Психологическая игра "Что такое мой характер"
методическая разработка по психологии (8 класс)
Психологическая игра "Что такое мой характер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_8_klass_harakter.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая игра "Что такое мой характер"
методическая разработка (психология, 8 класс) по теме
Игра предназначена для подростков 12-14 лет.
Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.
Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера
Задачи:
- Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
- Формирование установки на партнерство.
- Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
- Формирование адекватной самооценки.
- Освоение способов самораскрытия.
Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.
Актуальность.
Игра предназначена для подростков 12-14 лет.
Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.
Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера.
Задачи:
- Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
- Формирование установки на партнерство.
- Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
- Формирование адекватной самооценки.
- Освоение способов самораскрытия.
Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.
1 этап.
Начало работы. Представление команд: название, девиз.
2 этап.
Введение в тему занятия. Теоретическая часть.
«Ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой – характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру.
В системе отношений принято выделять четыре группы черт характера (Г. В. Резапкина):
- Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и т. п.).
- Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т. п.).
- Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и т. п.).
- Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость.)-
Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей. Взрослые часто говорят: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!» Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека, может быть, как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми. Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводить к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях. Например, желание помогать людям – замечательное качество. Однако если человек начинает навязывать свою помощь окружающим, которые в ней не нуждаются, качество становится отрицательным».
Характер – наиболее устойчивые черты человека, практически не поддающиеся изменениям (С. Л. Рубинштейн).
Сегодня мы попытаемся с вами лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…
3 этап. Игра
Задание 1. «Психогеометрический тест», который позволяет лучше узнать и понять себя.
Инструкция к тесту: посмотрите на пять фигур - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник и зигзаг (эти фигуры должны быть нарисованы на доске или бумаге и находиться перед глазами воспитанника). Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это - «Я»! постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Выбранная фигура дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.
Краткая характеристика основных форм личности.
Квадрат. Вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость и терпение делают его высококлассным специалистом в своей, области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Им пропиться предсказуемая, распланированная жизнь, и им не по душе изменения привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать и становятся отличными исполнителями и администраторами. Но когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, они вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Характерная особенность Треугольника - концентрироваться на главной цели. Это неудержимые, энергичные, сильные личности, которые, как правило, достигают своих целей. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, к по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно конкурирующей с другими. Треугольники очень не любят оказываться не правыми и с трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что! они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят изменять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по своему. Из треугольников получаются великолепные управляющие, они за версту чуют выгодное дело.
Главное их отрицательное качество - сильная направленность на себя. Треугольники заставляют всех и вся крутиться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.
Прямоугольник. Это временная форма личности, символизирующая переход и изменение. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому' занятые поисками лучшего положения.
Наиболее характерные черты Прямоугольника - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течении переходного периода. Они могут сильно меняться изо дня в день и даже на протяжении одного дня.
Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются и хорошие качества, привлекающие к ним людей. Это - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и ... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.
Круг. Это мифологический символ гармонии. Это самый доброжелательный из пяти форм, высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Эти люди обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать; они ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам, любят и ценят их.
Но Крути, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса. Они пытаются сохранить мир и иногда ради этого избегают занимать твердую позицию. Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Круги ие отличаются решительностью, слабы в политических играх, все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности.
Однако в одном Круги проявляют завидную твердость - когда дело касается вопросов морали или нарушения справедливости..
Зигзаг. Эта фигура символизирует творчество Зигзагам свойственна образность, интуитивность. В отличие от кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в перемирии и добиваются желаемого не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта и построением новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи.
На работе им нужна независимость, разнообразие и высокий уровень стимуляции, тогда Зигзаг начинает выполнять свое основное предназначение - продуцировать новые идеи. Их отрицательные качества - отсутствие тактичности, отсутствие настойчивости в доведении дела до конца.
Задание 2. «Распредели черты характера»
Каждой команде дается список черт характера (каждая черта написана на отдельном листке). Сейчас в течение 10 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из четырех групп: Отношение к другим людям, Отношение человека к своему делу, Отношение человека к самому себе, Отношение человека к вещам.
Команда, первая справившаяся с заданием получает 1 балл.
Задание 3. «Волшебные ладошки»
Каждому участнику раздается лист бумаги и карандаш. Ребятам предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению воспитанника, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем ведущий собирает листки и передает их участникам другой команды, и ребята по этим мини-портретам должны, угадать о каком человеке идет речь.
С одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.
За каждый угаданный характерологический портрет участника команда получает 1 балл
Задание 4. «Ты мне – я тебе»
Каждой команде по очереди предлагается называть черту характера, начинающуюся на букву алфавита (например, 1 команда на букву «А» - аккуратность, 2 команда на букву «Б» - бескорыстность и т.п.).
Проигрывает та команда, которая затрудняется в подборе качества.
Задание 5. «Конкурс капитанов»
Каждому капитану предлагается литературный персонаж, для которого нужно составить характерологический портрет.
Например: Шерлок Холмс, Мушкетеры, Золушка, Буратино и т.п.
Подведение итогов соревнования. Выявление команды победителя.
4 этап. Мини-тренинг.
Упражнение «Комплименты»
Ребята по цепочке называют положительную черту характера своего соседа по команде.
Упражнение «Какой я?»
Ребятам раздаются листки с текстом задания. Им предлагается продолжить 3 предложения. Список качеств характера прилагается к заданию.
- Я думаю, что у меня есть такие черты как ….
- Другие считают, что у меня есть такие черты как ….
- Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….
Список качеств | |
аккуратность гордость завистливость мечтательность нежность обаяние развязанность пунктуальность грубость капризность искренность упорство активность обидчивость нервозность | вдумчивость решительность заботливость злопамятность мстительность стыдливость терпеливость уступчивость жизнерадостность застенчивость медлительность настойчивость подозрительность трусость доброжелательность нерешительность. |
Упражнение. «Медитация «Я-это Я»
Цель: Развитие навыка внимательного отношения к себе.
Оборудование: Магнитофон, СД-диск с медитативной музыкой.
Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, Я смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что делала, как Я думала и как чувствовала. Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я – это замечательно.
После завершения упражнения можно попросить ребят обменяться впечатлениями от упражнения.
5 этап. Завершение работы.
Таким образом, ребята, в ходе нашего сегодняшнего занятия мы познакомились с понятием «характер», получили возможность лучше узнать свой характер и характер своих друзей, осознать индивидуальность и неповторимость своей личности.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 1997.
2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с деть-
ми. – СПб, 2000.
3. Психология. Словарь. / Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-
го. – Изд. 2-е., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 180 с.
- Прихожан A.M. Психология неудачника. – М., 1997.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2007 – 271с
- http: //www.azps.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая игра "Что такое мой характер"
Игра предназначена для подростков 12-14 лет.Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парад...
Презентация "Что такое характер"
Тема лектория " Характер и темперамент ребёнка" для родительского собрания в 5-9 классах...
Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...
Презентация к уроку обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"
Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...
Сочинение-рассуждение ОГЭ "Что такое сила характера?"
Сочинение-рассуждение "Что такое сила характера?". Сборник 2019 г. под редакцией И.П.Цыбулько, вариант 18....
Конспект группового занятия воспитательного характера «Что такое хорошо и что такое плохо?» (для детей 10-12 лет)
Данный материал рекомендуется к использованию на классных часах, во внеурочной деятельности, а так же подобное мероприятие преемлемо для проведения с детьми , организованными на непродолжительно...