Дополнительная программа социально-педагогической направленности по поддержанию психоэмоционального здоровья педагогов «Мозаичный пеликан»
методическая разработка по психологии

Глазунова Жанна Ивановна

Пояснительная записка.

 

Программа  «Мозаичный  пеликан»  реализовывалась  на  базе школы № 32 города Липецка в период с 2022 по 2023 учебный год.

С 1967 года в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Педагоги и специалисты психолого-педагогического сопровождения (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи) на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы,  создают условия для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.  

 

Образование.

 

Наличие квалификационной категории

Стаж работы

Высшее образование – 64 чел

Кандидат наук – 2 чел

До 5 лет – 12 чел

Среднее специальное – 0 чел

Высшая – 29 чел

5-10 – 13 чел

Обучаютсяв ВУЗах – 2 чел

Первая – 14 чел

Свыше 15 лет – 39 чел

 

Основанием для разработки программ сопровождения, послужили результаты  психолого-педагогического обследования педагогов и специалистов муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения № 32  города Липецка (Далее - Диагностическая программа исследования деформационных тенденций в профессиональной деятельности педагогов образовательной организации).

Необходимо отметить, что формируя диагностическую программу исследования деформационных тенденций в профессиональной деятельности педагогов образовательной организации, мы опирались на теоретические и практические работы Е.П. Ильина,  Г. Фрейденбергера, К. Маслах, Э.Ф. Зеера,  А.К. Маркова, О.В. Осницкого, С.М. Шингаева и других авторов.

В название программы мы намерено внесли формулировку «деформационные тенденции» предложенную  Н.Б. Москвиной вместо привычного и общепринятого  «профессиональной деформации личности»  так как это отражает не фатальный, а вероятностный характер деформационных изменений у педагогов и служит целям поддержки педагога, а не вынесения ему диагноза о профнепригодности.

В «Основной» блок  диагностической программы мы включили следующие диагностические методики: методика диагностики профессиональных деформаций педагога.  Зеер Э.Ф. Павлова А.М., Зольников А.П.; Методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келермана-Конте.; Методика диагностики уровня эмоционального  выгорания. В.В Бойко.

В начале года диагностическое обследование  прошли  38 человек  (59% из общего числа  педагогов ОУ). На основании анализа данных получены следующие результаты.

Уровня эмоционального  выгорания: 63 % - стадия  Резистенция; 28 % - стадия Напряжение;  9% - стадия Истощение.

Психологические защиты:  50% - Отрицание; 28% -Интеллектуализация; 10% - Проекция; 6% - Реактивное образование; 6%-Регрессия.

Диагностики деформационных тенденций в профессиональной деятельности педагога: 59 % - Консерватизм (проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям); 25 % - Профессиональный догматизм (возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач); 16 %  - пр.

По мнению большинства авторов, описывающих данные феномены, они способствуют ухудшению:   результата деятельности;  нормативности профессионального поведения; профессиональной адаптации в целом;  качества жизни (даже ее «внепрофессиональных» составляющих);   межличностных отношений с другими людьми (как в рамках работы, так и за ее пределами);   здоровья (как физического, так и психического); адаптивности и развития личности в целом.[1] Что в свою очередь говорит о риске развития «деформационных тенденций» у  педагогов.

Работа с педагогами строилась следующим образом.

По итогам психолого-педагогического обследования были организованы консультативные встречи, в ходе  которых педагог  знакомился с результатами, обсуждал с психологом личностные и профессиональные ресурсы, внешние проявления деструктивных тенденций в профессиональной деятельности, выносил самостоятельное суждение о своем согласии с фактом наличия каждой из них, анализируя причины возникновения деструкций и оценивая свою способность за счет имеющихся личностных и профессиональных ресурсов к их самостоятельному устранению (коррекции).

В ходе консультации предлагалось психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое  в форме индивидуальных и/или групповых форм работы (консультаций, тренингов, семинаров-практикумов),  направленных на  поддержание личностного и профессионального потенциале педагога.

В данном проекте приняло участие 12 педагогов, реализующих программы СИПР 2.

 

Новизна данной программы заключается в системном, комплексном  подходе к сопровождению педагогов образовательного учреждения и включения в практику работы с педагогами  инновационных методов полимодальной арт-терапии в интерактивном формате.  В рамках интерактивной формы работы личностное и профессиональное  развитие происходит через создание терапевтической среды, разнообразную творческую деятельность, опыт взаимодействия между участниками, восприятие изобразительной продукции друг друга, которое  вызывает у педагогов определенные чувства и мысли, предрасполагает к совместному решению трудных вопросов, связанных с особенностями осуществления образовательной деятельности с детьми ОВЗ.

 

Научная обоснованность.

За методологическую основу разработки программы «Мозаичный пеликан»  взяты: отечественная модель клинической системной арт-терапии, преимущественно её психолого-педагогический вектор (Копытин А.И. 2017), теория стресса Г. Селье и концепция личностного потенциала (Леонтьева Д.А. 2019)

Психологическая теория личности в КСАТ включает в себя следующие концептуальные блоки: концепцию личности как совокупности отношений человека с окружающей средой; концепцию идентичности как динамической системы регуляции самоотношений; концепцию творчества как важнейшего механизма личностной адаптации, отражения и преображения среды и системы отношений, реализуемого на основе постижения личностью своих универсальных и уникальных характеристик в разных жизненных ситуациях, в том числе в состояниях предболезни, болезни и дезадаптации; концепцию внутренних и внешних факторов, определяющих творческую активность личности. (Копытин А.И. 2015. стр. 139)

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:  первая - стадия тревоги; вторая — стадия резистентности, или сопротивления;  третья стадия — истощения. На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения (стадия призыва о помощи)

Согласно Леонтьеву, личностный  потенциал можно определить  «как систему динамического управления психологической энергией, ее распределения и перераспределения.  Начать действие, изменить, скорректировать, отказаться, выждать, развернуться,  сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних  стимулов, - это  все проявления результата работы нашего Л.П.  Людям с высоким Л.П. присущи  такие психологические характеристики, как активность,  продуктивность, субъектность, резилентность,  и продуктивное совладание, самодетерминация, целенаправленность, гибкость.[2]

 

 

 

 

Цель: профилактика формирования деформационных тенденций у педагогов, обучающих детей с ОВЗ.

 

Задачи:

  1. исследование привычных паттернов поведения в учебной ситуации;
  2. мотивирование к работе в группе и самостоятельной работе;
  3. профилактика эмоционального выгорания;
  4. создание условия для мобилизации личностных ресурсов педагогов;
  5. моделирование положительного эмоционального состояния;
  6. устранение нервно-психического напряжения в рабочих ситуациях;
  7. нормализация психосоматических процессов;
  8. признание ценности:  личностной и профессиональной.

 

Формы и режим занятий:  тренинговые занятия  проводятся один - два раза в месяц.

         Ограничениями и противопоказаниями на участие в освоении программы является наличие: нет.

 

Способы обеспечения гарантий прав участников программы.

Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации,  Положением о структуре, порядке разработки и утверждения программ дополнительного образования МБОУ № 32.

  1. Участники программы (педагоги) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
  2. Педагог-психолог информирует педагогов о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе диагностического обследования, данные сведения не подлежат огласки третьим лицами и защищены кодированием личных данных педагога.
  3. Педагог-психолог руководствуется «Этическим кодексом психолога» и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к проявлению и развитию дефорационных тенденций.
  2. Формирование навыка соморефлексии в процессе выполнения образовательных задач.
  3. Формирования навыка эмоциональной регуляции в процессе выполнения образовательных задач.
  4. Признание педагогом своей ценности как личностной, так  и профессиональной.

 

Формы подведения итогов реализации программы (аттестации/контроля):

В ходе реализации программы осуществляются следующие виды аттестации (контроля) – входной, текущий, промежуточный, итоговый.

В начале реализации программы проводится входной контроль для определения деформационных тенденций.  Форма  контроля (аттестации) – тестирование, опрос (беседа), наблюдение.

В течение сроков реализации программы проводится текущий контроль с целью мониторинга достижения поставленных занятием целей. Форма  контроля (аттестации) – рефлексия.

По окончании реализации программы проводится итоговый контроль с целью выявления степени усвоения программы  педагогами, сравнения полученных результатов с ожидаемыми, получения сведений для совершенствования программы. Форма  контроля (аттестации) – тестирование, опрос (беседа), наблюдение.

 

 

Тематический план-сетка

 

Тема

Цель

Всего часов

В том числе

Т.ч.

П.ч.

1

«Профессиональная идентичность»

Исследовать эмоциональное состояние педагога, его отношение к себе. Проанализировать профессиональные трудности, то,  каким образом  их воспринимает педагог. Мотивировать на групповую работу.

4

1

3

2

«Профессиональные границы»

Исследовать профессиональные  границы. Способствовать формированию позитивного профессионального образа.

4

1

3

3

Профессиональное пространство»

Исследовать сферы конфликтов в профессиональной  деятельности. Проанализировать  потребностей. Способствовать формированию ориентации в профессиональной деятельности на собственные потребности и потребности участников образовательного процесса.

4

1

3

4

«Ресурсы педагога»

 

Актуализировать сферы внутренних и внешних ресурсов. Сформировать у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли.

4

1

3

5

«Роли педагога особенного ребенка»

 

Помочь  в осознании своих поведенческих стратегий в отношении особенного  ребенка, связанного  с разными аспектами опыта, направленностью коммуникации и способами взаимодействия.

4

1

3

6

«Профессиональная беспомощность»

Повысить у педагогов профессиональную компетентность по вопросам взаимодействия с  ребенком транслирующего неадаптивное поведение.

4

1

3

7

«Конфликтные ситуации на работе»

 

Сформировать у педагогов позитивные стереотипы реагирования в «трудных» ситуациях: умение адекватно отреагировать свои негативные чувства; развитие чувства внутреннего контроля.

4

1

3

8

«Ситуация неопределенности как ресурс»

 

Повысить у педагогов профессиональную  компетентность по вопросам общения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

4

1

3

9

«Профессиональный путь»

 

Сформировать у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли.

4

1

3

10

«Профессиональные планы»

Повысить у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли.

4

1

3

Всего

40

10

30

 

 

 

 



[1] Солдатов Г.В., Шингаев С.М. Профилактика профессиональных деформаций педагогов:  учебно-методическое пособие. _ СПб.: СПб АППО, 2016. – 178 с. – (Постдипломное образование педагога).

[2] «Образовательная политика» Научно- публицистический журнал №3 (79) 2019. Статья «Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как?» Дмитрий Леонтьев, стр. 14.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mazaichnyy_pelikan.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1 «Профессиональная идентичность»

Цель. Исследовать эмоциональное состояние педагога, его отношение к себе. Проанализировать профессиональные трудности, то,  каким образом  их воспринимает педагог. Мотивировать на групповую работу

Материалы: Метафорические карты «Деревья», метафорические ассоциативные карты «Источник», клей, краска, карандаши, краски.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг.
  3. Введение правил группы.
  4. Исследовательское упражнение «Я такое дерево».
  5. Мини-лекция «Эмоциональное выгорание».

ПЕРЕРЫВ

  1. Мини-лекция «Способы профилактики эмоционального выгорания»
  2. Формируюшее упражнение «Ресурсное место»
  3. Рефлексия результатов занятия.

Тема 2 «Профессиональные границы»

Цель. Исследовать профессиональные  границы. Способствовать формированию позитивного профессионального образа.

Материалы: флипчарт; четыре контрастных маркера (черный, красный, синий и зеленый); магниты; ручки, фломастеры; бумага для записей; бумага А 5, бланки  «круги близости, ответственности и влияния»,  мелкие игрушки, камешки, ракушки и прочий  природный материал.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Напоминание  правил группы.
  3. Шеринг.
  4. Исследовательское упражнение «Круги близости, ответственности и влияния».
  5. Мини-лекция «Психологические территории и границы» Мерилин Мюррей в адаптации.

ПЕРЕРЫВ

  1. Мини-лекция «Профессиональные границы»
  2. Формируюшее упражнение «Ресурсное место»
  3. Рефлексия результатов занятия.

Тема 3 «Профессиональное пространство»

Цель. Исследовать сферы конфликтов в профессиональной  деятельности. Проанализировать  потребностей. Способствовать формированию ориентации в профессиональной деятельности на собственные потребности и потребности участников образовательного процесса.

Материалы: «Архитепический  арт-конструктор» (А.И. Копытин), бумага для записей.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг
  3. Напоминание правил группы.
  4. Исследовательское упражнение «Фон и фигур» с использованием «Архитепического арт-конструктора» (А.И. Копытин)
  5. Мини-лекция «Профессиональное пространство»

ПЕРЕРЫВ

  1. Мини-лекция «Я создаю профессиональное пространство»
  2. Формируюшее упражнение «Я и пространство»
  3. Рефлексия результатов занятия.

Тема 4 «Ресурсы педагога»

Цель. Актуализировать сферы внутренних и внешних ресурсов. Сформировать у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли. 

Материалы: бумага А 5 с начерченным на нем кругом, каски, карандаши, цветная бумага, клей, скотч, степлер, прищепки, скрепки, веревка, нитки, ножницы.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг
  3. Напоминание правил группы.
  4. Исследовательское упражнение «Мои сильные стороны»
  5. Мини-лекция «Ресурсы социальные, профессиональные»

ПЕРЕРЫВ

  1. Мини-лекция «Личностные ресурсы»
  2. Формирующее упражнение «Я и мои ресурсы»
  3. Рефлексия результатов занятия.

 

Тема 5 «Роли педагога особенного ребенка» 

Цель. Помочь  в осознании своих поведенческих стратегий в отношении особенного  ребенка, связанного  с разными аспектами опыта, направленностью коммуникации и способами взаимодействия.

Материалы: клеенки, глина, стаканчики с водой, деревянные стеки, гребень, штихели, цикли, клюшки, струны, скребки, рашпиль, гребень, салфетки.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг.
  3. Правила работы с инструментами.
  4. Исследовательское упражнение «Я педагог».
  5. Мини-лекция «Профессиональная  роль».

ПЕРЕРЫВ

  1. Формирующее упражнение «Я и мой профессиональный рост».
  2.  Мини-лекция «Роль педагога особенного ребенка».
  3.  Рефлексия результатов занятия..

Тема 6  «Профессиональная беспомощность»

 

Цель. Повысить у педагогов профессиональную компетентность по вопросам взаимодействия с  ребенком транслирующего неадаптивное поведение.

Материалы: бумага А 5,  каски, карандаши, цветная бумага, клей, скотч, степлер, прищепки, скрепки, веревка, нитки, ножницы, деревянные фигурки.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг.
  3. Правила работы в группе, введение новых правил.
  4. Исследовательское упражнение «Я – педагог, он ученик. Как я могу ему помочь»  
  5. Мини-лекция «Профессиональные стратегии»

ПЕРЕРЫВ

  1. Формирующее упражнение «Профессиональные стратегии»
  2.  Мини-лекция «Развитие профессиональных стратегий»
  3.  Рефлексия результатов занятия.

Тема 7 «Конфликтные ситуации на работе»

Цель. Сформировать у педагогов позитивные стереотипы реагирования в «трудных» ситуациях: умение адекватно отреагировать свои негативные чувства; развитие чувства внутреннего контроля.

Материалы: непряденая шерсть разного цвета,  воздушно-пузырчатая пленка большого размера,  фатин (ткань-сетка),  скалка, махровое полотенце,   пульверизатор,  мыльный раствор, резиновые перчатки,  бумажный или обычный скотч.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг.
  3. Правила работы с инструментами.
  4. Исследовательское упражнение «Мои ожидания  от профессии» .
  5. Мини-лекция «Конфликты их роль».

ПЕРЕРЫВ

  1. Формирующее упражнение «Конфликтная ситуация».
  2.  Мини-лекция «Выход из конфликтных ситуаций».
  3. Рефлексия результатов занятия.

Тема 8 «Ситуация неопределенности как ресурс»

Цель. Повысить у педагогов профессиональную  компетентность по вопросам общения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Материалы: вода с загустителем, краски, емкости, кисти, гребни, шило или спицы, бумага.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг.
  3. Правила работы с инструментами.
  4. Исследовательское упражнение «Я хочу картину».
  5. Мини-лекция «Ситуация неопределенности, как стресс».

ПЕРЕРЫВ

  1. Формирующее упражнение «Помощь друга и мои ожидания от помощи».
  2.  Мини-лекция «Ситуация неопределенности, как ресурс».
  3. Рефлексия результатов занятия.

Тема 9 «Профессиональный путь»

Цель. Сформировать у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли.

Материалы: бумага А 5 с начерченным на нем кругом, каски, карандаши, цветная бумага, клей, скотч, степлер, прищепки, скрепки, веревка, нитки, ножницы.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг.
  3. Правила работы в группе.
  4. Исследовательское упражнение «Вехи».
  5. Мини-лекция «Профессиональный путь».

ПЕРЕРЫВ

  1. Формирующее упражнение «Мой путь – мое богатство».
  2.  Мини-лекция «Обесценивание и самоценность».
  3. Рефлексия результатов занятия.

Тема 10  «Профессиональные планы»

Цель. Повысить у педагогов позитивное самовосприятие своей социальной роли.

Материалы: бумага А 5 с начерченным на нем кругом, каски, карандаши, цветная бумага, клей, скотч, степлер, прищепки, скрепки, веревка, нитки, ножницы.

Содержание. 

  1. Приветствие, анонс.
  2. Шеринг.
  3. Правила работы в группе.
  4. Формирующее упражнение «Коллаж будущего развития педагога».
  5. Мини-лекция «Важность планирования»

ПЕРЕРЫВ

  1. Игра «Четыре шляпы».
  2.  Рефлексия результатов занятия.

Приложение  1

Введение правил работы группы

Цель: создать групповую атмосферу, условия, способствующие эффективной работе.

Техника проведения: психолог приветствует участников, рассказывает о содержании занятия.

Далее: «Каждый коллектив, каждая группа работает и взаимодействует по определенным правилам, и это обеспечивает положительный результата. Поэтому я  предлагаю ввести  несколько важных правил, по которым будет работать наша группа.

  1. Правило «безопасность группы» (рассказывать можно кому угодно и что угодно, просто не называть фамилий и имен участников).
  2. Правило активности (чем больше вы будет проявлять активность, тем больший результат вы получите от тренинга).
  3. Правило «здесь и теперь» (обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе).
  4. Правила обратной связи: говорить по-существу, каждый говорит за себя и от своего имени, один говорит,  другие – слушают, без оценок.
  5. Правило «уважение к другим»: по возможности не пропускать занятия, не опаздывать на занятия, если опоздали на занятие, сесть за круг и подождать, когда закончится упражнение и тренер пригласит в общий круг,  отключить мобильные телефоны или поставить на виброзвонок.

Список литературы:

  1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб: Питер, 2011.- 701 с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).
  2. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. М.: Когито-Центр. 2015. 526 с.
  3. Мелетичев В.В., Шингаев С.М. Мотивация Профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика: монография. – СПб.: СПб АППО, 2014.—100 с. (Научные школы Академии). 
  4. «Образовательная политика» Научно- публицистический журнал №3 (79) 2019. Статья «Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как?» Дмитрий Леонтьев, стр. 14.
  5. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С. Батуева.- СПб.:  Речь, 2008. – 144 с.
  6. Пузиков В. Г. Технология Ведения Тренинга. Методическое пособие для начинающих тренеров. СПб.: Издательство «Речь». 2010. 224 с.
  7. Солдатова Г.В., Шингаев С.М. Профилактика профессиональных деформаций педагогов: учебно-методическое пособие. - СПб.:СПб АППО, 2016. – 178 с. – (Постдипломное образование педагога).
  8. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. СПб.: Издательство «Речь». 2008. 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогическая направленность профилактической и коррекционно – педагогической работы с учащимися

От того насколько своевременно, систематично и целенаправленно будет проводиться профилактическая и коррекционно-педагогическая работа  педагогов, воспитателей  и родителей с учащимися будет...

Доклад "Итоги работы методического объединения педагогов социально-педагогической направленности в 2015-2016 учебном году"

Педагоги дополнительного образования методического объединения педагогов социально-педагогической направленности Центра внешкольной работы "Гармония" города Тихорецка работали в 2015-2016 учебном году...

доклад на тему: "Понятие социально-педагогической технологии в работе социального педагога"

Разбор понятия социально-педагогической технологии в работе социального педагога. Классификация социально-педагогических технологий. Структура социально-педагогической технологии....

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

«БЕЛЫЙ ПЕЛИКАН» Часть 1 Дополнительная Диагностическая программа социально-педагогической направленности

Психологическая атмосфера в образовательных учреждениях, где уделяют внимание поддержке педагогов на уровне личностной и профессиональной идентичности крайне благоприятная: безопасная, дружественная и...