Сплочение классного коллектива
консультация по психологии

Мачтакова Юлия Владимировна

Рекомендации педагогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_splocheniyu.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 131

620076 г. Екатеринбург, ул. Гаршина, 8 б тел. 263-48-85; факс 263-49-26

Рекомендации классному руководителю по формированию коллектива обучающихся

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю. 

Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает «чувствовать свою важность и значимость». Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, необходимо строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками: 

  • Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя чрезвычайно велик. 
  • Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив. 
  • Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни. 
  • На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми. 
  • Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах. 
  • Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность. 
  • Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив. 
  • Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок. 

Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать следующие приемы: 

  1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей. 

 Для этого можно предложить детям ответить на вопросы: 

  • Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс? 
  • Как сделать так, чтобы класс стал дружным? 
  • Какие традиции есть в нашем классе? 
  • Назови твои «можно» и «нельзя» в классе. 
  • Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными? 

Ввести традицию обратной связи:

  • В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу. 
  • Создать «ящик пожеланий». 

2. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса.

Обсудить с детьми, как можно сделать класс более привлекательным, удобным и уютным. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько ни реалистичны. 

3. Создание правил класса. 

Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционируем группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил класса. 

4. Создание «Дневника класса» 

Дневник это регулярные записи о текущих событиях, впечатлениях. Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать, что-то о себе. Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. 

Примеры: Дневник «ПАЗЛЫ»

Сделайте заготовки из плотной цветной бумаги, Один элемент - это один день. Можно классифицировать мероприятия: связанные с экологией описывать на элементах зеленого цвета, с водой - голубого цвета и т. д. Самые яркие дни - желтого (солнечного!) цвета.

 Дневник «ФИЛЬМ! ФИЛЬМ! ФИЛЬМ» 

Замечательная идея - дневник в форме киноленты! Сделайте заготовки - листы прямоугольной формы с дырочками по краям. Для имитации дырочек можно использовать ленту с   клейкими ценниками. Как правило, такие наклейки очень яркие. Кадр - это один день или одно событие!

Дневник можно вести не только в летнее время в лагере, но и в течение учебного года в школе, в классе по отдельному предмету.    Достаточно только попробовать, и начнется цепная реакция, появится столько идей! 

 5. Совместные походы, прогулки и экскурсии 

Подобные мероприятия очень сближают учителя и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир. 

6. Проведение «Дней класса» 

Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса».  Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т.п. 

 

Игры и упражнения на развитие взаимодействия

День рождения 

Цель: сплочение группы, профилактика негативного отношение к друг другу.

Выбирается именинник (можно вымышленный). Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику. 

Путаница 

Цель: поддержка группового единства, снятие напряжения.

Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также не разнимая рук у детей. 

Выдуй шарик из тарелки 

Цель: повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями.

На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников. 

Не звени тарелками

Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки». 

Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину. Соревнование можно повторить. Выигрывают те, кто произвел меньше шума. 

Зигзаг на доске

Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний. Играющие стараются запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Трое желающих по памяти восстанавливают ее на доске. 

 Ведущий сравнивает их чертежи со своей линией и оценивает ответы в зависимости от точности направления и величины отрезков. В таком же порядке вычерчиваются вторая и следующие линии, подготовленные ведущим к игре. 

Близнецы

Две-три пары соревнующихся ребят становятся на у трех столов, на каждом из которых разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п. 

Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждого две свободные руки - левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками следующее: - развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой. 

Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая координация. 

 Быстро найди

Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой.  Ребята разбиваются на три команды. Каждая команда по очереди называет какую-либо букву (кроме ъ, ь, ы, й), после чего ведущий берет в руки какую-либо репродукцию и показывает ее участникам игры.  Тому, кто первый найдет на репродукции предмет, название которого начинается с названной буквы, начисляется очко.  Затем называется другая буква и показывается другая репродукция. Побеждает команда, набравшая за десять-двенадцать минут больше очков. 

Через стекло

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например, «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение.

После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений. 

Счет

Участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд 

Ассоциации

 Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в аудитории решают, кого из участников они задумывают. Затем водящего приглашают в аудиторию. Он задает опосредованные вопросы участникам: «Если бы этот человек был цветком, то каким?», «Если бы этот человек был фруктом, то каким?», «Если бы этот человек был предметом мебели, то каким?» и т. д. Тот, к кому обратился с вопросом водящий, отвечает ему, имея в виду загаданного участника группы. Водящий должен отгадать этого человека. 

Крокодил

 Класс делится на 2 команды. Каждая команда загадывает несколько слов (по числу участников), которые сложно изобразить жестами. Затем первая команда вызывает игрока из второй команды и говорит ему на ухо загаданное слово. Это игрок должен показать это слово для своей команды жестами. Если команда затрудняется назвать слово, то у нее есть возможность задавать игроку вопросы, на которые он может отвечать только «да» или «нет». После того, как слово угадано, эта команда вызывает игрока из противоположной команды и называет ему свое слово. 

Позже игра может быть усложнена: вместо одного слова можно загадывать словосочетание. 

Часы

Дети садятся в круг. Ребятам предлагается представить, что класс – это большие часы. Один ребенок – цифра 1 на циферблате, другой – цифра 2, третий – 3. Все цифры распределяются по часовой стрелке между детьми (может быть одна цифра на двоих детей). Ведущий сообщает детям время. Тот из детей, кому досталась цифра, на которой стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например, ровно 12 часов, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом». 

Секретный фарватер

 6 – 7 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем, кроме первого завязывают глаза. Первый участник – рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движения предыдущего. 

Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и количество мин. Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей, требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись. 

Коллаж

 Каждому учащемуся предлагается сделать своему классу подарок, который был бы дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который можно наделить символическим содержанием. Например, шишка – чтобы не набить шишек по жизни. 

Первый этап работы проходит индивидуально. Участники готовят свои подарки из любых подручных материалов (иллюстрации из журналов, природный материал). Затем в общем кругу каждый дарит свой подарок классу, комментируя его. В итоге на ватмане создается общегрупповой коллаж.

На льдине

Цель: развитие межличностных отношений в коллективе соучастия, единства, чувства поддержки.

Участвуют не менее 8-10 человек. Стулья по количеству участников.

Ведущий предлагает участникам составить из стульев льдину и отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану. Участники встают на стулья. Ведущий начинает рассказ: «Вы, друзья, отправились в путешествие по Северному Ледовитому океану. Начался шторм, кусочек льдины откололся, но вам нужно спастись всем, продержаться на льдине до тех пор, пока к вам не придет помощь». Ведущий постепенно убирает стулья, тем самым «откалывая» кусочек за кусочком от льдины. Задача участников: как можно дольше и в большем количестве остаться на льдине.

В конце игры идет обсуждение: как долго сколько смогли удерживаться на льдине, кто предпринял больше усилий для спасения других, кто спасал лишь себя.

Волшебный клубочек

Цель: улучшение межличностных отношений в коллективе.

Участники игры садятся в круг, ведущий предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому что...»

После того как высказались участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы вместе и мы — сила!»

Части моего «Я»

Цель: осознание самого себя, внимание к поведению другого. Развитие умения вести разговор.

Материалы. Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Ведущий предлагает подросткам вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».

После выполнения задания все участники и ведущий по очереди показывают свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями: трудно ли было выполнить задание, трудно ли объяснить, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут их оставить себе).

Волшебный магазин

Цель: осознание своих положительных и отрицательных черт характера.

Ведущий предлагает подросткам подумать, какими качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, в котором каждый в обмен на одни свои качества (ум, смелость, честность, лень, занудство, равнодушие), может получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. В дискуссии ребята делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.

 

Подготовил: педагог-психолог МАОУ СОШ № 131

Мачтакова Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива...

Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"

Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"...

Классный час. Тема: «Сплочение классного коллектива»

Классный час. Тема: «Сплочение классного коллектива»...