Дополнительная программа социально-педагогической направленности по поддержанию психоэмоционального здоровья педагогов «Мозаичный пеликан»
методическая разработка по психологии
Пояснительная записка.
Программа «Мозаичный пеликан» реализовывалась на базе школы № 32 города Липецка в период с 2022 по 2023 учебный год.
С 1967 года в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Педагоги и специалисты психолого-педагогического сопровождения (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи) на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы, создают условия для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Образование.
| Наличие квалификационной категории | Стаж работы |
Высшее образование – 64 чел | Кандидат наук – 2 чел | До 5 лет – 12 чел |
Среднее специальное – 0 чел | Высшая – 29 чел | 5-10 – 13 чел |
Обучаютсяв ВУЗах – 2 чел | Первая – 14 чел | Свыше 15 лет – 39 чел |
Основанием для разработки программ сопровождения, послужили результаты психолого-педагогического обследования педагогов и специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения № 32 города Липецка (Далее - Диагностическая программа исследования деформационных тенденций в профессиональной деятельности педагогов образовательной организации).
Необходимо отметить, что формируя диагностическую программу исследования деформационных тенденций в профессиональной деятельности педагогов образовательной организации, мы опирались на теоретические и практические работы Е.П. Ильина, Г. Фрейденбергера, К. Маслах, Э.Ф. Зеера, А.К. Маркова, О.В. Осницкого, С.М. Шингаева и других авторов.
В название программы мы намерено внесли формулировку «деформационные тенденции» предложенную Н.Б. Москвиной вместо привычного и общепринятого «профессиональной деформации личности» так как это отражает не фатальный, а вероятностный характер деформационных изменений у педагогов и служит целям поддержки педагога, а не вынесения ему диагноза о профнепригодности.
В «Основной» блок диагностической программы мы включили следующие диагностические методики: методика диагностики профессиональных деформаций педагога. Зеер Э.Ф. Павлова А.М., Зольников А.П.; Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келермана-Конте.; Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. В.В Бойко.
В начале года диагностическое обследование прошли 38 человек (59% из общего числа педагогов ОУ). На основании анализа данных получены следующие результаты.
Уровня эмоционального выгорания: 63 % - стадия Резистенция; 28 % - стадия Напряжение; 9% - стадия Истощение.
Психологические защиты: 50% - Отрицание; 28% -Интеллектуализация; 10% - Проекция; 6% - Реактивное образование; 6%-Регрессия.
Диагностики деформационных тенденций в профессиональной деятельности педагога: 59 % - Консерватизм (проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям); 25 % - Профессиональный догматизм (возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач); 16 % - пр.
По мнению большинства авторов, описывающих данные феномены, они способствуют ухудшению: результата деятельности; нормативности профессионального поведения; профессиональной адаптации в целом; качества жизни (даже ее «внепрофессиональных» составляющих); межличностных отношений с другими людьми (как в рамках работы, так и за ее пределами); здоровья (как физического, так и психического); адаптивности и развития личности в целом.[1] Что в свою очередь говорит о риске развития «деформационных тенденций» у педагогов.
Работа с педагогами строилась следующим образом.
По итогам психолого-педагогического обследования были организованы консультативные встречи, в ходе которых педагог знакомился с результатами, обсуждал с психологом личностные и профессиональные ресурсы, внешние проявления деструктивных тенденций в профессиональной деятельности, выносил самостоятельное суждение о своем согласии с фактом наличия каждой из них, анализируя причины возникновения деструкций и оценивая свою способность за счет имеющихся личностных и профессиональных ресурсов к их самостоятельному устранению (коррекции).
В ходе консультации предлагалось психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое в форме индивидуальных и/или групповых форм работы (консультаций, тренингов, семинаров-практикумов), направленных на поддержание личностного и профессионального потенциале педагога.
В данном проекте приняло участие 12 педагогов, реализующих программы СИПР 2.
Новизна данной программы заключается в системном, комплексном подходе к сопровождению педагогов образовательного учреждения и включения в практику работы с педагогами инновационных методов полимодальной арт-терапии в интерактивном формате. В рамках интерактивной формы работы личностное и профессиональное развитие происходит через создание терапевтической среды, разнообразную творческую деятельность, опыт взаимодействия между участниками, восприятие изобразительной продукции друг друга, которое вызывает у педагогов определенные чувства и мысли, предрасполагает к совместному решению трудных вопросов, связанных с особенностями осуществления образовательной деятельности с детьми ОВЗ.
Научная обоснованность.
За методологическую основу разработки программы «Мозаичный пеликан» взяты: отечественная модель клинической системной арт-терапии, преимущественно её психолого-педагогический вектор (Копытин А.И. 2017), теория стресса Г. Селье и концепция личностного потенциала (Леонтьева Д.А. 2019)
Психологическая теория личности в КСАТ включает в себя следующие концептуальные блоки: концепцию личности как совокупности отношений человека с окружающей средой; концепцию идентичности как динамической системы регуляции самоотношений; концепцию творчества как важнейшего механизма личностной адаптации, отражения и преображения среды и системы отношений, реализуемого на основе постижения личностью своих универсальных и уникальных характеристик в разных жизненных ситуациях, в том числе в состояниях предболезни, болезни и дезадаптации; концепцию внутренних и внешних факторов, определяющих творческую активность личности. (Копытин А.И. 2015. стр. 139)
Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса: первая - стадия тревоги; вторая — стадия резистентности, или сопротивления; третья стадия — истощения. На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения (стадия призыва о помощи)
Согласно Леонтьеву, личностный потенциал можно определить «как систему динамического управления психологической энергией, ее распределения и перераспределения. Начать действие, изменить, скорректировать, отказаться, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних стимулов, - это все проявления результата работы нашего Л.П. Людям с высоким Л.П. присущи такие психологические характеристики, как активность, продуктивность, субъектность, резилентность, и продуктивное совладание, самодетерминация, целенаправленность, гибкость.[2]
Цель: профилактика формирования деформационных тенденций у педагогов, обучающих детей с ОВЗ.
Задачи:
- исследование привычных паттернов поведения в учебной ситуации;
- мотивирование к работе в группе и самостоятельной работе;
- профилактика эмоционального выгорания;
- создание условия для мобилизации личностных ресурсов педагогов;
- моделирование положительного эмоционального состояния;
- устранение нервно-психического напряжения в рабочих ситуациях;
- нормализация психосоматических процессов;
- признание ценности: личностной и профессиональной.
Формы и режим занятий: тренинговые занятия проводятся один - два раза в месяц.
Ограничениями и противопоказаниями на участие в освоении программы является наличие: нет.
Способы обеспечения гарантий прав участников программы.
Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, Положением о структуре, порядке разработки и утверждения программ дополнительного образования МБОУ № 32.
- Участники программы (педагоги) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
- Педагог-психолог информирует педагогов о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе диагностического обследования, данные сведения не подлежат огласки третьим лицами и защищены кодированием личных данных педагога.
- Педагог-психолог руководствуется «Этическим кодексом психолога» и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Уменьшение факторов риска, приводящих к проявлению и развитию дефорационных тенденций.
- Формирование навыка соморефлексии в процессе выполнения образовательных задач.
- Формирования навыка эмоциональной регуляции в процессе выполнения образовательных задач.
- Признание педагогом своей ценности как личностной, так и профессиональной.
Формы подведения итогов реализации программы (аттестации/контроля):
В ходе реализации программы осуществляются следующие виды аттестации (контроля) – входной, текущий, промежуточный, итоговый.
В начале реализации программы проводится входной контроль для определения деформационных тенденций. Форма контроля (аттестации) – тестирование, опрос (беседа), наблюдение.
В течение сроков реализации программы проводится текущий контроль с целью мониторинга достижения поставленных занятием целей. Форма контроля (аттестации) – рефлексия.
По окончании реализации программы проводится итоговый контроль с целью выявления степени усвоения программы педагогами, сравнения полученных результатов с ожидаемыми, получения сведений для совершенствования программы. Форма контроля (аттестации) – тестирование, опрос (беседа), наблюдение.
Тематический план-сетка
№ | Тема | Цель | Всего часов | В том числе | |
Т.ч. | П.ч. | ||||
1 | «Профессиональная идентичность» | Исследовать эмоциональное состояние педагога, его отношение к себе. Проанализировать профессиональные трудности, то, каким образом их воспринимает педагог. Мотивировать на групповую работу. | 4 | 1 | 3 |
2 | «Профессиональные границы» | Исследовать профессиональные границы. Способствовать формированию позитивного профессионального образа. | 4 | 1 | 3 |
3 | Профессиональное пространство» | Исследовать сферы конфликтов в профессиональной деятельности. Проанализировать потребностей. Способствовать формированию ориентации в профессиональной деятельности на собственные потребности и потребности участников образовательного процесса. | 4 | 1 | 3 |
4 | «Ресурсы педагога»
| Актуализировать сферы внутренних и внешних ресурсов. Сформировать у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли. | 4 | 1 | 3 |
5 | «Роли педагога особенного ребенка»
| Помочь в осознании своих поведенческих стратегий в отношении особенного ребенка, связанного с разными аспектами опыта, направленностью коммуникации и способами взаимодействия. | 4 | 1 | 3 |
6 | «Профессиональная беспомощность» | Повысить у педагогов профессиональную компетентность по вопросам взаимодействия с ребенком транслирующего неадаптивное поведение. | 4 | 1 | 3 |
7 | «Конфликтные ситуации на работе»
| Сформировать у педагогов позитивные стереотипы реагирования в «трудных» ситуациях: умение адекватно отреагировать свои негативные чувства; развитие чувства внутреннего контроля. | 4 | 1 | 3 |
8 | «Ситуация неопределенности как ресурс»
| Повысить у педагогов профессиональную компетентность по вопросам общения и взаимодействия с участниками образовательного процесса. | 4 | 1 | 3 |
9 | «Профессиональный путь»
| Сформировать у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли. | 4 | 1 | 3 |
10 | «Профессиональные планы» | Повысить у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли. | 4 | 1 | 3 |
Всего | 40 | 10 | 30 |
[1] Солдатов Г.В., Шингаев С.М. Профилактика профессиональных деформаций педагогов: учебно-методическое пособие. _ СПб.: СПб АППО, 2016. – 178 с. – (Постдипломное образование педагога).
[2] «Образовательная политика» Научно- публицистический журнал №3 (79) 2019. Статья «Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как?» Дмитрий Леонтьев, стр. 14.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazaichnyy_pelikan.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1 «Профессиональная идентичность»
Цель. Исследовать эмоциональное состояние педагога, его отношение к себе. Проанализировать профессиональные трудности, то, каким образом их воспринимает педагог. Мотивировать на групповую работу
Материалы: Метафорические карты «Деревья», метафорические ассоциативные карты «Источник», клей, краска, карандаши, краски.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг.
- Введение правил группы.
- Исследовательское упражнение «Я такое дерево».
- Мини-лекция «Эмоциональное выгорание».
ПЕРЕРЫВ
- Мини-лекция «Способы профилактики эмоционального выгорания»
- Формируюшее упражнение «Ресурсное место»
- Рефлексия результатов занятия.
Тема 2 «Профессиональные границы»
Цель. Исследовать профессиональные границы. Способствовать формированию позитивного профессионального образа.
Материалы: флипчарт; четыре контрастных маркера (черный, красный, синий и зеленый); магниты; ручки, фломастеры; бумага для записей; бумага А 5, бланки «круги близости, ответственности и влияния», мелкие игрушки, камешки, ракушки и прочий природный материал.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Напоминание правил группы.
- Шеринг.
- Исследовательское упражнение «Круги близости, ответственности и влияния».
- Мини-лекция «Психологические территории и границы» Мерилин Мюррей в адаптации.
ПЕРЕРЫВ
- Мини-лекция «Профессиональные границы»
- Формируюшее упражнение «Ресурсное место»
- Рефлексия результатов занятия.
Тема 3 «Профессиональное пространство»
Цель. Исследовать сферы конфликтов в профессиональной деятельности. Проанализировать потребностей. Способствовать формированию ориентации в профессиональной деятельности на собственные потребности и потребности участников образовательного процесса.
Материалы: «Архитепический арт-конструктор» (А.И. Копытин), бумага для записей.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг
- Напоминание правил группы.
- Исследовательское упражнение «Фон и фигур» с использованием «Архитепического арт-конструктора» (А.И. Копытин)
- Мини-лекция «Профессиональное пространство»
ПЕРЕРЫВ
- Мини-лекция «Я создаю профессиональное пространство»
- Формируюшее упражнение «Я и пространство»
- Рефлексия результатов занятия.
Тема 4 «Ресурсы педагога»
Цель. Актуализировать сферы внутренних и внешних ресурсов. Сформировать у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли.
Материалы: бумага А 5 с начерченным на нем кругом, каски, карандаши, цветная бумага, клей, скотч, степлер, прищепки, скрепки, веревка, нитки, ножницы.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг
- Напоминание правил группы.
- Исследовательское упражнение «Мои сильные стороны»
- Мини-лекция «Ресурсы социальные, профессиональные»
ПЕРЕРЫВ
- Мини-лекция «Личностные ресурсы»
- Формирующее упражнение «Я и мои ресурсы»
- Рефлексия результатов занятия.
Тема 5 «Роли педагога особенного ребенка»
Цель. Помочь в осознании своих поведенческих стратегий в отношении особенного ребенка, связанного с разными аспектами опыта, направленностью коммуникации и способами взаимодействия.
Материалы: клеенки, глина, стаканчики с водой, деревянные стеки, гребень, штихели, цикли, клюшки, струны, скребки, рашпиль, гребень, салфетки.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг.
- Правила работы с инструментами.
- Исследовательское упражнение «Я педагог».
- Мини-лекция «Профессиональная роль».
ПЕРЕРЫВ
- Формирующее упражнение «Я и мой профессиональный рост».
- Мини-лекция «Роль педагога особенного ребенка».
- Рефлексия результатов занятия..
Тема 6 «Профессиональная беспомощность»
Цель. Повысить у педагогов профессиональную компетентность по вопросам взаимодействия с ребенком транслирующего неадаптивное поведение.
Материалы: бумага А 5, каски, карандаши, цветная бумага, клей, скотч, степлер, прищепки, скрепки, веревка, нитки, ножницы, деревянные фигурки.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг.
- Правила работы в группе, введение новых правил.
- Исследовательское упражнение «Я – педагог, он ученик. Как я могу ему помочь»
- Мини-лекция «Профессиональные стратегии»
ПЕРЕРЫВ
- Формирующее упражнение «Профессиональные стратегии»
- Мини-лекция «Развитие профессиональных стратегий»
- Рефлексия результатов занятия.
Тема 7 «Конфликтные ситуации на работе»
Цель. Сформировать у педагогов позитивные стереотипы реагирования в «трудных» ситуациях: умение адекватно отреагировать свои негативные чувства; развитие чувства внутреннего контроля.
Материалы: непряденая шерсть разного цвета, воздушно-пузырчатая пленка большого размера, фатин (ткань-сетка), скалка, махровое полотенце, пульверизатор, мыльный раствор, резиновые перчатки, бумажный или обычный скотч.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг.
- Правила работы с инструментами.
- Исследовательское упражнение «Мои ожидания от профессии» .
- Мини-лекция «Конфликты их роль».
ПЕРЕРЫВ
- Формирующее упражнение «Конфликтная ситуация».
- Мини-лекция «Выход из конфликтных ситуаций».
- Рефлексия результатов занятия.
Тема 8 «Ситуация неопределенности как ресурс»
Цель. Повысить у педагогов профессиональную компетентность по вопросам общения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Материалы: вода с загустителем, краски, емкости, кисти, гребни, шило или спицы, бумага.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг.
- Правила работы с инструментами.
- Исследовательское упражнение «Я хочу картину».
- Мини-лекция «Ситуация неопределенности, как стресс».
ПЕРЕРЫВ
- Формирующее упражнение «Помощь друга и мои ожидания от помощи».
- Мини-лекция «Ситуация неопределенности, как ресурс».
- Рефлексия результатов занятия.
Тема 9 «Профессиональный путь»
Цель. Сформировать у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли.
Материалы: бумага А 5 с начерченным на нем кругом, каски, карандаши, цветная бумага, клей, скотч, степлер, прищепки, скрепки, веревка, нитки, ножницы.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг.
- Правила работы в группе.
- Исследовательское упражнение «Вехи».
- Мини-лекция «Профессиональный путь».
ПЕРЕРЫВ
- Формирующее упражнение «Мой путь – мое богатство».
- Мини-лекция «Обесценивание и самоценность».
- Рефлексия результатов занятия.
Тема 10 «Профессиональные планы»
Цель. Повысить у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли.
Материалы: бумага А 5 с начерченным на нем кругом, каски, карандаши, цветная бумага, клей, скотч, степлер, прищепки, скрепки, веревка, нитки, ножницы.
Содержание.
- Приветствие, анонс.
- Шеринг.
- Правила работы в группе.
- Формирующее упражнение «Коллаж будущего развития педагога».
- Мини-лекция «Важность планирования»
ПЕРЕРЫВ
- Игра «Четыре шляпы».
- Рефлексия результатов занятия.
Приложение 1
Введение правил работы группы
Цель: создать групповую атмосферу, условия, способствующие эффективной работе.
Техника проведения: психолог приветствует участников, рассказывает о содержании занятия.
Далее: «Каждый коллектив, каждая группа работает и взаимодействует по определенным правилам, и это обеспечивает положительный результата. Поэтому я предлагаю ввести несколько важных правил, по которым будет работать наша группа.
- Правило «безопасность группы» (рассказывать можно кому угодно и что угодно, просто не называть фамилий и имен участников).
- Правило активности (чем больше вы будет проявлять активность, тем больший результат вы получите от тренинга).
- Правило «здесь и теперь» (обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе).
- Правила обратной связи: говорить по-существу, каждый говорит за себя и от своего имени, один говорит, другие – слушают, без оценок.
- Правило «уважение к другим»: по возможности не пропускать занятия, не опаздывать на занятия, если опоздали на занятие, сесть за круг и подождать, когда закончится упражнение и тренер пригласит в общий круг, отключить мобильные телефоны или поставить на виброзвонок.
Список литературы:
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб: Питер, 2011.- 701 с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).
- Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. М.: Когито-Центр. 2015. 526 с.
- Мелетичев В.В., Шингаев С.М. Мотивация Профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика: монография. – СПб.: СПб АППО, 2014.—100 с. (Научные школы Академии).
- «Образовательная политика» Научно- публицистический журнал №3 (79) 2019. Статья «Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как?» Дмитрий Леонтьев, стр. 14.
- Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С. Батуева.- СПб.: Речь, 2008. – 144 с.
- Пузиков В. Г. Технология Ведения Тренинга. Методическое пособие для начинающих тренеров. СПб.: Издательство «Речь». 2010. 224 с.
- Солдатова Г.В., Шингаев С.М. Профилактика профессиональных деформаций педагогов: учебно-методическое пособие. - СПб.:СПб АППО, 2016. – 178 с. – (Постдипломное образование педагога).
- Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. СПб.: Издательство «Речь». 2008. 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – педагогическая направленность профилактической и коррекционно – педагогической работы с учащимися
От того насколько своевременно, систематично и целенаправленно будет проводиться профилактическая и коррекционно-педагогическая работа педагогов, воспитателей и родителей с учащимися будет...
Доклад "Итоги работы методического объединения педагогов социально-педагогической направленности в 2015-2016 учебном году"
Педагоги дополнительного образования методического объединения педагогов социально-педагогической направленности Центра внешкольной работы "Гармония" города Тихорецка работали в 2015-2016 учебном году...
доклад на тему: "Понятие социально-педагогической технологии в работе социального педагога"
Разбор понятия социально-педагогической технологии в работе социального педагога. Классификация социально-педагогических технологий. Структура социально-педагогической технологии....
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
«БЕЛЫЙ ПЕЛИКАН» Часть 1 Дополнительная Диагностическая программа социально-педагогической направленности
Психологическая атмосфера в образовательных учреждениях, где уделяют внимание поддержке педагогов на уровне личностной и профессиональной идентичности крайне благоприятная: безопасная, дружественная и...
Сборник "Материалы 13 Регионального этапа Всероссийского форума социально-педагогических инноваций - 2023, посвященного году педагога и наставника и 100- летию РБ"
Статья: «Образ летучей мыши в одноимённых произведениях Л. Толстого и Г. Чимитова»...