Приёмы, направленные на установление контакта, улучшение эмоционального состояния ребенка
статья по психологии

Приёмы, направленные на установление контакта,  улучшение эмоционального состояния ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы, направленные на установление контакта,

улучшение эмоционального состояния.

Установление контакта с ребенком — первый и, по большому счету, один из важнейших шагов в работе каждого специалиста школы.

Основными задачами этого этапа являются, во-первых, создание атмосферы безопасности для эффективного взаимодействия и, во-вторых, формирование позитивного образа взрослого, который будет в дальнейшем работать с ребенком.

Существуют разные приёмы налаживания взаимодействия.

Так, в своей педагогической практике я использую:

1. Контакт через предмет, который подходит для детей, избегающих прямого взаимодействия с незнакомым взрослым; для детей, демонстрирующих «полевое» или жестко стереотипизированное поведение; для детей, чье игровое развитие находится на уровне предметно-манипулятивной игры.

2. Контакт через деятельность эффективен в работе с детьми, интересующимися конкретными видами деятельности, которые возможны в ситуации взаимодействия; а также с детьми, устойчивыми к тому или иному виду нагрузки в течение относительно долгого времени.

3. Контакт через игру подходит для детей с низким уровнем речевого развития, но открытых для невербального контакта; для детей, допускающих приближение или даже прикосновение незнакомых взрослых; для детей, слабо устойчивых к длительной нагрузке и необходимости сидеть неподвижно.

4. Контакт через общение оптимален для детей с высоким и средним уровнем речевого развития; для детей, способных к невербальному общению.

Разумеется, все дети по-разному воспринимают попытки начать общение, и выбор того или иного приёма осуществляется, прежде всего, исходя из наблюдений за конкретным ребенком, его особенностями, привычками и предпочтениями.

Не менее важными в установлении контакта являются улыбка, доброжелательный взгляд, спокойный и умеренный темп речи, обращение по имени, установление контакта глаз.

Также на своих коррекционных занятиях стараюсь организовать ситуацию общения так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями.  

И в этом мне помогает игра. Ведь не секрет, что основной формой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является игра. Именно поэтому, планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то ребенка, но и тому, чтобы каждому ребенку было по-настоящему весело и радостно.

В процесс активизации эмоционального состояния детей включаются игры, сюрпризные моменты, элементы новизны и др. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы. Игра создает благоприятные условия для формирования эмоционального благополучия.

Игры и упражнения выбираю в соответствии возрасту и возможностям учащихся.

Также для улучшения эмоционального состояния детей мною используется:

- ритуал приветствия друг друга, который позволяет создать психологическую готовность к занятию, осознание ребенком себя как части группы.

- свободное, тематическое рисование, с целью анализа индивидуального опыта, и закрепления полученных знаний и положительных эмоций, снятие негативных переживаний.

- элементы гимнастик: артикуляционной, дыхательной, пальчиковой. Всё это -  благодатные моменты для выработки у детей уверенности в своих силах, интереса к занятиям, положительного восприятия индивидуальных особенностей друг друга, создание благоприятного эмоционального фона. 

- ритуал прощания служит сигналом к завершению занятия и также способствует снятию психоэмоционального напряжения.

На каждом занятии широко использую слова, которые помогают и ободряют ребят, способствуют повышению их психоэмоционального состояния. Например, «Ты ещё и не это можешь», «У тебя все получится», «Продолжай и дальше в том же духе», «Ты умница», «Есть вещи, которые у тебя получаются отлично», «У тебя есть свои сильные стороны и таланты» и т.д.

Таким образом, подводя итог всему сказанному, хочется сказать следующее: эффективность и результативность коррекционной работы дефектолога значительно повышается, если установлен положительный эмоциональный контакт с ребенком, создан благоприятный эмоциональный климат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребенка

Данный материал может пригодиться при проведении родительского собрания в 5-6 классах....

"Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка"

ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей...

Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника.

Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника....

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Приёмы

Методическая разработка "Рефлексия настроения и эмоционального состояния" содержит приёмы, которые можно использовать на уроке по любому предмету....

Занятия для оздоровительного центра по коррекции эмоционального состояния ребенка

Цель занятия: профилактика депрессивного эмоционального состояния.Задачи:улучшение эмоционального состояния участников тренинга;развитие уверенности и веры в собственные силы, в уникальность собственн...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».

quot;Острый недостаток ласки в семье" – причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости у детей....