 | ||
1.3 | «Какую профессию выбрать» | 1 | 1 | ||
1.4 | «Мотивы выбора профессии» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Модуль 2 «Мир профессий» | 8 | 4 | 4 | |
2.1 | «Калейдоскоп профессии» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.2 | «Я и мир профессий» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.3 | «Формула профессии» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | «Выбор профессии – выбор судьбы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.5 | «Путешествие в город профессии» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.6 | «Кто есть, кто?» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.7 | «Лабиринт профессий» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.8 | «Учебные заведения Краснодарского края» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Модуль 3. «Мое определение» | 2 | 1 | 1 | |
3.1 | «Родителям о профориентации» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.2 | «Выбор профессии подростков» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 14 | 6 | 8 |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Просторное, светлое помещение;
художественные материалы и канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, фломастеры, бумага);
обучающие презентации и видеоролики
технические средства обучения: компьютер-ноутбук, колонки, экран, мультимедиа проектор, доступ к сети Интернет.
2.3. Формы контроля планируемых результатов
Усвоение программы является итоговая диагностика, проводимая в форме онлайн – тестирования «Моя будущая профессия», участие в олимпиадах, тематических семинарах.
2.4. Оценочные материалы
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной общеразвивающей программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы; педагогический анализ работы внутри коллектива; мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося), диагностика, контрольные задания, анкеты и тесты по профориентации.
2.5. Методическое обеспечение программы
Реализация программы основывается на следующих принципах:
единства диагностики и коррекции, которые обеспечивают целостность педагогического процесса;
единства коррекционных и развивающих задач;
учета индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетних;
интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности воспитанников;
доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
деятельностного подхода – любые знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности.
Формы работы:
Занятие – это обобщенное название форм обучения воспитанников в составе группы. Это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретной теме.
Беседа – это общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами.
Мини-лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя, особенно популярен при групповых занятиях.
Игровое занятие - форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретной теме в игровой форме.
Методы работы:
словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);
игровой (использование упражнений в игровой форме);
наглядный (показ презентации, видеороликов).
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют социальный педагог, имеющий высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию.
Курсы повышения квалификации, 2021 год;
профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых», 2019 год.
3. Список используемой литературы
Основная
1. Ерегина Т., Гриднева Т., Егорова М., выпуск № 5. Журнал «Беспризорник», 2020.
2. Золотарёва А.В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ А.В. Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Изд. Юрайт, 2020.
3. Кумачев А.И., Жук Л.И. выпуск № 1 «Школьному психологу и социальному педагогу», 2020.
4. Кумачев А.И., Жук Л.И. выпуск № 2 «Школьному психологу и социальному педагогу», 2020.
5. Кумачев А.И., Жук Л.И. выпуск № 5 «Школьному психологу и социальному педагогу», 2020.
6. Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / авт.-сост.– Изд.2-е – Волгоград: Учитель – 2018.
8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – Москва: Вако, 2015.
9. Швад Е.Д. Психологическая профилактика и корреционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.сост.– Изд.3-е. – Волгоград: Учитель. 2018.
Дополнительная
10. Гиппенрейтер Ю. Б. О воспитании ребенка: беседы и ответы на вопросы /Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2020.
11. Кумачев А.И., Жук Л.И. выпуск № 2 «Школьному психологу и социальному педагогу», 2021.
12. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е изд. –М.: Генезис, 2019.
13. Ульева Елена. Уроки вежливости и хорошего поведения/ – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
14. Шматков В.В., Ионина Н.А. выпуск №11. Журнал «Инспектор по делам несовершеннолетних», 2019.
Интернет источники
1. Каталог «Атлас новых профессий» //Электронный ресурс// https://new.atlas100.ru/ 2020г.
2. Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы. // Электронный ресурс// https://infourok.ru./
3. Учебно-методический кабинет. //Электронный ресурс// http://ped-kopilka.ru.
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» //Электронный ресурс// http://festival.1september.ru
5. Презентации для детей. //Электронный ресурс// http://www.tvoyrebenok.ru.
6. Сайт //Электронный ресурс//
7. You Tube https://www.youtube.com/watch?v=XSuh5ZOtd0g
8. Тестирование по профориентации: //Электронный ресурс// https://www.profguide.io/proforientation-school/
9. Методика определения типа будущей профессии //Электронный ресурс// http://prevolio.com/tests/test-klimova
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбор профессии - дело серьезное.
Урок - беседа для учащихся 9 класса....
Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".
классный час в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....
"Выбор профессии - дело серьезное!"
Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Каждый год появляются новые профессии, исчезают старые, стираются границы между некоторыми профессиями. Ориентироваться в этом огромном и динам...
"Выбор профессии-дело серьезное!"
Презентация относится к занятию «Выбор профессии – дело серьезное!» Содержит в себе интересную информацию для детей. Презентация поможет педагогу наиболее эффективно провести занятие....
классный час "Выбор профессии- дело серьезное"
классный час для 10 класса...
Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"
Классный час нацелен на представление учащихся об основах профессионального самоопределения; активизвцию самопознания, побуждение к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию....
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...