Приёмы, направленные на установление контакта, улучшение эмоционального состояния ребенка
статья по психологии
Приёмы, направленные на установление контакта, улучшение эмоционального состояния ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_napravlennye_na_ustanovlenie_kontakta_ustanovlenie_emotsionalnogo_sostoyaniya.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы, направленные на установление контакта,
улучшение эмоционального состояния.
Установление контакта с ребенком — первый и, по большому счету, один из важнейших шагов в работе каждого специалиста школы.
Основными задачами этого этапа являются, во-первых, создание атмосферы безопасности для эффективного взаимодействия и, во-вторых, формирование позитивного образа взрослого, который будет в дальнейшем работать с ребенком.
Существуют разные приёмы налаживания взаимодействия.
Так, в своей педагогической практике я использую:
1. Контакт через предмет, который подходит для детей, избегающих прямого взаимодействия с незнакомым взрослым; для детей, демонстрирующих «полевое» или жестко стереотипизированное поведение; для детей, чье игровое развитие находится на уровне предметно-манипулятивной игры.
2. Контакт через деятельность эффективен в работе с детьми, интересующимися конкретными видами деятельности, которые возможны в ситуации взаимодействия; а также с детьми, устойчивыми к тому или иному виду нагрузки в течение относительно долгого времени.
3. Контакт через игру подходит для детей с низким уровнем речевого развития, но открытых для невербального контакта; для детей, допускающих приближение или даже прикосновение незнакомых взрослых; для детей, слабо устойчивых к длительной нагрузке и необходимости сидеть неподвижно.
4. Контакт через общение оптимален для детей с высоким и средним уровнем речевого развития; для детей, способных к невербальному общению.
Разумеется, все дети по-разному воспринимают попытки начать общение, и выбор того или иного приёма осуществляется, прежде всего, исходя из наблюдений за конкретным ребенком, его особенностями, привычками и предпочтениями.
Не менее важными в установлении контакта являются улыбка, доброжелательный взгляд, спокойный и умеренный темп речи, обращение по имени, установление контакта глаз.
Также на своих коррекционных занятиях стараюсь организовать ситуацию общения так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями.
И в этом мне помогает игра. Ведь не секрет, что основной формой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является игра. Именно поэтому, планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то ребенка, но и тому, чтобы каждому ребенку было по-настоящему весело и радостно.
В процесс активизации эмоционального состояния детей включаются игры, сюрпризные моменты, элементы новизны и др. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы. Игра создает благоприятные условия для формирования эмоционального благополучия.
Игры и упражнения выбираю в соответствии возрасту и возможностям учащихся.
Также для улучшения эмоционального состояния детей мною используется:
- ритуал приветствия друг друга, который позволяет создать психологическую готовность к занятию, осознание ребенком себя как части группы.
- свободное, тематическое рисование, с целью анализа индивидуального опыта, и закрепления полученных знаний и положительных эмоций, снятие негативных переживаний.
- элементы гимнастик: артикуляционной, дыхательной, пальчиковой. Всё это - благодатные моменты для выработки у детей уверенности в своих силах, интереса к занятиям, положительного восприятия индивидуальных особенностей друг друга, создание благоприятного эмоционального фона.
- ритуал прощания служит сигналом к завершению занятия и также способствует снятию психоэмоционального напряжения.
На каждом занятии широко использую слова, которые помогают и ободряют ребят, способствуют повышению их психоэмоционального состояния. Например, «Ты ещё и не это можешь», «У тебя все получится», «Продолжай и дальше в том же духе», «Ты умница», «Есть вещи, которые у тебя получаются отлично», «У тебя есть свои сильные стороны и таланты» и т.д.
Таким образом, подводя итог всему сказанному, хочется сказать следующее: эффективность и результативность коррекционной работы дефектолога значительно повышается, если установлен положительный эмоциональный контакт с ребенком, создан благоприятный эмоциональный климат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребенка
Данный материал может пригодиться при проведении родительского собрания в 5-6 классах....
"Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка"
ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей...
Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника.
Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника....
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Приёмы
Методическая разработка "Рефлексия настроения и эмоционального состояния" содержит приёмы, которые можно использовать на уроке по любому предмету....
Занятия для оздоровительного центра по коррекции эмоционального состояния ребенка
Цель занятия: профилактика депрессивного эмоционального состояния.Задачи:улучшение эмоционального состояния участников тренинга;развитие уверенности и веры в собственные силы, в уникальность собственн...
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».
quot;Острый недостаток ласки в семье" – причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости у детей....