Родительское собрание в 5-м классе “Ваш ребёнок пятиклассник»
консультация по психологии (5 класс)

Сапожкова Наталия Валерьевна

Родительское собрание в 5-м классе 

“Ваш ребёнок пятиклассник»

 

Цель: ознакомить родителей с кризисом подросткового возраста, рассмотреть основные трудности адаптации в пятом классе.

Форма проведения собрания: круглый стол.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Кризис подросткового возраста. Предпосылки, фазы, особенности.

2. Признаки успешной адаптации к школе. Признаки дезадаптации.

3. Результаты диагностики, заключение на класс.

4. Информация от детей (что изменилось, чувства к школе, пожелания родителям и учителям).

5. Информация – «чем можно помочь».

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, психолог, воспитатель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.39 МБ
Microsoft Office document icon Пояснения к слайдам32.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ваш ребёнок пятиклассник

Слайд 2

Младший подростковый возраст — 11–13 лет Старший подростковый возраст — 14 –17 лет Первая базовая задача подростков — это сепарация от родителей, Вторая связана с взаимодействием со сверстниками.

Слайд 3

Кризис подросткового возраста обусловлен: - В нешни ми предпосылками - В нутренни ми (биологически ми и психологически ми ) предпосылк ами Фазы подросткового возраста: - негативная (младший подростковый период) - позитивная (старший подростковый период

Слайд 4

Негативная фаза Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, грубость, противопоставление себя преподавателю, воспитателю, бравирование недостатками, аффективные вспышки, противоречивость чувств, упрямство, критицизм, своеволие, недостаточно мотивированные поступки, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Профилактика утомления 1. соблюдение возрастной нормы сна 2. режим учебной работы 3. ежедневные прогрулки

Слайд 5

Позитивная фаза Наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он может испытывать чувство любви, мечтает и т. д. Формируются доминанты “эгоцентрическая доминанта” – интерес подростка к собственной личности, своей внешности, самопознанию, повышенная критичность к себе; “доминанта дали” – установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; “доминанта усилия” – интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте; “доминанта романтики” – интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Слайд 6

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Слайд 7

Трудности адаптации Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне Нежелание выполнять домашние задания Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников Беспокойный сон Трудности утреннего пробуждения, вялость Постоянные жалобы на плохое самочувствие Признаки дезадаптации 1) Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. 2) Поведенческая – несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам. 3) Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками, взрослыми. 4) Соматическая – отклонения в здоровье ребёнка. 5) Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Слайд 8

Оценка уровня школьной мотивации. 5Б Уровень % Ведущий мотив % Очень высокий 27 (4) Учебный 60 Высокий 60 (9) Оценочный 7 Средний 13 (2) Позиционный 20 Сниженный 0 Социальный 1 3 Низкий 0 Мотивы: 1. Учебный - ориентация на овладение новыми знаниями, учебными навыками. 2. Оценочный – стремление учиться рады высокий оценок. 3. Позиционный - мотив самоутверждения, желания занять роль лидера. 4. Социальный - п олучение знаний для того, чтобы быть полезным обществу, получить одобрение окружающих, заслужить авторитет. Понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Г.В. Резапкина «Определение уровня тревожности» 5Б Низкий Средний Высокий 6 7 2

Слайд 9

5 Б

Слайд 10

5 Б

Слайд 11

5 Б

Слайд 12

Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.



Предварительный просмотр:

«Ваш ребёнок – пятиклассник»

Слайд 1

Вступление. Добрый день, уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Ваш ребёнок – пятиклассник». Как и любой другой, подростковый возраст начинается с изменения социальной ситуации развития. И тема моего доклада об особенностях переходного возраста и о результатах адаптации детей в 5-м классе.

Слайд 2

Сепарация - это усиление независимости детей от взрослых.

Сверстники - именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.

Слайд 3

К внешним относятся:

1. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность; содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;

2.   Отсутствие единства требований;

3. Появление новых требований со стороны взрослых  реальной помощи по хозяйству, возложение ответственности.

4. Изменение положения ребенка в семье – с ним начинают советоваться.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8–11 раз.

Слайд 4, 5

  Негативная фаза не просто переходит в позитивную, а медленно, постепенно, нередко болезненно, перерастает в нее. В каждый конкретный момент у подростка наряду со сформировавшимися позитивными, одновременно сосуществуют и негативные качества. Сложное переплетение негативных и позитивных качеств характеризует во многом противоречивую психику подростка.

Слайд 7  - В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

- В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации.

Слайд 8 - Таким образом, наша единая задача – помочь ребёнку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее психологическое благополучие.

        Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики (информация по школьной мотивации и тревожности на класс).

Слайд 9, 10, 11 - Информация к собранию от детей (необходимо заранее подготовить слайды)

Слайд 12

Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) - усматривать в "недопустимом" поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение! Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII - XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял и страстный романтизм. Так вот подростки, - те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними. Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа "почему" и "как ты мог" - подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не "друг Коля", способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»

Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...

Родительское собрание в 5-6 классе на тему "Мой ребёнок не хочет идти в школу".

Тема:  Мой ребёнок не хочет идти в школуЦель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда ещё малыши ...

Родительское собрание на тему "Особенности общения с ребёнком в семье", 5 класс

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — основные принципы общения ...

Родительское собрание на тему «Роль семьи в жизни пятиклассника» .

Родительское собрание на тему«Роль семьи в жизни пятиклассника» ....

Родительское собрание на тему: «Давайте познакомимся или мы пятиклассники»

Цель родительского собрания: знакомство классного руководителя с родительским составом класса, знакомство родителей  с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детског...

Родительское собрание в 5 «А» классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. На родительском собрании рассматриваются трудности у пятиклассников, это может вызывать и необходимость на...