Психологическая игра "Что такое мой характер"
методическая разработка по психологии (8 класс)

Белова Елена Александровна

Психологическая игра "Что такое мой характер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_8_klass_harakter.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая игра "Что такое мой характер"
методическая разработка (психология, 8 класс) по теме
 

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

 Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера

Задачи:

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

 Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

Актуальность.

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

1 этап.

Начало работы. Представление команд: название, девиз.

2 этап.

Введение в тему занятия. Теоретическая часть.

«Ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой – характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру.

В системе отношений принято выделять четыре группы черт характера (Г. В. Резапкина):

  1. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и т. п.).
  2. Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т. п.).
  3. Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и т. п.).
  4. Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость.)-

Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей. Взрослые часто говорят: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!» Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека, может быть, как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми. Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводить к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях. Например, желание помогать людям – замечательное качество. Однако если человек начинает навязывать свою помощь окружающим, которые в ней не нуждаются, качество становится отрицательным».

Характер – наиболее устойчивые черты человека, практически не поддающиеся изменениям (С. Л. Рубинштейн).

Сегодня мы попытаемся с вами лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…

3 этап. Игра

Задание 1. «Психогеометрический тест», который позволяет лучше узнать и понять себя.

Инструкция к тесту: посмотрите на пять фигур - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник и зигзаг (эти фигуры должны быть нарисованы на доске или бумаге и находиться перед глазами воспитанника). Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это - «Я»! постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Выбранная фигура дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Краткая характеристика основных форм личности.

Квадрат. Вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость и терпение делают его высококлассным специалистом в своей, области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Им пропиться предсказуемая, распланированная жизнь, и им не по душе изменения привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать и становятся отличными исполнителями и администраторами. Но когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, они вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Характерная особенность Треугольника - концентрироваться на главной цели. Это неудержимые, энергичные, сильные личности, которые, как правило, достигают своих целей. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, к по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно конкурирующей с другими. Треугольники очень не любят оказываться не правыми и с трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что! они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят изменять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по своему. Из треугольников получаются великолепные управляющие, они за версту чуют выгодное дело.

Главное их отрицательное качество - сильная направленность на себя. Треугольники заставляют всех и вся крутиться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник. Это временная форма личности, символизирующая переход и изменение. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому' занятые поисками лучшего положения.

Наиболее характерные черты Прямоугольника - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течении переходного периода. Они могут сильно меняться изо дня в день и даже на протяжении одного дня.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются и хорошие качества, привлекающие к ним людей. Это - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и ... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

Круг. Это мифологический символ гармонии. Это самый доброжелательный из пяти форм, высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Эти люди обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать; они ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам, любят и ценят их.

Но Крути, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса. Они пытаются сохранить мир и иногда ради этого избегают занимать твердую позицию. Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Круги ие отличаются решительностью, слабы в политических играх, все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности.

Однако в одном Круги проявляют завидную твердость - когда дело касается вопросов морали или нарушения справедливости..

Зигзаг. Эта фигура символизирует творчество Зигзагам свойственна образность, интуитивность. В отличие от кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в перемирии и добиваются желаемого не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта и построением новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи.

На работе им нужна независимость, разнообразие и высокий уровень стимуляции, тогда Зигзаг начинает выполнять свое основное предназначение - продуцировать новые идеи. Их отрицательные качества - отсутствие тактичности, отсутствие настойчивости в доведении дела до конца.

Задание 2. «Распредели черты характера»

Каждой команде дается список черт характера (каждая черта написана на отдельном листке). Сейчас в течение 10 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из четырех групп: Отношение к другим людям, Отношение человека к своему делу, Отношение человека к самому себе, Отношение человека к вещам.

Команда, первая справившаяся с заданием получает 1 балл.

Задание 3. «Волшебные ладошки»

Каждому участнику раздается лист бумаги и карандаш. Ребятам предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению воспитанника, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем ведущий собирает листки и передает их участникам другой команды, и ребята по этим мини-портретам должны, угадать о каком человеке идет речь.

С одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

За каждый угаданный характерологический портрет участника команда получает 1 балл

Задание 4. «Ты мне – я тебе»

Каждой команде по очереди предлагается называть черту характера, начинающуюся на букву алфавита (например, 1 команда на букву «А» - аккуратность, 2 команда на букву «Б» - бескорыстность и т.п.).

Проигрывает та команда, которая затрудняется в подборе качества.

Задание 5. «Конкурс капитанов»

Каждому капитану предлагается литературный персонаж, для которого нужно составить характерологический портрет.

Например: Шерлок Холмс, Мушкетеры, Золушка, Буратино и т.п.

Подведение итогов соревнования. Выявление команды победителя.

4 этап. Мини-тренинг.

Упражнение «Комплименты»

Ребята по цепочке называют положительную черту характера своего соседа по команде.

Упражнение «Какой я?»

Ребятам раздаются листки с текстом задания. Им предлагается продолжить 3 предложения. Список качеств характера прилагается к заданию.

 - Я думаю, что у меня есть такие черты как ….

- Другие считают, что у меня есть такие черты как ….

- Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….

Список качеств

аккуратность

гордость

завистливость

мечтательность

нежность

обаяние

развязанность

пунктуальность

грубость

капризность

искренность

упорство

активность

обидчивость

нервозность

вдумчивость

решительность

заботливость

злопамятность

мстительность

стыдливость

терпеливость

уступчивость

жизнерадостность

застенчивость

медлительность  

настойчивость

подозрительность

трусость

доброжелательность

нерешительность.

Упражнение. «Медитация «Я-это Я»

Цель: Развитие навыка внимательного отношения к себе.

Оборудование: Магнитофон, СД-диск с медитативной музыкой.

Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, Я смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что делала, как Я думала и как чувствовала. Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я – это замечательно.

После завершения упражнения можно попросить ребят обменяться впечатлениями от упражнения.

5 этап. Завершение работы.

Таким образом, ребята, в ходе нашего сегодняшнего занятия мы познакомились с понятием «характер», получили возможность лучше узнать свой характер и характер своих друзей, осознать индивидуальность и неповторимость своей личности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 1997.

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с деть-

ми. – СПб, 2000.

3. Психология. Словарь. / Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-

го. – Изд. 2-е., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 180 с.

  1. Прихожан A.M. Психология неудачника. – М., 1997.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2007 – 271с
  3. http: //www.azps.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая игра "Что такое мой характер"

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парад...

Презентация "Что такое характер"

Тема лектория " Характер и темперамент ребёнка"  для родительского собрания в 5-9 классах...

Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...

Презентация к уроку обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...

Сочинение-рассуждение ОГЭ "Что такое сила характера?"

Сочинение-рассуждение "Что такое сила характера?". Сборник 2019 г. под редакцией И.П.Цыбулько, вариант 18....

Конспект группового занятия воспитательного характера «Что такое хорошо и что такое плохо?» (для детей 10-12 лет)

Данный материал рекомендуется к использованию на классных часах, во внеурочной деятельности, а так же подобное мероприятие преемлемо для проведения с детьми , организованными на  непродолжительно...