Открытое занятие "Примерь мою роль"
план-конспект занятия по психологии (6 класс)
Проигрывание ситуаций ролевого взаимодействия в конфликтных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primer_moyu_rol.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 6 классе
на тему: «Примерь мою роль»
Цель: осознание участниками собственной индивидуальности, существования сходства и различий между людьми как важная предпосылка формирования толерантных отношений; проигрывание ситуаций ролевого взаимодействия в конфликтных ситуациях; актуализация навыков сотрудничества
Задачи:
- Содействие формированию нравственных установок по отношению к окружающим людям;
- Определение условий эффективного взаимодействия;
- Развитие коммуникативных навыков, умение решать проблемные ситуации, понимать и познавать других людей;
- Создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Форма проведения: дискуссия с элементами тренинга.
Используемые материалы:
- Мел, доска;
- Фломастеры;
- Цветные и белые листы А4;
- Ватман или его половина;
- Двусторонний скотч;
- Ножницы;
- Мешочек с карточками-цифрами;
- Кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зеленые и красные);
- Карточка с обозначением оценки занятия.
План занятия:
- Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу».
- Основное содержание занятия. Беседа по теме урока. Упражнение «Ассоциации». Упражнение «Снежинки». Упражнение «Рисунок вдвоем».
- Рефлексия, подведение итогов занятия. Упражнение «Ладони».
Контингент: обучающиеся 6 класса — 20 человек.
Литература:
1. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2013. – 224 с.
3. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000.
4. Школа-территория толерантности: Сборник методических материалов / под ред. Юшмановой Л.П., Петрутик Г.И., СПб, 2012. – 108 с.
Название приема, метода, упражнения | Содержание занятия |
Запись на доске | “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”. Генри Тэйлор |
Приветствие | Добрый день! Я рада вас сегодня видеть на этом занятии. Сегодняшнее занятие будет посвящено проблеме конфликтов. Мы постараемся разобраться с тем, что такое конфликт, поговорим о том, какие бывают конфликты и, конечно же, попробуем понять, как разрешать конфликты. Но прежде, чем начать эту работу, мне бы хотелось, чтобы вы поздоровались с каждым участником нашего занятия. |
Упражнение «Плечом к плечу» Участники рассаживаются на свои места. | Вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Но я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями. После этого ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т. п. |
Беседа по теме урока Выслушиваются ответы детей | Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на доску. Скажите, как вы понимаете фразу Генри Тэйлора, которая написана на доске: “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”? Каждый из вас слышал такое слово «конфликт». А что же это такое - конфликт? Прежде чем мы дадим определение понятию «конфликт», предлагаю вам выполнить одно упражнение. |
Упражнение «Ассоциации» Выслушиваются ответы детей Выслушиваются ответы детей | Когда мы слышим слово «конфликт», у каждого из нас возникает ряд ассоциаций. Какие ассоциации возникают у вас со словом конфликт? Закончите следующее предложение: «Конфликт – это…» слова, которые произносят дети, записываются на доске в столбик. А теперь давайте немного преобразим наши ассоциации. Представьте, если конфликт – это мебель, то какая? Если конфликт – это одежда, то какая? Какой же можно сделать вывод? (У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная) Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами, ссорами, криками. В результате бытует мнение, что конфликт – явление нежелательное, что его следует немедленно разрешить, как только он возникает. Скажите, пожалуйста, зачем нужны конфликты? Когда конфликты будут полезны? Конфликты полезны, если они:
А когда конфликт будет вреден? Конфликт будет вреден, если он:
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди-то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы с вами в этом убедимся на личном опыте. |
Упражнение «Снежинки» Выслушиваются ответы детей Выслушиваются ответы детей | Ваша задача – выполнять тот алгоритм действий, который я буду произносить.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло? А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни каждого человека. А как же можно разрешит конфликт? Условия конструктивного разрешения конфликтов: 1. Прекращение конфликтного взаимодействия. 2. Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов. 3. Снижение интенсивности негативных эмоций. 4. Выявление и признание собственных ошибок. 5. Объективное обсуждение проблемы. 6. Учет статусов (должностного положения) друг друга. 7. Выбор оптимальной стратегии разрешения. О стратегиях разрешения конфликтов вам подробнее расскажет Светлана Владимировна на уроке обществознания. |
Упражнение «Рисунок вдвоем» | Теперь я вас попрошу разделиться на пары, но разделение будет необычным. Кто с кем будет в паре, определит этот волшебный мешочек. Каждый из вас по очереди вытягивает бумажку с цифрой, а те, кто вытянут одну и ту же цифру, объединяются в пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки желающих пар обсуждаются по принципу «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось». |
Подведение итогов. Упражнение «Ладони» Выслушиваются ответы детей | В качестве подведения итога занятия, я хочу предложить вам выбрать лист бумаги, который по цвету вам понравится больше. Приложите к этому листу свою ладонь и обведите ее фломастером. После этого возьмите ножницы и вырежьте рисунок своей ладони. В центре вырезанной ладони напишите, пожалуйста, то качество бесконфликтного общения, которое для вас является наиболее значимым. Возможно, это будет такое качество, которое вы хотели бы в себе развивать или совершенствовать. Теперь я вам предлагаю сделать небольшой портрет нашего класса с помощью этих ладошек. Прикрепите получившиеся ладошки на листе бумаги так, как вам захочется. Посмотрите, какой чудесный плакат получился у нас. Он показывает, как мы с вами связаны с другими, несмотря на наши обиды и конфликты, но в то же время каждая «ладошка» существует отдельно. Мы увидели и узнали, что каждый из вас уникален и неповторим. И эти различия не должны приводить к непониманию и конфликтам. Посмотрите, как плотно ладошки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго. А теперь я вас попрошу оценить наше сегодняшнее занятие с помощью кружочков. Ведущий протягивает каждому участнику по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек:
После того, как каждый участник выбрал кружочек, кружочки опускаются в мешочек, а из него высыпаются на стол. Ведущий анализирует результаты «анонимного» голосования и просит участников по желанию высказать свое мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии; что нового и интересного узнали на уроке. А закончить занятие я хочу одной притчей. Послушайте ее внимательно. В одном селении умирал старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья жили вместе в мире и согласии?» Уже не может говорить старик — подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились — на нем 100 раз было написано всего одно слово. Не догадываетесь какое? На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!» Я желаю вам всем относиться терпимее друг к другу, стараться понимать друг друга и если конфликтовать, то только с целью поиска новых, нестандартных способы решения проблемы. Спасибо за внимание! |
А как же можно разрешить конфликт?
Условия конструктивного разрешения конфликтов:
1. Прекращение конфликтного взаимодействия.
2. Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов.
3. Снижение интенсивности негативных эмоций.
4. Выявление и признание собственных ошибок.
5. Объективное обсуждение проблемы.
6. Учет статусов (должностного положения) друг друга.
7. Выбор оптимальной стратегии разрешения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"
Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....
Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)
Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...
Открытый урок "ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ë, Ю, Я"
Избранная тема открытого урока служит цели ознакомления учащихся с тремя случаями, когда эти буквы дают по 2 звука; умение находить их в словах и формирования умения проводить транскрипцию слов по ука...
Открытый урок " Социальный роли и статусы"
Цели урока:Образовательная - учащиеся узнают, что такое социальные роли и социальные статусы, санкции и их вид. Научатся выделять главный социальный статус.Развивающая - развивать умение анализировать...