Тренинг для педагогов
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемые педагоги! Мы очень рады видеть вас! Сегодняшний мини-тренинг проведут педагоги –психологи Белова Елена Александровна и Воронова Анастасия Сергеевна.
Перед вами представлен ватман с разноцветными карточками. Озвучиваю цвета. Ваша задача – указать какой цвет вам нравится больше других в данный момент. Не пытайтесь ассоциировать цвета ни с чем посторонним, например, с цветом одежды или интерьера. Просто выбирайте карточки, к которым вы чувствуете большую симпатию по сравнению с остальными. Запомните этот цвет про себя, озвучивать не надо. Выбрали, запомнили?! А теперь я озвучу значение каждого цвета.
Мини-тренинг на снятие эмоционального напряжения.
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
- Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
- Упражнение «Меня зовут… Я делаю так…»
Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом, последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
Цель этого упражнения заключалась в знакомстве, снятие тревожности и напряжения.
- Упражнение «Плюс-минус»
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Психолог: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы». Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Цель этого упражнения заключалась в осознание позитивных моментов педагогической деятельности.
- Упражнение "Мусорная корзина"
Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.
Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.
Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.
В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).
Цель этого упражнения заключалась в избавление от негативных эмоций.
- Упражнение «Муха»
Психолог: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».
Цель этого упражнения заключалась в снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
- Упражнение «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения. (Советы, пожелания)
Педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
7. Игровое упражнение «Бумажные мячики».
Чтобы у нас не копились отрицательные эмоции, их необходимо отреагировать. В этом нам поможет игра Бумажные мячики. Разделиться на 2 команды. Смять из газет бумажные шарики. Команды располагаются на расстоянии 4 метров друг от друга. Под веселую музыку (1 минута) все начинают перебрасывать свои мячи на другую сторону. Задача каждой команды, чтобы на их стороне не оказалось мячей, когда закончится музыка.
- Аутотренинг
Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.
Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий вас песок совершенно сухой и мягкий. Оглянитесь вокруг и вы обнаружите, что на берегу моря вы совсем одни…
Солнце клонится к закату. Вы чувствуете тепло вечернего солнца…
Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы чувствуете себя совершенно спокойно.
Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и всё, что вас напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез. Музыка убавляется, 3-2-1 выключается.
Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.
На этой приятной ноте мы завершаем свой мини – тренинг который был направлен на снятие эмоционального напряжения, для укрепления психологического здоровья педагога.
Может быть есть желающие поделиться своими ощущениями. Или сказать несколько слов о занятии.
Мы вас благодарим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»
Программа тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...
«Роль гармонизации эмоциональной сферы педагогов учреждений интернатного типа». Тренинг с педагогами.
Создание благополучного психологического климата в группе; -снятие психоэмоционального напряжения в общении;-накопление положительного эмоционального опыта; -формирование умения выражать сво...
Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"
Тема : «Профилактика стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация знаний о прие...
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"
Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует ...
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"
Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...