Рекомендации педагогам, руководителям и психологам, способствующие повышению эффективности делового общения
статья по психологии
Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
педагогам, руководителям и психологам, способствующие повышению эффективности делового общения
Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.
Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях[1]:
- между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями),
- между самими образовательными учреждениями,
- внутри данного образовательного учреждения,
- между руководителем и педагогическим коллективом,
- между педагогами (членами данного педагогического сообщества).
Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей в обществе.
Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению данный принцип можно сформулировать следующим образом: поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех участников данного процесса. Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация действий всех сторон, а по возможности и гармонизация интересов членов данного коллектива.
Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в деловом общении имеется ряд положений, соблюдение которых позволяет избежать ошибок [2]:
✔ в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;
✔ когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот;
✔ в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,
✔ нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих;
✔ когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «начни с себя».
В деловом общении можно выделить три основных вида отношений:
Этика делового общения «сверху – вниз» (руководитель – подчиненный).
Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно – психологический климат коллектива. На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:
✔ стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
✔ замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
✔ укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
✔ доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
✔ привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.
Этика делового общения «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель).
Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:
✔ не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им;
✔ высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо;
✔ не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем;
✔ будьте преданы и надежны, но не будьте «подхалимом». Имейте свой характер и принципы;
✔ не стоит обращаться за советом, с предложением «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива).
Общий этический принцип данной формы общения:
«В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:
✔ не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;
✔ попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;
✔ не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить;
✔ рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей;
✔ не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
✔ не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.
Каким бы ни было деловое общение, оно всегда должно соответствовать законам деловой этики. В любой форме делового общения должны присутствовать доброжелательность, уважение, конкретность, открытость, восприимчивость и эмпатия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности межличностного общения в семье. Тренинг родителько-детского взаимодействия.
В статье поднимается вопрос о влиянии внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка и о возможных путях преодоления дисгармонии в родительско-детских отношениях....
«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...
Статья "Инновационные методы эффективного делового общения"
В статье дается описание инновационных эффективных средств речевого общения делового стиля. Соблюдение этих инновационных методов и реализация их на практике позволят каждому из собеседников соо...
Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...
Доклад на тему: «Использование современных методов и приемов, способствующих повышению эффективности подготовки домашних заданий».
В докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья по организации самоподготовки учащихся; применение современных технологий....
Выступление на ШМО ""Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Выступление на ШМО...
Рекомендации педагогам, руководителям и психологам, способствующие повышению эффективности делового общения
Хочешь быть умным, научисьразумно спрашивать,внимательно слушать,спокойно отвечатьи переставать говорить тогда,когда нечего сказать.Иоганн Каспар Лафатер...